Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И интересов потребителей




Правовое обеспечение защиты прав

 

Вопросам правового регулирования в области защиты прав и интересов потребителей в Российской Федерации уделяется должное внимание. Это связано с тем, что проблема качества продукции является важнейшим фактором обеспечения безопасности человека в экономической, социальной и экологической сферах. Поэтому государство проводит интенсивное регулирование ведения такой деятельности. Интересы общества — это частные интересы (потребности) граждан и организаций в сфере приобретения продукции (товаров, работ, услуг). Казалось бы, в условиях рыночных отношений удовлетворение таких потребностей можно осуществлять с помощью договоров между покупателями и продавцами. В случае же возникновения между сторонами претензий они должны регулироваться государством при минимальном правовом воздействии.

Однако практика показывает, что в сфере взаимодействия производителя продукции с ее потребителем следует иметь законы, повышающие уровень защиты прав потребителей. Создание расширенной нормативно-правовой базы в нашей стране можно объяснить рядом объективных причин, из которых две — самые важные.

Во-первых, в условиях административно-командной экономики существовал жесткий государственный надзор за качеством продукции и товаров. При переходе к рыночным отношениям сложилась ситуация, когда потребитель продукции оставался один на один с производителем, что делало его беззащитным. В этот период наблюдается спад производства, дефицит товаров и снижение покупательской способности. Поэтому и возникла необходимость создания достаточно надежных правовых регуляторов в защиту прав и интересов потребителей.

Во-вторых, потребительские отношения затрагивают интересы всего общества, в процессе участвует все население страны. Такой масштаб требует регулирования этих отношений с публичной позиции. Только таким образом можно расширить потребительский спрос и постоянное удовлетворение растущих потребностей (интересов) покупателей со стороны производителей продукции.

Установление определенных требований к качеству и безопасности продукции, регламентация способов формирования рыночных отношений в итоге обеспечивают конкуренцию, что является основным условием создания цивилизованного рынка.

Правовые отношения в области защиты прав и интересов потребителей регулируются в основном Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ «О защите прав потребителей» и соответствующими постановлениями Правительства, которыми утверждены «Правила оказания услуг общественного питания» от 15 августа 1997 г. № 1036, «Правила бытового обслуживания населения в РФ» от 15 августа 1997 г. № 1025, «Правила продажи видов продовольственных и непродовольственных товаров» от 19 января 1998 г. № 55, а также иными актами, касающимися отдельных сфер удовлетворения потребностей или отдельных сторон взаимодействия предпринимателей и потребителей. В этих особых правовых нормах, контролирующих качество продукции (товаров, работ и услуг), содержатся установленные требования стандартизации, методы сертификации и маркировки.

 

Потребитель имеет право
Продавец обязан
Провести обязательную сертификацию продукции в соответствии с требованиями стандартов по безопасности
Приостановить реализацию продукции, не соответствующей установленным требованиям
Продавать продукцию, имеющую знак соответствия требованиям стандартов
Довести до сведения потребителя рекомендации и специальные требования по безопасности продукции
Предоставлять необходимую и достоверную информацию о производителе, продукции и режиме работы
  На безопасность продукции
  На качество продукции
  На информацию о продукции
Рис. 15.2.Взаимоотношения потребителя и продавца продукции в соответствии с законодательством РФ

Ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потерпевшего

(покупателя) недоброкачественной продукцией, впервые была определена в ст. 129 Основ гражданского законодательства в 1991 г., а впоследствии в Законе РФ «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 г. В указанных выше документах защищаются права граждан-потребителей, в том числе учтены случаи предоставления потерпевшему недостоверной или неполной информации о продукции. Область применения Положений о защите прав потребителей расширилась за счет того, что теперь в роли потерпевших могут выступать не только граждане-потребители, но и юридические лица (ГК РФ, ч. 2, глава 59, § 3). Наряду с правилами, содержащимися в ГК РФ, права потребителей регулируются нормами Закона РФ «О защите прав потребителей» (новая редакция от 9 января 1996 г.) Схема этих взаимоотношений представлена на рис. 15.2.

Государственный контроль осуществляется путем обязательного подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, т.е. на основе обязательных требований государственных стандартов, а также методов обязательной сертификации и маркировки продукции. Реализуемая продукция в обязательном порядке должна быть сертифицирована и маркирована. Такая продукция при реализации должна иметь зарегистрируемые в установленном порядке документы (сертификат и знак качества), которые обязывают изготовителей (производителей, продавцов и исполнителей) обеспечивать ее соответствие требованиям нормативных документов.

В настоящее время действуют разнообразные нормативно-правовые акты в области безопасности продукции (товаров, услуг), принятые органами государственного управления и надзора, в том числе Министерством здравоохранения и Министерством природы, Госкомитетом по охране окружающей среды, Госкомитетом по стандартизации и метрологии. Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности, Госстроем МВД (Указ Президента РФ от 22 августа 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»).

Нормативно-правовая база отечественных стандартов создана с учетом зарубежных и международных стандартов. Поэтому при определенных условиях возможно прямое их использование в случае нарушения прав и интересов граждан и организаций в этой сфере на территории России. Таким образом, реализация нормативно-правовых актов управления качеством продукции позволяет организовать эффективную систему законодательного и нормативного обеспечения качества и безопасности продукции. Основной задачей такой системы является взаимосвязанное функционирование законодательных актов и нормативных положений на всех ступенях правотворчества — от общих законов по важнейшим проблемам безопасности продукции до требований нормативных документов на конкретные виды объектов стандартизации: продукцию (товары, работы и услуги) и технические процессы. Все это означает дальнейшее развитие защиты интересов потребителей. На рис. 15.3 представлена схема правового обеспечения управления качеством продукции.

Высший уровень нормативных актов в области безопасности и управления качеством продукции включает в себя общие законодательные акты, а также подзаконные акты (постановления, указы, концепции и т.д.), которые разработаны Правительством РФ и в пределах своей компетенции органами государственного управления и надзора.

На среднем уровне нормативное обеспечение в сфере безопасности и управления качеством продукции состоит из нормативных документов, ориентированных на конкретные виды продукции либо на технологические процессы, а также на средства, обеспечивающие жизнь и здоровье потребителей. К таким нормативным актам следует отнести строительные нормы, санитарно-гигиенические правила, нормы надзора различных ведомств.

Нормативное обеспечение на нижнем уровне включает комплекс нормативных документов (стандарты организаций, технические условия, инструкции и т.д.), которые составляются с использованием действующих систем общетехнических стандартов, а также представленных организациям от вышестоящих органов технических условий на конкретные виды реализуемой продукции (товаров, работ и услуг) либо на технологические процессы.

Субъекты хозяйственной деятельности занимаются качественными характеристиками продукции на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовлении, реализации (поставки, продажи), использовании (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной), в том числе технических условий и каталожных листов на поставленную продукцию (оказываемые услуги).

Объективной стороной правоотношений между продавцом и покупателем является совершение общественно опасного деяния — продажа заведомо недоброкачественной продукции продавцом или отсутствие у потерпевшей стороны полной и достоверной информации о продукции. Поставляемая продукция покупателю должна иметь сертификат и знак соответствия определенным требованиям (или стандартам). Объективной нормативной формой интеграции управления качеством продукции является стандартизация: государственная, отраслевая и предпринимательская.

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
Законодательство в сфере экономики
Нормативно-правовая документация оценки управления качеством продукции
СТАНДАРТИЗАЦИЯ
  Защита прав и интересов потребителей
  Сертификация продукции
  Маркировка продукции
Органы государственного управления по оценке качества продукции
Организация управления качеством продукции (система качества)
  НИОКР
  Производство
  Эксплуатация
Качество продукции
Рис. 15.3. Схема правового обеспечения управления качеством продукции

 

Основные субъекты правового регулирования отношений, возникающих в процессе реализации продукции, — потребитель и производитель (изготовитель, исполнитель), продавец продукции (товаров, работ и услуг).

Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий продукцию исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Изготовитель — организация любой формы собственности или индивидуальный предприниматель, производящие продукцию для реализации потребителями.

Исполнитель — организация любой формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Продавец — организация любой формы собственности или индивидуальный предприниматель, реализующие продукцию потребителям по договору купли-продажи.

Субъективной стороной рассматриваемых правоотношений является то, что вред возмещается независимо от вины продавца (изготовителя) или исполнителя работы (услуги). Поэтому вопрос о том, знал или должен быть знать причинитель вреда о недостатках продукции (товаров, работ и услуг), не имеет никакого значения. В Законе РФ «О защите прав потребителей» указано, что изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства продукции (товаров, выполнения работ, оказания услуг), вне зависимости от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет (ст. 14, п. 4). Такой подход в значительной мере облегчает положение потерпевших.

Это обстоятельство свидетельствует о том, что продавец (исполнитель) обязан передавать (продавать) потребителю продукцию (товары) (выполнить работу, оказать услугу), качество которой соответствует договору либо удовлетворяет соответствующим требованиям стандартизации, техническим условиям или сертификации. Продавец отвечает за наличие сертификата и знака соответствия у реализуемой им продукции, испытательная лаборатория — за достоверность и объективность испытаний, а орган сертификации — за правильность выдачи сертификата.

Продукция, не соответствующая вышеуказанным условиям, является недоброкачественной и не может быть реализованной. Согласно общепринятой международной практике и закону РФ «О защите прав потребителей» юридическую ответственность за ее реализацию несет организация-изготовитель (исполнитель) или продавец.

Юридическая ответственность — это применение к лицу мер государственного принуждения в связи с совершенным правонарушением. В литературе юридическая ответственность определяется как претерпевание лицом, совершившим правонарушение, каких-либо лишений организационного, личного, имущественного, морального и иного характера в результате применения к нему конкретных мер наказания. Такого рода лишения могут непосредственно затрагивать личные права (например, лишение свободы) или имущественные (штраф, конфискация имущества), они могут иметь организационный характер (запрещение занимать определенные должности) или какой-либо иной. Основанием юридической ответственности является совершение правонарушения.

Юридическая ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков продукции, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о них, наступает при наличии ряда условий. Существуют общие условия ответственности за причинение вреда. Однако в данной сфере они имеют свои специфические особенности.

Основное условие — это противоправные действия продавца (изготовителя продукции, исполнителя услуги). Противоправным в данном случае считается передача покупателю (заказчику) продукции (товара, работ, услуги) не просто с определенными недостатками, а с недостатками такого рода, которые способны причинить вред жизни, здоровью или имуществу гражданина или имуществу юридического лица. Противоправность действий изготовителя продукции состоит в том, что им произведена продукция с такими недостатками.

Непредоставление полной и достоверной информации о продукции (товаре, работе, услуге) противоправно, если это может послужить причиной возникновения вреда как вследствие неправильного использования продукции, так и из-за отсутствия у нее тех характеристик, которые ей приписывались. Данный вид нарушения не следует сводить лишь к тем случаям, когда обязанность предоставить информацию о продукции закреплена конкретной нормой закона (например, ст. 495, 726, 732, 736 ГК РФ).

Вред как условие ответственности выражается в порче или уничтожении имущества потерпевшего, в расходах на восстановление здоровья, утрате заработка (дохода) в связи со снижением (утратой) трудоспособности и т.п. Если имущественные потери возникли у потерпевшего как следствие нарушения его личных неимущественных благ, в частности таких, как жизнь и здоровье, можно говорить о нанесении ему морального вреда, который также подлежит компенсации.

Граждане, выступающие как потребители, имеют право на компенсацию морального вреда и тогда, когда он возник в результате нарушения их имущественных прав (ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Имущественный вред подлежит возмещению в полном объеме в натуре либо путем компенсации убытков.

Продавец (изготовитель) продукции или исполнитель работы (услуги) несет юридическую ответственность только в том случае, если между вредом, возникшим у потерпевшего, и недостатками продукции или отсутствием у него полной и достоверной информации о продукции имелась юридически значимая причинно-следственная связь. Бремя доказывания этой связи, равно как и обоснования размера вреда, возлагается на самого потерпевшего.

В зависимости от характера (вида) совершенного правонарушения и характера санкций различаются следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая (имущественная), дисциплинарная (рис. 15.4).

 

Рис. 15.4. Виды юридической ответственности за нарушение интересов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.