Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав общих функций менеджмента, их характеристика




Общие функции менеджмента - это наиболее крупные объективные составляющие в многоплоскостном механизме управленческих отношений, совокупность которых обеспечивает действие этого механизма как целого.

Совокупность общих функций призвана обеспечить: с одной стороны, реализацию отношений менеджмента во всех его плоскостях; с другой стороны, реализацию этого механизма как процесса целенаправленной деятельности, характеризуемого причинно-следственной цикличностью.

наиболее крупно сгруппированный набор общих функций управления, обеспечивающий эти задачи, должен включать следующие функции: координация (как ключевая функция), планирование, организация, мотивация, контроль.

Координация выступает как центральная функция отношений менеджмента, реализуемая, во-первых, как согласование, кооперация действий субъектов управления; во-вторых, как согласование этапов процесса управления. Она представляет собой кооперацию, согласование действий субъектов отношений управления(работников, подразделений, организаций) как частных элементов единого совокупного общественно-комбинированного производственного процесса. Координация – обратная сторона разделения труда. В результате скоординированного взаимодействия возникает полезный эффект – эффект синергии.

Планирование, организация, мотивация и контроль выступают как этапы процесса управления, согласуемые посредством координации, и вместе с тем - как расчленение любой функции управления, как общей, так и конкретной (включая самих себя) на основные составные звенья.

Выделив указанные общие функции менеджмента, следует указать на два обстоятельства. Во-первых, как мы полагаем, важно отметить их многоплоскостной характер.

Во-вторых, заметим, что иногда, особенно в западной литературе, процесс управления трактуется как сумма всех общих функций. Такая формула, на наш взгляд, неверна, так как, даже взятые в простой последовательности, общие функции управления образуют не просто суммарность, а новую целостность, характеризуемую новыми качествами, не присущими каждому этапу в отдельности.

1. На стадии планирования опре­деляются миссия и цели деятель­ности, способы и средства, необходимые для их достижения.

Посредством планирования задаются основные качест­венные и количественные характеристики предстоящей деятель­ности организации, которые должны быть отражены в соответ­ствующих документах.

Главная сущностная черта планирования в системе ого­сударствленной плановой экономики - директивность - от­ражала концепцию единой системы заданных сверху народнохо­зяйственных планов, каждый из которых должен был обеспечивать предписанные задания. Для каждой хозяйственной органи­зации такое директивное планирование выполняло роль инстру­мента постановки задач подразделениям и распределения между ними ресурсов с целью реализации жестко заданных сверху за­даний.

В рыночной системе хозяйствования планы не за­даются жестко сверху. Даже на микроуровне, как уже бы­ло показано, они носят всё более индикативный, а не ди­рективный характер, в большей мере применяются не административные, а экономические способьi стимулирова­ния. Кроме того, отдельные хозяйственные организации самостоятельно "добывают" необходимые ресурсы на до­говорной основе. В конечном счете, конкурентную провер­ку рынком проходят системы планирования, применяе­мые организациями, так как именно их качество обуслов­ливает достижение эффективных производственных и ры­ночных результатов.

Вместе с тем следует отметить, что и тот и другой тип планирования несут в себе определенное общее со­держание: планы всегда выступают как средство поста­новки целей, определения способов их достижения, кон­троля и оценки полученных результатов и являются осно­вой для стимулирования работников, подразделений, ор­ганизаций.

2. Посредством организационных отношений и оргструктуры создаются реальные условия для их дос­т-ижения. Структура должна в каждом своем звене быть наделена необходимыми для, выполнения планов ресурса­ми.

к важным аспектам функции организации относятся делегирование полномочий и ответственности, проек­тирование и рационализация оргструктур, и их гибкая пе­рестройка в рыночных условиях хозяйствования, эффек­тивная организация трудового процесса самого руково­дителя.

3. На стадии мотивации процесс --- выполнения плана наполняется реальным "двигательным" наполнением - достигается активизация людей и их сооб­ществ посредством побуждения их к эффективной целе­направленной деятельности.

Выше уже было показано, что без создания условий для реализации экономических интересов, то есть без стимулирования, все функции менеджмента лишаются реального наполнения, полноценного содержания. Поэто­му управленческий цикл содержателен, если в каждом своем звене (а не только в "звене" мотивации) он "наполнен" стимулированием, подразумевает и осуществ­ляет его.

4. Контроль, таким образом, выступает в роли обрат­ной связи, которая позволяет осуществить. корректиров­ку планов и способов их выполнения. Функция контроля имеет три основных аспекта: 1) установление опреде­ленных стандартов (целей и средств); 2) измерение и оценку действительных результатов; 3) принятие мер по корректировке средств достижения стандартов, либо самих стандартов.

Центральной функцией отношений менеджмента выступает функция координации, которая в социально-экономической плоскости управленческих отношений тес­но взаимосвязана со стимулированием, являющимся осно­вой всего механизма менеджмента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.