КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Состав общих функций менеджмента, их характеристика
Общие функции менеджмента - это наиболее крупные объективные составляющие в многоплоскостном механизме управленческих отношений, совокупность которых обеспечивает действие этого механизма как целого. Совокупность общих функций призвана обеспечить: с одной стороны, реализацию отношений менеджмента во всех его плоскостях; с другой стороны, реализацию этого механизма как процесса целенаправленной деятельности, характеризуемого причинно-следственной цикличностью. наиболее крупно сгруппированный набор общих функций управления, обеспечивающий эти задачи, должен включать следующие функции: координация (как ключевая функция), планирование, организация, мотивация, контроль. Координация выступает как центральная функция отношений менеджмента, реализуемая, во-первых, как согласование, кооперация действий субъектов управления; во-вторых, как согласование этапов процесса управления. Она представляет собой кооперацию, согласование действий субъектов отношений управления(работников, подразделений, организаций) как частных элементов единого совокупного общественно-комбинированного производственного процесса. Координация – обратная сторона разделения труда. В результате скоординированного взаимодействия возникает полезный эффект – эффект синергии. Планирование, организация, мотивация и контроль выступают как этапы процесса управления, согласуемые посредством координации, и вместе с тем - как расчленение любой функции управления, как общей, так и конкретной (включая самих себя) на основные составные звенья. Выделив указанные общие функции менеджмента, следует указать на два обстоятельства. Во-первых, как мы полагаем, важно отметить их многоплоскостной характер.
Во-вторых, заметим, что иногда, особенно в западной литературе, процесс управления трактуется как сумма всех общих функций. Такая формула, на наш взгляд, неверна, так как, даже взятые в простой последовательности, общие функции управления образуют не просто суммарность, а новую целостность, характеризуемую новыми качествами, не присущими каждому этапу в отдельности. 1. На стадии планирования определяются миссия и цели деятельности, способы и средства, необходимые для их достижения. Посредством планирования задаются основные качественные и количественные характеристики предстоящей деятельности организации, которые должны быть отражены в соответствующих документах. Главная сущностная черта планирования в системе огосударствленной плановой экономики - директивность - отражала концепцию единой системы заданных сверху народнохозяйственных планов, каждый из которых должен был обеспечивать предписанные задания. Для каждой хозяйственной организации такое директивное планирование выполняло роль инструмента постановки задач подразделениям и распределения между ними ресурсов с целью реализации жестко заданных сверху заданий. В рыночной системе хозяйствования планы не задаются жестко сверху. Даже на микроуровне, как уже было показано, они носят всё более индикативный, а не директивный характер, в большей мере применяются не административные, а экономические способьi стимулирования. Кроме того, отдельные хозяйственные организации самостоятельно "добывают" необходимые ресурсы на договорной основе. В конечном счете, конкурентную проверку рынком проходят системы планирования, применяемые организациями, так как именно их качество обусловливает достижение эффективных производственных и рыночных результатов. Вместе с тем следует отметить, что и тот и другой тип планирования несут в себе определенное общее содержание: планы всегда выступают как средство постановки целей, определения способов их достижения, контроля и оценки полученных результатов и являются основой для стимулирования работников, подразделений, организаций.
2. Посредством организационных отношений и оргструктуры создаются реальные условия для их дост-ижения. Структура должна в каждом своем звене быть наделена необходимыми для, выполнения планов ресурсами. к важным аспектам функции организации относятся делегирование полномочий и ответственности, проектирование и рационализация оргструктур, и их гибкая перестройка в рыночных условиях хозяйствования, эффективная организация трудового процесса самого руководителя. 3. На стадии мотивации процесс --- выполнения плана наполняется реальным "двигательным" наполнением - достигается активизация людей и их сообществ посредством побуждения их к эффективной целенаправленной деятельности. Выше уже было показано, что без создания условий для реализации экономических интересов, то есть без стимулирования, все функции менеджмента лишаются реального наполнения, полноценного содержания. Поэтому управленческий цикл содержателен, если в каждом своем звене (а не только в "звене" мотивации) он "наполнен" стимулированием, подразумевает и осуществляет его. 4. Контроль, таким образом, выступает в роли обратной связи, которая позволяет осуществить. корректировку планов и способов их выполнения. Функция контроля имеет три основных аспекта: 1) установление определенных стандартов (целей и средств); 2) измерение и оценку действительных результатов; 3) принятие мер по корректировке средств достижения стандартов, либо самих стандартов. Центральной функцией отношений менеджмента выступает функция координации, которая в социально-экономической плоскости управленческих отношений тесно взаимосвязана со стимулированием, являющимся основой всего механизма менеджмента.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |