Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Паблик рилейшнз: профессия и образование 4 страница




Тем не менее именно краткосрочные образова­тельные формы, по мнению экспертов, остаются ос­новными на ближайшую перспективу. Президент фир­мы «Имидж контакт», доктор психологических наук, профессор А.П.Ситников считает, что в настоящее время существует «сложившаяся система перехода (в PR. — М.Ш.) из других видов деятельности, когда вновь создаваемый отдел public relations возглавляет маркетолог или специалист по рекламе. Он приглаша­ет в отдел журналиста, психолога, но все это неспеци­алисты в сфере общественных отношений»38. Именно поэтому и необходима динамичная переподготовка «вновь испеченных» пиарменов.

Подобные проблемы существуют в обеспечении профессиональными кадрами различного рода пресс-служб. Так, заместитель руководителя пресс-службы Президента РФ С. ДБеленков отмечает, что, во-первых, бурный количественный рост в последние годы явно обгонял развитие качественного профессионального образования, формирование самобытного кадрового корпуса и резерва; во-вторых, кадры формировались за счет конверсии представителей других профессий — от бывших журналистов до армейских политработников. В-третьих, возможности профессионального самообу­чения до сих пор носят случайный, если не сказать ку­старный, характер39.

Среди необходимых мер С. Д.Беленков видит так называемые эрзацрешения: самообучение (проблема­тичное без разработанных методик и учебников); раз­работка «памяток» для профессионалов в конкретных организациях (на основе их обобщения может полу­читься некий учебник); возможно лицензирование не только вузовских программ обучения, но и различно­го рода краткосрочных курсов подготовки.

Довольно любопытная «модель» формирования PR-специалиста предложена председателем Комитета по связям с общественностью омской мэрии Г.Н.Татариновой. По ее мнению, на первом этапе должно про­изойти «самоопределение личности», так как в ре­зультате знакомства со специальной литературой, контактов с профессионалами появляется интерес к но­вому виду деятельности, желание попробовать себя в ней. Второй этап — участие в практическом деле (ра­зовая акция, например выборная кампания). На тре­тьем этапе реализуется «стремление получить систе­му знаний по связям с общественностью (обучение на курсах, семинарах, спецкурсах). Этот этап можно считать решающим — на него выходят определивши­еся люди»40.

Г.Н.Татаринова считает, что данная модель мо­жет быть распространена и на вузовскую систему. Мы же видим в ней идеализм, граничащий с диле­тантизмом. Во-первых, в реальной жизни вовлече­ние в профессиональную сферу, как правило, пред­шествует самоопределению. Во-вторых, первый и второй этапы требуют длительного времени и изве­стного жизненного опыта, чего еще нет на студен­ческой скамье.

Эксперты отмечают определенный положитель­ный опыт, например, краткосрочных курсов, органи­зуемых РАСО (по выражению С.Д.Беленкова — «луч света в темном царстве»), школы международного биз­неса при Институте международных отношений и ряда других. Однако данные образовательные программы до сих пор уз ко функциональны и охватывают только одну сферу PR-деятельности — менеджмент связей с общественностью. В качестве позитивного петербург­ского опыта могут быть приведены семинары для работников пресс-служб и служб паблик рилейшнз, организованные Комитетом по печати и связям с общественностью администрации Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургским государственным университетом и агентством «Спаеро» в первой половине 1997 года. В педагогическом процессе приняли участие веду­щие ученые, практики, административные работники, что имело достаточно высокий образовательный эф­фект. К сожалению, регулярными эти семинары так и не стали.

Второе направление — преподавание профильных для PR дисциплин в рамках других специальностей — нашло широкое применение в российских высших учебных заведениях. Начальной базой для его разви­тия стали отделения и факультеты журналистики. К примеру, на факультете журналистики СПбГУ специ­ализация по рекламе и PR существовала с 1995 года, а профильные курсы читались еще тремя годами рань­ше. Факультет журналистики Московского государ­ственного университета до сих пор готовит специали­стов по связям с общественностью в рамках журналистской специализации. Впоследствии подго­товкой пиарменов заинтересовались кафедры и факуль­теты другой научно-практической ориентации — со­циологи, политологи, психологи и др. Во многих российских вузах такая специализация открыта имен­но при этих кафедрах и факультетах.

Еще одним вариантом является чтение PR-кур­сов в рамках маркетинговых образовательных про­грамм. Так, кафедра библиотековедения библиотечно-информационного факультета Московского государственного университета культуры в неболь­шом объеме включает преподавание PR в курс «Биб­лиотечный маркетинг»; в Уральском экономическом университете PR-деятельность рассматривается не как самостоятельная отрасль, а как часть рекламной и мар­кетинговой. В целом преподавание PR-дисциплин в

рамках других специальностей имеет ряд положитель­ных моментов: 1) достигается фундаментальное ос­воение смежных дисциплин, необходимых специали­сту по связям с общественностью, 2) происходит освоение конкретных сфер профессиональной дея­тельности, которое увеличивает возможности выпу­скника трудиться именно в PR (по данным россий­ско-американского исследования, проведенного И.П.Яковлевым и ММакэлризом, знание специфики конкретной сферы деятельности является одним из основных качеств, необходимых специалисту по свя­зям с общественностью41).

Своеобразный «смешанный», «комбинирован­ный» образовательный вариант предлагает А.Н.Чуми-ков, профессор МГУ им.М.В.Ломоносова, генеральный директор Международного пресс-клуба. По его мне­нию, «оптимальная цепочка подготовки PR-специали­стов» должна выглядеть следующим образом: «базо­вое гуманитарное образование — базовые фундаментальные курсы (психология, социология, менеджмент, журналистика или иной курс, предпола­гающий получение навыков работы с текстом) — ос­новной курс «ПР» — спецкурсы по «ПР» в совокуп­ности со стажировкой»42.

Правда, данная модель образования не является оригинальной: еще С.Блэк отмечал, что одной из форм подготовки специалистов по связям с общественно­стью в Великобритании является «приглашение сту­дентов старших курсов» на специализированные PR-программы и курсы43.

При всей логичности и обоснованности выше­указанной модели возможны, как минимум, два со­мнения в ее исключительной эффективности. Во-пер­вых, «наличие базового гуманитарного образования» предполагает весьма разный уровень освоения социологии, психологии, журналистики и др., что на втором этапе («базовых фундаментальных курсов») делает неизбежным индивидуализацию программ. Во-вто­рых, на наш взгляд, те же цели (фундаментальная гу­манитарная подготовка, освоение теории и практики PR и т.д.) можно реализовать и в рамках специализи­рованной подготовки непосредственно по специаль­ности.

Третье направление образовательной системы PR— подготовка по специальности 022000 — сегодня актив­но развивается в государственных и коммерческих ву­зах, институтах и университетах с традициями и пока еще без таковых. Анализ ситуации на образователь­ном рынке приводит к следующему выводу: если взять во внимание основной уровень — высшую школу, то зарождение PR-подготовки происходит в школах раз­личной базовой направленности. В ней равно прини­мают участие как гуманитарные, так и технические вузы, а инициаторами выступают журналисты, фило­логи, политологи, экономисты, психологи, социологи и др. Например, обучение специальности 022000 от­крыто на кафедрах социологии и политологии Уфим­ского государственного нефтяного технического уни­верситета, социологии Государственной академии управления им. С.Орджоникидзе, социальной комму­никации Томского государственного политического университета.

3.2.2. Собственно говоря, становление PR-образо­вания в России идет аналогичным со становлением родственных ему коммуникационных областей путем. Так, зарождение российской журналистской школы начала века демонстрировало всю противоречивость взглядов на эту проблему. Журналистов готовили на практических курсах с целью дать лицам, «не полу­чившим образования на юридическом факультете, си стематическое собрание этико-юридических знаний, необходимых для понимания и обсуждения вопросов общественной жизни, составляющей предмет так на­зываемой публицистики»44.

Будущие журналисты «набивали руку» и в семи­нарах, организуемых при известных столичных жур­налах и газетах. Самостоятельный статус журналист­ское образование приобретает в 1921 году, после открытия институтов журналистики в Москве и Пет­рограде, а университетским считается с 1941 года, ко­гда в Свердловске был создан первый факультет жур­налистики. В 1944 году подобный факультет организуется в Белорусском университете, в 1946 году открывается отделение журналистики на филологиче­ском факультете Ленинградского университета, в 1947 году — Московского.

Экономико-политические реформы конца 80-х годов значительно повлияли на структурную и содер­жательную стороны журналистского образования. Это было связано, в первую очередь, с изменениями в са­мих СМИ, в их управленческой системе, с изменени­ем приоритетов подчиненности, технологических ос­нов. Журналистика переживала период острой социальной востребованности. Реформировались ста­рые журналистские школы, новые отделения и факуль­теты в университетах, пединститутах, коммерческих вузах. Началась подготовка специалистов в москов­ских Гуманитарном институте им. Е.Р.Дашковой, Эколого-политологическом институте, Институте между­народного права и экономики, телевидения и радиовещания, в аналогичных учебных заведениях Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга и др. Се­годня более 90 государственных и коммерческих ву­зов СНГ готовят журналистов, 25 из них находятся в России45. Подобное развитие событий не носит национального оттенка и имеет мировой исторический характер. С момента зарождения первых журналист­ских школ в США и Европе около ста лет назад не прекращается дискуссия о том, где и как готовить спе­циалистов масс-медиа, необходимо ли журналисту специальное образование или разумно ограничиться узконаправленным практическим ремеслом.

Наиболее ярко подобная ситуация в PR-образова­нии проявляется в Санкт-Петербурге, за последнее время ставшем своеобразным лидером по числу соот­ветствующих образовательных центров. Так, на сегод­няшний день около 10 вузов различного направления готовы предложить своим выпускникам диплом спе­циалиста по связям с общественностью. Первые «кам­ни» в фундамент петербургской PR-школы положили энтузиасты Электротехнического университета, затем Академии государственной службы, Университета те­лекоммуникаций и Санкт-Петербургского государ­ственного университета, заметно отличающиеся друг от друга базовым уровнем, приоритетом гуманитарной или естественнонаучной сфер. Анализ ситуации на петербургском образовательном рынке позволит нам разобраться, в чем же состоят характерные особенно­сти российской PR-школы, ее недостатки и сильные стороны.

В содержательном плане PR-образование (на всех имеющихся направлениях) характеризуется следую­щими проблемами. Первые из них связаны с естествен­ными трудностями роста: неразработанностью мето­дик и технологий преподавания, недостаточным кадровым обеспечением учебного процесса, отсутстви­ем соответствующим учебному плану и адаптирован­ным к практике учебников и пособий. Большинство преподавателей паблик рилейшнз — это «доморощен­ные» специалисты, переквалифицировавшиеся в новой области за достаточно короткий срок. Так, костяк кафедры общественных связей и рекламы СП6ТУ со­ставляют люди, имеющие базовое образование жур­налиста и филолога, в Электротехническом универси­тете — преподавателя иностранного языка и социологии, в Университете телекоммуникаций — историка и т.д.

Данная проблема фиксируется многими препода­вателями, практиками и исследователями. С.Д.Беленков отмечает «относительную новизну потребности в подоб­ных кадрах» и «отсутствие преподавателей-практиков, способных к совместительству»46, А.П. Ситников добав­ляет, что занятия на специализированных факультетах ведут «узкие специалисты: социологи, психологи, мар­кетологи. Даже будучи весьма искушенными в своей об­ласти, они имеют достаточно приблизительное представ­ление о практическом содержании public relations. В результате студенты получают... эклектичный и прак­тически мало реализуемый комплекс знаний»47, А.Н.Чу-миков подчеркивает, что анализ курсов, читаемых в рос­сийских вузах, показывает, что они тяготеют к теоретизированию, «отдаленным основам», имеют структурно-мозаичный характер, поскольку легитимной концепции преподавания дисциплины «ПР» пока не су­ществует; авторы курсов «ПР» в основном «переквали­фицировавшиеся» преподаватели других дисциплин; к преподаванию в очень малой степени привлекаются прак­тики «ПР»48. Однако нам представляется, что все эти труд­ности носят временный характер и будут решаться по мере становления науки и образования.

Проблемы второго порядка требуют серьезного корпоративного осмысления. Как и любая новая спе­циальность, возникшая в переходный период, соответ­ственно мировоззренчески оформленная недостаточ­но, связи с общественностью подчас носят утилитарный, приспособленческий характер. Многие новые и престижные профессии сегодня рождаются из конъ­юнктурной потребности и благодаря кажущейся лег­кости их реализации. Сам научный предмет — осуще­ствление связи между источником ее и обществом — внешне выглядит очень доступным для того, чтобы изучать его в любом вузе, снабжая необходимыми при­кладными технологиями, и получать, как мы говорим, специалистов по имиджу. Аналогией является обуче­ние таким популярным специальностям, как юрис­пруденция, менеджмент и т.п. в непрофильных вузах. Высшая школа начинает готовить юристов и менед­жеров для транспорта, торговли, другой отдельной отрасли.

Путь здоровой конъюнктуры имеет право на суще­ствование, особенно сейчас, в трудное для высшей шко­лы время, но мы должны четко видеть грань между ути­литарностью и серьезной работой по формированию PR как науки и сферы профессиональной деятельности. Ведь задача состоит не в оправдании специальности «связи с общественностью» в отраслевых или специализирован­ных вузах, а «приподнятии» профессии до единых норм и требований науки и образования. По нашему глубоко­му убеждению, «цена» диплома, полученного в различ­ных вузах, должна зависеть не от его отраслевого харак­тера, а от качества базовых знаний, рейтинг сертификата высшей школы должен определяться их фундаменталь­ностью и солидностью.

Проблемы третьего порядка нам кажутся требую­щими незамедлительного решения. Речь идет о еди­ном понимании и проработке основных составляющих специальности «связи с общественностью», как-то: научный предмет, виды профессиональной деятельно­сти и квалификационные характеристики выпускника — или, проще говоря, о создании окончательной квалифизям с общественностью. Теоретики и практики ищут более короткий и емкий термин: коммуникатор, биз­нес-коммуникатор, пиармен, — рождается и просто­речное — связист и др. Мы думаем, что со временем терминологическая проблема решится сама собой, а формальному закреплению термина поможет введение профессии специалиста по связям с общественностью в Единый квалификационно-тарифный справочник.

Но, на наш взгляд, главным оправданием дискуссий, служит сущностный синтетизм новой для России профессии. Гибкость, синтетичность профессии пиармена доказывается и на практике. В зависимости от того, ка­кие нужды и потребности преобладают в тех или иных организациях, PR приобретает в них свой специфиче­ский оттенок с доминированием либо журналистики, либо маркетинга, либо рекламы, либо того и другого попеременно. Приоритет того или иного направления деятельности зачастую связывается и с уровнем профессио­нальной ориентации специалистов в конкретной сфере. Оттого, чему больше отдает предпочтение фирма—по­литическому или экономическому консалтингу, реклам­ной деятельности, управлению кризисными ситуациями, маркетинговым исследованиям, зависит и подбор пер­сонала. Мы еще раз заостряем внимание на том, что оши­бочным является сведение этого синтетизма к какой-ни­будь смежной или общепринятой профессии. Отражая уровень демократического развития общества, PR-сфера динамична и многообразна. Сегодня это речевой, тек­стовый уровень с преобладанием журналистики и рек­ламы, завтра будут набирать силы технологии менеджмента, а затем на смену придет интегральная ком­муникация, о которой нынче всерьез рассуждают зако­нодатели PR-моды—американцы. Более перспективным было бы сконцентрировать внимание на том, как лучше в теории и на практике освоить тот многопрофильный синтез, который образует предметную сущность паблик рилейшнз.

Далее, признавая самодостаточность профессии, мы должны четче определить виды профессиональной деятельности, которые по совокупности могут быть обозначены как осуществление коммуникации (связи) между конкретным источником информации, инициа­тором этой связи (фирмой, структурой, отдельным ли­цом) и обществом. Эта коммуникация осуществляет­ся преимущественно на информационном уровне с по­мощью информационных механизмов, что определя­ет специфику профессии. Без сомнения, базовым видом деятельности является информационно-управленчес­кая деятельность, конструирование системы информа­ционного обмена и управления ею. Совокупность при­обретенных навыков может несколько отличаться в зависимости от того, какая часть основного вида дея­тельности доминирует: творческая (журналистская, рекламная), управленческая и т.д.

Мы должны признать междисциплинарность за основу любой образовательной деятельности в сфере PR. Исходя из того, что связи с общественностью — это комплексная деятельность, перевести ее в ком­плексность образования, что осуществимо только при наличии междисциплинарного подхода. Этот тезис позволит нам оправдать открытие соответствующей подготовки в школах различной базовой направленно­сти, но с обязательным преобладанием фундаменталь­ного гуманитарного образования. Без солидных гума­нитарных знаний деятельность современного пиармена представляется невозможной, так как она ре­ализуется в гуманитарной среде, а сам специалист по связям с общественностью является не только носите­лем различных типов культур: общей, политической, коммуникационной, эстетической и др,, — но и выступает элементом взаимодействия этих культурных пространств. К сожалению, учебный план ряда вузов формируется скорее интуитивно, чем обоснованно, строится, исходя из возможностей вуза, а не из необ­ходимости и важности самой дисциплины. Это осо­бенно касается технических вузов, где гуманитарные науки — базовая основа PR — традиционно развива­лись как подсобные, обслуживающие. Следует решить, каковы должны быть степень вовлеченности в учеб­ный процесс зарубежных методик преподавания, ино­странной литературы и уровень их адаптации к рос­сийским реалиям. Совершенствование и адаптация учебного процесса — дело нелегкое и многоступенча­тое, но единое понимание основных профессиональ­ных категорий есть основа той образовательной платформы, которая может быть модифицирована в зависимости от специфики вуза и предлагаемой сту­денту специализации.

Первые и очень серьезные шаги в этом направле­нии были продемонстрированы учеными и педагога­ми четырех основных петербургских вузов, ведущих, подготовку по специальности 022000. По их инициа­тиве было создано городское учебно-методическое объединение (УМО), которое начало работу в 1997 году. Его участники сошлись во мнении, что меж­дисциплинарность — лишь условие для выработки той образовательной модели, в которой были бы и при­оритеты, и вторичные составляющие профессии. К приоритетам, в первую очередь, относятся теория и практика коммуникации, принципы и законы комму­никационных процессов, объединяющие общество в культурологическом, политологическом, этическом, правовом, информационном и других отношениях. Равными по значимости являются основы новой эко­номической философии — маркетинга, глубокие знания менеджмента, определившие потребность в дан­ном виде профессиональной деятельности. Особен­ность подготовки заключается в том, что в педагоги­ческий обиход вводятся дисциплины, никогда ранее не являвшиеся элементом высшего образования или пред­ставленные только в очень узких его отсеках, напри­мер деловой этикет, культура делового общения, веде­ние переговоров и т.п. (так называемый референтский уровень). Эти проявления специфики профессии про­пагандируют корпоративную культуру как новый атрибут общественного поведения. Объединение пред­ставителей вузов, возможно, само стало первым при­мером корпоративной культуры, продемонстрировав­шим возможности работы не по принципу конкуренции, а на основе взаимного доверия, помощи и обмена опытом. Попытаемся охарактеризовать че­тыре образовательных модели, представленные в ве­дущих петербургских PR-школах.

Несмотря на общность главной задачи — подготовки специалиста по связям с общественностью, каждый из петербургских вузов обладает собственной спецификой и ориентацией, анализ которой поможет нам разобраться в главных тенденциях PR-образова­ния. Размытость и «глобальность» государственного стандарта специальности 022000 позволяет многим высшим учебным заведениям находить собственные ниши, оправдывающие обучение специальности «свя­зи с общественностью» в, казалось бы, непрофильных вузах. Не составляют исключения и петербургские вузы. Во-первых, нас не обошел стороной так называ­емый отраслевой принцип, выраженный как в опреде­лении для себя секторной, производственной ниши, на­пример промышленность, бизнес и отдельные его части, так и функциональной, основанной на техно­логической специфике работы специалиста по связям с общественностью. Пример тому — факультет жур­налистики СП6ТУ, где основной акцент делается на работу со средствами массовой информации. Во-вто­рых, каждая из школ максимально пыталась «приспо­собить» преимущества своей альма-матер для ново­рожденной специальности. Классический Университет обладал мощной многопрофильной гуманитарной и ес­тественнонаучной базой, бывшие технические вузы славились развитыми информационными технологи­ями, Академия государственной службы — многолет­ним опытом обучения управленческим дисциплинам. Вместе с тем каждый из вузов за это время прошел достаточный путь, для того чтобы на практике дока­зать целесообразность и возможность такого обучения, и внес существенный вклад в его совершенствование и модернизацию.

Идея открытия PR-подготовки в Электротехничес­ком университете (тогдашнем ЛЭТИ) в 1993 году была подсказана специалистами из Таусонского универси­тета (США)50. С их помощью гуманитарный факуль­тет Электротехнического университета создавал новую программу. В ее основе лежит коммуникативный ас­пект профессии, реализуемый прежде всего в промыш­ленной сфере и бизнесе в целом. Именно нашими кол­легами из Электротехнического университета был обоснован тезис о возможности введения специализа­ции бизнес-коммуникатора — специалиста, оказыва­ющего профессиональные консультационные PR-ус­луги в конкретной сфере бизнеса. Впоследствии эта специализация лексически воплотилась в следующее определение: «PR в бизнесе и промышленности». Осо­бенность подготовки новых специалистов заключалась в том, что большинство профильных курсов было за­имствовано из американской PR-школы, имеющей до­статочный опыт и традиции. Да и сам учебный процесс носил взаимообменный характер: ряд курсов чи­тался на двух языках (русском и английском) с при­влечением специалистов из США, российские препо­даватели приобретали соответствующие знания и проходили переподготовку в Таусонском университе­те. Подобный вариант был логичен и обоснован для начального периода становления российского PR-об­разования, российско-американские контакты помог­ли сформировать специфику образовательного моду­ля данного вуза. Она выражена в большом объеме коммуникативных дисциплин: «Речевая коммуника­ция», «Письменная коммуникация», «Межкультурная коммуникация», «Межличностное общение», — кото­рые сегодня составляют основу для разработки кур­сов, связанных с широко распространенной в Амери­ке теорией интегральной коммуникации.

Нацеленность на бизнес, практическую сферу дея­тельности специалиста по связям с общественностью обосновывается более тщательной проработкой техно­логических составляющих и ситуативных решений. Сту­дентам Электротехнического университета предлагают­ся в качестве обязательных такие предметы, как «Организация PR-кампаний в организациях», «Органи­зация конференций и деловых встреч», «Управление про­блемами в кризисных ситуациях». В этом же ключе фор­мируются и курсы по выбору: «Бизнес и экономический успех фирмы», «Коммуникационный аудит» и др.

Экономический консалтинг, только в более уз­кой производственной сфере — телекоммуникаци­онной, предлагают своим студентам в качестве спе­циализации и на гуманитарном факультете Университета телекоммуникаций. Акцент в подго­товке делается на изучении особенностей данного экономического сектора и его возможностей для пе­редачи PR-информации. Телекоммуникационная связь, по мнению преподавателей кафедры, являет­ся важнейшим каналом общения в современных об­ществах и активно используется для реализации PR-технологий. У будущих пиарменов есть возможность профессионального, углубленного овладения ком­пьютером, электронными СМИ, традиционными средствами связи. Техническая направленность ком­пенсируется несвойственными ранее для этого вуза предметами: «Актерское и режиссерское мастер­ство», «Риторика и ораторское искусство» и др.

Отработка теоретических знаний осуществляет­ся на специально подобранных базах практики. Для студентов Электротехнического университета ими слу­жат PR-отделы коммерческих фирм, банков, промыш­ленных предприятий, «телекоммуникационщики» про­буют свои силы в соответствующих отделах профильных организаций, таких как «Дельта телеком», «Петербургские таксофоны», «Фора коммуникейшн» и др.

Управленческий аспект связей с общественностью наиболее ярко представлен в образовательной програм­ме Академии государственной службы, что оправды­вается профилем и ориентацией вуза. Основной спе­циализацией выбрано информационное обеспечение управления, а в качестве базовых отраслевых единиц — государственные службы федерального и муниципаль­ного уровней. Базовая направленность обеспечивает­ся приоритетом управленческих, финансово-экономи­ческих, правовых дисциплин, а специальные предметы: «Имиджеология», «Модели взаимодействия со СМИ» и др. — рассчитаны на те части PR, которые важны в эффективной деятельности государственных органов и их представителей. Академия государствен­ной службы — один из немногих петербургских ву­зов, обеспечивающих новую специальность на региональном уровне. В ее составе 12 филиалов, и в ряде из них начата апробация данной программы.

Открытие подготовки специалистов по связям с общественностью в технических вузах ведет к актив­ной гуманизации естественнонаучного комплекса, при­вивает многопрофильную гуманитарную культуру в институтах, ставших университетами, формирует но­вые модели самого учебного процесса. Так, в Элект­ротехническом университете пиармены вместо поло­женных «технарям» для получения диплома 5,5 лет обучаются за 5 лет в более малочисленных, чем тради­ционные для технических вузов, академических груп­пах. Вместе с тем традиции естественнонаучных школ оказываются весьма полезными и продуктивными в обучении гуманитариев. Я была членом Государствен­ной аттестационной комиссии первых петербургских специалистов по связям с общественностью, выпуск которых состоялся в 1999 году в Электротехническом университете. Являясь «коренным» гуманитарием, я с удивлением для себя отмечала четкую формализацию и проективность представленных к защите дипломных работ, графическую и визуальную культуру исполне­ния, ясно выраженный результат исследования. Опыт коллег и выпускников Электротехнического универ­ситета заставил нас, преподавателей кафедры обще­ственных связей и рекламы факультета журналистики СПбГУ внести существенные коррективы в по­следнюю квалификационную работу нашего выпуск­ника, заменив дипломное сочинение на дипломный проект, в основе которого может лежать не только тра­диционный текстовой анализ проблемы, но и представ­ление пиаровской акции, кампании, плана и т.д.

Итак, опыт подготовки специалистов по связям с общественностью в петербургских вузах позволяет выделить (в известной мере условно) «интегрально-коммуникационную», «экономико-технически ориен­тированную» и «управленческую» (в сфере государ­ственной службы) модели образования.

Особое место занимает так называемая журнали­стская модель подготовки PR-специалистов, представ­ленная факультетом журналистики СПбГУ.

Обоснованность возможности и необходимости постановки вопроса о «журналистской» модели PR-образования объясняется рядом причин: близостью двух коммуникационных форм, схожестью технологи­ческого инструментария, используемого специалиста­ми обеих профессий, единством основных функцио­нальных единиц — информации, текста, диалога и т.д., общностью конечных результатов, выраженных в фор­мировании общественного мнения и общественной реакции. Но главное, пожалуй, состоит в функциональ­ной специализированности пиармена, четком разделе­нии его деятельности на информационный и неинфор­мационный уровень. Это деление поначалу может показаться весьма условным, ведь конечная цель лю­бой PR-работы — обеспечение аудитории объектив­ной и полезной информацией, пусть и исходящей от конкретного субъекта, — но не все работники PR-служб в равной мере участвуют в механизме инфор­мационного обмена и занимаются обработкой инфор­мации и подачей ее во внешний мир51.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.