КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правило №21.Знание и использование стандартных правил свидетельствуют не об отсутствии творческой инициативы, а о высокой квалификации инженерно-управленческого персонала
ПРОИЗВОДСТВОМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ТЕМА 6. § 14. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ
роцесс принятия решения - это выбор варианта решения из нескольких возможных. Он складывается из характерных этапов (рис. 26) и носит, как отмечалось ранее, итеративный характер. При принятии решений используются определенные методы. Методы принятия решений классифицируются в зависимости от способа принятия решения, имеющейся информации, применяемого аппарата (рис. 27). 1. В зависимости от способа принятия решений они подразделяются на стандартные и нестандартные. Стандартные решения применяются в часто повторяющихся производственных ситуациях. Они содержатся в законах, стандартах, правилах, нормативах и другой действующей документации, опыте других специалистов и организаций. Например, при тормозном пути больше допустимого (правила дорожного движения) автомобиль не допускается к эксплуатации; после определенного пробега автомобиль направляется на соответствующий вид ТО (Положение о ТО и Р) и др. В инженерно-технической службе 80-85% всех решений (у инженера АТП - 80-83%, у главного инженера - 45-55%) приходится на подобные повторяющиеся производственные ситуации. Решения при этом принимаются по следующей схеме: анализ рыночной или производственной ситуации -> ее идентификация с одной из стандартных -> принятие решения по правилам или аналогии со стандартным. Это во-первых, сокращает время на принятие решения, разработку и реализацию соответствующих мероприятий; во-вторых, уменьшает вероятность принятия ошибочных решений; в-третьих, у специалиста высвобождается время для принятия решений в нестандартных, новых или сложных производственных и рыночных ситуациях, требующих сбора информации, ее анализа, расчетов, объединяемых понятием «исследование операций». Рис. 27. Классификация методов принятия решений К операциям относятся как отдельные мероприятия, проводимые для повышения эффективности системы, так и сложные программы, касающиеся достижения цели, стоящей перед системой в целом. Каждая операция (мероприятие, программа) оценивается ее эффективностью, т.е. вкладом, который обеспечивается при ее выполнении. В общем случае показатель эффективности или целевая функция может зависеть от трех групп факторов (или подсистем): (12) Первая группа факторов (a1...aN) характеризует условия выполнения операции, которые заданы и не могут быть изменены в ходе ее выполнения. Для конкретного АТП это: климатические условия района расположения предприятия, влияющие на надежность парка; дорожные условия обслуживаемого региона, влияющие на надежность и производительность автомобилей и др. Вторая группа (x1...xm), которая иногда называется элементами решения, может меняться при управлении, влияя на целевую функцию. Эти факторы выбираются из дерева систем ТЭА (рис. 16). Примеры второй группы факторов: качество ТО и ТР, квалификация персонала, уровни механизации и др. Третья группа - заранее неизвестные условия (Z1...Zk), влияние которых на эффективность системы неизвестно или изучено недостаточно. Например, конкретные погодные условия "на завтра"; число требований на ТР в течение следующей смеYы, определяющее простой автомобилей в ремонте, загрузку постов и персонала; психофизиологическое состояние водителя, влияющее на безопасность движения и эксплуатационную надежность автомобиля и др. При рациональном управлении значение целевой функции улучшается, а при оптимальном — становится наилучшим (минимальным или максимальным). Первая и третья группы факторов иногда условно объединяются общим понятием "природа", которое характеризует все внешние для системы условия, влияющие на исход операции, мероприятия, программы. 2. В зависимости от объема и характера имеющейся информации решения подразделяются на: принимаемые в условиях определенности; при наличии риска; в условиях неопределенности. В условиях определенности состояние природы известно, т.е. третья группа факторов (формула 12) отсутствует или может приниматься постоянной, превращаясь в первую группу. Когда действуют все три группы факторов, задача выбора решения формулируется следующим образом: при заданных условиях с учетом действия неизвестных факторов требуется найти элементы решения, которые по возможности обеспечивали бы получение экстремального значения целевой функции. Если может быть определена или оценена вероятность появления тех или иных состояний "природы" (факторов третьей группы), то решение принимается в условиях риска. Если вероятность состояния "природы" неизвестна, то задача решается в условиях неопределенности. 3. В зависимости от аппарата принятия решений используются: 1)алгоритмический подход (законы, правила, нормативы, формулы); 2)коллективное мнение специалистов (экспертиза); 3)расчетно-аналитические методы для процессов, описываемых аналитически (исследование функций на минимум и максимум, программирование, теория массового обслуживания и др.); 4)моделирование процессов; 5)натурный эксперимент или наблюдение.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |