КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В современной России 2 страница
При этом нельзя не учитывать, что в Ленинграде издается 4 областных, 1 городская и более 100 районных и многотиражных газет, 7 журналов, имеются Комитет по ТВ и радиовещанию, 50 редакций заводского радиовещания, Ленинградское отделение ТАСС и АПН и 23 корреспондентских пункта центральных периодических изданий. Все они, как правило, постоянно обращаются в Исполком Ленсовета за различного рода информацией о деятельности местных органов власти и социально-экономической жизни города»183. Этот документ, в стилистике которого еще сквозит директивность партийно-советской системы, тем не менее точно демонстрирует рождение новых коммуникационных форм, в данном случае для диалога между обществом и властью. Многие из этих форм были, если не аналогами, то предвестниками PR-технологий, поскольку в их основе лежала попытка гармонизации новых отношений. Так, с 10 апреля 1989 года начинается 5-дневный прямой эфир радиопередачи «Сегодня в Ленсовете», где горожан информировали о решениях и распоряжениях, принимаемых в Исполкоме, о результатах проходивших сессий, об их значении для жизни города. Утренняя информация дублировалась в текущих номерах «Вечернего Ленинграда», а параллельно транслировались телевизионные выпуски «Ленсовет: прямой эфир». Постепенно начинает формироваться и инфраструктура служб по связям с общественностью: у председателя Исполкома, в каждом Главном управлении появляются ответственные за связь со средствами массовой информации и начинают реализоваться информационные функции PR. К «первым ласточкам» диалоговых форм могут быть отнесены экскурсии в Мариинский дворец, организуемые сотрудниками отдела информации. К концу 1989 года в них приняло участие более 200 российских и иностранных делегаций. О.Стешенко, заместитель заведующего отделом, в своем отчете так описывает одну из основных функций своего подразделения; «Отдел с самого начала был поставлен в независимое положение от служб и отделов Ленисполкома и его подразделений. Нам поступает много обращений от ленинградцев с просьбой решить конкретный вопрос. И ни одно из них сотрудники не оставляют без внимания, принимают конкретные меры. Кроме того, многие ленинградцы выражают свое отношение к деятельности органов власти. Это заставило нас фиксировать обращения и еженедельно составлять их обзоры для руководства»184. В рамках отдела информации был сформирован пресс-центр, работу которого курировал Общественный совет. В его состав входили журналисты ведущих городских газет: «Ленинградской правды», «Ленинградского рабочего», «Вечернего Ленинграда», «Смены», — телевидения, радио, а также люди на первый взгляд далекие от этой сферы деятельности: представители науки и искусства, промышленники и др. Эта уникальная форма общественного управления просуществовала недолго — 2-3 года. С одной стороны, она корнями уходила в недавнее прошлое, и пример тому — многочисленные общественные советы и комитеты, создававшиеся при советских и партийных органах, на предприятиях, в школах. С другой — она олицетворяла демократические преобразования и коллегиальные начала в процессе нового информационного диалога власти и граждан. Так, в Общественный совет пресс-центра Исполкома Моссовета, организованного чуть раньше ленинградского — в ноябре 1988 года, входи ли такие известные и уважаемые в своей профессиональной среде люди, как актриса К.Лучко, редактор газеты «Московский комсомолец» П.Гусев, директор НИИ Генплана В.Горбанев, главный редактор журнала «Архитектура и строительство» Г.Лазарев и др. В доинституциональный период в среде петербургских специалистов по связям с общественностью также формируются начальные, простейшие PR-формы и технологии: подготовка и рассылка пресс-релизов, проведение пресс-конференций, анализ печатных и аудиовизуальных материалов СМИ. В 1989 году пресс-центр Ленсовета проводил около 10 пресс-конференций в год и делал аналитический дайджест 23 ленинградских и центральных газет. Появляются первые инструктивные документы, регламентирующие характер и содержание деятельности специалистов пресс-центра. Представляется, что и сегодня журналиста «ласкала» бы стилистика памятки, посвященной работе со средствами массовой информации во время сессий Ленсовета. В ней говорилось, что сотрудник пресс-центра в этот день должен: вывесить на двери Помпейского коридора табличку с надписью «пресс-центр»; все материалы в соответствующих папках разложить для выдачи журналистам; приветить работников прессы; по их просьбе получить, ксерокопировать и передать им стенографический отчет заседания; помочь теле-радио бригаде взять интервью у участников сессии и других лиц; помочь журналистам встретиться с нужными должностными лицами; стараться всячески ублажать журналистов и пытаться снимать любую напряженность; контролировать работу контактных телефонов, следить, чтобы информация своевременно поступала в секретариат сессии, организовывать для СМИ экспресс-конференции с руководством Исполкома и должностными лицами. Как бизнес-коммуникация, связи с общественностью в Петербурге начинают формироваться на два года позже, чем в Москве. Первые специализированные агентства появляются в 1991 году, а застрельщиками PR-коммуникации внутри собственных фирм выступают банки, инвестиционные компании, иностранные представительства и предприятия. В августе 1994 года в нашем городе было зарегистрировано первое региональное корпоративное объединение — Санкт-Петербургская ассоциация специалистов пресс-служб и служб паблик рилейшнз, в состав которой вошли представители пресс-служб мэрии, Городского Собрания, Правительства Ленинградской области, ФСБ, таможни, политических партий и объединений, крупнейших предприятий. Поначалу Ассоциация насчитывала 17 членов, через четыре года их было уже более 80. Президентом Ассоциации был избран Александр Веретин, в то время возглавлявший пресс-центр Ленсовета. В отличие от РАСО, разрешающей коллективное членство, Санкт-Петербургская ассоциация предлагала только индивидуальное участие специалистов, отработавших не менее года в своей профессиональной сфере. В основу деятельности Ассоциации была положена разработка стандартов для PR-служб, оказание помощи членам объединения в осуществлении проектов, создание корпоративной системы обмена опытом, образовательная и просветительская деятельность. Одним из результатов работы стала формализация задач в области паблик рилейшнз, принятие профессиональных этических документов. В частности, в октябре 1994 года, на месяц раньше совершения подобного акта в РАСО, членами Санкт-Петербургской ассоциации был принят Этический кодекс специалистов пресс-служб и служб паблик рилейшнз, содержащий нормы и правила взаимодействия со СМИ и обществом, клиентами, работодателями, принципы взаимоотношений с коллегами и Ассоциацией в целом. Образовательная и просветительская деятельность членов объединения была выражена в осуществлении ряда профессиональных проектов, например таких, как обмен опытом между российскими и финскими специалистами, поддержанный Государственным Советом, Министерством иностранных дел Финляндии, Городскими Советами Хельсинки и Турку. В рамках проекта были организованы семинары по наиболее актуальным проблемам информации и связей с общественностью: взаимодействие власти и СМИ, роль PR-служб в становлении механизмов свободного информирования и доступа к правительственной информации, имидж власти и многое другое. К наиболее интересным проектам Ассоциации можно отнести телевизионную передачу «Пресс-служба сообщает» — фактически первый пример популяризации профессии в нашей стране. Еженедельный эфир продолжительностью 25 минут был организован в феврале 1996 года на Региональном телевидении в удобное воскресное время, а сами выпуски сгруппированы по темам, не потерявшим актуальности и сегодня: «PR-событие», «PR-лица», «PR-проблема», «PR-ликбез», «PR-конфликт». Дискуссионный жанр передачи объединял представителей власти, журналистов, ученых, педагогов, предпринимателей и финансистов. Телевизионный проект просуществовал два года и был прекращен по традиционной российской причине — из-за отсутствия необходимых средств. Паблик рилейшнз в системе социального управления Сегодня Санкт-Петербургская ассоциация специалистов пресс-служб и служб паблик рилейшнз переживает не лучшие времена. Ее деятельность сведена к индивидуальным встречам и отдельным незначительным мероприятиям. Некоторые члены объединения основную причину такого положения дел видят в отсутствии необходимой финансовой базы и координирующего инициативного центра, позволяющего решать управленческие и исполнительские задачи. Нам же представляется, что работа Ассоциации может быть возобновлена в случае осознания ее участниками важности корпоративного объединения, привлечения финансов из сторонних источников: крупных петербургских и региональных предприятий и организаций, банков, фондов и т.д. — за счет реализации их коммерческих проектов, консультационных и экспертных услуг. Среди этих проектов могут быть обучающие семинары и курсы для специалистов по связям с общественностью и менеджеров различного уровня, конференции и симпозиумы по актуальным проблемам профессии, стажировки PR-работников за рубежом и в других регионах России, выпуск специализированной литературы, оказание профессиональных услуг. Возможно, неким объединяющим усилием всех PR-профессионалов (как практиков, так и преподавателей и исследователей) в городе мог бы стать проект издания информационного справочника типа «Кто есть кто в PR Санкт-Петербурга»; крайне актуальной является задача формирования профессиональной библиотеки в городе: по нашим данным, даже наиболее крупные библиотеки Санкт-Петербурга располагают лишь весьма ограниченными и разрозненными изданиями в области связей с общественностью. По мере развития PR-сферы необходимость корпоративного объединения ощущается все острее, а обслуживающие эту сферу специалисты стремятся заполнить вакуум профессионального и межличностного общения. Отчасти именно этим объясняется появление различного рода отраслевых ассоциаций и клубов «по интересам». Первое специализированное (отраслевое) объединение пиарменов — Петербургская ассоциация специалистов по связям с общественностью банковских служб — возникло 26 апреля 1995 года. Ее учредителями выступили представители 20 городских и иногородних банков: «Промстройбанк», «Петровский», Сбербанк, «Санкт-Петербург», «Пальмира», филиалы Сибирского торгового банка, Дрезднер Банка и др. Устав объединения предполагал создание корпоративной системы обмена информацией, участие финансовых структур в осуществлении программ социально-экономического развития Петербурга, координацию усилий по созданию благоприятного климата деятельности предприятий финансовой сферы. В 1998 году происходит объединение пиарменов силовых структур в собственную ассоциацию, в этом же году возникает и такая форма обмена опытом, как профессиональный клуб «PR-квадрат», учредителями которого стали частные лица — руководители крупных PR-служб коммерческих и государственных организаций и образовательных школ. Субъектные признаки паблик рилейшнз как социального института в Петербурге выражены менее явно, нежели в столице. Несмотря на то, что уже в 1997 году более тысячи структур декларировали услуги по связям с общественностью185, крупных PR-агентств в нашем городе можно насчитать единицы. Их становление и деятельность напрямую зависят от концентрации бизнеса и финансов в регионе, вхождения российского предпринимательства в мировой рынок, мировоззренческого «вызревания» необходимости PR-технологий на властном, деловом, социальном уровнях. Административный центр России — Москва — до сих пор является экономическим, финансовым и политическим лидером в этих вопросах, что непосредственно сказывается и на развитии связей с общественностью. 2.3.3. На протяжении всех трех периодов своего становления связи с общественностью в России действовали в различных общественных секторах: политике, экономике и социальной сфере. Наибольшее развитие они получили в политическом секторе — политический консалтинг сегодня стал одной из самых востребованных и энергоемких ветвей PR. По оценкам специалистов, более половины всех российских пиарменов так или иначе заняты в сфере политического консультирования, 47% агентств отдают ему явное предпочтение (и думается, что данные оценки явно занижены). Объясняется это довольно просто. Во-первых, политическое действие, регулярно повторяющееся и неизменно востребованное, создает благодатную почву для применения PR-услуг, делает их сравнительно быстро окупаемыми и продуктивными. Во-вторых, под «крышей» политического консультирования находят применение специалисты самых различных уровней и профессий: психологи, социологи, историки, филологи и др., — поскольку в политическом PR используются как традиционные технологии: пресс-конференции, брифинги, специальные мероприятия для привлечения интереса к политическому лидеру, партии или движению, разработка различных рекламных средств, — так и методы и техники, присущие только ему: многочисленные психодиагностики клиента, разработка стратегии и тактики публичного поведения политического субъекта, коррекция имиджа, анализ общественного резонанса мероприятий и т.д. Паблик рилейшнз в экономической сфере развит достаточно хорошо, но заметно уступает политическому. Причин для этого несколько. Уровень и востребованность бизнес-PR напрямую зависят от стабильности отечественного экономического рынка. Последнее не способствует поступательности PR-технологий, делает их зависимыми от экономических кризисов и пертурбаций. Нежелание или боязнь российских агентств осваивать территории мирового бизнеса снижает их конкурентоспособность, дает возможность западным коллегам занимать лидирующие позиции в обслуживании российских предпринимателей как на родине, так и за ее пределами. Анализируя итоги профессионального конкурса «Серебряный лучник», президент РАСО А.Борисов справедливо отмечает: «Задайте вопрос: сколько проектов представили россияне на престижный ежегодный международный конкурс ИПРА в Лондоне в конце марта этого года? Ответ звучит обескураживающе просто: ни одного. Или попробуйте выяснить, на какие международные профессиональные издания, а их целый сонм только англоязычных — "Strategist", "Tactics", "PRWeeek", "PR Reporter" и многие другие, подписываются наши ведущие агентства, и вы обнаружите, что о большинстве из них наши капитаны, как говорится, ни сном, ни духом... Стоит ли удивляться, что большой российский бизнес, когда „дозревает" до понимания важности информационного эскорта своей активности, ищет его в чужих пределах. Логика при этом весьма проста: лучше малоизвестное чужое, чем хорошо известное свое... Вчерашний пример — российская приватизация, информационным обеспечением которой, как известно, по инициативе правительственных чиновников занимались американцы из „Скейкер Миллер Труп" и „Берсон-Марстеллер". Результат известен как для самой идеи, так и для репутации ее вдохновителей, в частности Анатолия Чубайса»186. К важнейшей причине неразвитости экономических PR относится и мировоззренческая незрелость в отношении новых коммуникационных форм. Российский бизнес в массе своей еще не осознает важности PR для усиленного маневрирования на рынке. По результатам опроса, проведенного среди московских бизнесменов, около 80% не смогли ответить на вопрос: «Что такое PR?»187. Даже президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский оценивает PR-сферу очень однозначно: «Все коммерческие структуры обзавелись вице-президентами по контактам с общественностью и СМИ, обложились пресс-секретарями. Эти пресс-секретари настолько активно себя ведут, что становятся членами советов, директоров. Если мы раньше говорили о сращивании банковско-промышленного капитала, то теперь можно говорить о сращивании журналистской элиты и крупного капитала»188. Однако ведущие отечественные компании не только понимают важность постановки PR-работы, но и ощущают надобность в специалистах подобного рода. Так, по прогнозам газеты «Финансовые известия», вместе с традиционно популярными профессиями экономиста, главного бухгалтера будет расти спрос на антикризисных управляющих и специалистов по связям с общественностью. Несмотря на то, что отечественные компании предлагают менее выгодные условия для профессионалов (заработная плата на 20-30% меньше, чем в аналогичном иностранном предприятии), они создают более стабильные условия для их профессионального роста и дальнейших перспектив. Последняя причина, определяющая неразвитость бизнес-PR, на наш взгляд, тесно связана со степенью развития смежных областей, например маркетинговых услуг Так, в Петербурге при достаточно высоком уровне предложения подобных услуг отмечается низкий профессионализм реализующих их специалистов. В двух ведущих петербургских фирмах «Экро» и «Гор-тис», которым принадлежит соответственно 10 и 20% всего рынка маркетинговых услуг, только 5% от общего числа персонала имеет высшее экономическое образование. Критерии, по которым идет подбор кадров, не включают в себя профессиональных требований, а высококлассных работников, имеющих специальное образование, можно увидеть скорее в маркетинговых отделах крупных коммерческих предприятий, чем в специализированных фирмах. На уровень профессионализма влияет и отсутствие ценовой политики на данном рынке, что ведет к разбросу цен на проведение исследований. Вместе с тем экономика и сопутствующее ей PR-обеспечение «обречены» на постоянное сотрудничество. Интересны в этом плане взаимосвязь и самостоятельность двух ветвей бизнеса — конкретного отраслевого и пиаровского. Августовский кризис 1998 года вошел в историю России, как один из самых ощутимых по последствиям и влиянию на развитие экономики страны. PR-бизнес оказался в числе немногих, для которых кризис не стал фатальным, более того, некоторые PR-службы оценили влияние кризиса как положительное. Заметим сразу, что речь идет о самостоятельной части PR-бизнеса — агентствах и службах, строящих свою деятельность на оказании соответствующих услуг Это не относится к отделам по связям с общественностью фирм или предприятий, а также к рекламным организациям с высокой степенью зависимости от экономических колебаний189. Объясняется это тем, что в момент кризиса резко возросла потребность именно в PR-услугах, обеспечивающих взаимосвязь с потребительским рынком, вследствие чего многие компании сократили рекламные затраты в пользу действий по связям с общественностью. Стала востребованной одна из основных сущностей паблик рилейшнз — антикризисная и согласительная. Однако экономический кризис еще раз показал невысокую самостоятельность и защищенность новой PR-сферы. Падение рекламного рынка, выразившееся в резком сокращении расценок практически на всех рекламоносителях (к примеру, к середине 1999 года рекламные доходы наиболее известных петербургских FM-станций составляли 10 тысяч долларов в месяц, что в несколько раз меньше показателей прошлого года), привело к тому, что большинство рекламных служб, ранее не занимавшихся связями с общественностью, поменяли свои услуги на пиаровские. Эти некорректные действия сопровождались и соответствующей ценовой политикой — на некоторые классические PR-услуги (пресс-конференции, брифинги, выставки) предлагалась цена в три раза меньшая, чем та, которая сложилась у профессиональных PR-агентств. Итак, мы выделили три периода развития и становления связей с общественностью в России: доин-ституциональный, периоды первичной и вторичной институционализации. К признакам первичной инсти-туционализации мы отнесли: возникновение рынка PR-услуг и их производителей как системы субъектов, вступающих во взаимоотношения с обществом посредством определенной профессиональной деятельности; начальную формализацию субъектов, для которьгх на данном этапе было характерно совмещение собственно PR-деятельности с иными, родственными либо подсобными; зарождение системы профессиональной подготовки; появление первых форм корпоративной деятельности и стремлений к профессиональной кооперации; попытки позиционировать PR как социально значимую сферу общественных отношений, сформулировать «социальную миссию» связей с общественностью. Этап вторичной институционализации характеризуется определенным качественным развитием тенденций, проявившихся в предшествующий период, и появлением новых признаков. К основным признакам вторичной институционализации, на наш взгляд, относятся: более устойчивый характер выделения круга субъектов профессиональной деятельности (вплоть до фиксируемого отдельными исследователями складывающегося монополизма); активная формализация организационных структур субъектов деятельности, появление типичных схем организации, например в сфере государственного управления; развитие корпоративной деятельности специалистов по связям с общественностью как на национальном (РАСО), так и на региональном и городском уровнях (региональные, отраслевые, специализированные ассоциации, союзы, клубы и т.д.); все большее участие PR-профессионалов России в работе международных ассоциаций и организаций по связям с общественностью, включение их в интернациональные структуры; появление системы специфических социальных норм и предписаний, регулирующих институциональное поведение субъектов, состоящей из законодательных и этических документов, принимаемых работниками данного цеха; зарождение и развитие системы подготовки специалистов по связям с общественностью на различных уровнях: классическое высшее образование, переподготовка, обучающие курсы, семинары и др.; формирование социально значимых институциональных функций PR, как-то: просветительская, популяризаторская, образовательная; развитие и совершенствование профессиональных функций специалистов по связям с общественностью: от одностороннего информирования до диалоговой коммуникации, от исполнения простейших информационных форм до разработки более сложных комплексных технологий и отдельных их частей; развитие исследовательских и аналитических компонентов процесса реализации профессиональной деятельности; географическое расширение PR-деятельности, вовлечение в этот процесс все большего количества субъектов институционализации. Анализ структуры и инфраструктуры PR-рынка еще раз убеждает нас в том, что институционализация связей с общественностью в России находится в стадии формирования, а состояние соответствующего института можно назвать переходным. Доказательства данного тезиса лежат в следующей плоскости. Наличие состоявшегося социального института, вне всякого сомнения, может быть идентифицировано с наличием зрелых связей с общественностью, имеющих место в зрелой корпорации. Последняя, как известно, может существовать в условиях достаточно стабильной рыночной экономики, защищенной исторически сформированными нормами, правилами, законами как внутри государства, так и вне его. Под зрелыми связями с общественностью следует понимать самодостаточную профессиональную деятельность, принятую обществом на мировоззренческом уровне и занявшую свое место в ряду других видов деятельности. Бывает и так, что функции службы по связям с общественностью распределены между различными организационно-управленческими структурами, которые внешне не имеют ничего общего с паблик рилейшнз, тем не менее в действительности именно такого рода функции иногда неплохо выполняются специалистами иных профилей и персонифицируются в руководителе. Тогда служба общественных связей пребывает в латентном состоянии, что не всегда свидетельствует о ее незрелости или неэффективности190. Вместе с тем мы не считаем связи с общественностью в России достигшими зрелого состояния. Так, если реклама в России стала прочным атрибутом всех видов профессионального обмена, то связи с общественностью пока еще не получили самостоятельного статуса как в конкретной практике, так и в общественном осознании. Учитывая экономическую нестабильность, неясность национальных идеалов, ангажированность СМИ — главного источника распространения PR-информации, можно полагать, что для формирования зрелого паблик рилейшнз потребуется длительное время. Этот вывод провоцирует и законодательная неготовность общества к цивилизованному PR-диалогу, и слабо выраженная деонтологическая культура российских PR-специалистов. Последнее делает профессию уязвимой и не защищенной от вмешательства депрофессиональных элементов и действий. Яркий пример тому — отсутствие практики лицензирования PR-деятельности, которая могла бы демонстрировать потребность в закреплении, защите высокой социальной роли новой профессии. Подобный опыт существует в странах с развитой демократией и системой зрелого PR. Так, например, в США и Канаде является обычной процедура так называемой профессиональной сертификации работников в области связей с общественностью. Ее главная цель — обеспечивать высокие морально-этические качества и профессиональный уровень членов различных PR-ассоциаций и обществ. Кандидаты на звание APRSO (аккредитованный, или сертифицированный, PR-профессионал) сдают специальной комиссии, состоящей из широко известных, авторитетных, высококвалифицированных специалистов национального или международного класса, один письменный экзамен, который длится 5-6 часов и один устный (в Канаде два письменных экзамена). Комиссия тщательно изучает послужной список кандидата, соблюдение им Кодекса этики и профессиональных стандартов, рекомендации коллег и после этого выносит свое заключение. Национальные и международные объединения PR-профессионалов настоятельно рекомендуют работодателям и клиентам при заключении контрактов отдавать предпочтение именно квалифицированным практикам с приставкой APR перед именем. Ежегодно издается специальный справочник PR-специалистов с указанием их адреса, области специализации (политические, финансовые, некоммерческие PR и т.д.). Пролонгация почетного звания в США проходит спустя 3 года, в Канаде — через 5 лет191. В России подобная практика находится в зачаточном состоянии и бывает вызвана конкретными временными или содержательными ситуациями. Пожалуй, единственной сферой, которая относительно часто вызывает профессиональные сомнения и рефлексию защиты, является политический консалтинг. Так, еще 5 лет назад, правление Санкт-Петербургской ассоциации специалистов пресс-служб и служб паблик рилейшнз провело встречу лидеров различных партий и движений, играющих активную роль на политической арене. Встреча проходила под девизом «За честные выборы», а ее результатом явилась Декларация о нормах и правилах информационного поведения в момент проведения предвыборной кампании. Проблема лицензирования (регистрации) деятельности PR-служб и работающих в них специалистов встала на повестку дня после заявления в 1999 году бывшего председателя Центризбиркома А. Иванченко о необходимости регистрации коммерческих структур, занимающихся проведением избирательных кампаний. РАСО сразу же выступила с призывом обратить внимание законодателей и широкой общественности на важность тщательного, взвешенного обсуждения этой инициативы и ее всесторонней юридической и профессиональной экспертизы с участием самих политконсультантов и специалистов по связям с общественностью192. Сегодня эта проблема широко обсуждается специалистами различного уровня — от правоведов до имиджмейкеров. Рассматривается комплекс вопросов, связанных с тем, кому и как будут делегированы права по сертификации и лицензированию, в какой форме они будут проходить и какой результат ожидается по окончании, какие меры и санкции будут применены к нарушителям утвержденных норм и правил. Надо отдать должное российским специалистам по связям с общественностью, которые пытаются хоть частично спасти репутацию профессии, принимая различного рода этические документы по наиболее востребованным сегодня сферам PR-деятельности. Одним из таких документов стала Хартия «Политические консультанты за честные выборы», принятая 25 августа 1999 года агентствами и организациями, занимающимися политическим консалтингом. Пожалуй, впервые в подобного рода документах декларировалась не только честная и добросовестная работа, но и препятствование проникновению в профессиональную среду лиц, использующих неэтичные или незаконные методы. Создатели Хартии обязались внедрить высокие стандарты и принципы в деятельность организаций и лиц, занимающихся консультированием участников избирательных кампаний. Несмотря на эти попытки, мы все-таки можем фиксировать лишь начальный этап формализации этого важнейшего признака социального института, что и говорит о переходном состоянии последнего. Подтверждением тезиса о переходном (незавершенном) характере институционализации PR в России могут быть следующие аргументы. Несмотря на выделение определенного круга субъектов, уже вступивших в процесс деятельности по связям с общественностью, появляются все новые субъекты этой деятельности и уточняется их специализация. По-видимому, следует ожидать и перераспределения сфер влияния и PR-рынков. Круг субъектов PR-деятельности имеет локальный в географическом смысле характер: они находятся прежде всего в Москве и крупных центрах и распространяют спектр своих услуг также на ограниченные территории. В данной сфере уже зарождается монополизм (в том числе организационно оформляемый), что неизбежно встретит ответную реакцию. Формализация корпоративной деятельности (в частности, в рамках РАСО и иных профессиональных объединений) явно нуждается в продолжении и развитии. Самостоятельной проблемой является формирование единых подходов к пониманию сущности PR-деятельности в организациях различных типов, сфер
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |