Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы разработки и реализации нововведений




Планирование, разработка и реализация новых средств труда, технологий, видов услуг проходят ряд характерных этапов, результа­тивность которых описывается так называемой S-образной (логистической) кривой эффективности

где П(t) - показатель эффективности;

Пп - предельное значен'- е показателя эффективности;

Величина характеризует интенсивность изменения показателей эффективности в начальный момент.

Затухание эффекта и характерное протекание S-образной кривой эффективности хорошо прослеживается по изменению экономии топлива парком грузовых автомобилей США в результате применения ряда однородных технических решений (рис.21).

 


1973 1976 1979 1982

Рис. 21. Влия­ние комплекса мероприятий на экономию топ­лива грузовым парком:

1- общая эко­номия;

2- дизелизация;

3 - регулирова­ние включения вентилятора;

4 - радиальные шины;

5 - обтекатели и аэродинамичес­кие формы;

6 – прочие

Аналогичная тенденция наблюдается и по изменению во времени топливной экономичности среднего легкового автомобиля различных годов выпуска (модельный год) США (рис. 22).

На рис. 22 показаны принятые в США показатели топливной экономичности в виде запаса хода - mpg, т.е. количество миль, кото­рое автомобиль может проехать, израсходовав галлон (3,785 л) топ­лива. Из рис. 22 следует, что к 1986 - 1988 годам традиционные мето­ды улучшения топливной экономичности были исчерпаны. Запас хода стабилизировался на уровне 27...27,7 mpgили 8,5...8,7 л/100км.

Рис.22. Топливная экономичность но­вых легковых ав­томобилей произ­водства США:

1- федераль­ный стандарт (27,5 mpg или 8,6л/100 км);

2 - средний фактический запас хода

Итак, для логи­стической кривой эффективности ха­рактерны следующие этапы (рис. 23).

Рис. 23. Этапы подготовки и реа­лизации нововве­дений

На первом этапе (I- стадия разработ­ки и освоения) показатели эффективности новых средств производства или технологии (2) могут уступать соответствующим показате­лям предшественни­ков (1). На этом этапе наблюдается фондоемкий период НТП, т.е. отсутст­вие прибыли (рис. 24).

 

Рис. 24. Изме­нение эффек­тивности ново­введений

Он связан с дополнительны­ми затратами на исследования, разработки, мар­кетинговый ана­лиз, конструиро­вание, испыта­ния, обучение и адаптацию пер­сонала. На этом этапе, когда преимущества новых решений еще не ясны, особенно важна правильная техническая и экономическая политика системы, подкрепляемая реальной финансовой и организационной поддержкой новых разработок.

На втором этапе (II) показатели эффективности новых средств труда, услуг или технологий (2. рис. 23) начинают превосходить тра­диционные (1) и.начинается фондосберегающий период НТП.

На третьем этапе (III) новые изделия или технологии вытесняют традиционные, но одновременно происходит и исчерпание потенци­альных возможностей "новых решений" (2) и эффект от их примене­ния затухает. Назревает необходимость новой замены изделий и тех­нологий 2 на следующее поколение 3 (рис. 23).

На основании анализа функций эффективности формулируется следующее правило.

Правило №17. Интенсивные и ресурсосберегающие формы развития производства не возникают самопроизвольно, а обеспечи­ваются своевременным переходом к новым техническим ре­шениям, технологическим процессам и формам управления.

Рассмотрим схему замены "старых" изделий, технологии или ус­луг на "новые". На приводимой схеме (рис.23) 1 это кривая эффектив­ности заменяемого объекта, а 2 и 3 - тоже, последовательно заменяю­щих объектов. В первом случае разработка нового объекта (технологии, услуги) была начата с определенным запасом времени в момент to2, а следующего поколения - to3, поэтому общий эффект заменяемых и заменяющих объектов (1,2 и 3) за период t 1 – t 2 харак­теризуется (например, объем выпускаемой продукции или предостав­ленных услуг) площадью (F) под кривой ABCD.

Если к разработке нового объекта (2’) приступили позже, в мо­мент t'02, то общий эффект от заменяемых (1) и новых (2') объектов за такой же период будет значительно ниже и определяется площадью F2 под кривой ABEG, то есть F1 >>F2. При этом за равные периоды (t1 – t2)третье поколение изделий не успеет даже войти в эксплуата­цию.

Отсюда следует еще одно правило рационального управления.

Правило №18. Важнейшей задачей планирования НТП на любом уровне является, во-первых, определение рационального момента начала такого планирования, создание необходи­мого научного, маркетингового, конструкторского и тех­нологического задела; во-вторых, определение момента пе­рехода к новым техническим, технологическим и органи­зационным решениям.

Итак, НТП основан на поиске и разработке принципиально но­вых решений, что в рыночных условиях связано с двумя видами риска (рис. 25)

 

 

Рис. 25.Соотно­шение устаревания или неудачи при разработке ново­введений

1) Риск неудачи раз­работки (Н), свя­занный с потерей времени и инвести­ций, вложенных в оказавшиеся непер­спективными реше­ния;

2) риск устаревания или недостаточной

новизны (У) разработки, который, как правило,

вызван экономией инвестиций в разработки (анна

Возможность неудачи разработки

лиз рынка, оборудование, научные коллективы, опытные образцы, глубину и продолжительность испы­таний).

Из рис. 25 следует, что чрезмерная перестраховка (малые значе­ния Н12)может привести к устареванию нововведений (У12).

Правило №19. При планировании и финансировании поисковых и фун­даментальных работ, являющихся основой принципиально новых решений, следует учитывать фактор риска и не­возможность абсолютно точного определения технико-экономического эффекта нововведений.

Для предварительных оценок предпочтительности разработок нововведений можно использовать следующую формулу:

 

где Пз - предпочтительность затрат на разработку нововведений.

О - отдача от нововведений.

F- вероятность риска - неуспеха разработки и реализации ново­введений за заданное время.

3 - затраты, необходимые для разработки и создания нововведе­ния.

Согласно международным подходам программа разработки но­вовведений может приниматься к рассмотрению, если Пз > 3.

Правило №20 Расчет экономического эффекта от применения ново­введений необходимо проводить не только за отдельные этапы (I, II, III, рис. 23), а за весь расчетный период функционирования нововведения. При этом за начало рас­четного периода принимается год выделения средств на НИ ОКР или маркетинговый анализ. За конец расчетного периода принимается год полного вывода разрабатываемого нововведения из эксплуатации из-за физического или мораль­ного устаревания.

Таким образом, расчетный период включает весь жизненный цикл нововведения: исследование, разработка, серийное производст­во, использование и списание.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.