КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Паблик рилейшнз: профессия и образование 3 страницаВсе чаще руководители крупных СМИ начинают использовать свой общественный авторитет в целях решения конкретных политических задач. СМИ уже не ограничиваются профессиональными возможностями влияния, активно применяют способы специфического PR-воздействия. Широкую огласку в прессе получила поездка в Соединенные Штаты Америки заместителя председателя Совета директоров холдинга «Медиа-мост» Игоря Малашенко в ноябре 1998 года. В США Малашенко встречался с местными журналистами и убеждал их в том, что наиболее подходящей для Америки кандидатурой в качестве российского Президента будет Григорий Явлинский. За Явлинского он агитировал в Нью-Йорке и Вашингтоне, на встречах с главным специалистом совета национальной безопасности США. Паскуалем, первым заместителем госсекретаря С.Тэлботом, журналистами наиболее влиятельных американских газет. Итак, сделав краткий анализ механизмов и принципов взаимоотношений PR и журналистики, мы пришли к следующим выводам: журналистика и паблик рилейшнз являются самостоятельными коммуникационными формами, имеющими специфическое внутреннее содержание, собственные технологии, целевые и функциональные установки, что определяет и самостоятельность соответствующих деятельностно-профессиональных сфер; журналисты и специалисты по связям с общественностью являются равноправными участниками информационного процесса, способствующего обеспечению права граждан на получение правдивой общественной информации; работа со средствами массовой информации является важнейшим технологическим компонентом PR, а параметры функционирования СМИ — одним из главных факторов его эффективности или неэффективности; процессы взаимного влияния усиливаются и вследствие того, что СМИ все чаще выступают элементами субъектного технологического пространства паблик рилейшнз и реализуют собственные, присущие только им способы PR-воздействия; отношения журналистов и специалистов по связям с общественностью должны строиться на принципах взаимного уважения, доверительности, правдивости, соблюдения этических норм и требований профессий. 3.1.4. На наш взгляд, существует еще одна проблема, имеющая прямое отношение к социальной роли и статусу специалиста по связям с общественностью, требующая если не немедленного решения, то по крайней мере всестороннего анализа и обсуждения. Речь идет о многообразных профессиональных требованиях, предъявляемых к PR-специалисту (здесь мы сознательно абстрагируемся, насколько это возможно, от требований этического порядка). Сразу же отметим, что познавательная и практическая ситуация здесь очень непросты: свой отпечаток накладывают требования различных международных профессиональных кодексов, многолетний устоявшийся зарубежный опыт, специфика российской практики, наконец, разнородность ситуации в различных сферах PR-деятельности. С точки зрения международных стандартов, практически обязательным условием вхождения в профессиональную группу является членство в той или иной национальной или международной ассоциации. К примеру, Европейский (Лиссабонский) кодекс профессионального поведения в области PR фиксирует эту норму в следующем виде; «Каждый профессиональный член (национальной ассоциации), соответствующим образом принятый в нее, согласно правилам национальной ассоциации, считается практическим работником сферы PR, обязанным следовать установлениям настоящего кодекса»17. В соответствии с этим к пиармену предъявляются серьезные профессиональные требования, содержащиеся, в частности, в «Минимальных стандартах качества» Хельсинкской хартии (эти требования касаются, по существу, абсолютно всех сторон деятельности PR-специалиста — от образовательного уровня до методик, которыми должен владеть такой специалист18). В настоящее время лишь весьма незначительная часть отечественных специалистов, с точки зрения международных стандартов, отвечают этим условиям. При устоявшейся системе профессиональной стандартизации специалистов, существующей на Западе, центральным вопросом является вопрос о месте, занимаемом специалистом в иерархии организации. Так, обязательным, по мнению С.Блэка, условием PR-эффективности организации является «вхождение» специалиста по связям с общественностью во «властную группу» фирмы, т.е. возможность либо стать ее членом (например, вице-президентом компании), либо иметь «прямой выход на высшее руководство, предпочтительнее на председателя или руководителя»19. Данная проблема является актуальной и для российской действительности, и, как показывает практика, многие отечественные руководители весьма болезненно воспринимают необходимость «делегирования полномочий» по отношениям с общественностью. Особенно это характерно для властных структур высокого уровня. В решении этой проблемы может помочь четкое формулирование требований к специалистам по связям с общественностью, которые диктует им ситуация на информационном, политическом и финансовом рынке. Пожалуй, наиболее ясно эти требования выражены в отношении работников PR государственного управления, в частности сотрудников пресс-служб. Так, один из российских PR-практиков, С. Д.Белен-ков, формулирует их в следующем виде: наличие журналистских навыков; знание основ менеджмента и государственной службы; обще культурная подготовка (эрудиция); психофизические предпосылки; элементы риторики; компьютерная грамота; знание основ телевидения; знание принципов и профессиональных приемов Public Relations20. Несмотря на «отраслевой» оттенок вышеперечисленных требований, в них все-таки прослеживают- ся основные задачи профессиональной подготовки специалистов и работы с потенциальным заказчиком. Вместе с тем очевидно, что данный работник будет выполнять вспомогательные и дополнительные функции, его статус может быть определен как статус «PR-технолога». Несколько иную проблему пытается решить А.Векслер. По ее мнению, существуют как общие требования к специалистам PR, так и их модификации в зависимости от сферы деятельности. К общим она относит, во первых, «универсальные управленческие функции — анализа, планирования, координации, мониторинга, корреляции. Во вторых, это решение комплексных задач, затрагивающих все виды межорганизационных связей. В-третьих, применение сходных методов обработки информации и принятия решений. В-четвертых, зависимость средств и методов PR от задач и ценностей, которые исповедует организация в большей степени, нежели от ее юридически-правового статуса»21. Отметим, что данная функциональная модель специалиста по своему содержанию значительно шире, чем модель С.Беленкова. К различиям PR в тех или иных сферах (в частности, в органах власти и бизнесе) А.Векслер относит: — различные цели организаций (основная цель экономической конкуренции — прибыль, основная цель управления — предоставление общественных услуг); нацеленность на различные слои населения (бизнес, в первую очередь, — на состоятельные слои, сфера госуправления обязана соблюдать принципы социальной защиты и справедливости); необходимость в демократическом государстве функционирования сферы государственного управления только в условиях активного и заинтересованного поведения граждан, вызванного доверием к власти22. Обязательность дифференцированного подхода к описанию статусного положения и функций специалиста по связям с общественностью подтверждается результатами ряда эмпирических исследований. Так, по данным профессора факультета социологии СПбГУ И.П.Яковлева23, эксперты в ходе опроса, проведенного в 1993 году, в качестве основных требований, предъявляемых ими к специалистам по связям с общественностью, наряду с «профессиональной компетентностью» отмечали «знание данной сферы деятельности, ее специфики». Итак, первичные требования к специалисту по связям с общественностью достаточно четко сформированы пока только в сфере государственного управления. Любопытную, хотя и неоднозначную, попытку объяснения этого факта предпринял Н.Арнольд. Он формулирует солидный набор «качеств PR-профи», Требования, предъявляемые к PR-специалисту всфере бизнеса, финансов, культуры и др. выражены исследователями менее явно, четко и гласно. Некоторый анализ профессиональных и личностных качеств успешного PR-специалиста содержится в материале, опубликованном в журнале «Советник» в он самоучка, не имеющий общепризнанных учителей; среди сфер, в наибольшей степени помогающих ему освоить PR-деятельность — журналистика и психология; скорее «не читатель, а писатель», сам пишущий свою теорию, соизмеряя ее с практикой; серьезное внимание уделяет кодексу чести, более того, хотел бы добавить в него собственные идеи; всерьез намерен отказаться от «черного PR», так как уже дорожит своей репутацией как «нематериальным активом»; не обременен политическими пристрастиями; предпочитает работать с крупными заказчиками (крупные заказы позволяют по-настоящему реализовать себя), хотя не отказывается и от мелких; мобилен и гибок, в случае необходимости лег- s ко переквалифицируется, знает себе цену, «с уверенностью смотрит в будущее»25. Общий вывод «анкеты профессионалов»: «Да, общество еще не ощутило потребность в качественных; исследованиях и PR-технологиях. Да, масштабно-позитивное отношение к PR как профессии, помогающей добиться успеха, еще не сформировалось. Да, над j проектами работает большое количество непрофессионалов, а конкуренция среди PR-структур порой перерастает в конфронтацию и наносит ущерб самому понятию PR... И все же прогноз развития этой сферы в России благоприятен. Бездушное копирование западных приемов в сфере связей с общественностью пошло на убыль, появились свои супер-специалисты и супер-технологи и, и страна в целом занимает все более достойное место на международном PR-рынке. Дальнейшее развитие напрямую зависит от демократической формы правления в государстве, зрелости рыночных отношений, образовательной подготовки»26. Таким образом, наряду с оптимистической оценкой перспектив отечественного PR, мы имеем еще одно подтверждение «переходного периода» институциона-лизации связей с общественностью в России, высокой зависимости PR от внешних факторов. Хочется отметить, что данная проблема иногда освещается в отечественной литературе конъюнктурно. Так, Н.Шитова в статье «Чем отличается специалист по связям с общественностью от PR-мэна?» предлагает «развести» эти два профессиональных вида деятельности: «Цели и задачи PR-мэна упрощенно сводятся к следующему: дать нужную информацию, завернуть ее в красивую „упаковку", чтобы она была привлекательна, востребована, значима для „местных людей"... Отсюда формируются функциональные обязанности PR-мэна: организовать мероприятия с целью привлечения внимания нужных людей или получения широкого общественного резонанса... Система подготовки PR-мэна соответствует целям, задачам и функциональным обязанностям. Надо научить интересно писать — к вашим услугам предмет „Журналистика", есть желание обучиться проведению конкретных мероприятий — имеется спецпредмет „Технологии PR"»27. Цели и задачи специалиста по связям с общественностью «изначально должны быть поставлены обществом... Эти цели — мир, счастье и будущее наших детей, здоровье нации, процветание страны». Автор статьи закономерно ставит вопрос: «Где же те специалисты, которые должны продвигать данное направление?» Ответ прост до тривиальности; их готовит Школа «Public Relations. Российский путь», главный менеджер которой — Н.Шитова. Подобные индивидуальные версии, по существу, являются не чем иным, как рекламой собственного образовательного продукта и подменяют собой решение сложного комплексного вопроса, требующего детальной, последовательной разработки на дискуссионном уровне. Сейчас мы постараемся предложить свои варианты ответов на вопросы: каковы должны быть профессиональные и личностные качества специалиста по связям с общественностью? какие требования к этим специалистам могут быть предъявлены? в чем содержание оптимальной образовательной PR-модели? Как известно, одной из основных целей PR-деятельности является создание благоприятной внешней и внутренней социально-политико психологической среды. Таким образом, специалист PR — это прежде всего субъект коммуникаций, в связи с чем он должен обладать такими психическими свойствами и личностными качествами, которые позволяют легко устанавливать и сохранять профессионально значимые и продуктивные коммуникации (внешние и внутренние) и оказывать влияние на мнение людей различных социальных слоев. Специфичность PR-деятельности состоит в том, что она по своей психологической сущности является сугубо коммуникативной, реализуемой в системе «человек — человек». При этом контактные группы весьма различны по профессиональному и социальному статусу, интересам, возрасту, менталитету и сферам влияния. Динамичность, многочисленность и зачастую высокая напряженность деловых коммуникаций требует от наших специалистов готовности вступать в новые контакты, отсутствия страха перед неизвестным или вышестоящими персонами. Как субъект коммуникаций, PR-специалист должен обладать высокой эмоциональной устойчивостью в проблемных (напряженных) ситуациях межличностного общения, быть мастером психологического влияния на других для развития доверительных и прочных отношений. К профессионально важным качествам PR-специалистов следует отнести общительность, в основе которой лежат такие базисные характеристики личности, как экстравертность и социальная смелость, доминантность, высокая самооценка (уверенность в себе) и др. Не менее важным для успешной деятельности специалиста по связям с общественностью является жизненный опыт, коммуникативные умения, культура общения, владение мастерством презентаций и деловых переговоров. Другими словами, PR-специалист должен обладать высокой коммуникативной культурой и компетентностью. Психологической особенностью PR-деятельности является ее преобразующий характер. Объектом преобразования являются как деловые, так и межличностные отношения между ответственными (официальными) лицами, субъективное мнение общественности и деловых кругов о надежности и степени доверия к организации, представителем которой является наш специалист. В данном аспекте он выступает в качестве субъекта ее имидж-деятельности. Поэтому огромное значение для достижения желаемого результата имеет внешний облик PR-работника и другие личные имиджевые элементы, способствующие преобразованию сознания и мнения общественности относитель но фирмы и ее деятельности. Имидж должен внушать доверие и располагать к позитивному отношению и общению. По мнению Полли Берд25, внешний вид маркетинг-специалиста (и это с успехом можно распространить на специалиста по связям с общественностью) должен соответствовать внутренним качествам и подходить к долгосрочным личным целям карьеры, равно как к характеру и маркетинговой стратегии фирмы (компании). В перечень личностных качеств PR-специалистов мы бы отнесли следующие: лояльность по отношению к фирме и преданность делу, организованное и уверенное поведение, наличие новаторского взгляда на возможное событие и умение найти единомышленников, внимательность ко всему, что может понадобиться фирме, постоянное расширение своего кругозора и профессиональной компетенции, обаятельность и способность внушать доверие, проявление интереса к общенациональным и местным новостям, уважение к коллегам и представителям общественности, оптимистический настрой и способность вселить надежду на лучшее, Преобразующее влияние на других возможно только при высоком уровне социального интеллекта, сензитивности (чувствительности), интуиции, эмоциональной и вербальной активности, эрудированности и креативности интеллекта. Спецификой PR-деятельности является и то, что служба связей с общественностью выполняет «пограничную» функцию, поскольку находится на переднем плане взаимодействия фирмы с ее внешней и внутренней общественностью. Таким образом, специалисты PR являются системными менеджерами фирмы, в задачи которых входит помощь коллегам в построении внутренних и внешних коммуникаций. PR-работники, как менеджеры коммуникаций, должны обладать высокой управленческой компетентностью, выраженной в 1) знании содержания и характера отношений организации со своей средой (например, характер отношений высшего руководства с исполнительным или вспомогательным персоналом, причины конфликтов или потери авторитета и т.д.); 2) адекватном восприятии и понимании общественного (внутрифирменного и внешнего) мнения относительно деятельности фирмы (товаров, услуг, социально-экономического вклада); 3) умении управлять восприятием, отношением людей к событиям среды, общественным мнением; 4) стратегическом мышлении (знание миссии, целей, стратегий организации), позволяющем позиционировать свою деятельность в системе корпоративных интересов; 5) желании и умении оценивать свои результаты, четко определять корпоративные цели, организовывать их достижение; 6) знании управленческой структуры организации: функции и их распределение, структуры, процессы и процедуры управления, формальные и неформальные оценочные механизмы в организации; 7) понимании значения специальных мероприятий для улучшения имиджа фирмы и умении использовать внутрифирменные ресурсы (финансовые, человеческие, временные) при их подготовке и проведении. Организационными особенностями труда специалистов по связям с общественностью является большое количество телефонных переговоров, разъездов, встреч с постоянно меняющимися деловыми партнерами, что требует достаточно высокой физической выносливости и работоспособности. При подготовке и проведении специальных (комплексных) мероприятий, например выставок, конференций, дней открытых дверей и др. PR-работник несет большую ответственность за согласованность действий всех участников мероприятий. Он должен уметь просчитать весь возможный риск в быстро меняющихся социальных ситуациях и предусмотреть варианты его предотвращения. Поэтому к профессионально важным качествам специалиста по связям с общественностью следует отнести оперативность и находчивость при форс-мажорных ситуациях. Подводя итог, можно заключить, что специалисты по связям с общественностью должны обладать такими профессионально важными качествами, как: широкая эрудиция и культура речи, вербальная активность, навыки письменной коммуникации, социальная смелость и уверенное поведение; общительность как способность к интенсивнъш и многочисленным коммуникациям, стремление к новым контактам, организованность и деловитость, интуиция и сензитивность, оперативность и креативность мышления, презентабельный внешний облик и культура поведения (вербального и невербального), мастерство презентации и публичных выступлений, дар убеждения и личное обаяние, эмоциональная устойчивость в проблемных (стрессогенных) ситуациях, физическая выносливость и работоспособность. На настоящий момент профессиональная группа объединяется лишь общим полем деятельности, имеющим, однако, специализированные сегменты. Среди факторов, которые уже в ближайшем будущем могут способствовать процессу институционализации и формированию интегральных подходов и требований к статусу специалиста по связям с общественностью, отметим два; 1) деятельность РАСО, особенно активизацию ее региональных представительств; 2) развивающаяся система профессионального образования. Рассмотрев социальный статус пиармена в контексте других общественных отношений, мы попытались определить место новой профессии среди родственных ей или кажущихся таковыми и предложить свою версию профессиональных и личностных качеств специалиста по связям с общественностью. Теперь мы подошли к анализу образовательной системы, развивавшейся параллельно со становлением профессии. Российская PR-школа уже сегодня имеет свою историю, характерный вектор и специфику. 3.2. НОВЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДЛЯ НОВОЙ РОССИИ: МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ 3.2,1. На родине паблик рилейшнз — в Соединенных Штатах Америки — связи с общественностью как университетская дисциплина появились в 1923 году по инициативе одного из основоположников профессии, Эдварда Бернэйза. Классическая модель системы профессионального образования в связях с общественностью описана С.Блэком29. Первоначально американские профессионалы в области PR весьма различались по образованию, более того, «способность к работе здесь больше зависела от навыков общения, чем от образования. Естественно, весьма широко в профессии был представлен журналистский корпус, так как умение писать здесь очень важно, и организации впервые почувствовали нужду в PR именно в области отношений с прессой и издательской деятельности»30. Факультеты журналистики в США достаточно быстро отреагировали на эту потребность, были разработаны разнообразные PR-курсы, и в настоящее время сотни учебных заведений предлагают как основные, так и специализированные программы обучения связям с общественностью на уровне подготовки бакалавров, магистров и аспирантов. Кроме того, для желающих повысить профессиональный уровень в PR имеется множество относительно коротких программ, большинство которых осуществляют непосредственно PR-организации, однако есть подобные программы и в университетах, и в колледжах. Эта ситуация характерна не только для США, но и для европейских стран. Так, в Великобритании весьма популярными являются программы Фонда образования по связям с общественностью, рекламе и маркетингу (СОРМ), реализуемые, как правило, для людей без их отрыва от основной работы (существуют две основных разновидности этих программ — одна дает аттестат, другая — диплом). С.Блэк следующим образом характеризует знания, умения и навыки, необходимые будущим специалистам по связям с общественностью: солидное образование в области общественных наук, чтобы понимать, как человек общается, как приспосабливается к изменениям, ведет себя в небольших коллективах, организациях и общественных структурах; понимание человеческих нужд, причин поступков и методов убеждения человека, а также того, как он приспосабливается к меняющимся условиям и в каких обстоятельствах чувствует себя лучше всего; умение разбираться в политических системах, теориях государственного управления и управления вообще; высокое развитие навыков журналиста, редактора, оратора, дизайнера, умение пользоваться широким набором методов общения с помощью современных технических средств; знание бизнеса, владение его терминологией, в первую очередь в специализированной сфере. Таким образом, С.Блэк, с одной стороны, формулирует необходимость комплексности в подготовке специалиста по связям с общественностью, с другой — намечает возможные специализированные модели профессиональной подготовки и переподготовки: «бизнес-модель», «политическая модель», «журналистская модель» и др. В России инициатором специальной подготовки пиарменов выступили специалисты факультета международной информации Московского государственного института международных отношений (МГИМО); именно там в 1991 году началось обучение первых российских PR-профессионалов. Теперь эта профессия вошла в число государственно сертифицированных. Обучение пиарменов строилось на базе обучения родственным, смежным специальностям, но менее чем за 5 лет превратилось в набирающую силу самостоятельную образовательную систему. Как и многие нововведения, PR-образование в России имело центробежный характер: «первыми ласточками» являлись вузы крупных, преимущественно столичных, городов — Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, — где концентрировался бизнес и деловая активность, однако отставание регионов в этом деле было невелико. Так, однимиз первых в России обучение специальности «связи с общественностью» начал Алтайский университет, по его стопам следовали вузы Томска, Тамбова и других городов31. Сегодня система PR-образования предлагает подготовку специалистов по трем основным направлениям: краткосрочные формы обучения лиц, занятых в сфере паблик рилейшнз или желающих связать судьбу с этой деятельностью; изучение профильных дисциплин в рамках других специальностей, оформленное как специализация; обучение специальности 022000 «связи с общественностью», правом на которое наделены более 40 российских вузов. Обратим внимание на то, что в целом структура основных форм подготовки соответствует традициям PR-образования в США и Великобритании, более того, очевидным является прямое воздействие формы и содержания зарубежного опыта на российскую практику. Особенно это заметно в непрофильных или провинциальных образовательных центрах. Например, подготовка специалистов по связям с общественностью на гуманитарном факультете Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета первоначально формировалась под весьма сильным влиянием специалистов Таусонского университета (США). Декан факультета журналистики Воронежского государственного университета, заведующий кафедрой средств массовой коммуникации и рекламы В.Тулупов считает, что «приглашение иностранных профессионалов в области PR крайне важно для россиян»32, а сам вуз тесно сотрудничает со специалистами университета Оклахома-Сити (США). Становление многих профильных курсов, читаемых в Уральском государственном университете, сопровождалось стажировками и обучением российских преподавателей в Великобритании и США33. Краткосрочные курсы подготовки и переподготовки — наименее затратная и энергоемкая форма обучения, очень распространена в России и существует как самостоятельная, так и при учебных заведениях различного уровня. К примеру, в Санкт-Петербурге в 1999 году 32 учреждения предлагали обучение в различных областях связей с общественностью. Среди них; вузы, PR-рекламные агентства, пресс-центры, органы государственной власти и управления, специализированные рекламные и PR-издания. Развитие подобных способов обучения имеет прямое отношение к формированию профессиональной группы специалистов по связям с общественностью. Президент РАСО А.Борисов отмечает, что, с одной стороны, у нынешних специалистов-практиков (в том числе и лидеров современного PR-бизнеса в России), не имеющих профессиональной подготовки, обнаруживается потребность в получении дополнительных фундаментальных знаний по специальности («катастрофически не хватает знаний»), с другой — «среди некоторых профессионалов укореняется мнение, что принципы PR — это одно, а практика — совсем другое. Если образование расходится с российской практикой, значит, тем хуже для образования»34. Весьма жестко характеризует ситуацию в уже сложившейся профессиональной группе пиарменов-практиков Т.Орлова: «Тот, кто хочет сделать карьеру, должен быть профессионалом. Но профессионал — это тот, кто обладает специальными знаниями, то есть образован. Опрос 48 зарубежных фирм, открывших в Москве свои представительства или совместные предприятия, показал следующее: самая большая трудность в работе с российским персоналом — это нежелание работников повышать свою квалификацию при ярко выраженном стремлении обеспечить себе карьерный рост»35. Директор школы международного бизнеса при Институте международных отношений г-н Мануков-ский так характеризует своих слушателей:«... как правило, они талантливые, с большим желанием что-то сделать, с энергией, но и с абсолютным отсутствием базовых навыков. Это люди, не умеющие учиться. Они обладают снобизмом, они уже начальники. Они не готовы скинуть свой гонор и погрузиться в учебу, Они считают, что если они заплатили за учебу, то кто-то должен положить им в рот таблетку, от которой они сразу станут предпринимателями»36. Итак, существующие формы переподготовки специалистов сталкиваются с некоторыми устойчивыми стереотипами у специалистов-практиков, например, с такими: «PR — это искусство, которому невозможно научить». А.Борисов приводит авторитетное мнение американского журнала «Тактика» о том, что это мнение давно устарело, а профессиональная конкуренция, повышение требовательности клиентов, общее наращивание интеллектуального потенциала общества требует от практиков PR во всем мире постоянного пополнения своих знаний37. И если число различного рода образовательных центров по переподготовке специалистов в России достаточно велико, то качество их работы зачастую вызывает сомнение. Данные формы часто откровенно вторичны не только в освоении теоретического зарубежного опыта (как правило, при краткосрочных формах обучения теории не уделяется много внимания), но и в попытках некритического переноса так называемого «PR-креатива», «PR-технологий» на отечественную почву
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |