КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ 36 страница
а блокаду Ленинграда инициировал Сталин, чтобы уничто- жить побольше ленинградцев (чем-то они его сильно дос- тали), — постепенно эта отрицательная информация скап- ливается в сознании реципиента. В какой-то момент ее ко- личество может перейти в качество, и человек перестает
воспринимать историю Великой Отечественной так, как он делал это раньше. В этом случае вбрасываемые информаци- онные установки («зря воевали с немцами — нужно было сдаться и не защищать нецивилизованную страну и пре- ступный тоталитарный режим; тогда жили бы сейчас, как в Германии») падают на благодатную почву. И еще одним бастионом, защищающим страну от развала и деградации, становится меньше... Вот более детальный пример создания заданной ин- формационной атмосферы. Период во время и после раз- рушения Советского Союза и создания на его обломках ма- родерской по сути своей новой политико-экономической системы требовал от организаторов данной акции введе- ния населения России в состояние устойчивой депрессии и «социального ступора». В таком состоянии люди в принци- пе не способны отстаивать какие-либо коллективные, груп- повые интересы, кроме исключительно узких, личных. На- ходясь в таком состоянии, люди не могли активно сопро- тивляться разрушению среды их обитания, даже невзирая на то что это разрушение несло угрозу жизни им лично и их близким. Оптимальным средством введения общества в такое социально-депрессивное состояние являлось создание мас- совой информационной, а зачастую даже неуловимой для каждого конкретного человека атмосферы подавленности, безысходности, апатии и отсутствия «жажды к жизни». Над созданием подобной информационной атмосферы в стра- не работала «волна» телесериалов и кинофильмов о пре- ступном мире и бандитизме, захлестнувшая отечествен- ные экраны с середины 90-х годов. Вал фильмов, начинав- шихся «Ворами в законе», а продолжавшихся шедеврами вроде «Бандитского Петербурга», «Бригады» и «Бумера» и других, призван был достичь сразу нескольких, необходи- мых манипуляторам целей. Кроме фильмов, для этого же использовалась массовая криминальная хроника в различ- ных СМИ, демонстрация передач «про жизнь бандитов» (в
каких домах они живут, на каких машинах ездят, что едят, где учатся их дети и йр.). Неизменно подчеркивалось: эти люди, так роскошно устроившиеся в жизни, — бандиты, и, хотя все про это знают, никто их тронуть не посмеет. По- тому что «законы такие теперь». «Правовое государство»: пока вина не доказана в суде, человек невиновен и не мо- жет быть осужден. Одна из главных задач создания такой информаци- онной атмосферы — «мы теперь живем в обществе, где больше всего бандитов и они сильнее официальной вла- сти» — состояла в том, чтобы приучить общество к тому, что «преступность — это, конечно, плохо. Но она естест- венна, неизбежна, и жить с ней теперь придется всегда». Общество должно было с покорностью принять неизбеж- ность массовой, наглой, сильной, сросшейся с властью пре- ступности как реалии «новой России» и согласится на ее «легитимизацию». Для этого был выбран очень интересный механизм. Преступников в СМИ показывали как нормальных, обыч- ных людей, с присущими таким нормальным людям стран- ностями и слабостями. Пусть зачастую с отрицательными чертами характера, но именно в быту, «изнутри», в условиях семьи, школы, армии (когда они еще не были преступника- ми) — то есть именно как нормальных людей. В различных игровых фильмах акцент делался на личностные пережива- ния преступников, на их отношения с женщинами (любовь) и законопослушными друзьями детства (дружба). С началом пропагандистской кампании даже убийц и рэкетиров стали показывать в кругу семьи как любящих отцов и заботливых мужей. Все это приучало аудиторию к тому, что преступ- ность — это нормально; она естественна, и с ней, как ни бо- рись, окончательно не справиться. До этого периода, по советской еще инерции, даже в на- чале «демократизации общества», сохранялся советский еще принцип демонстрации образа преступников: преступник в принципе не может быть показан с положительной точ-
ки зрения. Он всегда отрицателен, вроде как не совсем даж и человек. А уж если он показан с нейтральной или пол" жительной стороны, то только тогда, когда в итоге он рвет с системой нарушения закона и принимает правила игры обычного, законопослушного общества. Безусловно, это от- нюдь не всегда соответствовало действительности — но это задавало в обществе совершенно определенное отношение к преступности (она ВНЕ Закона, Закон с ней борется, и, по- скольку он a priori сильнее — победа всегда будет на его сто- роне). Таким образом общество получало от власти знак: с преступностью мы боремся даже на уровне борьбы видов (ведь преступник — вроде бы даже и не человек в обычном понимании слова). Но при демократии преступность как бы «легитимизи- ровалась» в сознании общества, исчезал императив «неук- лонной борьбы с ней до полного ее искоренения». Главная задача такой кампании, кроме облегчения су- ществования преступной среде (ВСЕ общество, в том числе и представители правоохранительных органов приучались СОСУЩЕСТВОВАТЬ с преступностью; во что выливалось такое «сосуществование» для сотрудников соответствую- щих служб — догадаться не сложно), заключалась еще и в создании в обществе неявной, но отчетливой и нарастающей депрессии. Дело в том, что для любого общества, для любой общности людей преступность — зло, однозначно подлежа- щее искоренению. Для советского общества, воспитанного на традиционных ценностях, во многом ориентированного на неписаные нормы и правила («пусть в суде и не удалось доказать, что бандит — бандит, но он должен сидеть в тюрь- ме!»), сосуществование рядом с сильной и мощной, вызы- вающе заметной и агрессивной преступной средой являлось знаком, образно говоря, «конца света». Если вокруг все ру- шится (привычная стран, привычный уклад жизни) — а бан- диты жируют, если они грабят, убивают, насилуют, а потом становятся «уважаемыми бизнесменами» и «законопослуш- ными членами общества» — это общество обречено. Если
бандитизм сильнее Закона — такое общество существовать не может. Интуитивное осознание этой истины огромным числом людей было неявным, но совершенно отчетливым и неизменным. Однако сознательное «выделение» бандитизма, пози- ционирование и «распознавание» обществом могло привес- ти к тому, что значительные силы в стране могли бы воспро- тивиться самоубийственной политике «реформ», ставшей причиной невиданного разгула преступности. Общность людей могла бы отказаться покорно идти на заклание (са- моразрушение) и соглашаться с уничтожением страны и го- сударственности. А ведь именно это и являлось конечной целью «реформ» и было запрограммировано их иностран- ными заказчиками. Животное, ведомое к месту забоя, мо- жет начать активно сопротивляться своей неизбежной уча- сти, если почувствует приближение смерти (в деревнях осо- бенно ценятся те забойщики, которые, убивая животное, до последнего момента не дают ему повода подозревать о близ- кой гибели). В этом случае придется потратить немало сил, чтобы справиться с «жаждой к жизни». Безусловно, существование преступности и осознание неприемлемости неизбежного сосуществования с нею, не были единственными причинами депрессии социума. Наря- ду с другими, это был мощнейший символ, знак, который не возможно было не заметить и не «принять к сведению». И об- щество отреагировало так, как требовалось манипуляторам. Подавляющее число людей уверилось, что «в этих условиях с преступностью не справится», «мы всегда будет жить рядом с ней и под ней» и «бандиты всем заправляют в стране». Показывая бандитов нормальными людьми, как уже от- мечалось, манипуляторы заставляли аудиторию подсознатель- но принимать преступников как людей нормальных, равных себе. Они же тоже любят и страдают! — думали люди, прини- мая в подсознании установку: преступников (и породившую их преступность) нельзя извести, как нельзя извести НОР- МАЛЬНЫХ людей. Ведь они — нормальные, имеют семьи, со- всем как мы, переживают, дружат, любят и ссорятся...
Эффективность такой установки была многократно усилена мощью информационной кампании и высочайшим уровнем ее исполнения. Действительно — как люди могли воспринимать преступность как нечто, подлежавшее унич- тожению, если с экрана на них глядели такие близкие и по- нятные, хоть и жестокие порой парни? Ну, работа у них та- кая, жаль, конечно. Но вот они (судя по фильму) и учились в таких же школах, как мы, и ели раньше в таких же сто- ловых, и в армии так же служили. Их ведь такими ЖИЗНЬ СДЕЛАЛА. «Не мы такие — жизнь такая» говорил один из персонажей фильма «Бумер». К тому же музыкальные роли- ки, сопровождавшие эти кадры, становились неизменно по- пулярнейшими шлягерами — например, мелодии из «Буме- ра», «Бригады», «Бандитского Петербурга», «Братьев». Все это создавало устойчивое «приятие» преступности как не- избежной черты «новой России», с которой и под которой придется жить дальше. Однако цивилизационные установки людей никуда не делись; они, сохраняясь в подсознании, продолжали инфор- мировать каждого человека: наше общество с ТАКИМ раз- гулом преступности, с ее безнаказанностью, обречено и не- жизнеспособно. Результатом, в том числе и этого «конфлик- та установок», стала чудовищной силы социальная апатия и депрессия, которые не замедлили (наряду с другими факто- рами) сказаться на катастрофическом вымирании населения страны, снижении качества «человеческого потенциала» и прогрессирующей деградации России как Державы. Вообще, в создании необходимой манипуляторам ин- формационной атмосфере СМИ и, прежде всего телевиде- ние, играют ключевую роль. Они могут донести до колос- сального количества реципиентов необходимые информа- ционные установки, создающие такую атмосферу. Пример — показанный на телеканале РТР документаль- ный фильм «Красный император. Жизнь и смерть Николае Чаушеску», посвященная лидеру СРР. В этом фильме все, связанное с жизнью и деятельностью главного героя, по- казано в черно-белых, мрачных тонах. Вся прижизненная
хроника специально обработана с помощью компьютер- ных технологий так, чтобы выглядеть подавляюще и удру- чающе. Черно-белыми, «мрачно-анахроничными» показаны даже те кадры прижизненной хроники семьи Чаушеску, ко- торые в других передачах показывались «в цвете». Если же показываются кадры цветные — они смыто-нечеткие, как будто «некачественные», «со сбитой фокусировкой». При- том что в других передачах эти же самые кадры отличаются неплохим качеством изображения. Эта «некачественность» вызывает неуловимое раздражение у зрителя, так как глазу трудно «улавливать» детали видеоряда, умело «заретуши- рованные» на компьютере. Именно так, например, демон- стрируется встреча «двух диктаторов» — Чаушеску и Ким Ир Сена в Пхеньяне. В то же время все современные записи высказываний критиков Чаушеску показаны цветными, превосходного ка- чества. Нет ни малейшего намека на некачественность изо- бражения; оно воспринимается исключительно легко, как любая современная съемка. Так же хорошо, в цвете, ярко и насыщенно, показаны кадры «народного недовольства» в Тимишоаре. Правда, авторами «документального» филь- ма использованы съемки послереволюционных, 1994—1996 годов походов шахтеров на Бухарест, доведенных до голода и отчаяния хозяйничанием румынских «рыночных рефор- маторов» (там тогда уже сидело правительство «демократа» Илиеску — ложь прямая, 18.1, специальные эффекты, 23.2). Путем такой подачи видеоряда создается впечатление злобности и мрачности всего, что связано с личностью и деятельностью Чаушеску. И наоборот — привлекательности и «красоты» всего, что связано с «народным восстанием» 1989 года (проведенной западными спецслужбами при по- мощи горбачевской группировки операцией). Особенно стараются авторы документального фильма показать «ошибочность» решения Чаушеску выплатить долг международным структурам. Детально описывается, какие «лишения» терпел румынский народ ради политики освобо- ждения страны от финансово-долговой зависимости. Кад-
ры, когда диктор говорит о том, что «электричество в Ру- мынии включалось всего на два часа в день», показаны чер- но-белыми. В других передачах именно эти кадры показаны цветными и очень неплохого, несмотря на почти тридцати- летнюю давность, качества. Именно выполнение Чаушеску своей программы освободить Румынию от долговой петли создало страшный — для «цивилизованных» неоколониза- торов — прецедент. Из-за него и был инспирирован воен- ный переворот, а чета Чаушеску была расстреляна без суда путчистами (легитимность которых немедленно призна- ли на Западе и в разваливающемся СССР). В фильме рас- сказ об успехе политики Чаушеску по освобождению стра- ны от внешнего долга вынесен в конец фильма, вся кри- тика румынского лидера показано ярко и привлекательно, вся прижизненная хроника — мрачно и «тоталитарно». Это создает необходимую атмосферу, благодаря которой даже здравое решение (освободиться от финансовой кабалы над- национальных элит) у неподготовленного зрителя вызовет подсознательное отторжение — как и все, что так или ина- че связано с «тоталитарным диктатором». Таким образом, создав необходимую информационную атмосферу и отклю- чив критическое восприятие, авторы добиваются «подсозна- тельной легитимизации» варварского военного вмешатель- ства Запада в жизнь суверенной державы. Свидетелями начала раскручивания новой, массирован- ной информационной кампании по созданию заданной ат- мосферы мы стали не так давно, в период смерти Папы Рим- ского Иоанна Павла II (Войтылы) и избрания его преемни- ком Бенедикта XVI (Ратцингера). Процесс «умирания» предыдущего «папы» освещался настолько широко, настолько детально («умер! Нет, не умер! Нет, все-таки умер, горе-то какое для всех нас! Нет, может еще выкарабкается?»), что за этой шумихой мало кому при- шло в голову подумать: а с какой стати в России, православ- ной стране, столь подробно и с таким надрывом освещает- ся смерть руководителя недружественной церкви? Ведь не Православие занимается прозелитизмом на канонической
территории Ватикана, а наоборот. И не Православная цер- ковь открыто объявляет, что только она — Церковь Хри- стова, а все остальные носят это звание незаслуженно. Это как раз делают функционеры католичества. Почему же то- гда наши СМИ уделяют столь большое внимание смене ли- деров этой церкви? Объяснение простое. Определенные круги в руково- дстве РПЦ давно взяли курс на объединение Православия с Ватиканом по «образцу объединения» ГДР и ФРГ. То есть, фактически, на сдачу Православия официальной церкви За- пада. Не стоит думать, что среди церковных иерархов не мо- жет быть личностей, вроде Горбачева и Яковлева. И сейчас это прозападное лобби начинает раскручивать информаци- онную кампанию, призванную вначале убедить российское общество в том, что нам всем совершенно необходимо знать все детали происходящего в Ватикане. А так же — искрен- не сопереживать всему происходящему там так, будто это происходит у нас... Развитием этого процесса станет «активизация двусто- ронних контактов РПЦ и Ватикана (на дело мира/прогресса/ улучшения взаимопонимания между народами/соблюдения прав человека/борьбы с международным терроризмом — формулировка не имеет значения). Все это будет широко и подробно освещаться в СМИ. Общество станут убеждать в том, что это принесло «очень большую пользу обществу и всем нам»... Наши люди будут постепенно приучаться к мыс- ли, что Ватикан — это нечто нам близкое и родное («троян- ский конь», постепенное внедрение необходимой манипу- лятору информации — 12). Позднее последует объяснение обществу необходимости создания «межцерковных коорди- нирующих органов», которые на самом деле будут подкон- трольны более сильной церкви и ориентированы на свора- чивание самой идеологии и сущности (не говоря уже о са- мостоятельности) Православия. Методика проста: главное, чтобы общество не воспринимало Ватиканскую церковь как нечто чужеродное и враждебное. Наоборот, она должна ка- заться «близкой и родной». А все происходящее там долж-
но представляться исключительно важным для нас (приве- денный вывод — имеющим возможности оказывать влия- ние на наше общество, то есть обладающим возможностью управления им в той или иной степени, 9). Блокирование такого трагического развития событий будет зависеть от наличия в среде православных иерархов и священничества патриотически настроенных людей, гото- вых бороться за сохранение гуманистичной сущности Пра- вославия. А также от того, сможет ли общество понять гро- зящую опасность и активизироваться в сопротивлении ей.
Раздел 26
НАВЯЗЫВАНИЕ СОБСТВЕННОГО ВИДЕНИЯ ВОПРОСА ИЛИ СВОЕГО ВЫВОДА
Краткое описание Навязывая реципиенту собственное видение вопроса, манипулятор, не убеждая первого в своей точке зрения от- крыто, «просто рассуждает вслух». Ни к кому, вроде бы, осо- бенно не обращаясь, он высказывает свои аргументы в та- кой форме, максимально поддерживающей манипулятивную установку и разрушающей альтернативную, не угодную ма- нипулятору, точку зрения. Для этого используются соот- ветствующие аргументы, искажение информации, ложные трактовки и умалчивание о тех фактах, которые не выгод- ны манипулятору.
Используя навязывание аудитории своего видения об- суждаемого вопроса или своего вывода из имеющейся ин- формации — простой по сути, но достаточно сложный в ис- полнении прием манипуляции сознанием. Фактически это версия приема «навязывание необъективной/недостовер- ной информации», 14.7, только выполненная более тонко и с большим профессионализмом. Манипулятору не име- ет смысла «в лоб» убеждать жертву в своем мнении, навя- зывать ей свою манипулятивную установку, заявляя: как я считаю, так и ты тоже считать должен! Без достаточно серь- езных средств убеждения жертва просто не поверит мани- пулятору, «закроется» от его воздействия и цель им достиг- нута не будет. Следовательно, требуется каким-то образом
убедить жертву (аудиторию) в том, что ситуация обстоит именно так, как она видится манипулятору (и как он пыта- ется убедить в этом окружающих). Чаще всего в качестве таких средств убеждения ис- пользуются «логические выкладки», изощренно-искажен- ные факты или их трактовка. Делается это с помощью, как правило, «изящной» софистики, потоков болтовни, когда логика подменяется манипулятором потоками слов, эле- гантно-красивых речевых оборотов, наводящих вопросов и т. п. Все это призвано сбить с толку жертву, отвлечь ее от реальных фактов, убедить, что никто ее не обманывает — просто вот умный человек высказывает свое мнение, пыта- ется его аргументировать, ничего не утаивая, а зачастую и спорит с собой, «познавая истину». Раз он такой умный — он и высказывает свое мнение умно, элегантно «жонгли- руя» словами и фразами, показывая собственную высо- чайшую интеллектуальность... Здесь для убеждения жерт- вы используется целый арсенал манипулятивных приемов: мозаичность информации (2), оглупление темы разговора (5) в различных комбинациях, использование допущений как аргументов (10), разные формы тенденциозного обра- щения с информацией (14), «птичий язык» (15) и зачастую многое другое. Вот пример достаточно умелого использования этого приема. Статья «Антиизраиль», опубликованная в «Россий- ской газете». Автор — Л. Радзиховский — весьма умелый манипулятор, отличающийся высоким уровнем культуры речи и умения забалтывать суть проблемы, представляя ее так, как это нужно ему. В статье разговор идет о сегодняшней ситуации вокруг Палестинской автономии, о взаимоотношениях мирового сообщества, Израиля и палестинского народа. Задача авто- ра — убедить аудиторию, что Израиль не хочет конфлик- тов с палестинцами, что его единственная цель в том, что- бы отпустить их с миром и жить спокойно. Да вот только злые палестинцы и другие арабы никак не хотят установле- ния мира на Ближнем Востоке:
«На плечах Израиля Палестина, как террористическая тень Израиля, как Антиизраиль, въезжает в центр мировой по- литики. Самое интересное, что и мирный Израиль мало кому интересен в отличие от Израиля воюющего. Разница лишь в том, что Палестине Израиль необходим экономически, а борь- ба против него необходима морально. А Израилю Палестина и борьба с ней не нужны — ни экономически, ни морально. Израиль хочет любой ценой отделиться-отделаться от Пале- стины, уйти с первых страниц мировых СМИ, жить как малень- кое, никому не интересное государство, но жить нормально. Но такая уж, видно, судьба Израиля — быть избранной стра- ной. «Избранность» в том, что Израиль — гвоздь в ботинке арабских стран, единственное европейское государство на Ближнем Востоке... ...Если бы Палестины не было, арабам необходимо было бы ее придумать, как, собственно, и произошло. Арафат соз- дал абсолютно четкую формулу, ставшую проклятием для все- го арабского мира, а прежде всего для Палестины. «Не араб- ское единство создаст государство Палестину, а борьба за государство Палестину создаст арабское единство». Роковая формула — Палестина приговорена к тому, чтобы быть не страной со своими интересами, а чисто политическим, пиа- ровским «проектом», не страной, а символом, флагом «обще- арабской борьбы». В данном случае автор всю вину за многолетнюю войну Израиля против арабского мира перекладывает полностью на арабов вообще и на палестинцев особенно. Нет никаких захватов арабских земель, нет демонстративного попра- ния решения ООН о создании двух государств — Израиля и Палестины в конце сороковых годов прошлого века (ко- гда Государство Израиль было создано и тут же вооружен- ным путем заблокировало создание государства Палести- на), нет и не было жесточайшего геноцида палестинского народа (вспомним инициированную израильтянами резню мирного населения в палестинских лагерях Сабра и Шатти- ла). Ничего этого нет — вся проблема в том, что палестин- цам нужна конфронтация с Израилем и евреями для «въез- жания в центр мировой политики-».
Таким образом, манипулятор снимает всю ответствен- ность за многолетний кровавый конфликт со своих едино- племенников и полностью перекладывает его на жестоких лидеров Палестины, которые— по трактовке манипулято- ра — ради корыстных интересов «оказаться в центре миро- вой политики», не договариваются с Израилем «по-хоро- шему», неизменно выбирая только «плохой» путь борьбы, конфронтации и терроризма. Что же остается делать несча- стному Израилю в такой ситуации? Только защищаться — хотя он всего-навсего хочет «жить как маленькое, никому не интересное государство, но жить нормально». Истина, однако, в том, что Израиль — сложнейший ме- ждународный проект, который созданием своим преследо- вал сразу множество целей. Это и продвижение мировых сионистских идей, и использование Израиля как форпо- ста евроатлантистской политики на Ближнем Востоке по- сле развала колониальной системы в конце Второй мировой войны, и попытка создания очередного «мирового центра силы» в важнейшем и крайне нестабильном регионе. При этом, в ряду преследуемых разными мировыми силами (это очень важно понимать! Заинтересованными в создании Из- раиля были практически все крупнейшие мировые игроки, и у всех у них были собственные задачи) целей создание, наконец-то, «земли всех евреев» для простого еврейского населения было, скорее, «информационным поводом» (27), нежели серьезным фактором. В «серьезной мировой поли- тике» неизменно правило: общественное мнение есть мне- ние тех, кого ни о чем не спрашивают. И еврейские лидеры здесь не исключение. В эти планы у наиболее значительных игроков не вхо- дило создание палестинского государства — поэтому соот- ветствующая резолюция ООН была просто забыта как Из- раилем, так и его союзниками. К тому же, для руководства Израиля был — в течение первых десятилетий существова- ния государства — полезен вооруженный конфликт с араба- ми. В этой тяжелой борьбе родились, закалились и окрепли израильские «мускулы». Армия стала высокотехнологичной и натренированной в войне, спецслужбы — профессиональ-
ными, военное командование — опытным и жестоким. Поя- вилась возможность обзавестись собственными ядерными силами (сейчас у Израиля свыше 200 боеголовок). Израиль стал мощным и сильным игроком на мировой арене. Вряд ли гибель некоторого числа «простых евреев» на войнах результате терактов является слишком высокой платой за такое усиление государства для израильских лидеров. Соот- ветственно, и возлагать всю вину за многолетнюю конфрон- тацию на арабов есть ложь (и прямая, и историческая — 18). Для ее обеспечения манипулятор использует прием «навя- зывания собственной трактовки проблемы». Аналогичный пример. Заметка на информационном ре- сурсе HYPERLINK "http://Lenta.ru" Lenta.ru от 30 января 2006 года — «Бывший министр предложил превратить Германию в ядерную державу»: «Бывший министр обороны Германии Руперт Шольц при- звал рассмотреть вопрос о создании немецких сил ядерно- го сдерживания, сообщает газета Daily Telegraph. По словам Шольца, Германии может понадобиться собственное ядер- ное оружие, чтобы противостоять «ядерной угрозе со сторо- ны террористического государства». Шольц считает необхо- димым открытое обсуждение этой проблемы, учитывая опас- ность того, что оружие массового поражения может оказаться в руках террористов. После Второй мировой войны Германия отказалась от создания ядерного оружия в обмен на гарантии безопасности, полученные от США и НАТО. Шольц выразил сомнение в том, что эти гарантии соответствуют современным реалиям». Понятно стремление Германии обзавестись ядерным оружием в наше неспокойное время (тем более что в буду- щем Германии опять предстоит, так или иначе, «завоевы- вать место под солнцем — а делать это лучше всего, имея в арсенале ядерное оружие). Понятно также, что действую- щий государственный чиновник делать такие заявления не будет — слишком сильным и опасным может быть резонанс от таких высказываний. Государство лучше сделает атомную бомбу тихонько, как поступили Индия, Пакистан, Бразилия, ЮАР и тот же Израиль.
В силу некоторых причин, однако (скрытая политиче- ская борьба, противостояние сил «Старой Европы» и коа- лиции «Новой Европы» с «атлантистами», борьбы различ-
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |