Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, правовой статус органа государственной власти




Законодательной, исполнительной и судебной власти.

Понятие государственного органа. Виды государственных органов. Органы

Ответ:

Орган государственной власти – это звено государственного аппарата,

участвующего в осуществлении определенных государственных функций и

наделенного в этой связи властными полномочиями.

Признаки органов государственной власти:

1) создается и действует от имени государства – Российской Федерации или ее

субъекта;

2) действует на основе законов и других нормативных правовых актов;

3) выполняет свойственные только ему функции и задачи;

4) обладает собственной компетенцией;

5) характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью;

6) наделен властными полномочиями, т. е. его решения принимаются от имени

государства, носят обязательный для всех характер.

Государственные органы РФ действуют на основе Конституции РФ и принципов, в

ней заложенных.

Конституционные принципы – это закрепленные в Конституции РФ исходные начала,

лежащие в основе функционирования государственных органов.

Такими принципами выступают:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 7 Конституции РФ);

2) народовластие (ст. 3 Конституции РФ);

3) федерализм (ст. 5 Конституции РФ);

4) разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ); 5 законность (ст. 15

Конституции РФ);

6) светскость (ст. 14 Конституции РФ).

В своей деятельности органы государственной власти должны руководствоваться

принципом приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Закрепляя общечеловеческие стандарты защиты прав и свобод личности, страны и

государства принимают меры по их соблюдению и охране от всевозможных

посягательств.

Принцип народовластия

означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ

вручает соответствующие полномочия, на им же определенных условиях.

Принцип федерализма

выражается в единстве системы государственной власти, разграничении предметов

ведения и полномочий между органами государственной власти Российской

Федерации и ее субъектов.

Принцип разделения властей

С целью предотвращения злоупотребления все ветви государственной власти

должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешенными.

Принцип законности

означает обязательность соблюдения всеми государственными органами

Конституции РФ, законов и подзаконных актов.

Принцип светскости

означает взаимное невмешательство как государства и его органов в дела

церкви, так и религиозных организаций в государственные дела.

Классификация органов государственной власти

Орган государства –

это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть

государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная

государственно—властными полномочиями и необходимыми материальными средствами

для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций

государства.

По уровню деятельности различают

федеральные органы и органы субъектов Федерации.

На федеральном уровне

система органов государственной власти включает в себя: Президента РФ,

федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный

Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также федеральные органы исполнительной

власти и суды Российской Федерации.

В субъектах Федерации

государственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной,

исполнительной и судебной власти.

По характеру выполняемых задач органы государства подразделяются на четыре вида:

1) органы законодательной власти;

2) органы исполнительной власти, основная форма деятельности которых –

исполнительно—распорядительная;

3) органы судебной власти, осуществляющие правосудие и уполномоченные

применять государственное принуждение;

4) органы контрольной власти, деятельность которых состоит в проверке

соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных

лиц:

а) постоянные, которые создаются без ограничения срока действия;

б) временные, которые создаются на определенный срок.

В зависимости от правовой основы образования можно различать государственные

органы, создаваемые на базе:

1) Конституции РФ;

2) федеральных конституционных законов, федеральных законов;

3) указов Президента РФ;

4) постановлений Правительства РФ;

5) законодательных актов субъектов Российской Федерации.

Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них –

коллективные образования, другие – представлены одним лицом.

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов

является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма

государства.

Исследование различных видов государственных органов предполагает их

комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и,

возможно, некоторых других оснований их классификации.

На основе принципа разделения властей строится система органов

государственной власти в Российской Федерации и ее субъектах. В соответствии с

этим принципом органы государственной власти РФ делятся на органы

законодательной, исполнительной и судебной власти, которые соответственно

осуществляют основные функции государственной власти (правотворческую,

исполнительно-распорядительную и правоохранительную). Эти органы образуют

основу конституционной системы органов российского государства. При этом

предполагается, что три ветви власти должны взаимно дополнять друг друга,

взаимно контролировать и сдерживать друг друга по классической схеме системы

"сдержек и противовесов", отработанной мировым конституционным опытом. Принцип

разделения властей предполагает и влияние на каждую из них со стороны

прокуратуры, которая должна принимать меры к устранению нарушения законов, от

какого бы органа государственной власти, его структурного подразделения или

должностного лица они ни исходили. Важнейшая роль в деле защиты конституционных

прав и свобод российских граждан от возможного произвола со стороны органов

государственной власти должна принадлежать Уполномоченному по правам человека

РФ.

Единая система государственных органов должна быть четко и повсеместно

скоординирована.

Прежде всего, эту сложную работу по координации деятельности органов

государственной власти осуществляет Президент РФ как глава государства,

например:

 

· Президент оказывает воздействие на законодательные органы

· власти путем осуществления права законодательной инициативы, права

· подписания принятых законов или права наложения на них вето;

 

· Президент оказывает воздействие на судебную власть (путем предоставления

· Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей

· Конституционного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда,

· назначения судей других федеральных судов);

 

· Президент

· фактически направляет деятельность исполнительных органов власти в лице

· федерального Правительства, с которым Президент очень тесно связан и

· фактически направляет его деятельность, формально не являясь главой

· исполнительной власти.

 

Конституция Российской Федерации, провозглашая принцип разделения властей на

законодательную, исполнительную и судебную, выводит Президента РФ за рамки

этих отраслей власти, не относя его ни к одной из вышеперечисленных отраслей,

хотя по тексту Конституции он провозглашается в качестве самостоятельного

субъекта осуществления государственной власти. Это дало основание некоторым

российским конституционалистам утверждать, что в России формируется отдельная

самостоятельная Президентская отрасль власти или даже сверхпрезидентская.

Видимо, такая точка зрения имеет право на существование, поскольку в

установленной ныне форме принцип разделения властей в Российской Федерации

носит довольно ограниченный характер, в то время, как в чисто президентской

республике (например США) президент является главой исполнительной отрасли

власти и несет ответственность за результаты работы кабинета министров, а в

России Президент активно воздействует на законодательную отрасль власти,

контролирует и фактически руководит действиями Правительства, а сам выведен

из-под влияния этой системы, в том числе и из-под влияния какой-либо формы

контроля со стороны органов государственной власти.

За исключением института отрешения президента от должности по обвинению в

государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (процедуры

очень усложненной и практически неосуществимой) у Федерального собрания и

судебной власти, равно как и у избирательного корпуса, нет реальных рычагов

воздействия на деятельность президента или установление ответственности за

последствия этой деятельности.

Такая конституционная модель института президентства была установлена в силу

особенностей переходного периода, переживаемого Россией, и во многом была

приспособлена под Президента Ельцина. Не исключено, что в дальнейшем по мере

стабилизации конституционного строя в России, принцип разделения властей

будет приближаться к его классической форме при установлении чисто

президентской республики.

2.1.3. Президент Российской Федерации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.