КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Группы процессов системы менеджмента качества
Содержание процессного подхода к управлению качеством Динамика процесса сертификации систем менеджмента качества в мире
Сведения о первых десяти странах по числу сертифицированных систем менеджмента качества приведены в табл. 6.10 [3]. Таблица 6.10 Сертификация систем менеджмента качества на соответствие требованиям МС ИСО 9001: 2000 по странам мира
В России на 31 декабря 2001, 2002 и 2003 года было сертифицировано соответственно 35,314 и 962 системы менеджмента качества.
В МС ИСО серии 9000 версии 2000 года принцип процессного подхода является одним из фундаментальных. Напомним, что процесс в этих стандартах понимается как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых видов деятельности, преобразующих входы в выходы. Все виды деятельности, связанные с процессами, возможны только при наличии соответствующих ресурсов. Входы и выходы процессов могут быть как материальными (сырье, материалы, комплектующие изделия, средства технологического оснащения, электроэнергия и др.), так и нематериальными (информация). Процессы в организациях редко существуют изолированно друг от друга, они взаимосвязаны, выход одного процесса образует вход следующего. Входы и выходы могут относиться как к внешним, так и к внутренним потребителям, которые играют существенную роль при определении входных данных (требований). Для успешного функционирования организация должна управлять многочисленными и взаимосвязанными видами деятельности как системой процессов. В соответствии с МС ИСО серии 9000: 2000 применение такой системы наряду с идентификацией и взаимодействием процессов, а также управление ими называется процессным подходом. Итак, процесс – это определенная деятельность. Из этого определения следует, что даже такая деятельность, как рассылка приказов по подразделениям может считаться процессом, а следовательно, их число в организации может достигать несколько десятков тысяч. Каким же образом организация должна осуществлять управление данными процессами? В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001: 2001 организация должна определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации; выявлять последовательность и взаимодействие этих процессов; определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими; обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга; осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов; принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов. Таким образом, можно выделить семь этапов внедрения процессного подхода в организации (рис. 6.5.) [39].
Рис.6.5. Этапы внедрения процессного подхода Организация должна самостоятельно определить виды процессов, необходимых для системы менеджмента качества. Именно внутри организации должно сформироваться представление о том, какие процессы осуществляются в ее рамках; как их можно соотнести с уровнями управления и ранжировать; какие процессы играют ключевую роль в достижении стратегических целей организации. Необходима периодическая корректировка действующей организационной структуры предприятия, в рамках которой будут осуществляться выявленные процессы, устанавливаться ответственность и распределяться обязанности по их разработке и описанию. На этом этапе целесообразно составить список реальных процессов, стараясь излишне не усложнять существующую структуру. В ГОСТ Р ИСО 9001: 2001 определены четыре группы процессов, необходимых для системы менеджмента качества: процессы управленческой деятельности руководства; процессы обеспечения ресурсами; процессы жизненного цикла продукции; процессы измерения, анализа и улучшения (табл. 6.11.) [34]. При этом необходимо отметить, что их перечень периодически уточняется в зависимости от достижения тех или иных целей деятельности организации. Таблица 6.11
Перечень процессов может быть составлен только через осмысление и четкое определение миссии, стратегии и целей организации в области качества; границ ответственности, необходимой для достижения этих целей; анализ обеспеченности требуемыми ресурсами; выявление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон. Процессы по назначению и месту в системе менеджмента качества можно классифицировать на основные, как правило, процессы жизненного цикла продукции, обеспечивающие (вспомогательные) и процессы высшего руководства (управления). Основные процессы имеют следующие характерные черты: - внешний потребитель находится в начале и в конце процесса; - результаты этих процессов оказывают большое влияние на удовлетворенность потребителя и успех организации; - потребитель готов платить за результат такого процесса. Основными могут быть, например, процессы, связанные с потребителями, проектирование и разработка продукции, закупки, производство продукции, ее реализация и др. Вспомогательные процессы имеют только внутренних потребителей. К ним можно отнести, например, ремонт и обслуживание производственного оборудования, внутренние аудиты, обучение персонала, управление документацией, устройствами для мониторинга и измерений и др. Процессы управленческой деятельности могут включать определение стратегии и целей организации, планирование ее деятельности и различных ресурсов, анализ со стороны руководства. Выявленные процессы должны быть рассмотрены с трех основных позиций: как объект управления; как элемент системы взаимосвязанных процессов; как самостоятельная сущность, обладающая определенной структурой. Наряду с определением видов процессов должны быть сформулированы их цели, которые должны быть измеримы и понятны персоналу организации. Например, целью процесса «Закупки» может быть достижение определенного уровня дефектности закупаемой продукции; процесса «Поставка» – максимальное время доставки – определенное количество дней или часов. При этом при определении целей необходимо исходить из ожиданий потребителей и стремиться к повышению степени их удовлетворенности. Для внутренних потребителей цели определяются исходя из интересов организации. На выходе процесса можно предвидеть результат и делать заключение о его соответствии или несоответствии поставленной цели [39]. Следующим этапом внедрения процессного подхода является определение границ процессов, что подразумевает разграничение ответственности и полномочий специалистов внутри организации, установление владельцев процессов. Данный этап очень важен, так как неопределенность в ответственности должностных лиц за ту или иную область деятельности – главное препятствие в достижении целей организации. Для обеспечения разработки и последующего надлежащего функционирования процессов и управления ими необходимо определить их владельцев, которые формируют команды компетентных сотрудников, ответственных за их описание и анализ. Повышению результативности и эффективности процессов, развертыванию межфункциональных процессов препятствуют организационные барьеры между подразделениями, которые могут быть устранены правильным выбором и назначением владельца процесса, который должен быть авторитетным лицом, обладать соответствующими полномочиями и ресурсами. Владелец получает полномочия решать проблемы, связанные с процессами, организовывать работу команды специалистов из функциональных подразделений для анализа и улучшения процесса, управлять ресурсами для его реализации [39]. Выявление границ процессов, установление ответственности за их выполнение тесно связаны с определением входов и выходов процессов. В организации должно быть четко определено, с чего начинается процесс, что служит его инициирующим началом и чем он заканчивается. При этом необходимо выявлять входы и выходы, которые формируют результат деятельности организации. Именно они должны обозначить точки взаимодействия процессов. Учитывая, что все входы имеют своих поставщиков, а выходы – своих потребителей и в комплексе влияют на процесс, образуя некую систему (персонал, оборудование, документы, запасные части, энергоресурсы и т. д.), очень важно, особенно для межфункциональных процессов, соблюдать принцип У. Э. Деминга о разрушении барьеров между отделами. При этом подразумевается вовлечение специалистов – непосредственных участников процессов – в их анализ, результатом которого является расширение (или сужение) списка входов и выходов, улучшение понимания существа реализуемого процесса. Так, информация о выявленной по результатам маркетинговых исследований новой потребности (выход процесса) является входом в процесс «Проектирование и разработка». Следует подчеркнуть, что при организации разработки новой продукции необходимо идти именно от ожиданий потребителей, а не от мнений специалистов предприятия об этих ожиданиях. Показатели выхода (результат), входа и характеристики процесса необходимы для управления им [39]. В целях наглядности реализуемых действий осуществляется графическое или иное описание структуры процессов. Главная цель данного этапа – визуализация, а не усложнение процесса. При этом описание, как правило, включает текстовую и графическую части. Текстовая часть может содержать следующие элементы: - краткое название процесса, которое должно, с одной стороны, как можно более точно его идентифицировать, а с другой – быть удобным для ссылок; - назначение (цель) процесса; - тип процесса и его краткая характеристика; - владелец процесса (указывается должность или функция ответственного лица); - элементы процесса и требования к ним. Типовыми элементами процесса являются входы (продукт, услуга, документ, информация), выходы (результат функционирования процесса, продукт, услуга, документ, информация), ресурсы и информация, необходимые для поддержки процесса (используемая технология, персонал, технологическое и метрологическое оборудование, транспортные средства, энергоресурсы, используемые базы данных и т. п.); - процесс как элемент действующей в организации системы: указываются процесс вышестоящего уровня; перечень вспомогательных процессов; связи процесса с процессами–поставщиками входов и элементов данного процесса, а также с процессами–потребителями его выходов; - контролируемые параметры процессов и методы их измерения; - показатели результативности и эффективности процессов; - перечень документов, используемых при выполнении, описании и регламентации процессов. Подробное текстовое описание приведено вприл. 7 на примере процесса «Оказание услуг междугородной телефонной связи». В качестве инструментов графического представления процессов могут быть использованы: блок-схема, диаграмма последовательности, сетевой график, карта процесса, диаграмма потока, диаграмма процесса принятия решения и другие. Простейшее графическое описание структуры процесса приведено в прил. 8. Графическое описание процесса может осуществляться также по методологии IDEF0 в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50.1.028–2001 «Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования». В соответствии с данным стандартом главным компонентом IDEF0-модели бизнес-процесса является графическая диаграмма. Она представляет собой набор взаимодействующих и взаимосвязанных функций, процессов, операций и действий, происходящих в изучаемой системе и описанных с помощью различного рода блоков и стрелок. Пример использования методологии IDEF0 для описания процессов приведен в прил. 9. Степень детализации при описании процесса зависит от применяемых методов и инструментов. Однако независимо от используемого инструмента необходимо отразить: - последовательность проведения операции; - ответственность исполнителей; - точки принятия решений в случае отклонений; - точки контроля; - входные и выходные документы и др. Описание процесса осуществляется для того, чтобы эффективно управлять им и проводить улучшения. Управление процессами должно осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001: 2001. Оно предполагает: - определение ресурсов, необходимых для того, чтобы процессы и субпроцессы функционировали с заданной эффективностью и результативностью; - выявление адекватного механизма разработки мер для достижения запланированных результатов и установленных целей; - определение и внедрение процедуры управления изменениями процессов; - порядок действий и принятия решений в случае появления несоответствий или отказов процессов и т. д. [12]. В стандартах ИСО серии 9000 содержатся требования, связанные с измерением эффективности и результативности каждого важного процесса. На данном этапе нужно установить: - критерии эффективности процессов и системы их измерения и анализа, обеспечивающие хорошую управляемость процессов; - риски возможных отказов (несоответствий) процессов; - схему действий по исключению или снижению вероятности появления таких рисков и выработки предупреждающих действий; - методы проведения измерений и анализа информации о процессах. В качестве критериев (индикаторов) эффективности можно выбрать: - сроки – время прохождения и реализации заказа, выпуска единицы продукции, рассмотрения претензии и рекламации и т. д.; - уровень дефектности – применительно ко входному контролю и закупаемой продукции, внутрипроизводственной деятельности, предъявления продукции на окончательный контроль и испытания и т. д.; - финансовые аспекты – себестоимость, объем продаж в стоимостном выражении, издержки, затраты на устранение дефектов, уровень запасов комплектующих изделий, материалов на складе; норматив запаса готовой продукции. Это могут быть и такие показатели, как объем продаж в натуральном выражении, число повторных обращений и др. [39]. Контроль и оценивание процессов осуществляются в ходе аудита, либо с использованием статистических методов. Завершающим этапом внедрения процессного подхода является выработка представления о том, каким образом улучшить тот или иной процесс и провести в жизнь данные улучшения. Необходимо постоянно изыскивать возможности для снижения издержек и улучшения, что в конечном счете будет увеличивать ценность процессов для потребителя и повышать их результативность. Применение статистических методов способствует процессу постоянного улучшения, повышению производительности труда и снижению себестоимости при неизменном качестве, удовлетворяющем требованиям рынка. Данные аспекты нашли отражение в концепции постоянного улучшения.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 4009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |