КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Паблик рилейшнз: профессия и образование 2 страница
Об имидже разговор особый. Сегодня повсеместно признано, что без воздействия на индивидуальное сознание и формирования сознания, продуцирования вкусов, настроений, интересов, наконец, моды никакой вид деятельности в современном обществе не может быть успешным. Нередко мы знаем о мире, событии, человеке и выносим о них суждение — благоприятное или нет — еще задолго до того, как соприкоснулись с ними, и эти наши суждения мотивируются и регулируются отношениями с окружающими. Всякий факт, явление, событие, коль скоро они социальны, непроизвольно рождают своих виртуальных двойников, обитающих в сфере коллективного воображения. Будучи вполне дематериализованными заместителями своих реальных «родителей», они стремятся обрести самостоятельное существование, действовать по своим собственным законам, нередко полностью оторвавшись от породившей их основы. Мир идеальных двойников заполняет пространство личного сознания, семейных отношений, деловых контактов, политических решений и побуждений. В современном русском языке есть два синонима, обозначающих одно и то же понятие: образ и имидж. Но в отличие от «образа», возникающего непроизвольно, «имидж» является целесообразно и программно конструируемой категорией. Имиджи лежат в основе репутации фирмы, социальной структуры или административного органа, и их положительное содержание охраняется так тщательно, как ценность высшего порядка. Дискредитация образа — существенная составная часть в конкурентных отношениях, экономической и политической борьбе. На создание образа-имиджа направлены и усилия массовых коммуникаций, благодаря им и создается всепроникающая реальность воображаемого. Победе в борьбе на мировом рынке политических приоритетов и интересов подчинена политическая и социологическая пропаганда государств, рисующая их демократическими, гуманными, динамичными, социально ориентированными. Мы позволим себе высказать тезис о том, что одним из наиболее существенных различий между тремя рассматриваемыми коммуникационными формами (журналистикой, рекламой и PR) является направленность на формирование образа-имиджа. По нашему мнению, рекламная коммуникация формирует образ, об этом свидетельствует такой технологический компонент рекламы, как брэндинг. Средства массовой информации не могут сознательно конструировать имидж субъекта ввиду специфичности основной задачи: максимально объективного информирования обо всех происходящих явлениях и событиях. Тем самым формирование образа-имиджа происходит непроизвольно. И лишь только связи с общественностью ставят своей конечной целью планомерную, сознательную, обеспеченную необходимыми технологиями деятельность по формированию такого целесообразного публичного дискурса, результатом которого становится имидж. Информационный сегмент связей с общественностью тяготеет к журналистике, реализуется при помощи СМИ и соответствующих им способов и технологий, как-то: подготовка и размещение тематических материалов, организационная работа с журналистами — встречи, брифинги, пресс-конференции, выступления представителей фирм или организаций в прессе, на радио и ТВ. Не рассматривая детальное технологическое сходство журналистики и PR-коммуникации, проведем между ними функциональную грань. Если журналистика в идеальном варианте должна обеспечивать максимально беспристрастное, объективное, массовое информирование, то паблик рилейшнз в абсолютном виде является ориентированной коммуникационной формой. Даже отсутствие внешнего различия в подаче материала, если речь идет об интервью или статье, предполагает ориентированность последних на интересы адресата информации не в связи с его конкретной социальной значимостью, а по его собственному желанию и личной необходимости. Вот почему PR в последнее время все чаще называют ориентированной журналистикой, а PR-материалы — ориентированными жанрами. С сущностной точки зрения это утверждение неверно, оно способствует подмене одной самостоятельной коммуникационной формы другой, но очень четко отражает целевую установку информационной части PR. Для выполнения своей главной задачи — оптимизации коммуникационных взамодействий и гармонизации отношений между источником информации (фирмой, структурой, отдельным лицом) и обществом — специалисты PR используют тщательно отобранные, отражающие стремление к взаимодействию и согласию факты. Передаваемая информация, как правило, не несет рекламного оттенка, она максимально приближена к реальной; при случае настраивает на дискуссию, но никогда не противоречит интересам своего заказчика. Рекламу и PR объединяет абсолютная лояльность к источнику информирования как обязательное условие их существования. Журналист же имеет полное право на самостоятельную, не зависящую от субъекта точку зрения в отношении любой проблемы, его профессионализм определяется степенью объективности и оперативности в освещении того или иного факта и общественной политики субъекта. Иными словами, журналист может быть оппозиционен любому субъекту, пиармен же не имеет права находиться в оппозиции к той структуре, которую он представляет Журналистика, реклама и паблик рилейшнз сегодня являются ветвями бизнеса и подчиняются законам рынка. Определяет различие то, что реклама и PR решают коммерческие задачи своего заказчика, в то время как журналистика в чистом виде исключает их. Коммерческие (финансовые) интересы лежат и в основе государственных и политических PR, потому что власть является товаром, а ее имидж — условием, возможностью для эффективного функционирования города, региона, государства. Разница между тремя коммуникационными формами не исключает их взаимозависимость и общность: СМИ являются самым энергоемким рекламоносителем, а реклама, в свою очередь, — одним из главных источников финансирования прессы, радио и ТВ; СМИ — средство для тиражирования PR-информации, а пресс-службы и другие профильные организации выступают «поставщиками» информационного массива; сами СМИ играют роль заказчика ориентированной и рекламной информации, занимаются продажей своего «товара» — информации — и работают над имиджем; наблюдается творческое взаимодействие журналистики, рекламы и PR, заимствование профессиональных находок и технологий; журналистику, рекламу и PR часто обслуживают специалисты одного профессионального круга — журналисты или близкие к ним люди, что тоже определяет общность трех направлений, 3.1.3. Выявив сходство и различие журналистики, PR и рекламы, остановимся на взаимодействии первых двух коммуникационных форм подробнее. Для начала сформулируем тезис о том, что взаимовлияние журналистики и связей с общественностью является перманентным, практически и технологически обоснованным и делающим невозможным обособленное и самодостаточное существование этих коммуникационных сфер. Для нас изучение процесса взаимодействия и взаимовлияния журналистики и связей с общественностью особенно важно, так как зарождение образовательных PR-школ в недрах факультетов журналистики вузов России до сих пор является наиболее распространенной и одной из эффективных профессиональных образовательных PR-практик. Такая практика имеет место и на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Связи с общественностью, как обязательный элемент рынка, возникают одновременно с демократическими преобразованиями. Однако идеализированная западная модель не всегда адаптируется на российской почве, ее результативность при больших, чем на Западе, затратах, часто оказывается ниже или сводится к нулю. Основная причина этого, конечно же, кроется в сложности экономического, политического и социального реформирования нашего общества. Андрей Грачев, корреспондент «Нового времени» в Париже и бывший пресс-секретарь М.Горбачева, главного идеолога перестройки, так оценивает быстрый опыт пересадки на российскую почву элементов западной системы: «Немало активных сторонников демократизации общественной жизни в России, включая инициаторов перестройки, стало жертвой своего рода демократического мифа — представления о том, что „снятие оков" тоталитаризма с общества достаточно для того, чтобы оно „естественным ходом" двинулось к гармонии и процветанию. „Невидимая рука" обретенной свободы, подобная описанной Адамом Смитом „невидимой руке" рынка, должна была сама доставить Россию (в то время еще советскую) из царства тоталитаризма в семью „цивилизованных наций"»7. Вне всякого сомнения, этот тезис может быть с успехом применен и к связям с общественностью, новой информационной технологии, стремительно «имплантируемой» в российскую действительность. Помимо общих факторов экономического и политического характера, оказывающих позитивное или парализующее действие на PR, заметное влияние на развитие связей с общественностью оказывают СМИ — один из инструментов и важнейшее условие цивилизованного PR, активно диктующие свои правила игры на информационном рынке. Как и все другие сферы российского социально-экономического комплекса, средства массовой информации конца 90-х годов вступают в фазу капитализации и становятся товаром. Мы являемся свидетелями того, как проходит и завершается раздел информационного рынка, а данные о новых хозяевах СМИ, объемах вложенных капиталов и сте пени влияния становятся гласными и доступными для широкой публики. Ситуация, сложившаяся в СМИ и характеризующаяся концентрацией капитала в основных политических изданиях страны, говорит не только о чертах естественного монополизма, но и о создании благоприятных условий для того, чтобы в нужный момент и законно продвигать и лоббировать политические и экономические интересы конкретной группы лиц. Именно фактор собственников, зависимость результатов объективного творчества от их политических и экономических целей, не нашедшая до сих пор законодательных рамок, позволяют сделать малоприятный для профессионалов вывод об ангажированности СМИ как характерном признаке последних лет. Понятие ангажированности всегда вступает в силу, когда появляется зависимость характера информирования и в целом информационной политики того или иного средства массовой информации от финансовых условий существования последнего. И было бы ошибочным считать, что такое положение дел характерно только для коммерческих изданий. Зачастую так же обстоят дела и в государственных СМИ, неспособных в полной мере обеспечивать все усложняющийся и дорогостоящий технологический процесс. Ангажированность проявляется не только в лоббировании интересов «кормильца», но и в рождении новых, непривычных форм манипулирования аудиторией методами рекламы и PR. Так, результатом недофинансирования, а также безнаказанности стало появление таких депрофессиональных явлений, как «черный PR», «джинса» и т.п., сама стилистика которых четко свидетельствует об их сомнительном характере. Понятие «джинса» в журналистском ходу появилось уже более 10 лет назад, и под ним понималась продажа эфирного времени на радио и ТВ, газетных полос под «заказные» материалы. Оплата услуг осуществлялась «черным налом». Телерадио сюжеты и передачи выполнялись на государственной технике, а прикрыть поток «джинсы» было практически невозможно. В одном из номеров «Журналиста» корреспондент Анна Качкаева с откровенностью излагает читателям историю развития этого явления на главном телевизионном канале страны — сначала Центральном ТВ, а затем ОРТ. Еще в начале 90-х годов, по оценкам специалистов, в «новостях» и программе «Время» еженедельно проходило от 3 до 10 заказных сюжетов. «Ставки впечатляют и сейчас, — пишет автор, — минимальная цена такого сюжета в программе „Время" составляла 5-10 тысяч долларов. А максимальная (с учетом темы, очередности сюжета в выпуске при непременном анонсе в начале программы) доходила до 50 тысяч»8. «Черный PR» — явление более поздних лет. В отличие от «джинсы», в задачу которой входила скрытая реклама услуг, товаров, организаций, «черный PR» представляет собой более тонкую и сложную систему продвижения, мало напоминающую рекламные ролики и сюжеты, и имеет место в изданиях любого типа. Материалы «черного PR» оплачиваются не только наличными деньгами: здесь и бартер, и взаимные услуги и др. С уверенностью идентифицировать такой материал очень сложно как читателю, так и редактору издания. Возможно, поэтому во многих редакциях в последнее время осторожно относятся к любым сообщениям, рассказывающим об экономических и финансовых успехах фирмы или организации, видя в этом элемент рекламы или PR. Подобное положение дел, без сомнения, деформирует представление о роли новой PR-профессии в обществе, осложняет работу журналистов, не дает возможности фирмам и представляющим их специалистам по связям с общественностью использовать СМИ как объективный инструмент информирования и распространения новостей. От недостатка объективной информации страдают все — и журналисты и население, — такой вывод сделала газета «Финансовые известия», опубликовавшая 5 февраля 1998 года итоги исследования, проведенного специалистами Фонда защиты гласности. В частности, в нем отмечено, что, несмотря на высокий рейтинг как источника информации, СМИ получили средние оценки населения за освещение деятельности государственных и частных структур9.44% опрошенных испытывают недостаток информации о работе исполнительной власти, 41,1% — законодательной, 42,2% — правоохранительных и судебных органов, 50,7% — государственных предприятий и организаций. От частных лиц (государственные чиновники все чаще стали выступать в этой роли) получали информацию в 1996 году 39,7% журналистов, а в 1997 — 56,5%. В свою очередь, от журналистов все чаще стали скрывать факты, документы и статистические данные, что, как правило, объясняют секретностью, служебной или коммерческой тайной, причем на засекреченность чаще всего ссылаются законодатели, партии и общественные организации. На втором месте — запрет руководителя организации на контакт с представителями прессы. 13% журналистов вообще не удостоились объяснений по поводу причин отказа в информации. В 1997 году наметились новые тенденции; требование денег за информацию и страх ее владельцев иметь личные неприятности за сотрудничество со СМИ. Возможно, именно открытая ангажированность СМИ, снижение уровня объективности газет, радио и ТВ породили такие парадоксальные суждения, как то, например, которое высказал весьма уважаемый человек — заведующий кафедрой Северо-Западной академии государственной службы профессор Г.Филиппов: «В современной России... осталась, пожалуй, единственная реальная сила общественного сознания—это пресс-службы, пресс-центры, информационно-аналитические организации. Они в процессе информирования населения способны пропагандировать общие интересы, интересы общества и государства, или, по крайней мере, показывать предпочтение — этих интересов перед частными и групповыми. Пресс-служба, даже когда представляет сторону какой-либо частной компании или отдельного собственника, связана с большей моральной и юридической ответственностью, нежели любой частный источник информации (газета, рекламное агентство, телепередача)»10. Монополизм информационного рынка, использование СМИ в качестве инструмента лоббирования и продвижения интересов отдельных лиц и групп, безденежье газет, радио и ТВ, легкость использования механизмов «черного PR», подкупа СМИ, с одной стороны, и неумение или боязнь руководителей, чиновников и управленцев общаться с народом — с другой, породили серьезный конфликт между представителями одной, или очень близкой по духу, профессиональной среды — между журналистами и пиарменами. В дискуссионном активе той и другой стороны накоплены веские аргументы и контрдоводы, защищающие приоритеты той или другой профессии на пути к доступу и распространению информации. Например, основной претензией работников СМИ является то, что пресс-службы выступают в роли «информационных барьеров и двойных фильтров», ограничивающих права журналистов на получение инте ресующих их фактов и на общение с первыми лицами организаций. По мнению ряда журналистов, пресс-службы сегодня настолько несовершенны, насколько необходимы, а масштаб мышления и уровень их влияния определяются уровнем деловой и политической культуры руководителя соответствующей структуры. В свою очередь, специалисты по связям с общественностью обвиняют СМИ в предвзятости, стремлении к сенсационности, готовности за деньги опубликовать любой материал. Острой проблемой, взаимоотношений является нежелание работников СМИ ссылаться на источник информации, которую в оследнее время все чаще сообщает пресс-служба или 1 PR-отдел соответствующей структуры. Пиарменов возмущает крайне прагматичная причина подобного положения дел: за публикацию официальных сообщений 1 журналист не получает гонорара. Противоречия между журналистами и пиарменами обостряются и на уровне механизмов и технологий профессиональной деятельности: порядок аккредитации и лишения ее в каждом конкретном случае, право на интервью с руководителями и первыми лицами, правила проведения специальных мероприятий, Взаимоотношения журналистов и пиарменов уже стали предметом мониторинга нарушений, связанных с ограничением доступа к информации. Так, специалисты Фонда защиты гласности отмечают, что вопреки надеждам, которые питали СМИ при создании нового института в России, пресс-службы, специалисты А в области PR вместо содействия прессе, полного и оперативного информирования граждан о деятельности Я своих организаций нередко выступают в роли своеобразных цензоров. В особую группу нарушителей, по итогам мониторинга, вошли пресс-секретари Тюменской областной думы, премьер-министра Татарстана, губернатора Воронежской области и (увы!) губернатора Санкт-Петербурга. Пресс-секретарь первого лица города С.Иванова попала в этот «черный» список потому, что на одной из встреч с журналистами проинформировала их о том, что будет лично определять список представителей СМИ, допущенных к освещению официальной деятельности губернатора и его служб, и разрешение на это нужно будет получать заблаговременно и лично у нее. Тем не менее при всех сложностях и противоречиях две профессии, журналистика и связи с общественностью, чем дальше, тем больше «обречены» на сотрудничество и контакты. Чистота и эффективность этих процессов зависят не только от экономических и финансовых факторов, но и от прочности этических норм каждой профессии, моральных и человеческих стимулов, позволяющих сберечь общественный имидж журналиста и пиармена. Подтверждение этому тезису мы находим и в тех немногих официальных хартиях работников двух цехов, которые принимаются ими во имя сохранения моральной чистоты обеих профессий. Так, в Хартии журналистов России сказано: Журналист рассматривает как тяжкие профессиональные преступления злонамеренное искажение фактов, клевету, получение при любых обстоятельствах платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации, а также плагиат; используя каким-либо образом работу своего коллеги, он ссылается на автора. Журналист считает недостойным использовать свою репутацию, свой авторитет, а также свои профессиональные права и возможности для распространения информации рекламного или иного коммерческого характера, если о таком характере не свидетельствует явно и однозначно сама форма сообщения. — Журналист не принимает платы за свой труд от источников информации, лиц и организаций, заинтересованных в обнародовании, либо сокрытии сообщения. В свою очередь, в Декларации профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью, принятой РАСО, отмечается: Практическая деятельность консультанта или агентства по связям с общественностью должна строиться на неукоснительном соблюдении принципов точности, правдивости, добросовестности передаваемой информации. Запрещаются любые попытки обмануть общественное мнение, а также использование ложных или вводящих в заблуждение сведений, распространение информации, причиняющей вред третьим сторонам, или применение ведущих к этому форм и методов работы. Собственно, и все авторитетные эксперты PR единодушны в подходах к общим принципам взаимоотношений связей с общественностью со средствами массовой информации. Так, С.Блэк пишет, что «свои отношения со СМИ лучше постоянно строить на доверительных началах. Сообщайте прессе как можно больше, даже сведения конфиденциального характера, а затем оговаривайте, какие моменты нельзя публиковать и почему»11. По мнению Л.Невзлина, «поддержание дружеских отношений с редакцией и журналистами всегда окупится сторицей»12. Г.Тульчинский в основу этих принципов положил взаимоуважительность, точность и пунктуальность, необходимость действительно двухсторонних контактов, достоверность предоставляемой информации13. А.Зверинцев считает, что «без поддержки средств массовой коммуникации с их почти неограниченной властью над сознанием и поведением больших масс людей сегодня практически невозможно решать масштабные управленческие задачи»14. И.Алешина в общий свод правил взаимоотношений со СМИ вводит гибкость и адаптивность к ситуации, планирование работы с журналистами и ожидание такой же реакции от них15. Многие из вышеназванных проблем во взаимоотношениях представителей журналистики и PR вызваны еще недостаточно оформившимся представлением специалистов по связям с общественностью о своем профессиональном статусе и роли профессии в обществе. Зависимость PR от внешних условий, необходимость в активной приспособляемости для достижения главной задачи — согласия и компромисса, накладывают своеобразный «сервисный» оттенок на профессию. Последнее, в свою очередь, воспринимается как обидный или оскорбляющий пиармена признак своего труда. Если принять во внимание тот факт, что в сфере PR сегодня занято очень большое количество профессионалов, пришедших из журналистики, то неумение перестроиться в новом функциональном поле может приводить к противоречиям и конфликтам. «Сервисная» специфика присуща многим профессиям, связанным с взаимоотношениями с людьми: врачам, педагогам, юристам и др., — не являются исключением и специалисты PR. Сохранение же профессионального достоинства связано не только с четким исполнением технологической стороны PR, но и с абсолютным принятием статусных основ. Диалог между журналистами и пиарменами в последнее время становится более лояльным и по причине того, что сами СМИ все чаще выступают субъектами PR, что во многом определяет качественные характеристики канала информации, его общественный имидж, уровень доверия аудитории. Технология связей с общественностью, осуществляемая СМИ как одним из компонентов технологического субъектного пространства PR, тесно связана со спецификой журналистского товара и информационной деятельности в целом. Мы сделаем небольшое отступление и вкратце коснемся этой темы, необходимой нам в дальнейшем для анализа образовательных моделей. С одной стороны, СМИ в различной степени используют весь возможный рекламный и PR-инструментарий для продвижения своего товара, «отстройки» от конкурентов, охвата новых рынков и т.д. С другой стороны, специфика конечного журналистского продукта — информации, являющейся модифицированным продуктом и связей с общественностью, определяет индивидуальные, присущие только СМИ, способы PR-воздействия. Структурно-экономические изменения, затронувшие в полной мере и медиа-комплекс, увеличение числа газет, телерадиоканалов, растущая конкуренция на информационном поле заставляют их представителей всерьез задумываться об имидже издания. Важным элементом имиджевых акций является прямое рекламирование, которое сегодня развито как в части необходимой атрибутики (логотип, товарный знак, слоган, цветовая идентификация), так и в части методов проведения специальных рекламных мероприятий. В ходе опроса, проведенного еще в 1996 году, выяснилось, что 100% негосударственных радиостанций, таких как «Европа плюс», «Эльдорадио», «Нос-тальжи» и др., заказывали разработку своего имиджа у специальных дизайнерских организаций. Полный пакет такой разработки включал в себя музыкальный формат вещания, концепцию информационного вещания, полиграфический фирменный стиль, музыкальные отбивки (джинглы), критерии отбора ведущих. Наиболее распространенным и стойким рекламным атрибутом является логотип издания. Если раньше он являлся элементом лишь печатных СМИ, то сегодня логотип присутствует в атрибутике телерадиостанций и каналов и олицетворяет их творческую концепцию и вещательную идеологию. Так, еще в 1993 году в логотипе питерской радиостанции «Балтика» появилось стилизованное изображение тюленя, своеобразного символа Балтийского моря. Это животное как бы демонстрировало собой неагрессивное, спокойное, доброжелательное отношение радиостанции к слушателям, стремление к мягкому, доброму вещанию. В 1996 году «Европа плюс» в качестве своего символа выбрала забавного воздушного змея, который как бы символизировал собой комфортность этого радио, его домашний уют. Годом раньше своим логотипом обзавелась и радиостанция «Модерн» с напористым и динамичным стилем вещания. Поэтому и в основу логотипа легло изображение тигра. Особенностью рекламирования СМИ как товара является преимущественное размещение рекламной информации в собственном теле(радио) эфире или на газетных (журнальных) полосах. В качестве внешних рекламоносителей практически не используются конкурирующие или нейтральные СМИ. Исключение составляет лишь наружная реклама, один из самых популярных способов рекламирования газет, теле- и радиостанций. Реклама «о себе» достаточно интенсивна, пики рекламирования приходятся на момент подписных кампаний. Большее распространение имеют пиаровские акции средств массовой информации. Наиболее практикуемая среди них — так называемое информационное спонсорство, обеспечение информационной поддержки крупных социально значимых мероприятий культурного, просветительского и другого характера. Как правило, информационное спонсорство не связано с финансовыми затратами, вклад спонсора — это газетная площадь, теле- или радиоэфир, подготовка специальных материалов, посвященных событию. Крупные СМИ иногда занимаются и иной благотворительной деятельностью. Известно, например, оказание финансовой помощи студентам, престарелым людям, инвалидам редакцией «Аргументов и фактов». Распространенной PR-формой благотворительности является поддержка талантливых собратьев по профессии. Этому служат ставшие национальными премии «Триумф», «Тэфи» и др. Международный фонд поддержки культуры при журнале «Знамя» ежегодно присуждает литературные премии как известным, так и молодым авторам. Суммы вознаграждений от 800 до 3000 долларов, но за пять лет существования фонда отмечено более 80 талантливых литераторов и журналистов. Крупные петербургские СМИ, несмотря на их тяжелое финансовое положение, также помогают будущим профессионалам. 5 лет назад были учреждены специальные стипендии радиостанции «Балтика» для лучших студентов факультета журналистики СПбГУ, традиционным стал и конкурс «Золотое перо», одним из главных инициаторов которого выступает Лига журналистов. В PR-деятельности многие СМИ идут по традиционному пути широкомасштабных акций, ведущее место в которых занимают юбилеи. Эти энергоемкие мероприятия сегодня не имеют продолжительного резонирующего эффекта вследствие как их повсеместного распространения, так и негативного отношения аудитории к дорогим и финансовозатратным зрелищам. В целом PR-технологии, используемые СМИ для собственного продвижения, можно оценить как крайне скудные и непоследовательные. Незаслуженно забытыми являются выездные летучки, встречи в редакциях, другие формы контактов. Вместе с тем СМИ присущи характерные только для них способы PR-воздействия на аудиторию, технологии имиджирования отдельных экономических и социально-политических проектов, что обеспечивается особым общественным статусом СМИ, функциональной ориентированностью масс-медиа на работу с общественным мнением, гипертрофированной направленностью на решение задач, являющихся прерогативами власти, а также приоритетностью комментирования над информированием. Так, например, PR-воздействие начинает осуществляться через некую ключевую фигуру издания, телерадиоканала, мнение которой олицетворяет собой не столько профессиональную, журналистскую точку зрения на конкретную проблему или факт, а, скорее, суммарную политическую ориентацию данного СМИ. Наиболее выпукло эти тенденции реализуются на телевидении — самом массовом и влиятельном информационном средстве: «оракулом» НТВ выступает Е.Киселев, РТР — Н.Сванидзе, ОРТ — С.Доренко, и т.д. Политическая аналитика становится не столько профессиональным жанром, сколько PR-способом, лоббирующим интересы и настроения аудитории в отношении конкретной проблемы, персоны, факта, события. Функции ключевой фигуры — журналиста—смещаются от информирования к убеждению. Сегментированность информации, высокая степень оценочности делает ее ориентированной, нацеленной на решение задач конкретного канала, который, в свою очередь, выступает в качестве технологического субъекта данного PR. Кроме того, политическая ориентация СМИ становится доминантой и в работе создаваемых при редакциях PR-отделов. Вот как охарактеризовал основное направление своей деятельности Станислав Кучер, руководитель дирекции по связям с общественностью Московской независимой вещательной корпорации (МНВК): «Мы будем делать все — ив этом наша главная политическая задача — для того, чтобы выражать на выборах свою позицию. Это самое сложное. Другое дело, нам, конечно, придется заниматься изучением политической конъюнктуры в канун выборов и раздумывать над тем, что в наших интересах — кого поддержать, кого нет»16.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |