Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Весь перечень компетенции Президента РФ указан в Конституции РФ (ст. 83-90)




Глава государства. Полномочия президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти.

Конституционная система высших органов государственной власти Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

Конституционный статус человека и гражданина Российской Федерации. Роль государства в обеспечении прав человека и гражданина.

Федеративные отношения и федеративное устройство Российской Федерации. Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Правовое государство и его функции.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – политическая организация общества, которая стремится к наиболее полному обеспечению прав и свобод человека, а также к наиболее последовательному связыванию гос.органов при помощи норм права в целях недопущения злоупотреблений. Правовое государство характеризуется как такой тип государства, власть которого основана на праве, правом ограничивается и через право же реализуется.

Основные принципы правового государства:

1) верховенство права и закона, правовая организация гос.власти;

2) обеспечение г-вом прав и свобод граждан, взаимная ответственность гос-ва и гражданина;

3) разделение властей;

4) равенство всех перед законом;

5) независимость автономность суда;

6) политический плюрализм.

***

ФУНКЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА:

1) политическая – создание условий для равного участия граждан в политическом процессе, гарантирование политических прав и свобод человека и гражданина, способствование развитию многопартийности, развитие местного самоуправления;

2) экономическая – правовая регуляция рыночных отношений на принципах плюрализма, допускающего многоукладность экономики и честную конкуренцию, ограждение граждан от негативных последствий рыночной экономики;

3) социальная – развитие базовой части гражданского общества (среднего класса), охрана жизни, здоровья, доступность образования и культуры;

4) правоохранительная – гарантированность и защита естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности, общественного порядка, обоюдного соблюдения законов гражданами и государством, осуществление действенного контроля за соблюдением законов как со стороны государства, так и общества;

5) функция правовой социализации – формирование правовой культуры граждан, общественных организаций, институтов и органов гос.власти и управления с целью выработки и использования на практике единых норм правопорядка;

6) культурная и духовная функции сводится к созданию для граждан равных условий и возможности для свободного доступа к культурным и духовным ценностям.

Федеративным называется сложное государство, в состав которого входят насколько государств или государственных образований, называемых субъектами федерации. В федерации существует две системы органов государственной власти: федеральные, власть которых распространяется на всю территорию федерации, и субъектов федерации, которые могут самостоятельно решать только вопросы, оставшиеся в их ведении. В этом разделении и заключается основной смысл ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ регулируется нормами статьи 65 и главы 3 Конституции Российской Федерации 1993 года. 83-мя субъектами федерации в России являются: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Все субъекты Российской Федерации равноправны, т.е. не допускается их дискриминация или придание привилегированного положения исходя из конституционно-правового статуса конкретного субъекта.

Конституция РФ закрепила принципы федеративного устройства РФ (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ):

1) государственная целостность – цельное, единое, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации;

2) единство системы государственной власти проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве Конституции и федеральных законов. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти во всей стране;

3) принципы равноправия и самоопределения народов. Федеративное устройство РФ отражает многонациональность страны. Субъекты РФ образованы по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, края, округа) и по территориальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург). Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им;

4) равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие проявляется в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Федерации, конституционно установленных равных пределах компетенции самой РФ, равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации;

5) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.

***

В ведении Российской Федерации находятся (ст.71 КРФ):

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (ст.72 КРФ):

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

При разграничении полномочий используется принцип делегирования полномочий. Высшая инстанция берет на себя те функции, которые не может самостоятельно выполнять низшая. Права принятия решений передаются на тот уровень, который ближе к заинтересованному населении. В свою очередь субъекты РФ делегируют на более высокий уровень те функции, которые не могут выполнять самостоятельно. Так обеспечивается взаимодополняемость управленческих функций.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕКЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РФ – совокупность закрепленных в КРФ прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Гражданство – устойчивая правовая связь лица с каким-л. гос-вом, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей.

В Конституции РФ закреплены основные принципы, определяющие содержание правового статуса личности:

1) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;

2) равенство прав, свобод и обязанностей каждого человека;

3) непосредственный характер основных прав и свобод;

4) установление порядка ограничения прав и свобод.

Виды конституционных прав и свобод личности:

1) личные (гражданские) – обеспечивают автономию личности в ее взаимоотношениях с гос-вом и обществом, не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, не зависят от гражданства и других обстоятельств: право на жизнь; право на охрану государством достоинства личности, защиту чести и доброго имени; право на неприкосновенность частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на определение национальности и языка; свобода совести и вероисповедания;

2) политические – тесно связаны с суверенитетом народа, обеспечивают гражданам участие в политической жизни, осуществлении государственной власти, управлении делами государства, позволяют оказывать влияние на властные структуры. К ним среди прочего относятся: право искать, получать, передавать информацию любым законным способом; право каждого на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов; право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, шествия, демонстрации; право избирать и быть избранным и др.;

3) социально-экономические и культурные – свобода экономической деятельности; право на частную собственность; право на труд, оплату своего труда и отдых; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на социальное обеспе́чение; право на образование; свобода творчества и право на участие в культурной жизни.

***

Защита прав и свобод человека и гражданина:

1. Государственная защита прав и свобод. Ее осуществляют органы всех трех ветвей власти:

во-первых, Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина в соответствии с КРФ;

во-вторых, законодательные органы создают надлежащую законодательную базу для защиты нарушенных прав и свобод, восстановления нарушенных прав;

в-третьих, деятельность судов по осуществлению правосудия является правозащитной по своей сути;

в-четвертых, граждане обращаются за защитой своих прав в органы исполнительной власти, в т.ч. правоохранительные и органы социальной защиты.

2. Уполномоченный по правам человека. Институт Уполномоченного учрежден в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами МСУ и должностными лицами.

3. Право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

4. Судебная защита прав и свобод.

5. Международная защита прав и свобод.

 

Конституционно-правовой статус субъектов РФ. Разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов.

на конец 2012 - начало 2013: в России 83 субъекта федерации.

Из них: 46 областей, 21 республика, 9 краёв, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Перечень субъектов 2012 год: Алтайский край, Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Ивановская область, Иркутская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Калужская область, Камчатский край, Карачаево-Черкесская Республика, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Краснодарский край, Красноярский край, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область

Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермский край, Приморский край, Псковская область, Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия,Республика Калмыкия,Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий-Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия-Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Республика Хакасия, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область,Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область,Смоленская область, Ставропольский край,Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область,Тюменская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Хабаровский край,Челябинская область, Чеченская республика, Чувашская Республика, Ярославская область.

Республика в составе РФ – это демократическое правовое гос-во, созданное в рамках РФ.

Статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики.

Республика в составе РФ – это демократическое правовое гос-во, созданное в рамках РФ.

Статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется:

1) республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов государственной власти

2) республика имеет свою территорию. Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов РФ. Республика обладает территориальным верховенством. Территория не может быть изменена без согласия республики;

3) республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с РФ, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий. Конституции республик устанавливаются ими самостоятельности. Республика самостоятельно разрабатывает и принимает и другие республиканские нормативные правовые акты. Республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части.

4) Республика самостоятельности определяет систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в РФ и законодательством республики. Каждая республика имеет свой законодательный орган – парламент, главу исполнительной власти или главу республики (Президента), свое правительство. Верховный суд, Высший арбитражный суд. Многие республики имеют свой конституционный суд. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор республики, подчиненный Генеральному прокурору РФ

5) Наличие республиканской собственности, которая включает в себя землю, недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на ее территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей. Недрами, водными и другими природными ресурсами регулируются законодательством РФ и законодательством республик в ее составе.

6) Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются на ряду с русским языком – государственным языком РФ. Республики признают и гарантируют равные права всех национальных языков на их сохранение и развитие.

7) Республики обладают международной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций. Международная деятельность республик координируется федеральными органами государственной власти совместно с республиками.

Республики имеют право на государственную символику, включающую Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн, а также

8) на столицу. Государственную символику республики устанавливают самостоятельно.

Края, области, города федерального значения являются государственно-территориальными образованиями в составе Федерации.

Статус краев, областей и городов федерального значения определяется Конституцией РФ, Федеративным договором от 31.05.92г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, другими федеральными законами.

Края, области, города фед.значения вправе принимать свои уставы, законы, иные нормативные правовые акты. Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города фед.значения; организацию государственной власти; порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления.

Края, области, города фед.значения располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.

Каждый край, область, город фед.значения образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края, области, города фед.значения.

Края, области, города фед.значения вправе иметь свою символику.

Края, области, города фед.значения являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам РФ.

Статус края, области, города фед.значения может быть изменен только по взаимному согласию РФ и соответствующего края, области, города фед.значения, согласно федеральному конституционному закону.

Края, области имеют свои административные центры.

Еврейская автономная область является национально-государственным образованием.

Автономный округ – национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти округа и органами государственной власти края или области.

Статус автономной области и автономных округов определяются Конституцией РФ, Федеративным договором от 31.03.92г., включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе РФ, другими федеральными актами.

Согласно Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Автономная область и автономные округа вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Автономная область и автономные округа:

- имеют свой административный центр.

- располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.

- образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

- являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе РФ, автономной областью и автономными округами в соответствии с Конституцией и законами РФ.

Органы государственной власти характеризуются основными чертами:

1. каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах своей компетенции вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами и обеспечивать исполнение этих актов.

2. каждый государственный орган образуется в установленном законом порядке (выборы Президента РФ – ст.81 Конституции, выборы депутатов Государственной Думы – ст. 96 Конституции);

3. каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять свои задачи и функции (пример: ст. 127 Конституции – компетенция Высшего Арбитражного Суда);

4. каждый государственный орган действует в установленном государством порядке (пример: ст. 114, ст. 128 Конституции РФ);

5. каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти РФ (ст. 5 К РФ).

Государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке.

Государственная власть – организованное воздействие на сознание и поведение людей при помощи государственных институтов и средств, направленное на достижение общественно значимых целей.

В своей совокупности государственные органы РФ образуют единую систему (ст.11): все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии, взаимозависимости, между ними существует организационно-правовая связь.

Гос. власть в РФ осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодат., исполнит. и судебную (ст. 10, 11).

Президент РФ является главой государства, выступает в качестве гаранта К РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст.80);

Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Главная их особенность – они избираются непосредственно народом, и только. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Органы законодательной власти делятся на федеральные (Совет Федерации) и региональные (субъектов Федерации).

Органы исполнительной власти – это Правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти – министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов Федерации – президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исп. власти, либо избираются непосредственно населением.

Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, Указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение.

Органы исполнительной власти делятся:

1. по территориальной деятельности:

- федеральные (Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства);

- субъектов Федерации (президенты и главы администраций субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства).

2. по характеру полномочий:

- органы общей компетенции (ведают всеми или многими отраслями исполнительной деятельности);

- органы специальной компетенции:

а) отраслевые (руководят определенными отраслями управления (как правило, министерства);

б) органы, осуществляющие межотраслевое управление (государственные комитеты);

3.- коллегиальные (Правительство РФ, правительства ее субъектов);

- единоначальные (министерства и ряд других органов исполнительной власти).

Органы судебной власти – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. Они осуществляют судебную власть посредством конституционного (ст. 125 Конституции – высший судебный орган - Конституционный Суд РФ), гражданского, административного и уголовного (ст. 126 – Верховный Суд РФ) судопроизводства. По разрешению экономических споров и разрешению иных дел, рассматриваемых арбитражными судами высшим судебным органом является Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127). Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах Федерации.

Органы прокуратуры – не относится ни к одному из вышеуказанных видов органов государственной власти. Прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ген. Прокурору РФ (ст. 129).

Виды деятельности:

- осуществление надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов;

- осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

- за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварит-ое следствие;

- за исполнение законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- участие прокуроров в рассмотрении дел судами;

- осуществляет расследование преступлений, является формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства;

- участвует в правотворческой деятельности государства.

Другие гос. органы, осуществляющие вспомогат-е и совещательные функции: Администрация През.РФ; Совет Безопасности РФ.

Президент РФ: порядок выборов, компетенция.

Президент – высшее должностное лицо государства (орган), являющееся его главой и обеспечивающее согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов. Институт Президентства в России был основан 17 марта 1991г.

Основные черты (функции) Президента:

1) Президент – глава государства (но не является главой Правительства) (ст. 80 Конституции). Он занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ветвей. В конституции, однако, указаны гарантии, препятствующие превращению Президента в авторитарного правителя: четырехлетний срок периода полномочий; порядок его выборов (всенародные прямые); их альтернативный характер; недопустимость занимать пост более двух сроков подряд; возможность отрешения его от должности, признание не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда.

2) Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

3) Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.

4) Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики. Она формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, не может им противоречить. Каждый из кандидатов в Президенты на выборах выдвигает определенную программу, в которой намечаются основные стратегические направления развития государства и общества.

5) Президент, как глава государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Компетенция Президента:

1) полномочия формирования федеральных органов государственной власти и участием в их деятельности.

2) Президент РФ обладает широкими полномочиями во внешнеполитической области: осуществляет руководство внешней политикой; определяет основные ее направления; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; (ст. 86 к.);

3) Президент обладает полномочиями в области обороны и безопасности: утверждает военную доктрину РФ; является Верховным

Главнокомандующим Вооруженными Силами России; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ (ст. 87, 88 К.);

4) иные полномочия:

- решение вопросов гражданства;

- предоставление политического убежища;

- награждение государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ и высшие специальные звания;

- осуществляет помилование

5) назначение всероссийского референдума (п. «в» ст. 84);

6) осуществляет правотворческую деятельность – издает Указы, распоряжения (ст. 90);

7) Президент формирует Администрацию Президента РФ (ст. 83 п. «и»).

Порядок избрания Президента РФ

Процедуру подготовки и проведения выборов Президента РФ можно разбить на несколько этапов.

Первый – принятие и объявление решения Советом Федерации о назначении выборов Президента.

Второй этап – подготовка проведение выборов – включает формирование списков избирателей, формирование избирательных участков, разнообразную подготовительную деятельность избирательных комиссий различных уровней.

Относительно независимо от этой работы, но параллельно с ней происходит выдвижение кандидатов на должность Президента непосредственно от избирателей, от различных партий, движений и блоков, сбор необходимых подписей и документов для предоставления в Центральную избирательную комиссию, которая регистрирует выдвинутых кандидатов.

Третий этап – проведение предвыборной агитации, которую осуществляют как сами кандидаты, так и выдвинувшие их организации.

Четвертый этап – само голосование, проводимое обычно в воскресенье по всей территории РФ, выступающей в данном случае как единый федеральный избирательный округ.

Пятый этап – один из наиболее ответственных – это подсчет голосов за выдвинутых кандидатов на всех избирательных участках, оформление результатов выборов, определение победителя или в некоторых случаях назначение второго тура, либо признание выборов несостоявшимися или недействительными и принятие решение о назначение повторных выборов на должность Президента.

Заключительным этапом является опубликование результатов прошедших выборов, а также церемония вступления Президента РФ в должность и начало исполнения им возложенных на него обязанностей.

Подготовку и проведение выборов Президента РФ осуществляют: (Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии). В обязанности избирательных комиссий по выборам Президента РФ входит обеспечение информацией избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах.

Выдвижение кандидата гораздо чаще производится от избирательного объединения или избирательного блока после официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата, который, правда, может и не являться членом данного избирательного объединения, избирательных объединений, вошедших в избирательный блок. Решение о выдвижении кандидата избирательным объединением принимается тайным голосованием на съезде (конференции) избирательного объединения. По результатам принятого решения данный избирательный блок или объединение также подают в Центральную избирательную комиссию соответствующие документы, указанные в федеральном законе (ст. 34.6, 9, 12.)

Предвыборная агитация, проводимая кандидатами и их блоками и объединениями, играет определяющую роль в успешности самой проводимой кампании.

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования в соответствии со статьей 66 настоящего Федерального закона - не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования.

Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Каждый избиратель имеет право получить один избирательный бюллетень. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии того зарегистрированного кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов".

В определенных случаях законом предусмотрена возможность досрочного голосования избирателей. Избирательные комиссии субъектов РФ вправе разрешить провести выборы Президента досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования.

По окончании процедуры голосования участковыми избирательными комиссиями производится подсчет голосов избирателей и составляются протоколы об итогах голосования. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. На основании данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий субъектов РФ об итогах голосования и протоколах об итогах голосования участковых избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия РФ после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов Президента РФ.

Центральная избирательная комиссия РФ признает выборы Президента РФ не состоявшимися в случае:

а) если в выборах приняли участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей

б) если число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому зарегистрированному кандидату (другим зарегистрированным кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Выборы Президента РФ признаются недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

б) в случае, если количество избирательных участков, где итоги голосования признаны недействительными, составляет не менее одной четвертой от общего количества избирательных участков;

в) по решению суда.

Повторное голосование по выборам Президента РФ назначается Центральной избирательной комиссией в случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента РФ, Центральная избирательная комиссия РФ назначает повторное голосование по выборам Президента РФ по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах с соблюдением требований Федерального закона.

По итогам повторного голосования избранным на должность Президента РФ считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего большее число голосов избирателей, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один зарегистрированный кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента РФ, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.15 сек.