КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Паблик рилейшнз: профессия и образование 1 страница
3.1. специалист в сфере pr: профессиональный статус и специфика деятельности 3.1.1. Мировая практика показывает, что в сфере связей с общественностью можно работать без специального диплома. По данным О.Баскина и К. Ароноффа, опрос американских членов Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов показал, что 36,1% из них имеет журналистское образование, 19,7% — филологическое, 16,1 %—образование в сфере PR и коммуникаций, 4,2% — экономическое, 3,1% — искусствоведческое, 2,6% — политологическое, 2,6% — историческое, 2,1 %—педагогическое, 1,7%—психологическое, 1,1% — социологическое1. Эта же тенденция в еще большей степени характерна для современной России. По данным исследования социологической службы «Кассандра», 46% специалистов-практиков PR в России по базовому образованию журналисты. Кроме того, спецификой нашей действительности является относительно большая доля лиц в профессиональной группе, имеющих базовую негуманитарную (техническую) подготовку. При этом резко ограничены возможности профессиональной социализации и институционализации через каналы специального образования. Так, мы не имеем профессиональной группы, объединенной общим подходами к подготовке студентов. Более того, если на Западе такое объединение во многом достигается через членство в профессиональных ассоциациях, то в России «обобщающей» доминантой является только достаточно условная общность сферы деятельности. На наш взгляд, в будущем данная проблема получит новое развитие: разнообразие направлений работы и уровней профессиональной подготовки специалистов по связям с общественностью приведет к тому, что данный фактор может получить не интегрирующее, а дифференцирующее значение. Нашей исследовательской задачей в данном разделе явится анализ становления и развития российской образовательной PR-школы, ее структурных, содержательных и функциональных особенностей, эволюция взглядов на подготовку профессионалов в данной области, взаимосвязь со сложившейся мировой образовательной практикой. Основной трудностью в исследовании представляется краткость исторического отрезка времени, в котором зарождалось и формируется данное образование, отсутствие проверенных временем и практикой отечественных традиций, высокая зависимость от зарубежных образовательных школ, что существенно снижает научную репрезентативность основных выводов и прогнозов. Тем не менее в решении этой проблемы нам, безусловно, поможет не столько исследовательская интуиция, сколько опыт организации подобной образовательной школы на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. В самом начале мы считаем необходимым рассмотреть социальный статус пиармена в контексте других общественных отношений, определить место новой профессии среди истинно родственных ей или кажу щихся таковыми. В поле зрения попадут сущностные характеристики технологического субъекта PR, определяющие понятие цеха, профессиональные задачи специалиста по связям с общественностью, представление его роли и статуса в фирме, для которой он делает PR, определение его полномочий во взаимоотношениях с внешней средой, мера социальной ответственности за свой труд, личностные характеристики. Итак, все же почему существует несколько сотен определений паблик рилейшнз? На наш взгляд, еще одна разгадка столь широкой трактовки связей с общественностью в их профессиональном проявлении заключается в их собственной изменчивой, противоречивой и, в хорошем смысле, приспособленческой природой, высокой зависимостью от социальной среды и массового сознания, от уровня развития других, более стабильных демократических институтов с четким целеполаганием и функциональной ориентацией — например, политические институты и власть как результат их взаимодействия, рыночные экономические институты, средства массовой информации и многое другое. Важнейшим качественным фактором состояния профессии являются интересы базисного субъекта паблик рилейшнз — инициатора, вдохновителя и заказчика связей с общественностью. Эти интересы определяют содержательные модификации PR, и в зависимости от них связи с общественностью превращаются то в практику согласия, то в технологию оправдания некоего социального действия, а иногда в убеждение или прямую, неприкрытую лобовую пропаганду. Так, например, в США связи с общественностью возникли в начале века для того, чтобы сформировать согласие между крупным капиталом и обществом, а как технология определились во время мировой войны с целью оправдать действия государств перед народами. Цель и задачи, сформулированные базисными субъектами, определяют характер паблик рилейшнз на конкретном историческом отрезке, в конкретной ситуации, в той или иной социальной среде и становятся основной профессиональной доминантой для технологических субъектов PR. И это — свойство как переходных, так и развитых демократий. С сущностной точки зрения профессиональные особенности паблик рилейшнз складываются из следующих характеристик: 1) специалисты по связям с общественностью подчинены целям и задачам базисных субъектов и символизируют собой их идеологию; их профессиональная ориентация выражена преимущественно в обслуживании базисного субъекта PR-деятельности, они становятся выразителями интересов ограниченной (конкретной) социальной группы; их профессионализм определяется внешним согласием с общественной политикой базисного субъекта PR, умением идентифицировать себя с ней. Примеры реальной жизни заставляют поразмышлять на эту тему, а ответственность за подготовку новых специалистов обязывает иметь четкое представление о границах профессиональных возможностей и реализаций. Так, «лицо» пиаровской элиты в любом государстве представляет пресс-секретарь его руководителя, в нашем случае президента страны. Поздней осенью 1998 года эту должность в Кремле занял пятый по счету пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Якушкин, сменивший на этом посту Сергея Ястржембского. Формальные характеристики двух пиарменов очень похожи, во многом совпадают и этапы их жизненного пути. Ястржембскому — 45 лет, Якушкину — 41 год, оба москвичи, получившие элитное дипломатическое образование в институте международных отношений (МГИМО). Прошли журналистскую практику в крупных отечественных и зарубежных изданиях. С.Ястржембский 8 лет проработал в пражском отделении) журнала «Проблемы мира и социализма», в 1990 — 1991 годах был заместителем главного редактора «Мегаполиса», с 1991 по 1993 год возглавлял журнал, а чуть позже — департамент информации и печати МИД России. Дмитрий Якушкин в 80-х годах работал в «Комсомольской правде», затем был корреспондентом АПН в Париже, а в 1990 году перешел в парижскую редакцию «Московских новостей». Имеет опыт работы в;, качестве главного редактора — под его началом выходил журнал «Гео», — телевизионного обозревателя на Российском телевидении в Москве. Должность пресс-секретаря Президента РФ Сергей Ястржембский получил в 1996 году, а в конце 1998 года его работа в этом качестве завершилась, и он становится вице-премьером правительства Москвы. По мнению аналитиков и журналистов, в тогдашних условиях он представлял собой идеального пресс-секретаря, дипломатический опыт помогал ему быть в меру осторожным и корректным, журналистская практика научила с уважением относиться к своим коллегам, внешние данные и внимательное отношение к собственным манерам формировали образ чиновника «западного типа». По всей видимости, для широкой общественности его отставка была неожиданностью: Ястржембский мастерски конструировал диалог президента с аудиторией. Для специалистов же его «отлучение» от должности было закономерностью: он превысил свои должностные полномочия, лоббируя интересы мэра Москвы Юрия Лужкова и предлагая его на пост премьера во время правительственного кризиса летом 1998 года. Журналисты отмечали и такую тенденцию в поведении пресс-секретаря президента: «Он позволял себе даже домысливать за президента некоторые стратегические установки и давать те или иные оценки различных политических явлений, постепенно превращаясь из президентского рупора в самостоятельную политическую фигуру всероссийского масштаба»2. Пришедший на смену Сергею Ястржембскому Дмитрий Якушкин в профессиональном плане заметно отстает от своего предшественника: робок, застенчив, не всегда уверен в сказанном, иногда выглядит подавленным. Вместе с тем его трудно заподозрить в наличии автономной от «хозяина» точке зрения или попытках трансформировать предложенную линию для повышения собственного авторитета. Возможно, эти качества и определят продолжительность карьеры пятого помощника президента в осуществлении связей с представителями общества, электоратом президентских выборов 2000 года. В подобной трактовке профессионального статуса пиармена есть необходимая жесткость абстракции: реальные обстоятельства зачастую бывают гибче и многообразнее, а степень подчиненности законам корпорации во многом определяется личностными качествами ее руководителя. Однако выделение статусных доминант пиармена позволяет четко отграничить связи с общественностью от родственных им коммуникационных практик. Закономерно встает вопрос о том, каким же образом жесткий профессиональный статус специалиста по связям с общественностью сочетается с главным правилом профессии — говорить только правду — и с классическим определением ее: «PR — это искусство Паблик рилеишнз в системе социального управления и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности»? Не отдает ли известное определение Сэма Блэка романтизмом и некоторым несоответствием реальной жизни? Справедливости ради надо отметить, что представители PR неоднократно ставят этот вопрос на обсуждение на корпоративных встречах, в СМИ, на конференциях и семинарах. Еще в 1996 году в рамках первой «Недели PR в Москве» проблема социальной ответственности была одной из самых актуальных. Она звучала примерно так: чем руководствуется пиармен при выборе клиента: деньгами, его статусом, результатом деятельности и ее важностью для общества, для политики и экономики страны или личными симпатиями? Возможно, самый откровенный ответ был дан Владимиром Ругой, руководителем крупнейшего PR-агентства и пресс-секретарем Б. Березовского. По мнению В.Руги, пиармены работают в основном с теми фирмами, которые приносят им прибыль, и дело не в честности, а в личных симпатиях. «Я работал с сомнительными фирмами, потому что мне были приятны люди, которые их возглавляли, и отказывался работать с теми, кто мне был неприятен. То есть критерии отбора — собственные интересы, прибыль и какие-то принципы. Нельзя отделить одно от другого, мне интересно и помочь клиенту, и получить прибыль, при этом желательно не нагадить себе в душу. Скажу честно, мы выполняли разные задания. Это ~ бизнес»3. Это откровенное высказывание еще раз наводит на мысль о зависимом положении PR-профессии от внешних обстоятельств: социально-экономического фона, состояния массового сознания, нравственных и этических принципов, присущих конкретному обществу или историческому отрезку. Противоречия современной российской жизни отражаются и на становлении профессиональных стандартов пиарменов. Усиливается субъективный компонент воздействия, основное значение чаще имеет цена заказа, чем уверенность в его социальной полезности, а действия пиарменов во многих случаях противоречат родовому признаку профессии — выступать инструментом согласия. Согласие, по нашему мнению, может быть достигнуто только путем компромиссных, взаимопонятных и удобных для обеих сторон действий. Именно категория компромисса, по сути дела, заложена в основу большинства определений связей с общественностью: «искусство и наука достижения гармонии», «архитектура согласия», «конструирование благоприятного диалога и взаимопонимания», «достижение взаимопонимания» и т.п. Наличие компромисса дает представление о том, имеют ли вообще место связи с общественностью в данной ситуации, применима ли их технология для решения конкретного вопроса, и состоялось ли профессиональное действо вообще. Приспособленческий и изменчивый характер PR, его обслуживающая функция таят в себе опасность. Модификации паблик рилейшнз не должны выходить за очерченные его природой рамки двухстороннего диалога. В случае нарушения этого условия из демократического института, обеспечивающего баланс сторон, он превращается в иные коммуникационные формы. А можно ли вообще управлять столь пластичным и изменчивым явлением, как PR, в основе которого лежит согласительный, а не дестабилизирующий и разрушительный эффект? Ответ на этот вопрос заключен в понимании демократии как обязательного условия существования связей с общественностью. «Демократия — есть форма государства, основанного на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод»4. Мы еще более сузим проблему, сосредоточив внимание на двух родовых компонентах термина, дословно означающих согласие между «демосом» — народом и «кратосом» — властью. Каждая из этих сторон и должна установить баланс внутри цивилизованного PR. Народ регулирует связи с общественностью благодаря единственно возможному инструменту, называемому общественным мнением, и чем сильнее и влиятельнее оно, тем больше PR является согласительной силой. Власть же не только создает необходимые регулятивные механизмы в виде законов, правил и сводов, но и выступает как бы камертоном общественного диалога, качества и состояния демократии в стране. Таким образом, чем недемократичнее действия представителей власти, тем меньше объяснений по поводу свершившегося они дают, тем реже стремятся достичь хотя бы относительного компромисса с аудиторией. Отправляя в отставку кабинет министров во главе с В. Черномырдиным, президент страны трижды выступил по центральным телевизионным каналам с довольно пространными объяснениями по поводу принятого решения. В промежутках ситуацию комментировал пресс-секретарь президента Д.Якушкин, демонстрируя доступность его журналистам и тщательно аргументируя действия патрона. Информационное обеспечение отставки правительства С.Кириенко выглядело несколько скромнее. Президент был более краток и резок в комментариях: «довели страну до кризиса молодые реформаторы» — и точка. Последующие отставки глава государства сопровождал единичными выступлениями по Российскому ТВ. «Ненавязчив» в общении с прессой и общественностью был и рупор Президента — Д.Якушкин. Тем самым высшая власть демонстрировала ярчайший анти-PR, подменяя диалоговую, компромиссную форму достижения согласия иными коммуникационными механизмами. В паблик рилейшнз, компромиссном по своей сути феномене, исключена любая крайность, приводящая к негативному общественному резонансу, дуальная природа связей с общественностью предполагает достижение согласия обоих полюсов коммуникации: их инициатора и аудитории. Парадокс заключается в том, что сегодня все чаще деформируется основная функциональная задача PR, а пиармены из архитекторов согласия превращаются в дестабилизирующую силу. В ряде исследований, проведенных под руководством директора НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ В.Е.Семенова, посвященных анализу современных отечественных СМИ, также подчеркивается, что отечественная пресса в настоящее время во многом выполняет, скорее, не функциональную, а дисфункциональную общественную роль. Особенно ярко это проявляется в политической борьбе, где цена заказа очень высока, а выборы становятся полигоном для отработки самых нечистоплотных технологий. Выборы в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга осенью 1998 года показали, что за голоса избирателей борются не реальные кандидаты, а обслуживающие их PR-технологии. Личность и идеология конкретного претендента теряются в схватке имиджмейкеров. Возможно, впоследствии петербургские выборы войдут в учебники по связям с общественностью как один из примеров недопустимой для пиар-мена деятельности. Для этого есть все основания: многочисленные случаи подкупа избирателей, нарушения правил предвыборной агитации, хитроумные приемы запутывания горожан, как-то: фабрикование списка двойников-кандидатов, партий и движений, распространение порочащих слухов, факты физического насилия и т.п. И тем самым вновь подтверждается тезис о зависимости паблик рилейшнз от состояния внешней среды: мы наблюдаем кризисные черты института власти, эти же черты демонстрируют связи с общественностью в стране. Особое сожаление вызывает тот факт, что предвыборная кампания в Петербурге продемонстрировала образцы самых примитивных технологий, рассчитанных на лобовую, неприкрытую дезинформацию, вызывающих раздражение и агрессию электората как к самому кандидату, так и к его коммуникационному стратегу — пиармену и технологу. Одним из главных профессиональных качеств специалиста по связям с общественностью должно быть понимание социальной ответственности за совершаемые действия, осознание общественного резонанса, вызванного PR-информацией и соответствующими технологиями. В среде пиарменов как этический девиз все чаще звучит сочетание «не навреди», этот же тезис лежит в основе первых официальных хартий и деклараций. Гуманный девиз о недопустимости причинения вреда своему клиенту определяет этические и технологические рамки разнообразных видов деятельности, связанных с воздействием на индивидуальную человеческую природу. Распространен он в педагогике, медицине, журналистике и т.д. Паблик рилейшнз существенно отличается тем, что инициатива воздействия исходит не столько из общественной потребности в совершаемом акте, например потребности аудитории получать объективную информацию через СМИ, сколько из желаний конкретного базисного субъекта PR, выраженных чаще всего в форме утилитарного коммерческого заказа. Специалист по связям с общественностью всегда будет оказываться перед дилеммой: что предпочтительней — не навредить своему заказчику, обеспечивающему само существование профессии, или обществу как объекту воздействия? Напомним, что данная проблема не раз оказывалась в центре внимания зарубежных практиков и теоретиков PR. Общий вывод многочисленных дискуссий таков: если на начальных этапах (односторонние модели) неизбежна ориентация на интересы непосредственного заказчика, то по мере институциализации деятельности, специалист по связям с общественностью выступает как посредник (по существу, медиатор) между обществом, общественностью и организацией. Пиармен все чаще вынужден становиться выразителем интересов субъектов большей степени общности. Достижение профессиональной гармонии, как нам представляется, возможно лишь при максимальном соответствии стиля руководства и требований, предъявляемых к PR-специалисту. Мы глубоко убеждены в том, что доверие между субъектом PR и аудиторией не может быть достигнуто без адекватного доверия руководителя фирмы или организации к действиям специалиста по связям с общественностью. Именно в этом случае пиармен предстает перед аудиторией в роли не механического «толмача» своего хозяина, а полноправного выразителя корпоративной культуры и идеологии. В отличие от руководителя, он контактирует с общественностью значительно чаще, его долговременные отношения с ней носят личностный характер, он тоньше и профессиональнее чувствует прогноз и динамику этих отношений. Способность к анализу и исследованию позволяет уменьшить дистанцию между состоянием общественной среды и качеством применяемых PR-технологий. Несоответствие этих двух параметров является важнейшей причиной низкой результативности PR-работы. Недооценка общественного мнения грозит провалом не только конкретного PR-проекта, но и целой PR-кампании. К разряду классических примеров подобного рода может быть отнесен случай с утверждением плана строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали между Петербургом и Москвой (проект РАО «ВСМ»). Сильнейшим тормозом на пути реализации проекта стало мнение экологов, протестующих против вмешательства в уникальную окружающую среду, а также жителей близлежащих территорий. Организаторам не помогло даже мощное лоббирование этой идеи в правительственных кругах и поддержка ее самыми высокопоставленными чиновниками. Неточный прогноз динамики общественных интересов и предпочтений также оказывает парализующее действие на искусные с технологической точки зрения PR-приемы. Так, на выборах в Законодательное Собрание Петербурга в 1998 году одной из самых ярких была имиджевая кампания блока «Согласие». Однако результаты выборов показали, что «Согласие» фактически потерпело поражение. Одной из важнейших причин такого итога была недооценка фактического состояния социальной среды, в данном случае электората, потерявшего интерес к радикальному демократизму. Аналитический вакуум еще ярче сказывается в тех случаях, когда PR-технологии насаждаются в среду, практически не адаптированную к ним. Президент РАСО А.Борисов к одной из причин неудачной российской приватизации очень справедливо отнес действия компании, занимавшейся информационной поддержкой этого национального проекта. «Американцы не знали и не могли знать, какие вещи в связи с приватизацией и становлением фондового рынка необходимо объяснять россиянам, где расставить акценты. Едва ли не единственной запомнившейся людям находкой стали две подчеркнутые буквы «ЗА» в слове приватизация. Но этот ход не спасал, и именно во многом по причине несовершенства PR приватизация наряду с либерализацией цен, об информационном обеспечении которой вообще никто не успел подумать, вызвала наибольшее раздражение россиян», — отметил президент РАСО5. К сожалению, профессиональной чертой многих отечественных пиарменов становится не столько прямая дезинформация, легко просчитываемый и недолговечный, а поэтому в редких случаях эффективный прием, а лобовая атака аудитории. Речь, в частности, идет об искусственном приукрашивании действительности, розовой, «сладенькой» тональности диалога, неприятии критики в свой адрес. И тогда PR-воздействие становится сродни агитационно-пропагандистскому, вследствие чего страдают оба участника коммуникации: аудитория получает искаженный образ субъекта, а он, в свою очередь, не может добиться соответствия затраченных усилий ожидаемым результатам. Журналисты же, теряя источник достоверной информации, имеют право на самостоятельную интерпретацию действий субъекта. Корни пропагандистских PR уходят в недавнее историческое прошлое, обеспеченное развитой методикой лобового убеждения. В основе пропагандистских версий PR, по всей видимости, лежит уверенность в том, что «получить горячее одобрение всего прогрес сивного человечества» можно лишь путем псевдопозитивного влияния на общественное мнение, а также используя стиль поведения, не предполагающий диалогичную форму общения. Другим историческим проявлением PR-непрофессионализма является открытое неприятие отдельных информационных источников, запрет на передачу информации тем журналистам, которые, по мнению специалистов по связям с общественностью, либо недостаточно лояльны, либо не соответствуют интересам субъекта PR. Так, в интервью газете «Коммерсантъ» пресс-секретарь тогдашнего вице-премьера Юрия Маслюкова Антон Суриков, имя которого стало нарицательным в среде журналистов, на вопрос: почему так труден доступ к его начальнику? — ответил: «Это я его так оберегаю. Понимаете, у вас специфический круг читателей, а мой начальник говорит на широкие массы. Когда Маслюков хочет высказаться по военным вопросам, он обращается в «Красную Звезду», когда для Думы — в «Парламентскую газету», а когда для бывших «новых русских», которых «кинули» 17 августа, то — к вам... Он же не Немцов, при котором коридор был как проходной двор, а советников он своих по полгода не видел»6. Итак, попытаемся сформулировать основные профессиональные задачи специалистов по связям с общественностью: построение позитивного диалога базисного субъекта PR с целевой общественностью путем объективного информирования о деятельности фирмы, организации, конкретного лица, анализа и изучения общественного мнения, личных контактов и т.д.; разрешение спорных, конфликтных ситуаций между субъектом PR и общественностью через диалог, поиск согласия или компромисса, согласование противоречивых мнений и интересов; помощь гражданам в получении достоверной экономической, политической, социальной и иной информации; продвижение новых, прогрессивных, социально важных идей, технологий, товаров, услуги т.п., способствующих снижению социальной напряженности и росту общественного согласия; установление и поддержание интереса и равновесия между различными общественными группами, государственными, политическими и бизнес-структурами при ориентации на интересы базисного субъекта PR. 3.1.2. Выделение этих задач вынуждает нас подробнее остановиться на взаимоотношениях паблик рилейшнз с родственными ему или кажущимися таковыми сферами деятельности и соответственно профессиями. Прежде всего имеются в виду журналистика и рекламная деятельность. Рассмотрение этого вопроса представляется важным в контексте поставленных нами задач, а также из-за необходимости анализа образовательных моделей, тесно связанных с рекламной и журналистской коммуникациями. Система связей с общественностью возникает как противовес манипулированию общественным мнением, монологу власти или конкретного субъекта в отношениях с обществом. Но этим же целям в демократическом обществе служат и СМИ — мощнейший комплекс, обеспечивающий право каждого члена общества на информационный продукт и по своей плюралистической природе гарантирующий ему многообразие и полноту информации. Так для чего же в обществе рождается новая информационная модель — PR, в чем ее специфика, отличный от журналистики статус и механизмы информирования? Задача продвижения социально важных идей, технологий, товаров и услуг входит в профессию рекламиста. Не означает ли это, что связи с общественностью подменяют собой иные, смежные виды профессиональной деятельности? По нашему глубокому убеждению, находящиеся под одним «материнским» крылом PR, журналистика и реклама представляют собой три самостоятельные коммуникационные формы, имеющие специфическое внутреннее содержание, собственные технологии, целевые и функциональные установки. Вместе с тем они обладают очевидной внутренней связью, делающей обособленное существование каждой формы невозможным или искусственным. Остановимся поэтому на сходстве и различии типических признаков журналистики, PR и рекламы, определив грани их взаимного пересечения и функциональной зависимости. Прежде всего журналистику, рекламу и PR друг от друга отличает целевая направленность коммуникативного процесса. Цель коммуникации, реализуемой через СМИ, — информирование аудитории, рассчитанное на массовость последней. Сегментирование аудитории условно, даже специализированные СМИ предполагают достаточную массовость каждого конкретного ее сегмента. С социальной точки зрения этот процесс не должен отличаться утилитарностью и прагматичностью, а с психологической — обязан быть беспристрастным и объективным. В основу информирования ложится социально значимый факт, способный влиять на массовое сознание лишь в аспекте его важности для жизни общества, являясь ее типичным (нетипичным, интересным, новым, перспективным и т.д.) отражением. При помощи социально значимой информации общественные процессы познаются, анализируются или интерпретируются. Все социальные субъекты в равной мере могут быть источниками информации, их приоритет в процессе массового публичного информирования определяется степенью участия в общественной жизни, социальной ролью, значением для каждого отдельного человека. Результатом журналистской коммуникации является знание, перерастающее в более стойкую журналистскую категорию, называемую общественным мнением, социальная значимость которого непосредственно зависит от уровня его востребованности, от структуры массового сознания и развития принципов демократического управления обществом. Цель рекламной коммуникации — собственно рекламирование — утилитарна и прагматична. Внешняя схожесть с журналистикой ограничена очень узкими рамками и проявляется только в тех случаях, когда рекламный продукт принимает «журналистскую» форму и выполняется в косвенных, нетрадиционных для рекламы жанрах: статьи, репортажа, корреспонденции, зарисовки. Иллюзию сходства может создавать рекламная, призывная тональность некоторых собственно журналистских материалов и выступлений. Результатом данной коммуникативной формы является конкретная реакция (действие, поступок, выбор) получателя информации. В отличие от журналистской, рекламная информация селективна, ее социальная значимость ограничивается одним или несколькими социальными субъектами, она не является буквальным (объективным) отражением жизненных процессов. В эмоциональном плане ее отличает исключительно позитивная тональность. Если основа журналистской информации—факт— проходит «обработку» с целью максимально быстрого, удобного и доступного достижения аудитории и не должен менять своей сущностной окраски в соотношении с реально происшедшим событием-матрицей, то рекламная информация тщательно отбирается, фильтруется, «пакуется», создается с целью предстать перед потребителем в наиболее привлекательном и заманчивом виде. Технологической целью паблик рилейшнз является конструирование такого коммуникативного процесса (информационного и иного), который способствовал бы не только формированию общественного мнения в отношении адресата, но и перерастал бы в стойкое социально-психологическое образование, называемое имиджем.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |