Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ИЭ-лвдер (интуитивно-эмоциональный) — Аполлон




Д.Кейрси называет ИЭ-лидера «катализатором», потому что основной чертой менеджера этого типа является ориентация на межличностные отношения и стимуляция индивидуального и профессионального роста каждого человека, с которым он сотрудничает. В отличие от ИЛ (Прометея) и СР (Эпиметея), ориентированных на решение проблем самой системы, организации, Катализатору более свойственно стремление разрешить проблемы людей в организации.

Катализатор — самый демократичный из лидеров, внимательный к личным проблемам и интересам сотрудников, думающий в первую очередь о реализации потенциала каждого члена команды и лишь во вторую — о документации или архитектуре системы.

Оптимизм Катализатора, проявляющийся во взаимоотношениях с коллегами, его неутомимая энергия, направленная на развитие и совершенствование способностей окружающих, его умение отметить лучшие стороны профессиональных и личностных качеств сотрудников чаще всего оцениваются окружающими по заслугам. Если же имеет место непонимание, Катализатор, не ощущая «обратной связи», бывает обескуражен, расстроен и часто покидает данную организацию.

Иногда негативные отзывы о работе системы, возглавляемой ИЭ-лидером, принимаются Катализатором на свой счет, что приводит к разочарованию и ощущению дезинтеграции.

Атмосфера свободы, самостоятельности, инициативы, которую создают и поддерживают ИЭ-лидеры, иногда приводит к тому, что обязательные процедуры не выполняются точно в срок «слишком свободными» сотрудниками. ЙЭ-лидер, часто выступающий в роли «спасителя», берет на себя ответственность за деятельность или бездеятельность «жертв», что в крайних случаях препятствует его собственному профессиональному росту и карьере. Причины подобных ситуаций обычно недоступны пониманию Катализатора, недоумевающего каждый раз, почему же сценарий повторился.


Психология управления

Со свойственной выдающейся гибкостью в общении, он каждую минуту представляет собой именно того человека, которого желает видеть собеседник. Подобное мастерство перевоплощения, гибкость по форме позволяет ИЭ-лидерам создать атмосферу взаимопонимания и искренней заинтересованности в проблемах каждого из сотрудников.

Выделив описанные нами выше типы лидеров, рассмотрев особенности их стилей деятельности, мы предполагаем, что для представителей различных типов темперамента будут наиболее актуальны различные факторы риска, приводящие в неблагоприятных условиях к развитию пси-хоматических заболеваний.

Организм представляет собой крайне сложную систему, где психические характеристики неразрывно связаны с телесной организацией. Для целостного описания человеческого организма мы воспользуемся следующими уровнями организации системы: 1. Морфофизиологический. 2. Психофизиологический. 3. Психологический. 4. Социально-психологический.


Рис. 1.2. Зависимость состояния здоровья от типологических и личностных свойств человека

 

Индивидуальные свойства личности лидера, во многом заданные генетически, в значительной степени определяют диапазон возможных состояний (рис. 1.2). В свою очередь, от функционального состояния зависит многообразие процессов, протекающих в организме.


ГЛАВА L Психологические основы трудовых отношений

Типы личности, в свою очередь, определяют индивидуальное разнообразие функциональных состояний (например, различия в ситуативной неспецифической резистентности к инфекционным заболеваниям или разную работоспособность) и психических процессов (например, когнитивные или индивидуальные стили деятельности).

Еще две личностные характеристики, несомненно, связанные с успешностью деятельности лидера и состоянием его профессионального здоровья, — гибкость и жесткость, характеризующие подвижность жизненных стратегий и психических процессов, от состояния которых во многом зависит здоровье лидера.

Для больных эпилепсией характерно значительное превалирование Э-характеристики по сравнению со здоровыми {контрольной группой). В 92,3% случаев больные ИБС {ишемической болезнью сердца) принадлежат к СР-типу (Эпиметей). Чувство долга, ответственность, социальная ориентированность и здравый смысл людей этого типа базируются на определенной жесткости.

На основе определенного психосоциотипа более вероятно возникновение строго определенных акцентуаций характера: например, пшертимный тип акцентуации возможен у Гюго, Гексли, Дюма; циклоидный тип — у Жукова; сенситивный тип — у Достоевского; психостеничный тип — у Робеспьера; шизоидный тип — у Максима Горького; застревающе-параноидный тип — у Штирлица; демонстра-тивно-истероидный тип — у Гамлета; сверхпунктуальньш, педантичный характер — у Бальзака.

Сопоставляя людей разных пснхосоциотипов, можно заранее прогнозировать вероятные тенденции развития их взаимоотношений, их совместимости. Например, дуальные отношения полного дополнения складываются между психотипами, которые отличаются по признакам: экстраверсия— интроверсия, эмоции—логика, сенсорика—интуиция, но по признаку рациональность (решающий)—иррациональность (воспринимающий) совпадают, причем информация с I сильного канала каждого из них приходит„состветствен-но партнеру на IV канал (слабый, безразличный к критике и давлению, но охотно принимающий помощь), т. е.


Психология управления


Рис. 1.3. Дуальные отношения (на примере Есенина и Жукова)

информация от дуала воспринимается как поддержка, помощь, коррекция и поэтому дуалы — надежные партнеры в работе, семье (рис. 1.3). Взаимодополняют друг друга Есенин и Жуков, Наполеон и Бальзак, Штирлиц и Достоевский, Максим Горький и Гамлет, Дон-Кихот и Дюма, Гюго и Робеспьер, Драйзер и Джек Лондон, Гексли и Габен. Но оказалось, что возможны такие сочетания психотипов, когда люди четырех типов полностью дополняют друг друга, образуя оптимальные квадры, в которых осуществляется полная кооперация, взаимопомощь, поддержка, психофизиологическое регулирование, психологический комфорт и максимальная продуктивность деятельности. Квадра 1 включает: Дон-Кихот, Дюма, Робеспьер, Гюго. Квадра 2 включает: Есенин, Жуков, Гамлет, М.Горький. Квадра 3: Наполеон, Бальзак, Драйзер, Дж.Лондон. Квадра 4: Габен, Гексли, Штирлиц, Достоевский.

Любопытно, что по наблюдениям медиков, люди, входящие в одну квадру, имеют преимущественно похожие заболевания. Так а — квадра 1 — часто страдает желудочно-кишечными заболеваниями, р — квадра 2 — болезнями позвоночника и нервной системы, у — квадра 3 — гинекологическими, урологическими заболеваниями, с — квадра 4 — кардиологическими заболеваниями и болезнями дыхательной системы.

Образно можно охарактеризовать, что для а — квадры 1 присущи гармоничность, насыщенность эмоциональных и этических переживаний, р — квадра 2 готова для действий в жестком мире, им присущи сила воли и чувство текущего времени, у — квадра 3 — это буря, натиск, борьба, активность и а — квадра 4 — оптимистичных практиков, гармонии и дружелюбия.

Миражные отношения. Сильные каналы I — одинаковы, поэтому сильная функция партнера не ценится («я и сам так могу»), а слабая (V) функция предстает в особо неприглядном свете (деловые контакты малоэффективны).


ГЛАЗА I. Психологические основы трудовых отношений


Рис. 1.4. Миражные отношения

Могут реально помочь друг другу, но в делах не слишком серьезных (отдых, легкое общение). Например, между психотипами Есенин и Дон-Кихот миражные отношения, но в семье они могут ужиться, так как возможен определенный процент психологического комфорта в их общении.

Рис. 1.5 Отношения полной противоположности

Полная противоположность, В каналах функции одинаковы, но разной вертнае-ти, т. е. смотрят на одни проблемы с противоположных сторон, общение поверхностное, как бы на разных языках. Не могут скоординировать свои действия, даже в мелочах. Но в начале знакомства привлекают друг друга своей непохожестью, загадочностью, могут влюбиться, но потом из-за трудности, а порой невозможности достигать согласия — расстаются.

Эти отношения еще называют отношениями погашения, так, интроверт гасит активность экстраверта и у экстраверта начинает накапливаться раздражение. Но в принципе такие отношения малоконфликтны — партнерам нечем «уколоть» друг друга.

Рис. 1.6. Зеркальные отношения

Зеркальные отношения. Идет активный обмен информацией по сильным каналам: то, что думает один, без лишних слов реализует другой. Здесь конфликты маловероятны, а взаимная польза есть. (Например: Есенин — Гамлет.)

Конфликтные отношения. При близком общении конфликты неизбежны, т.к. каждый из партнеров воздействует другому на III канал, на уязвимую точку, на «больную мозоль» друг друга. При дальнем общении уважают друг дру^ га, советуют друг другу. (Например: Есенин — Штирлиц.)


4. Психология упранления



Психология управления


Рис. 1.7.

Конфликтные

отношения

1'евиэор Ревизуемый

Ксенян Гюго

Рис. 1.8.

Отношения

ревизии

Есенин Бальзак

Рис. 1.9.

Родственные

отношения


В семье конфликтные отношения приводят к психосоматическим заболеваниям.

Отношения ревизии. Ревизор невольно оказывает воздействие на III уязвимый канал ревизуемого, в ответ не ощущая воздействия на себя, и поэтому может приближаться к ревизуемому слишком близко, высказывая какие-то замечания, на которые болезненно реагирует ревизуемый. А ревизор не понимает, почему на него обижаются, он ведь не хотел обидеть. Конфликт неизбежен при длительном взаимодействии. Если общение происходит по функциям, исключенным из I и III каналов, то конфликт возникает не сразу, а с расширением зоны контактов. Каждый психотип — ревизор для кого-то, и одновременно для кого-то — сам ревизуемый. Ревизуемый не может резко парировать обвинение — ревизор подавляет его, в результате у под-ревизного могут развиться неврозы, психосоматические заболевания (см.табл.вза-имоотношений психотипов).

Тождественные отношения между людьми одинакового психосоциотипа. Информация легко передается от одного человека к другому (хорошо для отношений «учитель—ученик»), но если их знания выравниваются, они становятся неинтересны друг другу, охладевают друг к другу, не о чем беседовать, не могут поддержать друг друга, т.к. одинаковые слабые места и функции. Исключением может быть случай, когда перед ними стоит общая цель (например, Ленин и Крупская — сенсорно-логические экстраверты).

Родственные отношения. Похоже воспринимают мир, в деловых отношениях



ГЛАВА I. Психологические основы трудовых отношений


могут помочь друг другу, если у них одинаковые интересы. Но если интересы расходятся, отношения могут быть неприятными, раздражающими. На словах понимают друг друга, но действуют прямо противоположным образом, причем склонны считать другого чуть ли не предателем: «Мы договорились, а вы вон что делаете!»

Отношения суперэго. Различные функции I и II каналов, поэтому интересы совершенно различны, не могут понять друг друга, часто возникают конфликты. Каждый видит в другом те качества, которые хотел бы развить у себя, поэтому при дальнейшем общении могут уважать, ценить друг друга.

Деловые отношения. Партнеры хорошо понимают друг друга по II творческому каналу, отношения спокойные, но в целом это взаимодействие людей с разными целями. Близкие отношения неже лательны, так как короткая психологическая дистанция приводит к раздраже ншо целями, намерениями партнера

Отношения активации. Творческая функция II канала каждого из партнере-активизирует слабую функцию другого партнера в его V канале, т.е. люди подстегивают активность друг друга. Отношения благоприятные, но нет полной компенсации, может настать утомление друг от друга в связи с разными ритмами жизни: один рациональный, другой иррациональный тип. Им необходимо на некоторое время отдалиться, отдохнуть друг от друга, после чего они снова с удовольствием общаются.


Есенин Габен

Рис. 1.10.

Отношения

суперэго

Рис. 1.11.

Деловые

отношения

Есенин Горький

Рис. 1.12. Отношения активации


 


4*



Психология управления


Есенин Достоевсккй Рис. 1.13. Отношения квазитождества

Отношения квазнтождества. Есть перекрест по слабым функциям. У них общие интересы, но разной вертности. Могут обсуждать общие темы, но из трудного положения каждый выходит собственным путем, в результате — недопонимание друг друга. Конфликты бывают редко, но легко, без трений могут расстаться.

Заказчик Подзаказный
Драйзер Есенин Робеспьер
Рис. 1.14. Отношения социального заказа

Отношения социального заказа. Вначале это отношения дружественные, оба восхищаются друг другом. Но все, что говорит или делает под-заказный, заказчику кажется не очень важным, а заказчик, напротив, воспринимается подзаказным как весьма значительная фигура, и его указания воспринимаются безоговорочно. Но подзаказный по возмож ности стремится отделиться от заказ чика, поэтому возможен разрыв от ношений.

Уточнить взаимоотношения своего психотипа с други ми психотипами можно по табл. 1.16.

Особенно эффективной является группа из восьми человек, в которую входят два параллельных кольца, например: Робеспьер — Габен — Драйзер — Есенин — Гюго — Гексли — Джек Лондон — Жуков, так как в этом случае повышается умственная и деловая активность всех участников (что важно для трудовых, научно исследовательских коллективов).

Рассмотренные психотипы людей можно разбить на разные группы: теоретики — практики, стратеги — тактики, логики — этики, позитивисты — негативисты, статики — динамики, конструктивисты — эмотисты.

Позитивисты: Дон-Кихот, Наполеон, Габен, Есенин, Максим Горький, Гюго, Джек Лондон.

Негативисты: Бальзак, Гексли, Жуков, Гамлет, Штирлиц, Робеспьер, Драйзер.


Таблица 1.16

 

Предста- Дон Дюма Гюго Робес- Гам- Горь- Жу- Есе- Напо- Баль- Лон- Драй- Штир- Достоев- Гекс- Габен
витель Kiaom     пьер лет кий ков нин леон- зак дон зер лиц ский ли  
Дон-Кихот т д А   п Р Д м СЭ ПП КГ К П: Р,' ро пД
Дюма д т   А р п м Д ПП СЭ К кг Р п пд ро
Гюго А   Т д ро пД п P кг К СЭ пп д м п р
Робеспьер   А д т пД ро р п К кг пп СЭ М д р п
Гамлет П Р ро пД Т Д А   п р д М СЭ пп кг К
Горький Р п дД ро Д Т   А P п М д пп СЭ к кг
Жуков д м п Р А   Т Д ро пД П Р кг К СЭ пп
Есенин М д р п   А д Т пД ро Р П к КГ пп сэ
Наполеон сэ пп кг К П P ро пД Т Д А   п р д ,м.
Бальзак пп сэ К кг P П пД ро д Т   А р п м д
Лондон кг К сэ пп д м п P А   Т д ро пД п р
Драйзер К кг пп сэ м д р п   А д Т пД ро Р П
Штирлиц п р д м сэ пп кг К П P ро пД Т д А  
Достоевский р п М д пп сэ К кг Р П пД ро Д т   А
Гексли ро пД П р кг К сэ пп д м п Р А   т Д
Габен пД ро Р П К кг пп сэ м д р п   А д •? т

Д — дуальные, полное _ _ ревизуемый Д ~~ Деловые пп — полная противоположность

дополнение з — зеркальные П — передатчик сэ — суперэго

Т — тождество _ц _ полудуальные п приемник кг — квазитождествежные

А — активизация _<, _ родственные м миражные К — конфликтные
Р — ревизор


Психология управления

Позитивисты с радостью встречают новое, негативисты ничего не берут на веру, осторожно относятся к новому.

Теоретики: Дон-Кихот, Бальзак, Джек Лондон, Робеспьер, Гексли, Есенин, Гамлет, Достоевский.

Забавно, что даже отношение к юмору у людей различных психологических предпочтений проявляется по-своему. Экстраверты (Е) считают возможным смеяться над окружающими. Интроверты (I) смеются над собой. Сенсорные (С) любят смеяться над абсурдностью реальной жизни. Интуиция (И) позволяет находить юмор в самых разнообразных сторонах жизни. Эмоционально-чувствующие (Э) могут рассмеяться в интимные моменты, что иногда пугает партнера. Решающие (Р) позволяют себе смеяться над всяческими «рамками», расписаниями и прочей рутиной. Воспринимающие (В) смеются над собственной рассеянностью и забьшчивостью. Мыслительные тяготеют к более грубому юмору, например, к сексуальным и расистским шуткам, а чувствующие (Э), которые смеются над такими шутками (но всегда чувствуют себя при этом неловко), предпочитают юмор, который несет в себе лучшие стороны жизни.


ПРАКТИКУМ: приложение к главе I




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.