Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение информации в современных условиях. 2 страница




Справедливой критике Н.И. Новиков подвергал тогдашнюю систему дворянского воспитания: домашнее воспитание, дове­ренное зачастую случайным людям; воспитание и обучение за границей, где молодые люди предаются больше веселью^ праз­дному времяпрепровождению, чем наукам; воспитание в зак­рытых учреждениях, оторванное от реальной жизни, — все это, по его мнению, не было воспитанием в подлинном смысле этого слова.

Свои педагогические воззрения Н.И. Новиков изложил наиболее полно в трактате «О воспитании и наставлении детей» (1783). Воспитание, по его мнению, должно включать в себя три основные части: физическое воспитание, осуще­ствляемое с целью достижения телесного здоровья детей; нравственное, без которого ни один человек не может быть


 

 

Педагогические взгляды и деятельность И. И. Бецкого

внутренне счастлив, душевен с близкими, в полной мере не станет хорошим гражданином, а также образование разума, которое необходимо человеку и гражданину для исполнения всех своих обязанностей.

Воспитание в закрытых учебных заведениях Н.И. Новиков считал неправильным и отдавал предпочтение обществен­ному воспитанию и собственно школьному образованию, которые могут значительно лучше подготавливать подраста­ющее поколение к жизни и деятельности в обществе.

Важную роль в развитии человека Н.И. Новиков отводил семейному воспитанию и разумно организованному домаш­нему образованию. Семью он называл в числе важнейших факторов формирования человеческой личности. В этом пла­не он был противником идеи Екатерины II, предполагав­шей изоляцию детей от родителей. Положительный пример родителей рассматривался им как определяющее средство воспитания, правда, таких примеров в то время было совсем немного.

Н.И. Новиков прекрасно понимал, что указы, педагоги­ческие трактаты, как бы они хороши ни были, не дадут поло­жительного эффекта, если не будет для реализации их идей профессионально подготовленных учителей. По его убежде­нию, нужно не только специально готовить учителей, но и создавать условия для достойной их жизни. Настоящий учи­тель-воспитатель должен быть нравственной личностью, об­разцом для воспитанников во всех отношениях, занимая со­ответствующее место в обществе.

Мысли Екатерины II о преобразовании дела воспитания и образования молодежи были воплощены в документах школьной реформы 1782—1786 гг. В этот период своего цар­ствования она во многом пересмотрела свою просветительс­кую позицию и сделала акцент на создании школ для мещан в губернских и уездных городах по всей Российской империи. К идее воспитания «новой породы» людей она в это время уже не возвращалась.

Для подготовки школьной реформы была создана Комис-i ия об учреждении училищ во главе с сенатором П.В. Завадов-i ким. План реформы и сопутствующие ему материалы были i подготовлены Федором Ивановичем Янковичем де Мириево (1741— 1814) — австрийским педагогом, православным, сербом по национальности, приглашенным в Россию по рекомендации австрийского императора Иосифа П. Ф.И. Янкович в этой ко­миссии играл главную роль. Он перевел на русский язык раз­ные австрийские и немецкие инструкции для учителей, уставы школ, учебные пособия, что позволило русским педагогам и


               
   
     
 
     
 
 
 

 

Глава 9. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XVIII в

государственным деятелям познако­миться с западноевропейской орга­низацией школьного дела.

Ф.И. Янкович де Мириево

В 1786 г. комиссия об учреждении народных училищ опубликовала главный документ школьной рефор­мы — «Устав народным училищам в Российской империи». По всей России во всех городах и крупных селах должны были создаваться на-, роднь1е-..улилища.двух лилов; в гу­бернских городах — главные народ-" ные училища со сроком обучения 5 лет, а в уездных городах и селах — малые народные училища со сроком обучения 2 года. По «Уставу»*во всех училищах рекомендовалось вводить классно-урочную систему вместо традиционной индивидуальной работы с учащимися.

Учебный план малого училища включал чтение, письмо, арифметику, рисование и катехизис вместе со священной историей. Главные училища предполагалось создавать из че-: тырех классов. Содержание обучения первых двух классов со­ответствовало содержанию обучения в малых училищах; в двух старших классах главных училищ школьники должны были изучать русскую грамматику, начала всеобщей исто- j рии, географию, физику, механику, геометрию. После окон-! чания главного училища можно было продолжить обучение в университете, для чего в старших классах главных народ- I ных училищ дополнительно обучали латинскому и еще од­ному иностранному языку, преимущественно немецкому. I В малых училищах обучение вели два учителя, а в главных — I шесть. Содержание народных училищ было возложено на | местные власти.

Комиссия издала также «Правила для учащихся в народных j училищах» (1783), дополнявшие «Устав» четким перечнем обя- j занностей школьников. На основании этих правил прием в учи-! лища осуществлялся два раза в год — летом и зимой. Зимой учились с 8 до 11 часов утра и после обеда с 2 до 6 часов дня, а летом — с7до10ис2до5 часов дня. Занятия начинались молитвой, обучение было совместным для мальчиков и дево- j чек, хотя сидели они порознь. Учитель должен был следить за j тем, чтобы мальчики и девочки вместе из школы не выходили. Телесные наказания запрещались. Подробно расписаны были и правила поведения вне школы и дома, основанные на тради-


 

 

Чедагогические взгляды и деятельность И. И. Бецкого

ции русского православного воспитания и правилах хорошего тона, принятого в светском обществе того времени.

В 1783 г. было издано «Руководство учителям первого и второго класса» известного силезско-австрийского педагога И.И. Фельбигера, адаптированное к русским условиям Ф.И. Янковичем. «Руководство» разъясняло смысл и прин­ципы организации классно-урочной системы обучения, ко­торая ранее российскими учителями не практиковалась. «Ру­ководство» считалось официальным, т.е. обязательным к ис­полнению, дидактикой. Оно состояло из четырех частей.

Первая часть была посвящена методике работы с классом. Учителя обязаны были заниматься со всем классом, а не учить каждого поодиночке. Рекомендовалось в качестве одного из ме­тодов преподавания выполнять серию упражнений с постепен­ным наращиванием трудности и ростом самостоятельности учащихся в их выполнении; излагалась методика опроса и т.д.

Вторая часть содержала отдельные методики преподавае­мых в народном училище предметов; третья — характеризо­вала личность учителя и его профессиональные качества; в четвертой части речь игла об организации всей школьной жизни, строго регламентировалась вся деятельность учителя.

Главным методом обучения считалось совокупное настав­ление и совокупное чтение, т.е. работа учителя со всеми деть­ми одновременно: один — читает или отвечает, а остальные его слушают. При этом рекомендовалось прочитывать одну статью по 10—15 раз, до тех пор, пока дети сами не будут хорошо ее читать и правильно отвечать на вопросы. Пример по арифметике учитель должен был сначала сам решить на доске, затем по этому образцу лучший ученик решал опять же на доске следующий пример, и только после этого обра­зец решения диктовался всем ученикам.

Таким образом складывалось деление учеников на классы, что, по существу, являлось новой для России организацией школьного обучения, поскольку ранее каждый ученик рабо­тал индивидуально по заданию учителя.

При обучении чтению рекомендовалось использовать изоб­ражение слов через начальные буквы, когда текст учился не только целиком, но и по первым буквам отдельных слов. Учи­телям давались советы по составлению таблиц с кратким из­ложением содержания книги или ее плана; особо рекомен­довались «вопрошения», т.е. вопросы учителя ко всему клас­су для проверки понимания учащимися изучаемого материала и качала беседы — объяснения.

Большое внимание в «Руководстве» уделялось личности чителя, тем добродетелям, которыми он должен был обла-


                   
 
   
     
       
         
 
 
 

 

272 r"asa 9- школа и педагогическая мысль в России в xviii в.

дать для работы с детьми: миролюбием и порядочностью, постоянной бодростью духа и тела, верноподданическим отношением к самодержавному строю, верностью своему сословию, христианской добродетельностью, телесным здо­ровьем и трудолюбием.

Народные училища, открывавшиеся в эпоху Екатерины II, явились новым для России типом учебных заведений, пред­назначенных для детей разночинного населения. Для этих училищ потребовались и новые учебные книги. Основным пособием стала уже упоминавшаяся ранее книга «О должно­стях человека и гражданина» (1783), изданная в двух вариан­тах: для учащихся и для учителей, где содержались методи­ческие рекомендации, а по сути — перечень вопросов, кото­рые учитель должен задавать детям.

Учебник был разделен на четыре части. Во введении к нему цель воспитания определялась как достижение челове­ком благополучия, которое возможно лишь при вернопод­данническом отношении к государственному устройству, верности своему сословию, христианской добродетельнос­ти, телесном здоровье и трудолюбии.

В первой части раскрывались особенности внутреннего мира человека и были выделены разделы о душе, памяти, воле, ра­зуме и т.д. В этой части книги разъяснялись также обязанности человека перед Богом, перед ближним и перед самим собой. Во второй части речь велась о физическом воспитании, говоря словами учебника, «попечении о теле». Учащимся давались подробные рекомендации относительно гигиены, лечения простых болезней и по уходу за больными, разъяс­нялись причины заболеваний и т.п.

В третьей части учителю давались рекомендации, как ори­ентировать учеников на реалии внешнего мира, как вводить их в круг общественных обязанностей добропорядочного под­данного.

В четвертой части содержались сведения по домоводству, о науках, искусствах, промыслах и ремеслах, что позволя­ло подготавливать школьников к будущей самостоятельной трудовой деятельности.

Были составлены и другие учебники для народных училищ. Впервые для школы был написан учебник по естествозна­нию — «Начертание естественной истории» (1786), которым пользовались в школах до 1828 г. Автор учебника, известный путешественник и естествоиспытатель академик В.Ф. Зуев (1754—1794), опирался на принцип научности и доступности изложения материала. К учебнику прилагался зоологический атлас, которым учителя пользовались как наглядным пособи-


Педагогические взгляды и деятельность И. И. Бецкого

ем. Впервые на русском языке в нем методически грамотно и наглядно раскрывалась эволюционная теория, охватывая воп­росы геологии, ботаники и зоологии.

Профессором Московского университета Е.Б. Сырейщико-вым (ум. 1790) для народных училищ была написана «Краткая Российская грамматика» (1787). В предисловии к учебнику ав­тор изложил дидактические и методические рекомендации, в основу которых были положены принципы последовательности и связи изучаемого материала с жизнью. Учителям советова­лось не побуждать детей к зазубриванию, а, используя яркие примеры, разъяснять трудные места, добиваться усвоения изу­ченного материала путем повторения.

Известный российский математик и физик, племянник М.В. Ломоносова, М.Е. Головин (1756—1790), преподаватель Петербургского главного народного училища, создал для на­родных училищ учебные пособия по арифметике, геометрии, механике, физике, сопроводив их методическими рекомен­дациями и наглядными пособиями. В «Кратком руководстве к геометрии» (1786) давались методические рекомендации не только учителям, но и учащимся. Советы автора учащимся свидетельствовали о его стремлении учитывать возрастные особенности детей и опираться на принцип наглядности.

При изучении всех предметов обращалось внимание на их прикладное значение. Например, при обучении грамматике выделялось умение сочинять письма, составлять расписки, счета; при изучении природы обращалось внимание на зна­ния, которые могут принести пользу человеку, его здоро­вью, питанию, торговле; при рисовании — то, что нужно для рукоделия и ремесел.

По плану Ф.И. Янковича вновь открываемые училища долж­ны были содержать местные власти, подбирать помещения, при­глашать и готовить учителей, давать средства. Однако на самом деле почти ничего этого сделано не было, из государственной казны денег не поступило, катастрофически не хватало учите­лей: на всю Россию была открыта только одна учительская се­минария при Главном народном училище в Санкт-Петербурге (1783), а другие главные училища с задачей подготовки учите­лей для малых училищ просто не справлялись.

В 1786 г. учительская семинария выделилась из состава Глав­ного народного училища и стала первым в России педагоги­ческим учебным заведением, выпустившим из своих стен к концу XVIII в. более 400 учителей народных училищ. Контроль за деятельностью семинарии осуществляла сама Екатерина II. Количество народных училищ в России было, в общем, небольшим: к концу века насчитывалось всего 288 таких учеб-


           
 
   
   

Педагогические взгляды и деятельность И. И. Бецкого 275

274 Глава 9- ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XVIII в.

ных заведений, в которых обучалось немногим более 20 ты­сяч детей, девочки составляли лишь десятую часть всех школь­ников. При этом не должно вводить в заблуждение название «народные» училища, поскольку подавляющее большинство детей были лишены возможности обучаться в этих государ­ственных, по западноевропейскому образцу организованных, школах. Учились здесь преимущественно дети дворянского сословия, духовенства и части купечества.

В целом попытки Екатерины II организовать просвеще­ние народа не удались прежде всего потому, что она пыта­лась механически перенести н.. отечественную почву чуж­дый России австрийский образец без учета потребностей и возможностей своей страны. Проектируемый план народно­го образования осуществлялся лишь частично, и собственно народного просвещения так и не началось. Как главные, так и малые училища с большим трудом открывались почти ис­ключительно в городах. Сельское, крестьянское население оказалось практически вне системы просвещения. Мало того, в ходе реформ часто упразднялись как негодные старые шко­лы, которые в течение столетий кое-как давали элементар­ные знания детям из простого народа.

Подобное положение дел не могло не вызвать резкой оп­позиции государственной образовательной политике. Наи­более ярким ее представителем в конце XVIII в. был Алек­сандр Николаевич Радищев (1749—1802). Он не был профес­сиональным педагогом, но, как просветитель крайнего революционного направления, обращал серьезное внимание на задачи и пути формирования «сынов отечества», русских патриотов, граждан великой России.

А.Н. Радищев требовал широкого и полноценного обра­зования для детей всех россиян независимо от их сословной принадлежности, так как «истинные сыны отечества» долж­ны быть и среди дворян, и среди крестьян, а для этого и те и другие должны получать соответствующее воспитание и образование. Его педагогические идеи не получили отраже­ния в каком-либо специальном трактате, они рассеяны по таким его произведениям, как «Слово о Ломоносове», «Воль­ность», главы в «Путешествии из Петербурга в Москву», «Бе­седа о том, что есть сын отечества» и «Рассуждение о труде и праздности». Печатное слово было его единственным сред­ством борьбы против империи, тем не менее Екатерина II назвала его «бунтовщиком хуже Пугачева».

А.Н. Радищев был человек эпохи, шедшей на смену веку Просвещения. Его цель — не исправление мира и его нравов средствами просвещения, а ниспровержение строя, где ца-


 

рит социальная несправедливость. Поэтому, с его точки зрения, тре­буется не просто воспитание, а по­литическое воспитание человека, всесторонне подготовленного к пе­реустройству общества на основе идеала справедливости.

А.Н. Радищев

Однако в общем следует при­знать, что в XVIII в. в России была предпринята попытка создать сеть учебных заведений — малых и глав­ных народных училищ — с едины­ми учебными планами, классно-урочной формой организации обу­чения, с едиными методиками преподавания учебных предметов, едиными учебниками, началась профессиональная подготовка учителей и т.д. Все это послу­жило основой для создания в XIX в. централизованной госу­дарственной системы образования. Вместе с тем мыслителя­ми XVIII в. был высказан ряд идей о воспитании и обучении человека — гражданина своего Отечества, ставших питатель­ной средой для развития русского общественно-педагогичес­кого движения первой половины XIX в.

Рекомендуемая литература

Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985.

Бобровникова В.К. Педагогические идеи и деятельность М.В. Ло­моносова / Под ред. Н.К. Гончарова. М., 1961.

Воронов А. С. Янкович де Мириево. Из жизни народной школы конца XVIII в. Спб., 1858.

Демков М.И. История русской педагогики. 3-е изд. М., 1913.

Денисов А.П. Леонтий Филиппович Магницкий. М., 1967.

Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М., 1973.

Каптерев П.Ф. История русской педагогии. 2-е изд. Пг., 1915.

Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. Т. 5. М., 1989.

Князьков С.А., Сербов Н.И. Очерк истории народного образова­ния в России до эпохи реформ Александра П. М., 1910.

Латышииа Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X — начало XX в.): Учеб. пособие. М., 1998.

Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М., 1991.

Майков П.М. Иван Иванович Бецкой. Опыт его биографии. Спб., 1904.

Природу человека М.В. Ломоносов рассматривал иерархиче­ски: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духов­ная, патриотическая. Отсюда и цели просвещения — научное образование человека, которое подводит к пониманию главен­ства общественной пользы над личными интересами. По его убеж­дению, развивать следует не просто разум, а пытливьш ум, ори­ентированный на творчество.

В Петербургской академии наук уже в 40-е гг. XVIII в. шла борьба молодой русской науки с консервативной идеологией академии; молодые ученые академии, единомышленники М.В. Ломоносова, выступали против узкой замкнутости на идеи академиков-немцев, за выдвижение на передний план интере­сов государственного развития России.

К середине XVIII в. гимназия и университет при лкадемии наук, пришли в упадок. В гимназии преподавание, по сути дела, было сведено к изучению латинского и немецкого языков. В уни­верситете положение было не лучше. Лекции, регулярно читав-


Педагогическая деятельность М. В. Ломоносова

шиеся в первые шесть лет со времени его открытия, прекрати­лись, крупные ученые уходили из университета, из студентов оставались буквально единицы.

М.В. Ломоносов был одержим мыслью создать российс­кий по духу и содержанию университет и при нем гимна­зию, в которых могли бы учиться все желающие независимо от сословий. В Петербурге осуществить эту идею ему не уда­лось, и с 50-х гг. он начал работу по созданию университета в Москве как образовательного и научного центра России.

Эта идея М.В. Ломоносова нашла поддержку фаворита императрицы Елизаветы графа Ивана Ивановича Шувалова (1727—1797), который стал первым куратором Московского

университета.

В это время сам М.В. Ломоносов создал ряд учебных посо­бий, явившихся новым словом в отечественной педагогике и методике и заменивших учебники эпохи Л. Магницкого. Они охватывали и гуманитарные, и естественно-научные дисципли­ны, перечень даже основных из них внушителен: «Краткое ру­ководство к риторике» (1743), «Риторика» (1748), включаю­щая хрестоматию русской и зарубежной литературы, «Россий­ская грамматика» (1755), выдержавшая одиннадцать изданий и переведенная на все основные европейские языки, учебник историй «Краткий Российский летописец с родословием», учеб­ные пособия по истории «Древняя Российская история» и «Сло­во похвальное блаженной памяти государю императору Петру Великому» (1755), а также учебные книги по химии и физике. В январе 1755 г. императрицей был издан указ об учрежде­нии в Москве университета и двух гимназий при нем: для дворян и для разночинцев. Благодаря этому в Московском университете удалось создать преемственную систему сред­него и высшего образования. Сам М.В. Ломоносов был не только профессором университета, но и с 1758 г. руководил университетскими гимназиями. Важным документом этого периода явился «Регламент академической гимназии», раз­работанный им в 1758 г.

В гимназии изучали латинский и русский языки, арифме­тику, геометрию, географию; преподавание вели наиболее способные студенты университета; языком обучения в Мос­ковском университете и в гимназии был русский, а не ла­тинский и немецкий, как в гимназии и университете при Академии наук в Петербурге.

Для более полного усвоения учащимися учебного мате­риала М.В. Ломоносов считал необходимым использовать систематические упражнения, выполнение различных зада­ний для самостоятельной работы, что рассматривалось им

9*


               
   
     
       
 
 
 
 

 

260 Глава 9- ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XVIII в.

как часть всей системы школьных занятий. Раз в полгода для старших школьников проводились публичные упражнения, когда гимназисты произносили речи собственного сочине­ния. Ведущими дидактическими принципами М.В. Ломоно­сов считал принципы посильности и развивающего обуче­ния. В основе обучения должен был лежать познавательный интерес, вызывающий, по мысли М.В. Ломоносова, твор­ческое усвоение учебного материала и развитие в студентах и учащихся исследовательских устремлений. Важно отметить внимание М.В. Ломоносова и его соратников к опыту запад­ноевропейской педагогики.

Любимый ученик и последователь М.В. Ломоносова, рек­тор университетской гимназии Николай Никитич Поповский (1730—1760), осуществил перевод книги Д. Локка «Мысли о воспитании», сопроводив его вступительной статьей, где до­казывал, что это педагогическое сочинение имеет общечело­веческую, истинно научную ценность и послужит на пользу новому воспитанию детей в России. Следуя идеям своего учи­теля, М.В. Ломоносова, он доказывал, что перенос на рос­сийскую почву западноевропейских педагогических идей тре­бует вдумчивого и творческого подхода, который необходим в целях создания отечественной науки о воспитании и обуче­нии детей и юношества.

В 50-е гг. в типографии Московского университета одно­временно с сочинением Д. Локка был издан и классический начальный учебник латинского языка «Мир чувственных ве­щей в картинках» Я.А. Коменского, поскольку в то время ла­тинский язык открывал доступ студентов к более полному освоению основ наук. Однако сам процесс обучения в уни­верситете, по мысли М.В. Ломоносова и его последователей, должен был осуществляться на родном языке.

Еще один ученик и продолжатель дела М.В. Ломоносова, известный ученый-лингвист и профессор Московского уни­верситета А А. Барсов (1730—1791), который, как и его учи­тель, получил общее образование в Славяно-греко-латинской академии и специальное в академическом университете Петер­бурга, большое внимание уделял разработке проблем воспита­ния и школьного обучения. В педагогическом сочинении «Крат­кие правила российской грамматики... в пользу обучающегося юношества в гимназии Московского университета» (1773) он доказывал, что при безусловной необходимости изучения ино­странных языков усвоение родного языка является первооче­редным, ибо это язык отечественной науки и культуры.

За период с 1760 по 1765 г. к обучению на юридическом, философском и медицинском факультетах университета гимна-


Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова

зиями были подготовлены 24 человека. После смерти М.В. Ломо­носова Московский университет в том виде, как он его создал, практически перестал существовать.

Значение деятельности М.В. Ломоносова и его учеников в развитии российского просвещения огромно. В результате появился тип ученых-исследователей, которые своей деятель­ностью убедительно показали, что наука должна быть постав­лена на службу Отечеству и народу.

В простонародной, крестьянской и посадской среде на про­тяжении всего XVIII в. продолжала сохраняться православ­ная традиция воспитания и обучения детей. Образование кре­стьянских детей было вне сферы внимания государства и оставалось вне школьных преобразований. Оно зависело от инициативы самого населения, удовлетворявшего свою по­требность в грамотности и книжной образованности, как и во времена Московской Руси, путем приглашения «масте­ров грамоты», которых в XVIII в. называли «самоходными» или «вольными учителями». Эти «вольные учителя» обучали по традиции элементарной, необходимой в практических целях грамоте, чтению, счету и письму, используя рукопис­ные азбуки и церковные книги.

Элементарной грамоте крестьянские дети обучались свя­щенниками и другими церковными лицами. Официальными церковными типографиями в XVIII в. издавались азбуки, бук­вари, псалтыри и часовники, которые служили учебными книгами. Псалтыри начинались методическими рекоменда­циями, известными еще в допетровское время, — «Наказа­ние ко учителям, како им учити детей грамоте», а часовни­ки — статьей «Об учителях иже учат младых отрочат грамо­те». Грамотные родители по этим книгам могли сами обучать чтению своих детей. О том, что уровень традиционного обу­чения мог подниматься на значительный уровень, говорит, как мы видели, жизненный путь М.В. Ломоносова, получив­шего элементарное образование именно таким путем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.