Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование страхового дела




Страховому делу как экономической категории присуща специальная законодательная база и методология, которую разрабатывают уполномоченные государственные органы.

Страховые отношения в России регулируются в основном Гражданским кодексом РФ, в котором гл. 48 Части второй посвящена страхованию. Кроме того, о них упоминается в ст. 490 «Страхование товара», 637 «Страхование транспортного средства», 742 «Страхование объекта строительства», 998 «Ответственность комиссионера за утрату, недостачу или повреждение имущества комитента» ГК РФ и в законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Основные положений данных нормативных актов закладывают основы формирования целей, задач и методов организации и контроля (надзора) страховой деятельности в России. В развитие основных положений данных законодательных документов приняты иные законы Российской Федерации, Указы Президента России. Постановления Правительства, другие нормативные акты федеральных министерств и ведомств, некоторые нормативные акты субъектов Федерации, относящиеся к сфере их компетенции и формирующие национальную систему страхования. Например, в Законе РСФСР «Об охране окружающей среды» установлены законодательные положения об обеспечении прав граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, последствиями аварий, катастроф, стихийных бедствий, с помощью социального и государственного страхования. Структура правового регулирования страховой деятельности в Российской Федерации представлена на рис. 8.4.

В связи с глубоким реформированием российской экономики и переходом к рынку в последнее время приобрели особое значение чисто рыночные методы управления, иначе именуемые косвенными методами управления. И среди них — налоговая и амортизационная политика, кредитная политика и политика ценообразования.

 

Конституция Российской Федерации
Правовые акты, Регулирующая деятельность по обязательным и добровольным видам страхования
Федеральные акты
Акты субъектов Федерации
Гражданский кодекс
Указы Президента РФ
Федеральные законы
Постановления Правительства РФ
Иные нормативные акты и методологические документы федеральных министерств и ведомств, федеральных органов исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью

Рис. 8.4. Структура правового регулирования страховой деятельности

Реализация налоговых нововведений, косвенно стимулирующих страховые отношения, в основном затрагивает порядок отнесения страховых взносов на себестоимость продукции (работ, услуг). При этом необходимо учитывать, что страховые взносы согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включенных в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» 5 августа 1992 г. № 552 и ряду постановлений Правительства, вносивших изменения в это Положение, относятся страховые взносы по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций — источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, а также платежи по заключенным в пользу своих работников договорам страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования. При этом суммарный размер отчислений на указанные цели, включаемый в себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать 1% объема реализуемой продукции (работ, услуг).

Таким образом, страховые взносы по рискам страхования профессиональной ответственности относятся на себестоимость, если они не превышают 1% от объема реализуемой продукции услуг). Проект Части II Налогового кодекса в ст. 291 «Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)» декларирует отнесение страховых взносов на себестоимость в полном объеме. Это непременно окажет большое стимулирующее действие на развитие страховых отношений в предпринимательской и инновационной деятельности.

Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» регламентирует минимальные размеры уставного капитала для компаний, желающих заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации. «Минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности должен быть не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни, не менее 35 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении страхования жизни и иных видев страхования, не менее 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении исключительно перестрахования».

При этом четко регламентируется необходимость получения лицензии на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации. Страхование расположенных на территории РФ имущественных интересов юридических лиц (за исключением перестрахования и взаимного страхования) и имущественных интересов физических лиц — резидентов РФ может осуществляться только юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.

Необходимость в перестраховании возникает в случае крупных рисков, когда сама страховая компания не может или не хочет удерживать такие риски на собственном удержании для сохранения безусловной возможности выплатить возмещения по всем страховым договорам. При этом максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования в соответствии с Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации не может превышать 10% собственных средств страховщика. Возможен также вариант, когда крупный риск страхуют несколько страховых компаний, удерживая часть риска по предварительной договоренности между собой.

Таким образом, существуют нормативные соотношения активов и обязательств страховщиков, которые в случае страхований иных, чем страхование жизни, должны составлять 16% суммы страховых взносов (премий) по договорам. При этом учитываются и премии по рискам, принятым самой страховой компанией в перестрахование.

Для страховых компаний, осуществляющих страхование жизни, нормативный размер свободных активов устанавливается равным 5% резерва взносов по данному виду страхования. Для страховщиков, осуществляющих операции как по страхованию жизни, так и по иным видам страхования, нормативный размер свободных активов рассчитывается как сумма свободных активов, установленных отдельно для тех и других операций.

В целях недопущения банкротства и неисполнения страховых договоров осуществляется надзор за страховыми компаниями со стороны Департамента страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации (бывший Росстрахнадзор). При этом для анализа платежеспособности финансовой устойчивости страховых компаний исследуются отчеты страховых компаний (баланс, страховые резервы и т.д.), которые они обязаны предоставлять ежеквартально и (или) ежегодно в Департамент страхового надзора.

Департамент страхового надзора создан и действует, как сказано в законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства, а также для пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке. При этом основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:

· выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

· ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

· контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

· установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

· разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным указанным выше законом к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

· обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании.

Одной из важнейших задач Департамента страхового надзора является лицензирование страховой деятельности. При этом лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. В них указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

Кроме того, контроль за страховой деятельностью осуществляет Всероссийский союз страховщиков. Конечно, это относится только к компаниям — членам союза. Членство во Всероссийском союзе страховщиков показывает, что страховая компания строит свой бизнес открыто и честно, заботясь о своих клиентах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.