Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативный компонент урока




Психологический анализ урока

В педагогической психологии выделяют 3 стиля педагогического общения: авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный стиль основывается на приказе, указании, инструкции. Даже благодарность может выглядеть как приказ. При обнаружении ошибки склонен высмеивать или ругать виновного, чаще всего не объясняя как ее можно исправить. В его отсутствие работа замедляется, а то и вовсе прекращается. Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям. Вместе с тем обладание занимательности на уроке, акцент на непроизвольном внимании может иметь и негативные последствия.

Авторитарный стиль проявляется в 2-х формах "общение - устрашение", "общение дистанция". Разница между ними состоит в том, что в случае дистанции у учителя может быть в целом положительное отношение к детям, при авторитарной организации их деятельности, но в случае "устрашения" авторитаризм сочетается и с отрицательным отношение к учащимся.

Либеральный стиль педагогического общения - анархический, попустительский Учитель старается не вмешиваться в жизнь класса, вопросы рассматривает формально, легко меняет отношения подчиняясь подчас противоречивым влияниям. Фактически самоустраняется от ответственности за происходящие. При положительном отношении к детям либеральный стиль может принять форму "общения - заигрывания". Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявления такого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться классу, а с другой - отсутствие навыков профессиональной деятельности.

Демократическое общение проявляется в опоре учителя на класс. Он старается донести цель деятельности до сознания, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы, видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании; каждый ученик поощряется, у него растет уверенность в себе; развивается самоуправление. Основные способы общения у демократического учителя - это просьба, совет, информация. Демократический стиль общения проявляется в двух формах: "общение на основе увлеченности" и "общение на основе дружеского расположения". При этом последнее является ступенькой в достижении первого – подлинно демократического взаимодействия учителя с учеником. Увлеченность совместным творческим поиском наиболее продуктивный стиль в педагогическом общении.

Авторитарный стиль может обеспечить кажущуюся эффективность групповой деятельности, высокую успеваемость. Но он не способствует развитию творческого мышления, интеллектуальной и личностной самостоятельности, создает крайне неблагоприятный психологический климат. По данным медико-психологических исследований, именно авторитарный стиль общения порождает невротические реакции.

Стиль общения проявляется во многих моментах. Одним из них является то, в каких терминах формулируются сообщения - в терминах "я - сообщение" или в терминах "ты - сообщение". Если человек говорит о своих чувствах, о своем впечатлении, отношении употребляя местоимения "я", "мне", "меня", то в этих сообщениях он как бы не претендует на объективность высказывания, открыто выражает свое субъективное мнение. Такие сообщения и носят название "я" - сообщения. "Ты - сообщение" содержит местоимения "ты", "тебе", "тебя", именно эти сообщения наиболее привычны для учителя: "Ты не мог бы потише!", "Я тебя насквозь вижу", "Ты у меня посмейся". Как показывает опыт "ты - сообщение" чаще воспринимается детьми с отрицанием, обидой, защитой. Потому, что каждое "ты - сообщение", по сути содержит, выпад, обвинение, осуждение или во всяком случае оценку. Преобладание "ты - сообщений" особенно в сочетании с обращением по фамилии говорит об авторитарном стиле педагогического общения.

"Я - сообщение" имеет несколько важных преимуществ. Во – первых, оно позволяет в необидной форме выразить свои негативные чувства, которые не стоит подавлять, так как они накапливаются и рано или поздно прорвутся. К тому же скрыть недовольство не так уж легко, они проявятся в жестах, молчании и т,п. Во – вторых, "я - сообщение" дает возможность ученикам ближе узнать учителя, и то, что он в данный момент ощущает. Умение строить "я - сообщение" лежит в основе демократического стиля общения. Здесь следует отметить, что смешение в сообщении "ты" и "я" - свидетельство в пользу "ты - сообщения" ("Ты мне мешаешь...", "Я от тебя устала").

Другим показательным моментом стиля общения являются преобладающие чувства учеников. Авторитарные учителя наиболее успешны в стимулировании таких чувств, как стыд, вина, угрызения совести. Они больше обращают внимание на промахи, чем на успешные шаги ученика. Демократический учитель умеет создавать ситуацию успеха, укрепляет самоуважение ученика. Ему чаще удается вызвать у учащихся такие чувства как радость, энтузиазм, достоинство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.