Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. Трудовой капитал 1 страница




Необходимость исследования индивидуального трудового капитала сегодня усиливается и тем, что первые и идущие за ними реформаторы российской экономики оставили и до сих пор оставляют без должного внимания человеческую составляющую рыночных преобразований, что не только является их главным сдерживающим фактором, но и отбрасывает общество на длительное время назад. Все эти, как и многие другие моменты, определяют необходимость и актуальность комплексного исследования трудового капитала разных экономических субъектов и, в первую очередь, человека.

Исследование индивидуального трудового потенциала в процессах саморазвития и нарастания всех человеческих составляющих – созидательных сил и способностей людей, индивидуальных и социальных экономических отношений, видов и форм человеческой деятельности исключает всякий монотеоретический и монометодологический подход и опирается на полифункциональный характер общей экономической теории, что позволяет сформулировать основную проблему: экономические отношения возникают в процессах движения и развития индивидуального трудового потенциала, изменяют существующие и преобладающие в обществе экономические отношения между людьми и между разными хозяйственными субъектами и оказывают влияние на эффективность производства и на ход социально-экономических процессов.

Движение личностных способностей и дарований, образующих субстанциональную основу трудового потенциала человека, является источником и фактором развития индивидуальных экономических отношений как «отношений к себе самому, к вещам, к другим индивидам и отношениям» и вносят определенные коррективы в существующие социальные экономические отношения, формы и виды человеческой, производственной деятельности, которые изменяют и трансформируют экономическое поведение и социальное положение людей.

Рассматривая сущность трудового капитала как процесс взаимного приращения и человеческих способностей, и полезных эффектов (продуктов), как процесс самовозвышения индивидуальных качеств при их переходе от умственных к интеллектуальным, а от них к психологическим и духовным способностям, как процесс постоянной смены форм деятельности личности, становится очевидным, что за всеми этими естественно складывающимися процессами скрыты определенные экономические и социальные отношения, которые на глубинном уровне непосредственного соединения человека со средствами производства выступают как отношения индивида, с одной стороны, к себе самому, с другой стороны, к работающей технике. «Экономическая система, - пишет Р. Барр – не является незыблемой, подобно системе физической, это система общественная, «историческая система», которая изменяется и действует потому, что изменяются и действуют люди». И далее: «…Политическая экономия является в двояком смысле гуманитарной наукой: с одной стороны, она говорит об отношениях человека с вещами и с другими людьми; с другой стороны, чтобы выполнить свою разъяснительную задачу, она должна постичь человеческую деятельность во всем ее разнообразии и богатстве».

Рост физической тяжести труда (работы или конкретных действий) сопровождается снижением производства дополнительных единиц полезности (или же убыванием предельной полезности) на фоне возрастания дополнительных единиц затрат человеческих сил. В результате общая отдача предельных затрат труда падает в арифметической прогрессии, а трудоемкость дополнительной продукции возрастает в геометрической прогрессии. При возрастании физической тяжести труда общие объемы производства продукции снижаются большими темпами, чем сокращаются совокупные затраты труда. В целом эти объемы как и затраты возрастают, но не достигают той первоначальной величины, которой характеризуется индивидуальное творчество в период своей трансформации в процесс труда. Очевидно, физически тяжелый труд сопровождается меньшими объемами производства и большими размерами затрат человеческих сил в расчете на единицу продукции, чем труд физически более легкий. Очевидно также и то, что физическая тяжесть способствует более быстрому – превращению труда в работу. Иными словами, человек стремится его как можно скорей облегчить (специализировать, применить более производительные орудия, приемы и методы труда) или закончить.

Распространенным способом оценки средних значений индивидуального капитала являются оценки по странам мира индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) [4].

Методика расчета ИРЧП предполагает построение комплексного показателя как среднеарифметической величины трех показателей, оцениваемых экспертами по данным национальной статистики и отчетам в ООН:

1) ожидаемой продолжительности жизни на конкретную дату по шкале от 25 до 85 лет;

2) доступностью образования как средней величины грамотности взрослых (0-100%) и доли учащихся всех уровней образования в соответствующей возрастной группе (0-100%);

3) уровнем благосостояния, измеряемым по соотношению реального ВВП на душу населения, исчисляемому по паритету покупательной способности национальной валюты в долларах США. По докладу ПРООН в 1997 г. ИРЧП по трем группам стран представлен в таблице10.

Расчет ИРЧП осуществляется по формуле:

 

или , (2.1)

где Y1 - индекс ожидаемой продолжительности жизни;

y2 - индекс доступности образования;

Y3 - индекс реального ВВП на душу населения.

При расчете каждого индекса используется фиксированные шкалы минимального и максимального значения показателей, с которыми сравниваются фактические значения индексов конкретной страны, и определяется ее рейтинг (положение) по группе стран.

 


Таблица 10 - Рейтинг стран мира по индексу развития человеческого потенциала

Рейтинг Страны мира ИРЧП Индексы
Ожидаемой продолжительности жизни Доступности образования Благосостояния
Итоговый по странам мира 0,764 0,64 0,71 0,94
Развитые страны 0,911 0,82 0,93 0,98
  Канада 0,932 0,90 0,99 0,99
  Норвегия 0,927 0,87 0,99 0,98
  США 0,927 0,85 0,98 0,99
  Япония 0,924 0,91 0,92 0,99
  Великобритания 0,918 0,90 0,91 0,98
  Франция 0,918 0,89 0,92 0,96
  Германия 0,906 0,88 0,90 0,94
Со средним уровнем развития 0,667 0,70 0,76 0,54
  Белоруссия 0.763 0,74 0,92 0,76
  Болгария 0,758 0,75 0,90 0,70
  Россия 0,747 0,68 0,92 0,78
  Украина 0,721 0,72 0,91 0,43
166– С низким уровнем развития 0,375-0,254 0,52 0,49 0,20

 


, (2.2)

где X – фактическое значение показателя в данной стране;

Хimin – минимальное значение из всех стран;

Хimax – максимальное значение в группе стран.

Следовательно, рейтинг страны по ИРЧП оценивается по относительному расстоянию показателей между лучшим и худшим уровнем стран, включенных в наблюдение и оценку.

В 1997 г. Россия по оценке комитета по развитию человеческих ресурсов (ПРООН) занимала только 71 место. Такой низкий рейтинг обусловлен низким экономическим доходом, в 5 раз ниже среднего в странах с высоким уровнем развития, и низким индексом ожидаемой продолжительности жизни, на 0,13 ниже высокоразвитых стран. По уровню и доступности образования индекс России даже превосходит показатель развитых стран (0,92 и 0,91), что позволяет надеяться на будущий общий рост национального человеческого капитала.

 

Литература

1. Добрынин А. И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д.. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. – С.39.

2. Нойманн Ф. Методика экономической оценки человеческого капитала. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Государственное управление: трансформационные процессы в современном мире. Ч. 2. Мн.; Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – С. 98.

3. Быченко Ю. Г. Важнейший показатель человеческого капитала // Человеческие ресурсы. 2001. - №3.

4. Валентей С., Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. 1999. - № 2. – С. 92-93.

5. Лаптев А. П. Здоровье – фундамент деловых успехов // Управление персоналом. 1997. - № 10. – С. 89-90.

6. www. economer.ru

 

2.4 Инвестиции в человеческий капитал:

источники и эффективность

В экономике объем капитала учитывается через инвестиции, поэтому инвестиции б человеческий капитал служат основой оценки человеческого капитала и операций с его движением. В литературе состав и величины инвестиций в человеческий капитал оцениваются по-разному.

Так, А.И. Добрынин и С.А. Дятлов отмечают, что «из множества инвестиций в человеческий капитал наиболее важным являются вложения в здоровье и образование. Охрана здоровья, снижение заболеваемости, смертности, продлевает жизнь человека, а следовательно, время функционирования человеческого капитала. В течение жизни человека происходит естественный износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способствуют замедлению этого процесса. Общее и специальное образование, подготовка на производстве, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала» [1, с.9-10]. Признание важнейшей роли инвестиций в образование и здравоохранение встречаются в большинстве работ западных ученых. Вместе с тем не менее важны инвестиции в формирование творческих и предпринимательских способностей, которые не всегда связаны только с накоплением объема знаний или сохранением здоровья.

Критический анализ предложений по оценке издержек воспроизводства человеческого капитала, представленных в работах Т. Шульца, Л. Туроу, И. Бен-Порета, дан в учебном пособии и книгах С.А. Дятлова [2]. Модели оценки инвестиций в человеческий капитал данных ученых строятся по аналогии с инвестиционным процессом физического капитала, хотя и вводятся коэффициенты личной способности увеличивать человеческий капитал. Формирование человеческого капитала представляет собой, прежде всего, учебную деятельность самого человека, затраты его жизненного времени. Затем уже инвестируют средства семья, фирмы, государство, общественные организации.

Более простой и статистически подтверждаемый метод оценки инвестиций в формировании человеческого капитала предложил М.М. Критский [3]. Инвестиционный период составляет 7 лет - дошкольный, 11 лет - школа, 2-5 лет - специальное образование. Среднегодовые расходы на одного человека составляют: дошкольное воспитание - 1,7 млн. рублей (в ценах 1995 г.), общее образование - 0,9 млн. рублей, специальное образование - 2,7 млн. рублей. Тогда инвестиции в формирование человеческого капитала составляют: (l,7x7)+(0,9x11)+(2,7x5)=35,3 млн. рублей. В данном подходе используются средние данные о расходах на воспитание и образование детей.

Но человеческий капитал подвержен износу - здоровье слабеет, знания устаревают, способности могут деградировать. Потому необходимо не только формирование, но и воспроизводство человеческого капитала. Для воспроизводства человеческого капитала в период трудовой или экономической деятельности необходимы инвестиции в информационное обеспечение работника, расходы на повышение квалификации или переквалификации при изменении техники и содержания труда на рабочем месте, расходы на мобильность при структурных изменениях занятости. Можно согласиться с принципиальной структурой инвестиций в человеческий капитал, обоснованной Е.М. Самородовой.

Инвестиционные вложения в формирование и накопление человеческого капитала включают следующие расходы:

- на содержание и воспитание детей в семье до трудоспособного возраста;

- на образование общее и профессиональное;

- на профессиональное обучение на производстве, повышение квалификации, переквалификацию;

- на информационное обеспечение специалистов и менеджеров;

- на обеспечение социальной мобильности на рынке труда.

Структура и виды инвестиций в человеческий капитал представлена на рисунке 2.


 

Рисунок 2 – Структура и виды инвестиций в человеческий капитал

 

Преобразования данной структуры возможны по следующим направлениям. Финансирование науки, прикладных исследований и разработок относится к инвестициям в национальный человеческий капитал. Индивид осваивает часть научных знаний через обучение и повышение квалификации. Поэтому инвестициями в человеческий капитал следует считать расходы на приобретение научной литературы; доступ к базам научных данных» конвертацию научных результатов в интеллектуальный капитал человека. Расходы, связанные с обеспечением мобильности работника, в значительной мере, выражают текущие затраты на поддержание работоспособности и должны возмещаться из амортизационных средств по нематериальным активам.

Более продуктивно определение инвестиций в расширенное воспроизводство и накопление человеческого капитала предложено М.М. Критским.Он предлагает различать авансированный человеческий капитал (Да), применяемый человеческий капитал (Дпр,), потребленный человеческий капитал (Дп), оцениваемый потенциальный капитал (Дпот), остаточный капитал (До). Различные функциональные формы человеческого капитала позволяют определить величину авансируемого капитала, ежегодный износ и амортизацию, остаточный применяемый человеческий капитал.

Данные виды вложений в человека относятся к инвестиционным расходам, обеспечивающим долговременный жизненный цикл и отдачу в виде прироста доходов. Расходы на питание, отдых, оплату жилья и коммунальных услуг, покупку потребительских товаров мы относим к текущим расходам на поддержание жизнеспособности и работоспособности. Стоимость жизнеобеспечения человека (Wж) каждый год известна. В сумме она составляет текущие плюс инвестиционные расходы. (wж = Wt + Wi). Определив эти составляющие по данным бюджетных обследований семей, мы найдем долю и величину инвестиционных расходов семьи на каждый год жизни.

Расходы предприятий на повышение квалификации и переквалификации, на информационное обеспечение фиксируются в учете и могут быть рассчитаны на одного' человека. Бюджетные расходы на здравоохранение, образование и социальную мобильность также известны в целом и на одного человека.

Рассчитаем инвестиции в человеческий капитал по годам жизни мужчины на 45 лет трудового возраста как условную потребительскую единицу. Стоимость жизнеобеспечения и инвестиционные расходы учитываем в ценах 2000 года, как дисконтированную стоимость, т.е. приведенную к покупательской силе денег в 2000 году. Долю инвестиционных расходов каждый год определяем нормативным путем по данным бюджетных обследований семей (Таблица 11).


Таблица 11 - Инвестиционные расходы домохозяйств на формирование и накопление человеческого капитала

Год жизни                        
Стоимость жизнеобеспечения 8.0 14.0 14.0 20.0 20.0 20.0 26.0 26.0 26.0 26.0 26.0 32.0
Доля инвестиций 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0
Инвестиционные расходы 8.0 14.0 14.0 20.0 20.0 20.0 26.0 26.0 26.0 26.0 26.0 32.0

 

Год жизни                        
Стоимость жизнеобеспечения 32.0 32.0 3.0 36.0 36.0 40.0 40.0 40.0 40.0 40.0 40.0 40.0
Доля инвестиций 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 0.3 0.3 0.3
Инвестиционные расходы 32.0 32.0 3.0 36.0 36.0 40.0 40.0 40.0 40.0 13.0 13.0 13.0

 

Год жизни                        
Стоимость жизнеобеспечения 41.0 42.0 42.0 42.0 45.0 45.0 42.0 42.0 42.0 42.0 42.0 42.0
Доля инвестиций 0.3 0.3 0.3 0.3 0.3 0.3 0.3 0.3 0.2 0.2 0.2 0.2
Инвестиционные расходы 13.3 14.0 14.0 14.0 15.0 15.0 12.0 12.0 8.4 8.4 8.4 8.4

 

Год жизни                    
Стоимость жизнеобеспечения 42.0 42.0 42.0 42.0 42.0 42.0 42.0 42.0 42.0
Доля инвестиций 0.2 0.2 0.1 0.1 0.1 0.2 0.2 0.2 0.3
Инвестиционные расходы 8.4 8.4 4.2 4.2 4.2 8.4 8.4 8.4 12.0

 


Стоимость жизнеобеспечения на середину трудовой жизни (40-й год жизни) мы взяли равной трем годовым бюджетам прожиточного минимума, равного в 2000 году около 1,1 тыс. руб. в месяц или 13,2 тыс. рублей в год, что равно 40 тысячам рублей в год.

Соотношение БПМ и стоимости жизнеобеспечения как один к трем подтверждается статистикой оплаты труда многих стран. Конечно, следует учитывать, что нормативы БПМ в России явно занижены. Стоимость жизнедеятельности на каждый год определялась перемножением базисной единицы в 46 тыс. рублей на потребительский коэффициент конкретного года, рекомендованный институтом питания АМН РФ и другими научными учреждениями. Потребительские коэффициенты составляли в возрасте до 1 года – 0,2; от 1 до 3 лет – 0,35; от 3 до 7 лет – 0,5; от 7 до 11 лет – 0,65; от 11 до 15 лет – 0,8; от 15 до 18 лет – 0,9. Потребительские коэффициенты различаются по сложности и тяжести труда, по регионам и отраслям деятельности.

Из таблицы следует, что инвестиционные расходы семьи на содержание и воспитание детей до окончания средней школы в 16 лет составляют 404 тыс. рублей. Если учиться в ПТУ, то добавляется еще 2 года и в сумме – 480 тыс. рублей. Обучение в техникуме 4 года добавляет инвестиций в семье до 560 тыс. рублей. 5 лет обучения ввузе доводит инвестиционные расходы в семье на формирование человеческого капитала до 600 тысяч рублей. Конечно, требуется более тщательное обоснование расходов семьи на содержание с учетом их фактических доходов и расходов и обобщением инвестиционных расходов по типам социальных групп. Более обоснованным должен быть вывод об инвестиционных расходах в период трудовой жизни.

К инвестиционным расходам семьи добавляются расходы фирм на оздоровление детей, на содержание культпросветучереждений, на информационное обеспечение и повышение квалификации кадров. В последние годы социальные расходы фирм резко снизились и потому лучше использовать социальные нормативы по лучшим предприятиям для определения необходимых инвестиций в трудовом периоде. По данным О.А. Козлова такие расходы в США составляют 3–5% от ВВП. Если эти нормативы использовать для России, то 3% от ВВП в 2000 г составят 2400 рублей в год на работающего.

Бюджетные инвестиции в здравоохранение, образование, социальную мобильность составили в 2000 г. 364 млрд. рублей или 2520 рублей на душу населения. Для пояснения методики оценки инвестиций в формирование человеческого капитала до 16 лет мы добавляем бюджетные расходы в сумме (2520х16)=40,3 тыс. рублей. Более сложны расчеты инвестиций в формирование интеллектуального и организационно - предпринимательского капитала, что требует специальных исследований.

Таким образом, формирование индивидуального человеческого капитала занимает длительный период в 16–25 лет. Основными формами развития способностей человека являются образование, здравоохранение, социальная мобильность.

Для формирования индивидуального человеческого капитала необходимы инвестиции. Оценки величины инвестиций показывают, что в России семья должна вложить более 400 тыс. рублей за 16 лет содержания и воспитания ребенка до выпуска из 10-го класса, 480 тыс. рублей с обучением в ПТУ, 560 тыс. рублей в техникуме, 600–700 тыс. рублей в высшей школе. К этим расходам добавляются социальные издержки фирм, примерно на 24 тыс. рублей в год на одного работающего, а также бюджетные расходы государства в сумме 2520 рублей в год на душу населения. Именно инвестиции являются основным источником формирования и накопления человеческого капитала.

В западной практике ценность вложений человеческого капитала в фирму оценивается по статье «гудвилл». Как отмечает Р. Дамари: «величина превышения фактически утраченной цены над балансовой стоимостью имущества, отражает способность компании (настоящую и будущую) приносить доход. Эта величина после завершения сделки учитывается по статье «гудвилл» - либо в балансе фирмы – покупателя (если в качестве покупателя, выступает крупная фирма, которая полностью поглощает более мелкую фирму и включает стоимость активов и объем обязательна и поглощенного предприятия в свой баланс), либо в балансе предприятие вновь создаваемого на базе старого» [4, с 58–59].

Рассчитаем эффект от инвестиций в высшее профессиональное образование на примере учебы в ОрелГТУ по специальности «Управление персоналом».

 

Пример (вариант А):

Подготовительные курсы – 1500 р.

Стоимость обучения – 650 у. Е. в год.

1-й год – 16 тыс. р.

2-й год – 18 тыс. р.

3-й год – 20 тыс. р.

4-й год – 22 тыс. р.

5-й год – 24 тыс. р.

Итого за 5 лет – 100 тыс. р.

После окончания университета – трудоустройство на должность менеджера.

1-й год – ежемесячная зарплата 6000 р. (48 тыс. р. в год) – ∆12 тыс. рублей.

2-й год – повышение категории +30% (54 тыс. р. в год) – ∆18 тыс. рублей.

3-й год – повышение категории +30% (72 тыс. р. в год) – ∆36 тыс. рублей.

4-й год – повышение категории +30% (96 тыс. р. в год) – ∆60 тыс. рублей.

Прирост=126 тыс. рублей.

Вариант Б

По окончании 9 классов – поступление в техникум (4 года),

11 классов – поступление в техникум (2,5 года).

Трудоустройство и работа – 3 тыс. р. в месяц – 36 тыс. р. в год.

А – работать специалистом с годовым заработком 36000 р. в год;

Б – получить высшее образование, инвестируя 100 тыс. р. По окончании – трудоустройство с увеличением заработка до 48 тыс. р. в год.

Каков эффект инвестиционного проекта Б?

- Инвестиционные затраты (прямые инвестиции + косвенные инвестиции, т.е. потеря зарплаты), руб.:

- Прирост заработка в новой должности, руб.:

за 4 года – 126 тыс. рублей; за 1 год – 31,5 тыс. рублей

- Срок окупаемости инвестиций, лет:

- Внутренняя норма отдачи инвестиций, %:

- Срок инвестиционного кредита, лет:

Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал менеджера.

Две жизненные альтернативы:

А) работать специалистом с годовым заработком 25 тыс. рублей (=200 руб. в месяц);

Б) закончить курсы менеджеров в течение года, инвестируя 10 тыс. рублей. При завершении курсов фирма трудоустраивает на должность менеджера с увеличением заработка до 35 тыс. рублей в год.

Каков эффект инвестиционного проекта Б?

1. Рассчитаем инвестиционные затраты:

прямые инвестиции (10 тыс. рублей) + косвенные инвестиции [потерянный заработок] (25 тыс. рублей) = 35 тыс. рублей

2. Прирост заработка в новой должности:

35 тыс. рублей – 25 тыс. рублей = 10 тыс. рублей в год

3. Срок окупаемости инвестиций

4. Внутренняя норма отдачи инвестиций

5. Срок инвестиционного кредита при норме банковского процента = 7% в год

Вывод: Инвестиции эффективны. Можно брать кредит в образовательном фонде на 4-5 лет.

 

 

Инвестиции в социальную мобильность.

Благодаря этому виду инвестиций работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью. Как и образование, географическая миграция влечет за собой издержки в настоящем, чтобы получить выгоду в будущем от повышения рыночной стоимости их трудовых услуг. Короче говоря, нанимаемые работники воплощают в себе будущий поток трудовых услуг. Согласно теории человеческого капитала, производительность труда и соответствующая рыночная стоимость трудовых услуг (заработная плата) определяются в значительной степени тем, сколько отдельный человек, его семья и наниматель считают необходимым инвестировать в размещение рабочих мест.

Инвестиции в здоровье.

Это один из видов инвестиций в человеческий капитал, складывающийся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий. Инвестиции в здоровье приводят к сокращению заболеваемости и смертности, продлевают продолжительность трудоспособной жизни человека, а, следовательно, времени функционирования самого человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, одна часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить этот процесс.

В создании активов человеческого капитала весома роль отдельных компаний. Они владеют условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала. Однако очень часто фирмы делают инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.

Инвестируя в своих сотрудников, фирмы стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потерю рабочего времени по болезни и тем самым укрепить свою конкурентоспособность. Средства идут на оплату расходов работников на лечение и профилактические мероприятия (путевки в санатории), на строительство физкультурных и оздоровительных центров, детских дошкольных учреждений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.