КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Системы управления персоналом. Организационные коммуникации и информационная поддержка
Организационные коммуникации и информационная поддержка 2.3.1. Организационные коммуникации Процессы коммуникации, в которых участвуют работники аппарата управления, являются жизненно важными связующими звеньями между руководителем и его подчиненными, между руководителями одного уровня, между организацией и внешней средой. В повседневной работе руководитель должен использовать информацию от различных доступных источников – вышестоящих руководителей, подчиненных, руководителей того же уровня, заказчиков, поставщиков и т. д. Оперативная деятельность руководителя отличается от его деятельности по принятию решений. Эти два существенных вида деятельности взаимосвязаны и зависят от информации, обрабатываемой и передаваемой внутри организации. Процессы коммуникаций позволяют руководителям эффективно выполнять свою работу и принимать решения о выборе оптимальной стратегии для достижения поставленных целей. Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Это процесс обмена информацией и передачи сведений между отдельными людьми или их группами. Организационная коммуникация – это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому числу людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности подразделений организации, позволяет получать необходимую информацию на всех уровнях управления. В учебном курсе «Теория организации» отмечается, что коммуникации важны для руководителей по следующим причинам: − руководители тратят большую часть времени на коммуникации. Согласно данным многих экспертов, на это уходит 75-95% времени руководителей. Поэтому они должны быть заинтересованы в улучшении данного вида деятельности; − коммуникации необходимы для повышения эффективности управления; − коммуникации необходимы для утверждения авторитета и выражения воли руководителя; − хорошо налаженные коммуникации содействуют обеспечению организационной эффективности. Для большинства людей их работа является первичным источником социального взаимодействия. Коммуникативность, которая осуществляется в группе, является механизмом, с помощью которого члены группы выражают свое отношение к происходящему. Тем самым коммуникативность способствует эмоциональному выражению работников и позволяет реализовывать социальные потребности. Существенное значение имеет и функция коммуникативности, которая связана с ее ролью в процессе принятия решений. Она позволяет предоставлять данные, которые необходимы индивидуумам и группам для принятия решений, посредством передачи информации для идентификации и оценки альтернативных решений. Коммуникацию можно определить как использование слов, букв, символов или аналогичных средств для получения информации об объекте или событии. Это широкое понятие, включающее ряд уточненных терминов: − семантика коммуникаций относится к значению слов и символов; − синтаксис коммуникаций указывает на взаимосвязи между используемыми символами; − прагматика коммуникаций связана с их результативностью и эффективностью при достижении определенных целей. Существует ряд подходов к группировке средств коммуникации. Следует различать коммуникации: − несловесные персональные; − словесные устные; − письменные персональные; − письменные групповые внутри организации и за ее пределами. Для руководителя организации любого типа важен каждый из элементов процесса коммуникации. Многие практики и теоретики управления считают, что формы, в которых осуществляются коммуникации, зависят от того, что известно о получателе (получателях) информации. Это означает, что руководитель должен ориентироваться на получателя информации, а не на ее источник. В курсе «Теория организации» показано, что коммуникативный поток может перемещаться в горизонтальном или вертикальном направлении. Вертикальное направление, в свою очередь, подразделяется на нисходящее и восходящее. Нисходящее направление. Коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню, является нисходящим. Он используется руководителями групп для постановки задач, описания работ, информирования о процедурах с тем, чтобы выделить проблемы, требующие внимания, предложить варианты обратной связи по результатам работы. При этом, чем больше уровней проходит информация, тем меньше вероятность того, что она не будет искажена. Наиболее характерным примером является общение начальника со своими подчиненными. Восходящее направление. Восходящая информация в организациях перемещается от более низкого к более высокому уровню. Она используется для обратной связи подчиненных с руководством с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах. Служит средством доведения до сведения руководителей мнения работников. Горизонтальное направление. Когда общение происходит между членами одной группы или рабочей группы одного уровня, между руководителями или исполнительным персоналом одного уровня, то такой коммуникационный процесс называется горизонтальным. Данный процесс необходим, так как позволяет экономить время и обеспечить скоординированность действий. В одних случаях такое общение является формальным и обязательным, в других – происходит спонтанно. В организациях источником коммуникации обычно являются сотрудники со своими идеями, намерениями, информацией и целью коммуникации. Кодирование – это перевод идей источника коммуникации в систематический набор символов, на язык, выражающий его цели. Функция кодирования – обеспечение формы, в которой идеи и цели могут быть выражены как передача сигналов. Передача сигнала. Цель источника коммуникации выражена в виде сигнала, форма которого зависит в значительной мере от используемого канала. Каналы относятся к передаточным механизмам от источника коммуникации к получателю информации. В организациях это может быть устное обращение друг к другу, телефонные разговоры, неформальные связи, групповые собрания и др. Чтобы процесс коммуникации был завершен, необходимо, чтобы сигнал был расшифрован. Каждый получатель информации интерпретирует (расшифровывает) сигнал, используя опыт и предлагаемые рекомендации. Чем ближе закодированный сигнал к цели, поставленной источником, тем более эффективна коммуникация. Источник коммуникации надеется, что его сигнал будет иметь высокую степень точности. Поскольку точность сигнала редко совершенна, желательно обеспечение обратной связи в коммуникационном процессе. Односторонняя связь является более оперативной, чем двусторонняя. Однако двусторонняя связь гораздо более точная. Петля обратной связи обеспечивает канал для ответа получателя информации, что позволяет источнику коммуникации определить, был ли получен сигнал. С помощью обратной связи руководитель может оценить, насколько эффективно он осуществляет коммуникацию, а также повысить точность сигналов в будущих коммуникациях. Объективно существуют помехи и барьеры, нарушающие качество сигнала. В деятельности организации к ним относятся: − отвлечения; − неправильная интерпретация со стороны получателя или источника информации; − различные значения, придаваемые одним и тем же словам различными людьми (семантические проблемы); − статусное различие между руководителями и подчиненными в восприятии организационной дистанции, вследствие чего расширяется коммуникационный разрыв между ними; − получатель информации слышит только то, что хочет услышать (ценностная оценка). Следует особо отметить важность восприятия как определяющего момента в эффективности коммуникации. Руководитель должен знать, что: − информация, не находящаяся в области опыта получателя (руководителя, подчиненного, работника одного уровня), будет восприниматься медленнее, чем знакомая информация; − в незнакомой ситуации работник почти автоматически выбирает ту часть своего прошлого опыта, которая связана с этой ситуацией и может быть использована для ее оценки; − коммуникации воспринимаются и оцениваются в свете опыта работника; − даже наиболее объективная информация включает субъективные представления; − несоответствие кодирования и расшифровки информации вытекает из различий в опыте ее источника и получателя; − один только язык не может решить проблему несоответствия кодирования и расшифровки информации. Существуют различные виды сетей коммуникаций. Некоторые виды зависят от конкретного фактора, например от качества и объема информации. Организационные отношения между персоналом компании могут быть представлены в виде базовых, производных и смешанных схем. К базовым схемам относятся линейная (без обратной связи) и кольцевая (рис.2.6. а, б). К производным относятся: колесообразная, звездообразная (рис.2.6. в, г). Линейная схема рекомендуется для небольших организаций при высоком профессионализме и авторитете руководителя; а также большой заинтересованности подчиненных в ее успешной работе. В схеме делегируются линейные и функциональные связи.
Рис. 2.6 Типы коммуникаций в организации Кольцевая схема представляет собой замкнутую на руководителя линейную схему. Она эффективна в небольших организациях или в подразделениях средних организаций со стабильной продукцией и стабильным рынком. Для кольцевой схемы характерно разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников, а административные остаются у руководителя. Схема «колесо» эффективна в небольших организациях или подразделениях, в которых требуется постоянная корректировка производства продукции. Это обычно обусловлено неустойчивой номенклатурой выпуска, изменениями спроса на продукцию. Схема сочетает самостоятельность действий работников и профессионализм руководителя. Схема «звезда» представляет собой разветвленную систему линейных отношений. Она рекомендуется при филиальной структуре организации и при необходимости соблюдения конфиденциальности в деятельности каждого составляющего подразделения. Между объектами управления нет внутренних связей. С каждым объектом только руководитель реализует линейные и функциональные связи. Восприятие работниками любой коммуникации определяется многими организационными и личностными факторами. Изменение в представлениях работника может быть вызвано изменением получаемой информации или рабочего окружения. На восприятие также влияет прошлый опыт. В действующей организации приказы высшего руководителя фильтруются, а затем воспринимаются. Мы отмечали, что коммуникации между руководителями и подчиненными являются двухканальной информационной системой, которая обеспечивает свободный поток информации как в направлении сверху вниз, так и снизу вверх. Вместе с тем руководитель в силу своего положения прямо влияет на направление и поток коммуникаций. Потребность в коммуникациях в направлении снизу вверх и в консультировании работников возрастает, когда: − размеры организации увеличиваются; − услуги и продукция усложняются; − в большей мере изменяются технологические условия и условия внешней среды; − усиливается географическая разбросанность подразделений организации.
2.3.2. Информационная поддержка системы управления персоналом Управление персоналом невозможно без информационного обеспечения. Уровень информационного обеспечения зависит от ряда факторов: − располагаемым для сбора информации временем; − прилагаемыми усилиями; − затрачиваемыми ресурсами; − качеством (полнотой, достоверностью) информации. Аппарат управления получает информацию в самых разных формах. Это могут быть: − данные, выдаваемые компьютером в электронной форме; − документы, передающие информацию в численной или цифровой форме; − устная информация, передаваемая по телефону, часто в электронной форме. В тех же формах офис и производит информацию. Как правило, аппарат управления использует полученные данные в качестве основы для производства другой своей важной продукции – решений. Способ получения информации существенно влияет на характер управленческих решений. В настоящее время разработано достаточно много различных методов и техник сбора данных, которые используются как при определении проблемы, так и на других стадиях разработки управленческих решений. Конкретные методы сбора информации и основные требования к ней зависят от типа организации, количества персонала и др. (рис.2.7).
Рис. 2.7. Методы сбора информации
Каждый руководитель должен заниматься систематизированным сбором данных, необходимых для эффективного управления персоналом предприятия (организационной структуры). Для анализа и обработки информации применяются любые доступные средства, методы и алгоритмы (рис. 2.8).
Рис. 2.8. Методы анализа информации
В процессе анализа руководитель, используя личный опыт, производит фильтрацию информации.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |