КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изменение приоритета критериев транспортировки
Подбор подвижного состава под вид перевозимого груза. Маршрутизация перевозок В соответствии с ГОСТ 51005 — 96 «Услуги транспортные. Номенклатура показателей качества перевозок» качественной можно считать перевозку, отвечающую требованиям сохранности груза, т. е. доставку без потерь, повреждений, загрязнений; своевременности согласно договоренности с заказчиком или расписанием движения транспортных средств; надежности; скорости; выполнения определенных условий заказчика и т. д. В этом определении заложен ряд критериев, с помощью которых можно выбрать рациональный способ транспортировки продукции. Выбор вида транспортировки в значительной степени влияет на окончательную стоимость перевозимой продукции и является основой возможности ее конкурентоспособности на рынке одноименных товаров. Выбор систем транспортировки зависит не в последнюю очередь от характеристик перевозимого груза, т. е. груз можно считать основой выбора. Транспортная составляющая не должна превышать определенного процента от конечной стоимости груза на рынке. Естественно, что к невысокой стоимости груза нецелесообразно прибавлять значительную стоимость его доставки. Существует множество критериев оценки методов транспортировки, но в каждой ситуации грузоотправитель или оператор стараются выбрать оптимальный (рациональный) вариант, исходя из конкретного набора критериев, в первую очередь ситуации на рынке и свойств груза. Наличие определенных видов транспорта в регионе перевозки также принимается во внимание. Получается, что в конкретном случае, во-первых, важно желание заказчика, т. е. его заинтересованность в сроках или стоимости доставки (или того и другого), во-вторых, важны характеристики груза, его объем и стоимость, в-третьих — наличие видов транспорта и их характеристика. Исследования показали, что один и тот же критерий по-разному ведет себя на различных видах транспорта в различные периоды (табл. 6.2), т.е. его значимость может меняться. Таблица 6.2
Для выбора вида транспорта или сочетаний видов необходим критерий оценки приспособленности систем транспортировки к определенным условиям, в число которых входят не только интересы потребителя, но и транспортника, предлагающего свои услуги и желающего получить определенные прибыли. Критерий общей стоимости доставки может являться основным, особенно при перевозке массовых грузов относительно небольшой стоимости. Но при перевозке отдельной номенклатуры грузов важнее рассматривать весь процесс доставки по критерию «без потерь, повреждений и т. п.». Учет стоимости в этом случае уходит с первого места, например при доставке особо ценных выставочных грузов или при перевозке КТГ, где сроки могут быть главным ограничением. Стоимость в этом случае рассматривается не в первую очередь (естественно, что она не отрицается полностью), но из-за специфики грузов важнее рассматривать саму возможность его доставки при условии безопасности для груза и окружающей среды. Даже при социалистической экономике эти грузы перевозились по договорной цене. Применение в качестве критерия перевозки «без потерь, повреждений и т. п.» не совсем правильно для любых других грузов, поскольку при любой перевозке безопасность доставки подразумевает сохранность качества и количества груза. Сроки доставки связаны с затратами в части возможного увеличения потерь от долгой транспортировки, например при перевозке скоропортящихся грузов. Уменьшение сроков доставки, как правило, влечет увеличение стоимости. Например, перевозки автомобильным транспортом будут быстрее, но дороже при одинаковом расстоянии по сравнению с железнодорожным, а самые дорогие, но и наиболее быстрые перевозки — авиационным транспортом. В рыночных условиях возможность выйти на рынок первым можно иногда рассматривать как основной критерий. Как правило, здесь могут быть повышенные транспортные затраты. Однако после первых перевозок стоимость может вернуться как основной критерий для последующего процесса доставки. Мультимодальные перевозки требуют особого подхода в подборе критериев оценки системы транспортировки. Проблема заключается в том, что применение мультимодальных систем чаще всего связано с необходимостью такого возможного сочетания видов транспорта, которое уменьшит стоимость, а это требует по возможности использования водных видов транспорта и не в последнюю очередь связано с объемами перевозки конкретного груза и расстоянием. Но при этом возникает проблема сокращения времени, увеличенного в таких системах из-за применения менее скоростных видов транспорта и необходимости перегрузки. Применение интермодальной технологии в этих перевозках несколько облегчает проблему, но тем не менее поиск критериев остается достаточно проблемным. На сегодня проблему выбора вида транспортировки можно решать на основе многокритериального подхода, базирующегося на методе экспертных оценок, позволяющем наиболее простым способом получить количественную оценку качественных показателей. Эксперты могут выбирать критерии из всей их совокупности: стоимости (эффективности); производительности (мощности); срока доставки; времени простоя под погрузкой и разгрузкой; надежности, в том числе по соблюдению графика доставки; доступности в географическом плане; сохранности; гибкости; соответствия требованиям потребителя; частоты отправлений по плану поставки; универсальности; характеристики искусственных сооружений на маршрутах (высота линий электропередачи, мостов, тоннелей, дорожные нагрузки на ось) и др. По мнению экспертов, могут быть добавлены иные критерии исходя из конкретных условий эксплуатации или с учетом требований клиента (грузовладельца, перевозчика или транспортного экспедитора). Эксперты сортируют критерии с помощью различных методов, например ABC-анализа. Этот вид анализа представляет собой ряд последовательных процедур, направленных на подготовку и обоснование варианта прогноза. Критерием окончания подготовки группового ответа служит достаточно высокая степень согласованности мнений экспертов. Полученный результат может быть рассмотрен в качестве прогноза с достаточной степенью обоснованности. При несогласии отдельных экспертов возникает необходимость более детального исследования проблемы с учетом аргументации, выдвигаемой различными экспертами. Упомянутый выше ABC-анализ интересен тем, что позволяет выделять наиболее важные критерии, т. е. ранжировать их с учетом предпочтений клиентов. Число рассматриваемых критериев обычно не менее трех, как количественных (например стоимость), так и качественных (например надежность), требующих предварительной дополнительной обработки экспертами (оцифровки). Возьмем за основу расчетов данные табл. 6.2. Возможны два варианта решения. Первый вариант, когда критерии считаются одинаково значимыми или равно важными. В этом случае получаем табл. 6.3 с относительными значениями критериев от 0 до 1. Как видим, по наибольшему суммарному коэффициенту предпочтительным будет автомобильный, затем железнодорожный, водный и воздушный виды транспорта при равной значимости всех критериев. По второму варианту расчет проводился по данным, установленным экспертами на 2000 г. (см. табл. 6.2). Экспертами была определена весомость каждого критерия в работе транспорта. Для примера условно считаем, что «доступность» может быть интерпретирована как «гибкость»; «безопасность» — как сумма двух критериев — «информативность» и «квалификация персонала». Таблица 6.3
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |