КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Паблик рилейшнз: профессия и образование 4 страница
Тем не менее именно краткосрочные образовательные формы, по мнению экспертов, остаются основными на ближайшую перспективу. Президент фирмы «Имидж контакт», доктор психологических наук, профессор А.П.Ситников считает, что в настоящее время существует «сложившаяся система перехода (в PR. — М.Ш.) из других видов деятельности, когда вновь создаваемый отдел public relations возглавляет маркетолог или специалист по рекламе. Он приглашает в отдел журналиста, психолога, но все это неспециалисты в сфере общественных отношений»38. Именно поэтому и необходима динамичная переподготовка «вновь испеченных» пиарменов. Подобные проблемы существуют в обеспечении профессиональными кадрами различного рода пресс-служб. Так, заместитель руководителя пресс-службы Президента РФ С. ДБеленков отмечает, что, во-первых, бурный количественный рост в последние годы явно обгонял развитие качественного профессионального образования, формирование самобытного кадрового корпуса и резерва; во-вторых, кадры формировались за счет конверсии представителей других профессий — от бывших журналистов до армейских политработников. В-третьих, возможности профессионального самообучения до сих пор носят случайный, если не сказать кустарный, характер39. Среди необходимых мер С. Д.Беленков видит так называемые эрзацрешения: самообучение (проблематичное без разработанных методик и учебников); разработка «памяток» для профессионалов в конкретных организациях (на основе их обобщения может получиться некий учебник); возможно лицензирование не только вузовских программ обучения, но и различного рода краткосрочных курсов подготовки. Довольно любопытная «модель» формирования PR-специалиста предложена председателем Комитета по связям с общественностью омской мэрии Г.Н.Татариновой. По ее мнению, на первом этапе должно произойти «самоопределение личности», так как в результате знакомства со специальной литературой, контактов с профессионалами появляется интерес к новому виду деятельности, желание попробовать себя в ней. Второй этап — участие в практическом деле (разовая акция, например выборная кампания). На третьем этапе реализуется «стремление получить систему знаний по связям с общественностью (обучение на курсах, семинарах, спецкурсах). Этот этап можно считать решающим — на него выходят определившиеся люди»40. Г.Н.Татаринова считает, что данная модель может быть распространена и на вузовскую систему. Мы же видим в ней идеализм, граничащий с дилетантизмом. Во-первых, в реальной жизни вовлечение в профессиональную сферу, как правило, предшествует самоопределению. Во-вторых, первый и второй этапы требуют длительного времени и известного жизненного опыта, чего еще нет на студенческой скамье. Эксперты отмечают определенный положительный опыт, например, краткосрочных курсов, организуемых РАСО (по выражению С.Д.Беленкова — «луч света в темном царстве»), школы международного бизнеса при Институте международных отношений и ряда других. Однако данные образовательные программы до сих пор уз ко функциональны и охватывают только одну сферу PR-деятельности — менеджмент связей с общественностью. В качестве позитивного петербургского опыта могут быть приведены семинары для работников пресс-служб и служб паблик рилейшнз, организованные Комитетом по печати и связям с общественностью администрации Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургским государственным университетом и агентством «Спаеро» в первой половине 1997 года. В педагогическом процессе приняли участие ведущие ученые, практики, административные работники, что имело достаточно высокий образовательный эффект. К сожалению, регулярными эти семинары так и не стали. Второе направление — преподавание профильных для PR дисциплин в рамках других специальностей — нашло широкое применение в российских высших учебных заведениях. Начальной базой для его развития стали отделения и факультеты журналистики. К примеру, на факультете журналистики СПбГУ специализация по рекламе и PR существовала с 1995 года, а профильные курсы читались еще тремя годами раньше. Факультет журналистики Московского государственного университета до сих пор готовит специалистов по связям с общественностью в рамках журналистской специализации. Впоследствии подготовкой пиарменов заинтересовались кафедры и факультеты другой научно-практической ориентации — социологи, политологи, психологи и др. Во многих российских вузах такая специализация открыта именно при этих кафедрах и факультетах. Еще одним вариантом является чтение PR-курсов в рамках маркетинговых образовательных программ. Так, кафедра библиотековедения библиотечно-информационного факультета Московского государственного университета культуры в небольшом объеме включает преподавание PR в курс «Библиотечный маркетинг»; в Уральском экономическом университете PR-деятельность рассматривается не как самостоятельная отрасль, а как часть рекламной и маркетинговой. В целом преподавание PR-дисциплин в рамках других специальностей имеет ряд положительных моментов: 1) достигается фундаментальное освоение смежных дисциплин, необходимых специалисту по связям с общественностью, 2) происходит освоение конкретных сфер профессиональной деятельности, которое увеличивает возможности выпускника трудиться именно в PR (по данным российско-американского исследования, проведенного И.П.Яковлевым и ММакэлризом, знание специфики конкретной сферы деятельности является одним из основных качеств, необходимых специалисту по связям с общественностью41). Своеобразный «смешанный», «комбинированный» образовательный вариант предлагает А.Н.Чуми-ков, профессор МГУ им.М.В.Ломоносова, генеральный директор Международного пресс-клуба. По его мнению, «оптимальная цепочка подготовки PR-специалистов» должна выглядеть следующим образом: «базовое гуманитарное образование — базовые фундаментальные курсы (психология, социология, менеджмент, журналистика или иной курс, предполагающий получение навыков работы с текстом) — основной курс «ПР» — спецкурсы по «ПР» в совокупности со стажировкой»42. Правда, данная модель образования не является оригинальной: еще С.Блэк отмечал, что одной из форм подготовки специалистов по связям с общественностью в Великобритании является «приглашение студентов старших курсов» на специализированные PR-программы и курсы43. При всей логичности и обоснованности вышеуказанной модели возможны, как минимум, два сомнения в ее исключительной эффективности. Во-первых, «наличие базового гуманитарного образования» предполагает весьма разный уровень освоения социологии, психологии, журналистики и др., что на втором этапе («базовых фундаментальных курсов») делает неизбежным индивидуализацию программ. Во-вторых, на наш взгляд, те же цели (фундаментальная гуманитарная подготовка, освоение теории и практики PR и т.д.) можно реализовать и в рамках специализированной подготовки непосредственно по специальности. Третье направление образовательной системы PR— подготовка по специальности 022000 — сегодня активно развивается в государственных и коммерческих вузах, институтах и университетах с традициями и пока еще без таковых. Анализ ситуации на образовательном рынке приводит к следующему выводу: если взять во внимание основной уровень — высшую школу, то зарождение PR-подготовки происходит в школах различной базовой направленности. В ней равно принимают участие как гуманитарные, так и технические вузы, а инициаторами выступают журналисты, филологи, политологи, экономисты, психологи, социологи и др. Например, обучение специальности 022000 открыто на кафедрах социологии и политологии Уфимского государственного нефтяного технического университета, социологии Государственной академии управления им. С.Орджоникидзе, социальной коммуникации Томского государственного политического университета. 3.2.2. Собственно говоря, становление PR-образования в России идет аналогичным со становлением родственных ему коммуникационных областей путем. Так, зарождение российской журналистской школы начала века демонстрировало всю противоречивость взглядов на эту проблему. Журналистов готовили на практических курсах с целью дать лицам, «не получившим образования на юридическом факультете, си стематическое собрание этико-юридических знаний, необходимых для понимания и обсуждения вопросов общественной жизни, составляющей предмет так называемой публицистики»44. Будущие журналисты «набивали руку» и в семинарах, организуемых при известных столичных журналах и газетах. Самостоятельный статус журналистское образование приобретает в 1921 году, после открытия институтов журналистики в Москве и Петрограде, а университетским считается с 1941 года, когда в Свердловске был создан первый факультет журналистики. В 1944 году подобный факультет организуется в Белорусском университете, в 1946 году открывается отделение журналистики на филологическом факультете Ленинградского университета, в 1947 году — Московского. Экономико-политические реформы конца 80-х годов значительно повлияли на структурную и содержательную стороны журналистского образования. Это было связано, в первую очередь, с изменениями в самих СМИ, в их управленческой системе, с изменением приоритетов подчиненности, технологических основ. Журналистика переживала период острой социальной востребованности. Реформировались старые журналистские школы, новые отделения и факультеты в университетах, пединститутах, коммерческих вузах. Началась подготовка специалистов в московских Гуманитарном институте им. Е.Р.Дашковой, Эколого-политологическом институте, Институте международного права и экономики, телевидения и радиовещания, в аналогичных учебных заведениях Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга и др. Сегодня более 90 государственных и коммерческих вузов СНГ готовят журналистов, 25 из них находятся в России45. Подобное развитие событий не носит национального оттенка и имеет мировой исторический характер. С момента зарождения первых журналистских школ в США и Европе около ста лет назад не прекращается дискуссия о том, где и как готовить специалистов масс-медиа, необходимо ли журналисту специальное образование или разумно ограничиться узконаправленным практическим ремеслом. Наиболее ярко подобная ситуация в PR-образовании проявляется в Санкт-Петербурге, за последнее время ставшем своеобразным лидером по числу соответствующих образовательных центров. Так, на сегодняшний день около 10 вузов различного направления готовы предложить своим выпускникам диплом специалиста по связям с общественностью. Первые «камни» в фундамент петербургской PR-школы положили энтузиасты Электротехнического университета, затем Академии государственной службы, Университета телекоммуникаций и Санкт-Петербургского государственного университета, заметно отличающиеся друг от друга базовым уровнем, приоритетом гуманитарной или естественнонаучной сфер. Анализ ситуации на петербургском образовательном рынке позволит нам разобраться, в чем же состоят характерные особенности российской PR-школы, ее недостатки и сильные стороны. В содержательном плане PR-образование (на всех имеющихся направлениях) характеризуется следующими проблемами. Первые из них связаны с естественными трудностями роста: неразработанностью методик и технологий преподавания, недостаточным кадровым обеспечением учебного процесса, отсутствием соответствующим учебному плану и адаптированным к практике учебников и пособий. Большинство преподавателей паблик рилейшнз — это «доморощенные» специалисты, переквалифицировавшиеся в новой области за достаточно короткий срок. Так, костяк кафедры общественных связей и рекламы СП6ТУ составляют люди, имеющие базовое образование журналиста и филолога, в Электротехническом университете — преподавателя иностранного языка и социологии, в Университете телекоммуникаций — историка и т.д. Данная проблема фиксируется многими преподавателями, практиками и исследователями. С.Д.Беленков отмечает «относительную новизну потребности в подобных кадрах» и «отсутствие преподавателей-практиков, способных к совместительству»46, А.П. Ситников добавляет, что занятия на специализированных факультетах ведут «узкие специалисты: социологи, психологи, маркетологи. Даже будучи весьма искушенными в своей области, они имеют достаточно приблизительное представление о практическом содержании public relations. В результате студенты получают... эклектичный и практически мало реализуемый комплекс знаний»47, А.Н.Чу-миков подчеркивает, что анализ курсов, читаемых в российских вузах, показывает, что они тяготеют к теоретизированию, «отдаленным основам», имеют структурно-мозаичный характер, поскольку легитимной концепции преподавания дисциплины «ПР» пока не существует; авторы курсов «ПР» в основном «переквалифицировавшиеся» преподаватели других дисциплин; к преподаванию в очень малой степени привлекаются практики «ПР»48. Однако нам представляется, что все эти трудности носят временный характер и будут решаться по мере становления науки и образования. Проблемы второго порядка требуют серьезного корпоративного осмысления. Как и любая новая специальность, возникшая в переходный период, соответственно мировоззренчески оформленная недостаточно, связи с общественностью подчас носят утилитарный, приспособленческий характер. Многие новые и престижные профессии сегодня рождаются из конъюнктурной потребности и благодаря кажущейся легкости их реализации. Сам научный предмет — осуществление связи между источником ее и обществом — внешне выглядит очень доступным для того, чтобы изучать его в любом вузе, снабжая необходимыми прикладными технологиями, и получать, как мы говорим, специалистов по имиджу. Аналогией является обучение таким популярным специальностям, как юриспруденция, менеджмент и т.п. в непрофильных вузах. Высшая школа начинает готовить юристов и менеджеров для транспорта, торговли, другой отдельной отрасли. Путь здоровой конъюнктуры имеет право на существование, особенно сейчас, в трудное для высшей школы время, но мы должны четко видеть грань между утилитарностью и серьезной работой по формированию PR как науки и сферы профессиональной деятельности. Ведь задача состоит не в оправдании специальности «связи с общественностью» в отраслевых или специализированных вузах, а «приподнятии» профессии до единых норм и требований науки и образования. По нашему глубокому убеждению, «цена» диплома, полученного в различных вузах, должна зависеть не от его отраслевого характера, а от качества базовых знаний, рейтинг сертификата высшей школы должен определяться их фундаментальностью и солидностью. Проблемы третьего порядка нам кажутся требующими незамедлительного решения. Речь идет о едином понимании и проработке основных составляющих специальности «связи с общественностью», как-то: научный предмет, виды профессиональной деятельности и квалификационные характеристики выпускника — или, проще говоря, о создании окончательной квалифизям с общественностью. Теоретики и практики ищут более короткий и емкий термин: коммуникатор, бизнес-коммуникатор, пиармен, — рождается и просторечное — связист и др. Мы думаем, что со временем терминологическая проблема решится сама собой, а формальному закреплению термина поможет введение профессии специалиста по связям с общественностью в Единый квалификационно-тарифный справочник. Но, на наш взгляд, главным оправданием дискуссий, служит сущностный синтетизм новой для России профессии. Гибкость, синтетичность профессии пиармена доказывается и на практике. В зависимости от того, какие нужды и потребности преобладают в тех или иных организациях, PR приобретает в них свой специфический оттенок с доминированием либо журналистики, либо маркетинга, либо рекламы, либо того и другого попеременно. Приоритет того или иного направления деятельности зачастую связывается и с уровнем профессиональной ориентации специалистов в конкретной сфере. Оттого, чему больше отдает предпочтение фирма—политическому или экономическому консалтингу, рекламной деятельности, управлению кризисными ситуациями, маркетинговым исследованиям, зависит и подбор персонала. Мы еще раз заостряем внимание на том, что ошибочным является сведение этого синтетизма к какой-нибудь смежной или общепринятой профессии. Отражая уровень демократического развития общества, PR-сфера динамична и многообразна. Сегодня это речевой, текстовый уровень с преобладанием журналистики и рекламы, завтра будут набирать силы технологии менеджмента, а затем на смену придет интегральная коммуникация, о которой нынче всерьез рассуждают законодатели PR-моды—американцы. Более перспективным было бы сконцентрировать внимание на том, как лучше в теории и на практике освоить тот многопрофильный синтез, который образует предметную сущность паблик рилейшнз. Далее, признавая самодостаточность профессии, мы должны четче определить виды профессиональной деятельности, которые по совокупности могут быть обозначены как осуществление коммуникации (связи) между конкретным источником информации, инициатором этой связи (фирмой, структурой, отдельным лицом) и обществом. Эта коммуникация осуществляется преимущественно на информационном уровне с помощью информационных механизмов, что определяет специфику профессии. Без сомнения, базовым видом деятельности является информационно-управленческая деятельность, конструирование системы информационного обмена и управления ею. Совокупность приобретенных навыков может несколько отличаться в зависимости от того, какая часть основного вида деятельности доминирует: творческая (журналистская, рекламная), управленческая и т.д. Мы должны признать междисциплинарность за основу любой образовательной деятельности в сфере PR. Исходя из того, что связи с общественностью — это комплексная деятельность, перевести ее в комплексность образования, что осуществимо только при наличии междисциплинарного подхода. Этот тезис позволит нам оправдать открытие соответствующей подготовки в школах различной базовой направленности, но с обязательным преобладанием фундаментального гуманитарного образования. Без солидных гуманитарных знаний деятельность современного пиармена представляется невозможной, так как она реализуется в гуманитарной среде, а сам специалист по связям с общественностью является не только носителем различных типов культур: общей, политической, коммуникационной, эстетической и др,, — но и выступает элементом взаимодействия этих культурных пространств. К сожалению, учебный план ряда вузов формируется скорее интуитивно, чем обоснованно, строится, исходя из возможностей вуза, а не из необходимости и важности самой дисциплины. Это особенно касается технических вузов, где гуманитарные науки — базовая основа PR — традиционно развивались как подсобные, обслуживающие. Следует решить, каковы должны быть степень вовлеченности в учебный процесс зарубежных методик преподавания, иностранной литературы и уровень их адаптации к российским реалиям. Совершенствование и адаптация учебного процесса — дело нелегкое и многоступенчатое, но единое понимание основных профессиональных категорий есть основа той образовательной платформы, которая может быть модифицирована в зависимости от специфики вуза и предлагаемой студенту специализации. Первые и очень серьезные шаги в этом направлении были продемонстрированы учеными и педагогами четырех основных петербургских вузов, ведущих, подготовку по специальности 022000. По их инициативе было создано городское учебно-методическое объединение (УМО), которое начало работу в 1997 году. Его участники сошлись во мнении, что междисциплинарность — лишь условие для выработки той образовательной модели, в которой были бы и приоритеты, и вторичные составляющие профессии. К приоритетам, в первую очередь, относятся теория и практика коммуникации, принципы и законы коммуникационных процессов, объединяющие общество в культурологическом, политологическом, этическом, правовом, информационном и других отношениях. Равными по значимости являются основы новой экономической философии — маркетинга, глубокие знания менеджмента, определившие потребность в данном виде профессиональной деятельности. Особенность подготовки заключается в том, что в педагогический обиход вводятся дисциплины, никогда ранее не являвшиеся элементом высшего образования или представленные только в очень узких его отсеках, например деловой этикет, культура делового общения, ведение переговоров и т.п. (так называемый референтский уровень). Эти проявления специфики профессии пропагандируют корпоративную культуру как новый атрибут общественного поведения. Объединение представителей вузов, возможно, само стало первым примером корпоративной культуры, продемонстрировавшим возможности работы не по принципу конкуренции, а на основе взаимного доверия, помощи и обмена опытом. Попытаемся охарактеризовать четыре образовательных модели, представленные в ведущих петербургских PR-школах. Несмотря на общность главной задачи — подготовки специалиста по связям с общественностью, каждый из петербургских вузов обладает собственной спецификой и ориентацией, анализ которой поможет нам разобраться в главных тенденциях PR-образования. Размытость и «глобальность» государственного стандарта специальности 022000 позволяет многим высшим учебным заведениям находить собственные ниши, оправдывающие обучение специальности «связи с общественностью» в, казалось бы, непрофильных вузах. Не составляют исключения и петербургские вузы. Во-первых, нас не обошел стороной так называемый отраслевой принцип, выраженный как в определении для себя секторной, производственной ниши, например промышленность, бизнес и отдельные его части, так и функциональной, основанной на технологической специфике работы специалиста по связям с общественностью. Пример тому — факультет журналистики СП6ТУ, где основной акцент делается на работу со средствами массовой информации. Во-вторых, каждая из школ максимально пыталась «приспособить» преимущества своей альма-матер для новорожденной специальности. Классический Университет обладал мощной многопрофильной гуманитарной и естественнонаучной базой, бывшие технические вузы славились развитыми информационными технологиями, Академия государственной службы — многолетним опытом обучения управленческим дисциплинам. Вместе с тем каждый из вузов за это время прошел достаточный путь, для того чтобы на практике доказать целесообразность и возможность такого обучения, и внес существенный вклад в его совершенствование и модернизацию. Идея открытия PR-подготовки в Электротехническом университете (тогдашнем ЛЭТИ) в 1993 году была подсказана специалистами из Таусонского университета (США)50. С их помощью гуманитарный факультет Электротехнического университета создавал новую программу. В ее основе лежит коммуникативный аспект профессии, реализуемый прежде всего в промышленной сфере и бизнесе в целом. Именно нашими коллегами из Электротехнического университета был обоснован тезис о возможности введения специализации бизнес-коммуникатора — специалиста, оказывающего профессиональные консультационные PR-услуги в конкретной сфере бизнеса. Впоследствии эта специализация лексически воплотилась в следующее определение: «PR в бизнесе и промышленности». Особенность подготовки новых специалистов заключалась в том, что большинство профильных курсов было заимствовано из американской PR-школы, имеющей достаточный опыт и традиции. Да и сам учебный процесс носил взаимообменный характер: ряд курсов читался на двух языках (русском и английском) с привлечением специалистов из США, российские преподаватели приобретали соответствующие знания и проходили переподготовку в Таусонском университете. Подобный вариант был логичен и обоснован для начального периода становления российского PR-образования, российско-американские контакты помогли сформировать специфику образовательного модуля данного вуза. Она выражена в большом объеме коммуникативных дисциплин: «Речевая коммуникация», «Письменная коммуникация», «Межкультурная коммуникация», «Межличностное общение», — которые сегодня составляют основу для разработки курсов, связанных с широко распространенной в Америке теорией интегральной коммуникации. Нацеленность на бизнес, практическую сферу деятельности специалиста по связям с общественностью обосновывается более тщательной проработкой технологических составляющих и ситуативных решений. Студентам Электротехнического университета предлагаются в качестве обязательных такие предметы, как «Организация PR-кампаний в организациях», «Организация конференций и деловых встреч», «Управление проблемами в кризисных ситуациях». В этом же ключе формируются и курсы по выбору: «Бизнес и экономический успех фирмы», «Коммуникационный аудит» и др. Экономический консалтинг, только в более узкой производственной сфере — телекоммуникационной, предлагают своим студентам в качестве специализации и на гуманитарном факультете Университета телекоммуникаций. Акцент в подготовке делается на изучении особенностей данного экономического сектора и его возможностей для передачи PR-информации. Телекоммуникационная связь, по мнению преподавателей кафедры, является важнейшим каналом общения в современных обществах и активно используется для реализации PR-технологий. У будущих пиарменов есть возможность профессионального, углубленного овладения компьютером, электронными СМИ, традиционными средствами связи. Техническая направленность компенсируется несвойственными ранее для этого вуза предметами: «Актерское и режиссерское мастерство», «Риторика и ораторское искусство» и др. Отработка теоретических знаний осуществляется на специально подобранных базах практики. Для студентов Электротехнического университета ими служат PR-отделы коммерческих фирм, банков, промышленных предприятий, «телекоммуникационщики» пробуют свои силы в соответствующих отделах профильных организаций, таких как «Дельта телеком», «Петербургские таксофоны», «Фора коммуникейшн» и др. Управленческий аспект связей с общественностью наиболее ярко представлен в образовательной программе Академии государственной службы, что оправдывается профилем и ориентацией вуза. Основной специализацией выбрано информационное обеспечение управления, а в качестве базовых отраслевых единиц — государственные службы федерального и муниципального уровней. Базовая направленность обеспечивается приоритетом управленческих, финансово-экономических, правовых дисциплин, а специальные предметы: «Имиджеология», «Модели взаимодействия со СМИ» и др. — рассчитаны на те части PR, которые важны в эффективной деятельности государственных органов и их представителей. Академия государственной службы — один из немногих петербургских вузов, обеспечивающих новую специальность на региональном уровне. В ее составе 12 филиалов, и в ряде из них начата апробация данной программы. Открытие подготовки специалистов по связям с общественностью в технических вузах ведет к активной гуманизации естественнонаучного комплекса, прививает многопрофильную гуманитарную культуру в институтах, ставших университетами, формирует новые модели самого учебного процесса. Так, в Электротехническом университете пиармены вместо положенных «технарям» для получения диплома 5,5 лет обучаются за 5 лет в более малочисленных, чем традиционные для технических вузов, академических группах. Вместе с тем традиции естественнонаучных школ оказываются весьма полезными и продуктивными в обучении гуманитариев. Я была членом Государственной аттестационной комиссии первых петербургских специалистов по связям с общественностью, выпуск которых состоялся в 1999 году в Электротехническом университете. Являясь «коренным» гуманитарием, я с удивлением для себя отмечала четкую формализацию и проективность представленных к защите дипломных работ, графическую и визуальную культуру исполнения, ясно выраженный результат исследования. Опыт коллег и выпускников Электротехнического университета заставил нас, преподавателей кафедры общественных связей и рекламы факультета журналистики СПбГУ внести существенные коррективы в последнюю квалификационную работу нашего выпускника, заменив дипломное сочинение на дипломный проект, в основе которого может лежать не только традиционный текстовой анализ проблемы, но и представление пиаровской акции, кампании, плана и т.д. Итак, опыт подготовки специалистов по связям с общественностью в петербургских вузах позволяет выделить (в известной мере условно) «интегрально-коммуникационную», «экономико-технически ориентированную» и «управленческую» (в сфере государственной службы) модели образования. Особое место занимает так называемая журналистская модель подготовки PR-специалистов, представленная факультетом журналистики СПбГУ. Обоснованность возможности и необходимости постановки вопроса о «журналистской» модели PR-образования объясняется рядом причин: близостью двух коммуникационных форм, схожестью технологического инструментария, используемого специалистами обеих профессий, единством основных функциональных единиц — информации, текста, диалога и т.д., общностью конечных результатов, выраженных в формировании общественного мнения и общественной реакции. Но главное, пожалуй, состоит в функциональной специализированности пиармена, четком разделении его деятельности на информационный и неинформационный уровень. Это деление поначалу может показаться весьма условным, ведь конечная цель любой PR-работы — обеспечение аудитории объективной и полезной информацией, пусть и исходящей от конкретного субъекта, — но не все работники PR-служб в равной мере участвуют в механизме информационного обмена и занимаются обработкой информации и подачей ее во внешний мир51.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |