Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение менеджмента и его развитие. Основные научные школы в менеджменте, их вклад в теорию управления




История возникновения и развития менеджмента насчитывает, по крайней мере, 7 тысячелетий и 5 управленческих революций, радикально менявших роль и значение рассматриваемого феномена в жизни общества. Традиционно за начало отсчета принимают зарождение письменности в древнем Шумере, относимое к пятому тысячелетию до нашей эры. Первая управленческая революция характеризуется как «религиозно-коммерческая», – образование особого слоя жрецов, связанных с торговыми операциями.

Вторая управленческая революция связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), издавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливались контроль и ответственность за выполнение работ. Вторую управленческую революцию называют «светско-административной».

Третья управленческая революция известна как «производственно-строительная», ибо она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Эту революцию связывают с именем Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.).

Зарождение капитализма и начало индустриального прогресса европейской цивилизации - главные факторы четвертой управленческой революции XVII-XVIII веков. Её результатом стали отделение менеджмента от собственности (капитала) и зарождение профессионального управления.

Пятая управленческая революция (конец XIX - начало XX века) известна под названием бюрократической: её теоретической платформой послужила «концепция рациональной бюрократии». Её основные результаты: формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности менеджеров.

«Появление и оформление управления как науки, как области научных исследований, частично были ответом на потребности большого бизнеса, а частично попыткой воспользоваться преимуществом техники, созданной в период промышленной революции, а частично достижением небольшой группы, горстки любознательных людей, имеющих горячее желание открыть самые эффективные способы выполнения работы».- (Мескон М., АльбертМ., Хедоури Ф.).

На этапе первоначального развития человеческого общества (первобытнообщинного строя), еще не знавшего развитого разделения труда, социальных и классовых перегородок, социальные отношения регулировались обычаями, традициями. На следующем этапе общественного развития, в результате все более прогрессировавших процессов разделения труда, имущественного расслоения, образования института частной собственности возникла необходимость в административно-правовых предписаниях, писаных нормах, закреплявших новые отношения неравенства, социальной зависимости и обеспечивавшие внеэкономическое принуждение к труду непосредственных производителей, которые перестали быть лично свободными (раб, зависимый крестьянин, крепостной). Основным способом управления стала иерархия, фиксировавшая статус каждого члена общества и поддерживавшая порядок господства-подчинения.

Последующий этап исторического развития характеризовался преодолением замкнутости натурального хозяйства, развитием товарного производства и многоотраслевой индустриальной экономики, господством частнокапиталистической собственности и появлением лично свободного, но не являющегося владельцем условий производства наемного работника. Внеэкономическое принуждение к труду сменилось экономическим, теперь преимущественно на нем основывались социальная зависимость и подчинение. Как мы полагаем, именно на этом этапе, когда возникли потребность и возможность согласования интересов формально свободных и равноправных участников экономических отношений, управление приняло форму менеджмента.

В американском, менеджменте получили развитие четыре чётко различимые школы управленческой мысли:

1. школа научного управления (1885-1920-е гг.); Заслугой родоначальника «научного менеджмента» Ф.У. Тейлора было то, что он впервые предложил систематизированный подход к рациональной организации труда. Он сформулировал четыре принципа управления:

научный подход к выполнению каждого элемента работы; научные критерии при подборе и обучении работников;

сотрудничество с рабочими в применении рациональных методов организации труда;

распределение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в повышении производительности и интенсивности труда. Разрабатывались довольно напряженные, но выполнимые производственные нормы, и поощрялись те, кто их перевыполнял.

В целом вклад школы научного управления можно свести к следующему:

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач (работ).

2. Отбор работников под определенные задачи и их обучение.

3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для выполнения задач.

4.Систематическое использование материального стимулирования для повышения производительности.

5. Отделение функций планирования и обдумывания от самой работы.

2. классическая административная школа (1920-1950-е гг.); Административная школа. Ее целью фактически стало создание универсальных принципов управления. Заслуги административной школы связаны прежде всего с именем француза Анри Файоля (1871-1925 гг.) отца менеджмента. Разработанные им подходы охватывали два основных аспекта: разработку рациональной системы управления организацией и построение структуры управления.

Что касается первого аспекта, то главный вклад Файоля в теорию менеджмента состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций (он выделил: планирование, организовывание, руководство, координацию и контроль). Относительно второго аспекта наиболее важным представляется то, что А. Файолем были сформулированы 14 принципов, многие из которых и сейчас имеют непосредственное практическое значение.

Это такие принципы как:

1.Разделение труда. 2.Полномочия и ответственность. 3.Дисциплина. 4.Единоначалие. 5.Единство руководства, действий. 6.Подчинение частных интересов общим. 7.Вознаграждение персонала. 8.Централизация. 9.Скалярная цепь (цепь команд, иерархия). 10.Порядок (всему свое место). 11.Справедливость. 12.Стабильность персонала. 13.Инициатива. 14.Корпоративный дух.

Файоль полагал, что набор принципов всегда остается открытым для дополнения на основе нового опыта, поэтому он фактически неограничен. Большое значение он также придавал плану и прогнозу.

В целом вклад административной школы можно суммировать в следующих основных аспектах:

1.Выделение и описание функций управления как универсального процесса.

2.Обобщение принципов управления, позволяющих достичь идеального функционирования оргструктур и организационного порядка.

3.Систематизированный взгляд на управление организацией вцелом на основе структурно-функционального подхода.

3. Школа «человеческих отношений».(1930-1950-е гг.) и как ее продолжение - школа поведенческих наук (1950-е гг. - настоящее время); Две предыдущие школы указывали на значение человеческого фактора (в этом пальма первенства также остается за ними), но практически ограничивались справедливой оплатой, подбором и обучением кадров, денежным стимулированием, исполнительской дисциплиной и т.д. Новая школа подошла к человеческому фактору иначе, с позиций осознания его как главного фактора эффективности производства.

Вклад, который может быть суммирован следующим образом:

1.Межличностные отношения стали рассматриваться как серьезный фактор роста производительности труда и эффективности производства.

2.Достижения науки о человеческом поведении были применены в управлении с целью активизировать человеческий потенциал в максимально возможной степени.

3.Впервые широко использовались в теории и предлагались практике приемы и методы управления, учитывающие такие факторы как групповая динамика, неформальные связи, социально-психологическая мотивация, организация коммуникаций, лидерство, стили руководства и т.д.

4) Школа науки управления. или количественных методов (1950-е гг. - настоящее время).

Методы школы науки управления стали прямым следствием широкого применения математики и компьютеров. Эти методы, опробованные еще в управлении военными операциями во время второй мировой войны, были плодотворно применены в операционных системах хозяйственных организаций.

Вклад школы науки управления в этом отношении можно суммировать так:

1.Применение моделей, что позволило глубже проникнуть в суть управленческих проблем.

2.Точное решение сложнейших задач управления запасами, распределения ресурсов, массового обслуживания и т.п.

3.Создание и использование информационных систем управления, широкое применение вычислительной техники.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.