Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная школа рассматривается в педагогике как сложная педагогическая система, важнейшими составляющими которой выступают процессы воспитания и обучения




Сущность воспитательной системы школы, проблемы ее проектирования и функционирования, характеристика различных воспитательных систем. С.Т. Шацкий и его концепция школы как центра воспитания в социальной среде.

Характеристика коллектива как объекта и субъекта воспитательного процесса, педагогические условия и проблемы его становления. Учение А.С. Макаренко о воспитании как педагогической системе, формировании личности в коллективе.

Сущность методов и приемов воспитания, их классификация. Проблема выбора и эффективного применения педагогом методов воспитания.

Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Его специфика выявляется только при сопоставлении с процессами развития и формирования личности. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания — это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. Процесс воспитания определяется многообразием методов и приемов.

Под методами воспитания мы будем понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов.

Приемы воспитания — это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции воспитуемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. Приёмы – это те шаги, из которых формируется тот или иной метод.

Методы, приёмы и средства воспитания получают свою логическую и конструкционную завершенность в организационных формах (формах организации воспитания). Методы воспитания, как отмечалось выше, отражают внутреннюю процессуально-инструментальную сторону воспитания, а организационные формы воспитания представляют собой внешнюю сторону процесса воспитания, которая характеризуется определенным пространственным и временным режимом, оригинальностью конструкций, последовательностью этапов, определенным содержание и функциональной спецификой. Например, формами воспитания являются классные часы, информационные часы, конкурсы, викторины, читательские конференции, художественно-эстетические экскурсии и т.д.

В современной педагогической науке все многообразие методов воспитания сведено в три основные группы:

1) методы формирования сознания учащихся: беседа, диспут, конференция, решение нравственно-этических задач, обсуждение книг, спектаклей, кинофильмов и др.;

2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: педагогическое требование, игра, пример, упражнение, поручение, приучение, создание воспитывающих ситуаций, организация деятельности и общения и др.;

3) методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности: соревнование, поощрение, наказание.

Методы каждой из групп осуществляют специфические воспитательные функции, что можно проиллюстрировать следующими примерами.

Дискуссия – это метод формирования суждений, оценок и убеждений, требующий принятия определенного решения по рассматриваемому вопросу. Дискуссии используются в педагогическом процессе для привлечения внимания учащихся к различным точкам зрения по той или иной проблеме, способствуют осмыслению предложенной информации, формируют умение аргументированно отстаивать собственное мнение и принимать коллективное решение в заданной ситуации.

Упражнение – это способ организации многократного повторения и совершенствования конкретных действий воспитанников, направленный на формирование навыков поведения, соответствующего нормам и правилам, принятым в обществе. Упражнение направлено на то, чтобы нормы и правила одобряемого обществом поведения выполнялись ребенком не механически, а стали бы осознанными и личностно значимыми.

Поощрение – это способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Поощрение призвано вызывать чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку. Видами поощрения могут быть: похвала, благодарность учителя, взрослых, награждение книгами или другими материальными благами. Методика использования метода поощрения рекомендует одобрять не только результат деятельности учащегося, но и мотив, а также способ этой деятельности; приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес.

Академии И.Ф. Харламов сформулировал общие методы воспитания, устанавливая их определенную привязку к формированию соответствующих компонентов личностных качеств – потребностно-мотивационному, интеллектуально-чувственному и поведенческо-волевому. В соответствии с этим он подразделил методы воспитания на основные и вспомогательные:

-----основные-----

1. Метод убеждения

2. Метод положительного примера

3. Метод упражнения

 

-----Вспомогательно-коррекционные-----

4. Метод одобрения

5. Метод осуждения

6. Метод требования

7. Метод контроля

8. Метод переключения на др. виды деятельности

 

Г.И. Щукина предложила классифицировать выше названные методы на основе их направленности на формирование сознания, поведения учащихся и стимулирования их деятельности:

1. Методы формирования знания личности (метод убеждения, метод положительного примера, метод требования)

2. Методы организации деятельности учащихся и формирования у них опыта общественного поведения (метод упражнения, метод переключения)

3. Методы стимулирования поведения деятельности ребенка (метод одобрения, метод осуждения, метод требования, метод положительного примера).

 

В каждой конкретной ситуации педагогу следует выбирать наиболее оптимальные формы и методы воспитания. В основе этого выбора должна лежать педагогическая целесообразность. Этот выбор должен подчиняться ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют образовательно-воспитательные цели и задачи, содержание и принципы воспитания, уровень воспитанности класса и его развитие как коллектива, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, особенности личности самого педагога.

Следует помнить, что основу педагогического процесса должны составлять не отдельные, разрозненные методы и формы воспитания, а их целостная система.

 

Групповая форма организации воспитательной работы в школе получила название коллективной. Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что понятие стало очень нечетким. В том значении, которое понятие коллектив приобрело в педагогической литературе, так называют объединение учеников, отличающееся рядом признаков. К ним относятся:

1) общая социально значимая цель;

2) общая совместная деятельность, направленная на достижение цели;

3) отношения ответственной зависимости;

4) общий выборный руководящий орган.

Кроме названных принципов коллектив отличается и другими очень важными особенностями: это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива.

Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива – коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьника – учение.

Ученический коллектив – это:

– органичная часть более сложного объединения;

– относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции;

– скоординированное единство двух структур – официальной, складывающейся под влиянием взрослых, и неофициальной, складывающейся в процессе межличностного общения;

– субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;

– носитель общего интегративного свойства (характеристика коллектива в целом сложнее, чем сумма характеристик отдельных его членов);

– субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

Коллектив не возникает сразу, а формируется поэтапно. На первом этапе группа не является коллективом в собственно терминологическом смысле. Организатором ее жизнедеятельности выступает педагог (классный руководитель), который выдвигает требования к деятельности, поведению, отношениям в группе. На втором этапе развития коллектива возникает актив – как организатор совместной деятельности, члены которого наиболее авторитетны в группе. Выполнение разных видов деятельности (спорт, досуг, художественное творчество, учеба, игра и т. д.), усложнение встающих перед группой целей, укрепление отношений дружбы, взаимопомощи помогают укреплению группы,
ее сплочению на втором этапе. На третьем этапе развития в группе наблюдается высокий уровень организованности, взаимной ответственности, сплоченности. Это позволяет группе перейти к самоуправлению и стать собственно коллективом.

Положение личности в системе коллективных отношений зависит от ее индивидуального социального опыта, так как он может соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе, а может отличаться от них.

В результате научного исследования выделены три модели развития отношений между личностью и коллективом: личность подчиняется коллективу (конформизм); личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония); личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм). В любом школьном коллективе – независимо от возраста его членов и их сплоченности – есть микрогруппы, связанные неформальными отношениями. Их образование связано со стремлением детей к самопознанию. Под влиянием малых групп трансформируются ценности коллектива, формируется общественное мнение, определяется ранговое положение школьников в системе неформальных отношений. Таким образом, неофициальная структура коллектива в значительной степени определяет его качество и возможности как субъекта и инструмента воспитания. Определение и координация общей направленности влияния неформальных объединений на личность не только педагогическая, но и огромной важности социальная проблема. Классный коллектив – это нередко единственное средство уберечь личность от опасного воздействия негативно направленных неформальных объединений. Коллектив непрерывно меняется, так как меняются люди, его образующие. Изменяется и характер воздействия коллектива на личность. Однако процесс развития коллектива не стихийный, а педагогически управляемый.

Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А. С. Макаренко. Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои интересы интересам коллектива.

А. С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям советской педагогики и способствовали формированию творческой целеустремленной личности. Коллективные формы воспитания отличают советскую педагогику от буржуазной. Необходимо создать, считал Макаренко, совершенную систему крупных и небольших коллективных единиц, выработать систему их взаимоотношений и взаимозависимостей, систему воздействия на каждoгo воспитанника, а также установить коллективные и личные отношения между педагогами, воспитанниками и руководителем учреждения. Важнейшим “механизмом”, педагогическим средством является “параллельное воздействие” — одновременное воздействие воспитателя на коллектив, а через него и на каждого воспитанника.

Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.

Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед советским обществом, строящим социализм.

А. С. Макаренко впервые сформулировал и научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.

Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.

 

Воспитательная система — сложное социальное психолого-педагогическое, саморегулирующееся и управляемое образование, охватывающее весь педагогический процесс, интегрирующее учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение».

Воспитательная система — это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

В структуре воспитательной системы школы (учреждения образования, детского объединения или организации) выделяют следующие компоненты:

1) теоретическая концепция (цели, задачи, принципы, совокупность педагогических идей, теорий, положительный педагогический опыт), для реализации которой создается воспитательная система;

2) содержание системы (научные знания, информация, ценности, достижения культуры и т. п.), в том числе системообразующая творческая, коллективная и личностно-значимая деятельность в сфере учения, труда, досуга и т. д., способствующая реализации целей и теоретических идей системы;

3) субъекты деятельности как ее участники и организаторы;

4) развитые формы общения и гуманистические отношения;

5) управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в целостную систему, а также ее развитие;

6) внутренняя и внешняя среда системы, освоенная ее субъектами.

На основе анализа процесса развития конкретных воспитательных систем исследователи (В. А. Караковский, А. М. Сидоркин) выделили этапы, которые проходит воспитательная система школы в ходе своего развития.

Первый этап — становление воспитательной системы. Осуществляется разработка теоретической концепции, моделируется структура воспитательной системы, устанавливаются связи между компонентами. Главная цель первого этапа — формирование коллектива единомышленников на основе нового педагогического мышления. В этот период преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск (формулируется цель воспитательной системы, определяются технологии и т. п.), зарождаются традиции, коллективные ценности, правила жизни, формируются стили общения.

Второй этапотработка системы. Происходит развитие коллектива, органов соуправления и самоуправления, утверждаются избранные школой системообразующие виды деятельности, укрепляются традиции, отрабатываются наиболее эффективные формы и методы воспитания, педагогические технологии.

Третий этап — окончательное оформление системы. Школьный коллектив — содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества и сотворчества. Усиливается внимание коллектива к каждой личности. Идет интенсивная интеграция учебно-познавательной и внеурочной воспитательной деятельности.

Четвертый этап — обновление, перестройка системы. Этот этап может быть связан с кризисным периодом в развитии системы (вызывается, например, усталостью в коллективе, остановкой в совершенствовании деятельности, дефицитом новизны, творчества и т. п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.