КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Паблик рилейшнз: профессия и образование 6 страница
8. Баланс теории и практики. Для связей с общественностью этот тезис актуален уже в силу того, что специалисты этого профиля «рождаются» в школах различной базовой направленности и с собственной культурой и технологией обучения. Отсутствие баланса между теорией и практикой приводит к риску выпустить из университетских стен либо образованного «теоретика», либо недоученного «практика». Мой преподавательский опыт приводит к выводу о том, что творческая специальность эффективно формализуется при сочетании теоретических и практических дисциплин в пропорции 1:3. Мы берем на себя смелость утверждать, что все перечисленные составляющие лежат в основе комплексной гуманитарно ориентированной образовательной модели по подготовке специалистов по связям с общественностью для современной России. Аргументировать актуальность и практическую необходимость такой подготовки результатами собственных исследований было бы не вполне корректно. Поэтому обратимся к данным коллег— преподавателей и исследователей Электротехнического университета. В уже упоминавшихся материалах совместного российско-американского исследования И.П.Яковлева — М.Макэлриза, а также в материалах исследований, проведенных в 1997 и 1998 годах под руководством доцентов Л.В.Азаровой (С.-Петербургский электротехнический университет) и Д.П.Шишкина (СПбГУ) приводится первичный анализ потребности (прежде всего потенциальной) в практикантах, выпускниках, специалистах в различных сферах PR-деятельности. Авторы исследований отмечают, что наиболее востребованной сферой приложения усилий выпускников по специальности связи с общественностью в настоящее время в Санкт-Петербурге являются, во-первых, сферы государственной службы ~ причем потребность прежде всего ощущается в специалистах, владеющих как журналистскими, так и профессиональными (PR) навыками и умениями, — пресс-секретарях, работниках пресс-служб и т.п.; во-вторых, средства массовой информации и рекламные агентства. Таким образом, можно считать, что предлагаемая автором модель PR-образования соответствует современным и перспективным потребностям российского рынка паблик рилейшнз. Примечания – 1 Baskin О., AronoffC. Public Relations: The Professional and the 2 Борисов А. Пятый рупор президента // Санкт-Петербургские ве J Тернистый путь к известности // Деловой мир. 1996. 18 дек. 4 Советский энциклопедический словарь. М, 1980. С.378. 5 См.: Серов А. Пятый фактор производства // Итоги. 1997.3 июня. 6 См.; Сметаиина С. Мы с Маслюковым будем самыми правыми 71 ранее А. Импортные модели на российских дорогах // Журна436 Паблик рилейпща в системе социального лист. 1997. №11. С. 10. *КачкаеваА. Укрощение «джинсы» //Там же. №10. С.35. -( 9 Заметим, что и в зарубежной литературе отмечается «кризис доверия» общественности к каналам массовой коммуникации. Журналисты, специалисты по PR и рекламе традиционно занимают одно из самых последних мест по степени доверия к информационным каналам. i0 Филиппов Г. Вероятность разумного выбора //ПР-диалог. 1998. №2. С. 13. 11 Блэк С. Паблик рилейшнз: Что это такое? М, 1989. С.52-53. 12 Невзлин Л. Паблик рилейшнз: Кому это нужно? М., 1993. С.69. 13 Тульчинский Г. Public Relations: Репутация, влияние, связи с 14 Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. СПб., 1997. С.58. 15См.: Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркете-ров. М, 1997. С.47. 1 йПолитику ТВ-6 доверили Кучеру // Коммерсантъ. 1998.24 июня. |7Цит. по: Блэк С. Указ. соч, С.229.,4, 18См.: Советник. 1997. №11. С.13-14;№12. С.12. л 19Блэк С. Указ. соч. С.27. 20Беленков С.Д. Кадры пресс-службы: Парадигмы междисциплинарного подхода // Материалы международ, конф. «Связи с общественностью: образование и карьера». М., 1998. С. 4-5. 2' Векслер A. PR на службе у государственного менеджера // Там же. СП. 2:Тамже. С.П-12. 23 Яковлев И. Паблик рилейшнз в организациях. СПб., 1995. С. 144- 24 См.: Арнольд Н. Тринадцатый нож в спину российской рекла 25 См.: А Чумиков., М. Крусткалн. Портрет Российского PR-мэна 26Там же. 17 Шитова Н. Чем отличается специалист по связям с общественностью от PR-мэна? // Советник. 1997. №5. С. 14. 28 Берд П. Продай себя // Тактика совершенствования вашего имиджа. Минск, 1996. С.25. 79См.: Блэк С. Указ. соч. С.206-209. -— Особенности француз- ской модели обучения даются в кн.: Лебедева Т. Икусство обольщения; «Паблик ридейишз по-французски»: Концепции. Практика. М., 1996. Немецкая модель достаточно подробно характеризуется в кн.: Bentele G., Sryczka P. PR — Ausbilding in Deutschiand. Leipzig, 1995. 10Блэк С. Указ. соч. С.206. л На наш взгляд, проблемы подготовки специалистов в Москве и Санкт-Петербурге, с одной стороны, и в иных городах - с другой, весьма специфичны. 32 Тулупов В. Увлекательная наука // Советник. 1997. №5. С. 19. "См.: Стровский ДМ. Подготовка специалистов по PR в системе университетского образования // Материалы международ, конф. «Связи с общественностью: образование и карьера». М., 1998. С.31-34. иБорисовА. Ученье-свет, неученье-практика?//Советник 1997. №П. С.1. " Орлова Т.М. Некоторые проблемы эффективности PR-образования в переходный период// Материалы между народ, конф. «Связи с общественностью: образование и карьера». С.25. ,6 Цит. по: Орлова Т.М. Некоторые проблемы... С.25. 37 См.: Борисов А. Указ.соч. 38 Ситников А.В. PR как специальность: Реальность и иллюзия // 39 Белейте С.Д. Указ. соч. С.4. 10 Татаринова Г.Н. Связи с общественностью в муниципальном управлении //Материалы международ, конф. «Связи с общественностью: образование и карьера». С.36. 41 См.: Яковлев ИЛ. Указ. соч. С. 144-146; ЯковлевИ.П., ГлухихВ.А., Шишкин Д.П. Организация в социальной среде // Организация. Среда. Коммуникации. СПб., 1995. С. 13-14. п Чумиков АЛ. Образовательные программы по специальности «Связи с общественностью» и потребности рынка PR-услуг // Материалы международ, конф. «Связи с общественностью: образование и карьера». С.41. 4i Блэк С. Указ. соч. С.207. 44 Есин Б.И. Путешествие в прошлое. М., 1983. С. 158. 45 См.: Свитич Л.Г., Ширяева А.Д. Журналистское образование: 46Беленков С.Д. Указ. соч. С.5. 47 Ситников А.П. Указ. соч. С.29. "8 См.: Чумиков А.Н. Указ. соч. С,40. 49 Существует и такая точка зрения: в PR невозможно «привести 50 Кстати, в Таусонском университете подготовка специалистов 51 В нашу задачу не входит обсуждение всех аспектов понятия " См., напр.: Алешина И. Указ. соч. С.195-206. 53 Примером такого функционального деления являются комитеты, отделы, департаменты государственных администраций в России. Наряду с аналитическими, исследовательскими, методическими и др. подразделениями в них обязательно существуют специализированные службы по работе с прессой. 5А Попытку сформулировать «единый профессиональный образ пресс-секретаря» предпринял немецкий исследователь В.И. Хас-се. На русском языке часть его работы опубликована в бюллетене: Семинары для работников пресс-служб и работников pablic relations. СПб., 1997. 25 апр. С.29-36. 55 Тулупов В. Указ. соч. С. 19. 56 Там же. 57 Проблемы вовлечения PR-практиков в учебный процесс широ 58 Реклама и связи с общественностью: Теория и методика про 59ЯковлевИ.П. Указ. соч. С.144-146; Азарова Л., Шишкин Д. По- тенциальная потребность в специалистах по связям с общественностью: Опыт эмпирического исследования // Человек в контею сте культуры. СПб., 1998. С. 102-109.), ПОСЛЕСЛОВИЕ Закончив анализ роли паблик рилейшнз в системе социального управления, хочу подвести некий итог своим мыслям и изысканиям. Я благодарна своим коллегам из Санкт-Петербургского университета, друзьям-пиарменам за помощь и поддержку в работе. Эта книга помогла мне взглянуть по-новому не только на один из самых любопытных и таинственных феноменов — PR, но и на всю совокупность социальных практик уходящего столетия. В человеческой деятельности есть сферы, не поддающиеся уз ко функциональному конструированию, их общественная принадлежность значительно шире и многообразнее, чем ограниченное жесткими рамками профессиональное пространство. Пожалуй, PR наиболее ярко демонстрирует эту общественную лояльность, открытость и доступность для всех, кто желал бы реализовать себя на его поприще. Связи с общественностью формализуют тот процесс, который называется словом гуманизация, учат людей диалогу, приводящему к консенсусу, помогают объединить общество на хрестоматийных принципах справедливости, правды, добра. И пусть читатель не улыбается иронично, я уверена, что у профессии, в основе которой лежит великое искусство соглашения и компромисса, есть настоящее и будущее. Это настоящее может омрачаться нечистоплотными и лживыми действиями, а высокотехнологичная практика порою скрывает под собой лукавую идею. Но это вовсе не означает, что в новом цехе нет настоящих профессионалов PR, работающих для того, чтобы общество могло жить без войн и конфликтов, а бизнес был честным и открытым. В связях с общественностью сегодня отразились все противоречия и развитых обществ и конца столетия. «Индустриальный» оттенок начала XX века, представленный американским PR, а чуть позже и европейским, сменился политической окраской пиаровских действий, периодически превращавшихся то в практику компромисса и созидания, а то и в разрушительные и деструктивные технологии. Россия на много лет исключила PR из своей коммуникационной системы, заменив его иными механизмами — пропагандой, агитацией и односторонним информированием. Но связи с общественностью — дитя XX века — очень быстро адаптировались на российских просторах и вполне уверенно «чувствуют» себя в политике и бизнесе, социальной и духовной сферах. Я глубоко уверена, что именно Россия даст новый импульс PR, вернув связям с общественностью их истинную суть.— достижение согласия и компромисса. Мне очень бы хотелось закончить книгу на такой романтической и обнадеживающей ноте. Иначе нельзя обучать этой профессии, потому что часто на лекциях вижу глаза студентов, которые, как мне думается, хотели бы войти в свою профессию с чистыми сердцами и руками и такими же остаться в ней. И я надеюсь, что так и будет.
ОГЛАВЛЕНИЕ От автора 5 Глава 1. Связи с общественностью как социальный феномен 8 1.1. Связи с общественностью: деятельность versus рефлексия ~ 1.2. Понятийный аппарат паблик рилейшнз... 46 Глава 2. Институт паблик рилейшнз в системе социального управления 113 2.1. Связи с общественностью как социальный институт. Паблик рилейшнз в XIX-XX веках: история деятельности и история идей (на примере США) 189 Сфера паблик рилейшнз в современной России 260 Глава 3. Паблик рилейшнз: профессия и образование S42 3.1. Специалист в сфере PR: профессиональный статус и специфика деятельности ~ 3.2. Новые специальности для новой России: модели подготовки 391 Послесловие 440 Научное издание Марина Анатольевна Шишкина ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Редактор АН. Ельчева Дизайн обложки ДА. Бюргановского:Х,. Корректор Т.К4. Цатурова Верстка Е.П. Смирновой Печать Л.А. Митрошкиной
[1] Наверное, более точными мифологическими образами, отражающими двойственность социального бытия существа женского пола могли бы стать египетские сфинксы, древнегреческие сирены или русалки из европейского фольклора. Однако каждый из этих образов несет на себе дополнительную смысловую нагрузку как в рамках научного дискурса, так и в обыденном сознании. В то же время упоминание кентавра, традиционное для маскулинно ориентированной философской традиции, восходящей к античности, порождает интерпретационно однозначный и чистый образ двойственности природы явления, применительно к которому употребляется метафора.
[2] Тульчинский Г. Public Relations: Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. СПб., 1997. С. 6-8. [3] Чесаное А. Ду ю спик по-русски, или Как все-таки это называть?//ПР-диалог. 1997. № 1. С. 7-8. [4] Пирогова Ю., Борисова Е. «PR» — крепкий орешек для великого и могучего // Советник. 1999. № 2(38). С. 45-47. [5] Тульчинский Г. Указ. соч. С. 7-8. [6] Чесанов А. Указ соч. С. 8. [7] Лингвистический энциклопедический словарь. М, 1990. С.98. [8] Пирогова Ю., Борисова Е. Указ. соч. С, 45. [9] Там же. [10] См., например: Laprevote L.-F. Les relations publiques: Documents. Nancy, 1991; Doin R., Lamarre D. Les relations publiques. Montreal,1987; и др. [11] Oeckl, Albert. 1) Handbuch der Public Relations: Theorieund Praxis der Offentlichkeitsarbeit in Deutschland und der Welt. Мьnchen, 1964. S. 15; 2) Anfflnge und Entwicklung der fTentlichkeitsarbeit // Fischer, Heinz-Dietrich/ Ulrike Wahl (Hg.), Public Relations/Offentlichkeitsarbeit: Geschichte, Gnmdlagen, Grenzzielvung. Wiesbaden, 1993. S.27-28. [12] Пирогова Ю., Борисова Е. Указ. соч. С. 46. [13] См., например: Корконосепко С. Пиармен и журналист: «родственники» или «соседи»? // ПР-диалог, 1997. № I. С. 9-11. [14] Хотя, заметим, в так называемых «низких жанрах» рок-культуры, или, если пользоваться масс-медиа сленгом, «попсы», строгие лингвистические правила не работают. Вспомним, например, припев одного из шлягеров 1997-1998 годов: «Мама, все о кей, ну зачем нам этот Ю-Эс-Эй!» [15] Пирогова Ю., Борисова Е. Указ. соч. С 46 [16] Цит по: Jefkins F. Public Relations. London, 1998 Р6. [17] Ibid. Р.6. [18] Hunt T., Grunig J. Public Relations Techniques Hillside, New Jersey,1994. P.5. [19] Пирогова Ю., Борисова Е. Указ. соч. С46 [20] Там же. [21] Там же [22] Там же. [23] Блэк С. Паблик рилейшнз: Что это такое? М. 1989 [24] Цит по: Jefkins F. Op. cit. P.6. [25] См., например: Алешина И.А. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М., 1997. С. 8. [26] Hazleton V, Botan С. The Role of Theory in Public Relations //Public Relations Theory. Hillside; New Jersey: Hove and London. 1989. P. 13. [27] Botan С. Theory Development in Public Relations // Ibid. P. 100. [28] См.: Simon R. Public Relations: Concepts and Practicies. Columbus (Oh), 1980. [29] Варустин Л. Расставим акценты: К определению понятия «предмет науки ПР» // ПР-диалог. 1998. № 2. С.3-4. [30] Там же. С 4. [31] Botan С. Theory Development in Public Relations //Public Relations Theory. P. 99. [32] Neff B. The Emerging Theoretical Perspective in PR: An Opportunity for Communications Departments//Ibid. P.161. [33] Grunig J. Symmetrical Presuppositions as a Framework for Public Relations Theory//Ibid P. 18. [34] Hazleton V., Botan С. The Role of Theory in Public Relations; Botan С. Theory Development in Public Relations; Seitel F.P. The Practice of Public Relations. Columbus (Oh) 1987; Sloan C.S. Foundation Lecture: Social, Economic and Political Context for PR // Public Relations Review. 1987. №13 (1). P.3-10; Pavlic J. V., Salmon C.T. Theoretic Approaches in Public Relations Research//Public Relations Research and Education. 1984. № 1 (2). P. 39-49
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |