КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бухгалтерский учет и отчетность при реорганизации и ликвидации юридических лиц
При реорганизации юридических лиц (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) права и обязанности каждого из них переходят к возникшему юридическому лицу (или лицам) в соответствии с передаточным актом. В состав передаточного акта и разделительного баланса, оформляемых при реорганизации юридических лиц, включается бухгалтерская отчетность, составляемая в установленном Министерством финансов РФ порядке, в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю дату (дату реорганизации). При слиянии и присоединении отдельных юридических лиц (подразделений) к бухгалтерским балансам каждого по желанию их правопреемников могут быть приложены акты инвентаризации имущества и обязательств, подтверждающих достоверность отдельных статей балансов. При разделении юридических лиц составляется разделительный баланс, который состоит из общего баланса действовавшего юридического лица и балансов каждого нового юридического лица, образованного на базе подразделений, ранее входивших в состав прежнего юридического лица. Данные разделительного баланса являются также и данными баланса каждого нового юридического лица на дату начала его деятельности после государственной регистрации. Процесс ликвидации юридического лица предусматривает осуществление хозяйственных операций, направленных на прекращение его хозяйственной деятельности. Операции по ликвидации должны быть отражены в учете организации, так как п. 3 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в редакции от 23 июля 1998 г.) определено, что бухгалтерский учет ведется непрерывно с момента регистрации юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ. При проведении процедур банкротства, включая и конкурсное производство, возникает множество вопросов, связанных с уплатой налогов. Наиболее сложным моментом является определение налоговой базы при продаже предприятия. Следует отметить, что в течение 1998 г. с введением Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ на страницах периодической печати появилось много публикаций по вопросам банкротства, прежде всего юридических лиц. В них, как правило, комментировалась нормативно-правовая база банкротства, рассматривались схемы действий в процессе ликвидации или продажи предприятия. Единственным документом, регулирующим порядок бухгалтерского учета некоторых операций при ликвидации юридических лиц, является приказ Министерством финансов РФ от 28 июля 1995 г. № 81 (в редакции от 30 декабря 1996 г.) «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с ведением в действие первой части ГК РФ» (в редакции от 30 декабря 1996 г.). Конкретная методология бухгалтерского учета финансово-хозяйственных операций в соответствии с новым Законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ на данный момент отсутствует. Как установлено в ст. 104 Гражданского кодекса Российской Федерации, акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. Иные основания и порядок реорганизации или ликвидации акционерного общества определяются Кодексом и другими законами. В статьях 61—65 ГК РФ предусмотрено следующее: 1) ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам; 2) юридическое лицо может быть ликвидировано: • по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом регистрации юридического лица недействительной в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов; • по решению суда в случае признания его несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Как установлено в ст. 49 НК РФ, обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, то остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ. Учет операций по ликвидации организации включает несколько взаимосвязанных этапов: 1) отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций, осуществляемых организацией с момента принятия решения о ликвидации до составления промежуточного ликвидационного баланса; 2) составление промежуточного ликвидационного баланса; 3) отражение операций по удовлетворению требований кредиторов; 4) составление ликвидационного баланса. На первом этапе осуществляется бухгалтерский учет хозяйственных операций, практически не отличающихся от операций, которые осуществлялись организацией до решения о ликвидации. Началом этого этапа, в соответствии с ГК РФ, является решение учредителей (собственников) о ликвидации или решение суда. Инвентаризация имущества и обязательств проводится до составления промежуточного баланса. Порядок проведения и отражения результатов инвентаризации в учете регламентируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерством финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49. Инвентаризации подлежит все имущество организации, независимо от его местонахождения, а также имущество, не принадлежащее ей на правах собственности, но числящееся в бухгалтерском учете, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в двух экземплярах. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете в порядке, определенном п. 3 ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете». Выявленные излишки приходуют с последующим зачислением на финансовым результат, а недостачи отражают в зависимости от причин их возникновения: • в пределах норм естественной убыли относят на издержки обращения; • сверх норм — на виновных лиц или на финансовые результаты организации. Стоимость объектов, выявленных в качестве излишков, в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации», учитывается в составе внереализационных доходов. В бухгалтерском учете на стоимость объектов основных средств составляется запись: Дебет счета 01 «Основные средства» Кредит счета 99 «Прибыли и убытки». Для обобщения информации по выявленным недостачам в бухгалтерском учете применяется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — независимо от источников списания. Составление промежуточного ликвидационного баланса. Согласно ст. 63 ГК РФ организации, подлежащие ликвидации, составляют два вида баланса — промежуточный ликвидационный баланс, а затем и ликвидационный баланс. В балансе отражаются результаты инвентаризации, а также полная информация об активах и обязательствах общества на момент удовлетворения требований кредиторов. Промежуточный ликвидационный баланс составляется по бухгалтерской форме отчетности, утвержденной приказом Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 13 января 2000 г. № 4н. Учитывая соответствующие статьи ГК РФ и Закона «О несостоятельности (банкротстве)», Министерство финансов РФ, приняв во внимание, что до этого в нормативных документах не был определен порядок составления и представления бухгалтерской отчетности при ликвидации юридического лица, в ст. 21 проекта федерального закона «О бухгалтерском учете» изложило свое мнение по вопросу о том, какая должна быть представлена бухгалтерская отчетность в случае ликвидации юридического лица: при составлении промежуточного ликвидационного баланса данные об активах, обязательствах и других показателях подлежат оценке по рыночной стоимости, т.е. в сумме денежных средств, которая может быть получена в результате продажи объектов. Удовлетворение требований кредиторов. Погашение кредиторской задолженности производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленном ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди по Закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ и за исключением кредиторов 3-й очереди по Закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127- ФЗ, выплаты по которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При ликвидации юридического лица принадлежащее ему имущество продается, а полученные денежные средства направляются на погашение обязательств. Операции по распределению капитала отражаются на дебете счета 80 «Уставный капитал» и кредите счета 75 «Расчеты с учредителями», а выдача денежных средств — на дебете счета 75 «Расчеты с учредителями» и кредите счетов учета денежных средств. В случае недостаточности у ликвидируемого юридического лица имущества и других ликвидных активов для покрытия убытков направляется уставный капитал. При нереальности уставного капитала претензии кредиторов к должнику предъявляются в установленном законом порядке. В соответствии с п. 5 ст. 114 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными, и по этой причине после получения от ликвидационной комиссии уведомления о том, что сформированная конкурсная масса является недостаточной для удовлетворения требований кредиторов, непогашенная задолженность у предприятия-кредитора списывается на финансовые результаты как дебиторская задолженность, нереальная для взыскания: Дебет счета 91 — Кредит счетов 60, 62, 76. В бухгалтерском учете такая задолженность включается в состав внереализационных расходов. В соответствии с нормами гл. 25 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль организации нереальная к взысканию задолженность включается в состав внереализационных расходов и уменьшает прибыль для целей налогообложения, согласно подпункту 2 п. 2 ст. 265 НК РФ. В процессе конкурсного производства удовлетворение требований кредиторов возможно в случае продажи как предприятия в целом, так и имущества по частям, при этом удовлетворение требований кредиторов может происходить как за счет денежных средств, полученных от реализации конкурсной массы, так и за счет передачи имущества в счет этих требований. Реализация конкурсной массы, по мнению некоторых авторов, пишущих на темы бухгалтерского учета и налогообложения, не относится к обычному виду деятельности организации и должна рассматриваться как прочая реализация. Но с другой стороны, если в состав конкурсной массы входят готовая продукция и товары, их реализация должна рассматриваться в качестве обычных продаж с отражением операций на счете 90 «Продажи». Реализация конкурсной массы отражается в учете следующими проводками: При реализации готовой продукции и товаров: Дебет счета 76 — Кредит счета 90 — отражается выручка от реализации готовой продукции и товаров, входящих в состав конкурсной массы; Дебет счета 90 — Кредит счета 68 — отражается начисление НДС; Дебет счета 90 — Кредит счетов 41, 43 — отражается балансовая стоимость реализованной продукции и товаров; Дебет счета 90 (99) - Кредит счета 99 (90) - отражается прибыль (убыток) от реализации. При реализации прочего имущества: Дебет счета 76 — Кредит счета 91 — отражается продажная стоимость основных средств, нематериальных активов, прочего имущества; Дебет счета 91 — Кредит счета 68 — отражается начисление НДС; Дебет счета 91 - Кредит счетов 01, 04, 10 — отражается списание остаточной стоимости основных средств, нематериальных активов, учетной стоимости материалов; Дебет счета 91 (99) — Кредит счета 99 (91) — отражается прибыль (убыток) от операции. При поступлении денег от покупателей: Дебет счета 51 — Кредит счета 76 — отражается поступление денежных средств от покупателей. В случае передачи имущества в счет долгов: Дебет счетов 60, 62, 70 - Кредит счета 76. При реализации конкурсной массы следует иметь в виду, что, в соответствии с НК РФ, передача права собственности на товары (работы, услуги) признается реализацией в целях налогообложения. А значит, возникает необходимость начисления и уплаты налоговых платежей (НДС, налога с продаж, акцизов и др.). В ходе конкурсного производства у организации-должника возникают текущие расходы, к которым относятся: • расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника; • расходы, связанные с публикацией сообщения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также с уведомлением кредиторов должника; • судебные расходы; • требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ; • задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства; • иные расходы, связанные с осуществлением конкурсного управления. Все текущие расходы, включая судебные, расходы по государственной пошлине, уплата которой была отсрочена или рассрочена, вознаграждение арбитражному управляющему, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди согласно ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Иной порядок распределения расходов может быть предусмотрен только мировым соглашением, заключенным в ходе конкурсного производства и утвержденным арбитражным судом. В соответствии с гл. 25 НК РФ при налогообложении прибыли расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Исходя из этого, вышеперечисленные расходы должны уменьшить прибыль, выявленную в ходе реализации конкурсной массы. Начисление текущих расходов целесообразно отражать на дебете субсчета 91.2 «Прочие расходы»: Дебет субсчета 91.2 — Кредит счета 60, 68, 69, 70, 73, 76 — отражается начисление текущих расходов. Оплата текущих расходов в бухгалтерском учете отражается в общепринятом порядке: Дебет счета 60, 68, 69, 70, 73, 76 — Кредит счета 51 — отражается уплата текущих расходов, возникших в процессе конкурсного производства. Поскольку в соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ юридическое лицо считается ликвидированным после внесения об этом записи в государственный реестр, то до внесения записи в реестр о ликвидации организация имеет статус юридического лица. Налоговое законодательство не предусматривает освобождения от уплаты налоговых платежей юридических лиц, находящихся на стадии банкротства или ликвидации, поэтому в процессе конкурсного управления организация остается налогоплательщиком в соответствии с законодательством и обязана своевременно уплачивать налоговые платежи, а также отчисления в Фонд социального страхования России и Пенсионный фонд. Расходы на уплату налогов и других обязательных платежей покрываются из конкурсной массы вне очереди — на основании ст. 134 Закона № 127-ФЗ. В п. 24 «Информационного письма» Президиума Верховного арбитражного суда РФ от 7 августа 1997 г. № 20 «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)» определено, что правовой режим удовлетворения требований кредиторов в процессе конкурсного производства различается в зависимости от того, вытекает ли право требования долга из обязательств, возникших до открытия конкурсного производства, либо из обязательств, возникших после открытия конкурсного производства. Налоги и иные обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, обязанности по уплате которых возникли до открытия конкурсного производства, учитываются в размере, существовавшем на момент принятия решения судом о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Если на момент принятия арбитражным судом решения о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства не уплачены обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, то они включаются в общую сумму задолженности перед кредиторами 3-й очереди. При этом суммы штрафов, пеней, убытки в форме упущенной выгоды и другие финансовые санкции, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению согласно ст. 137 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» после погашения основной суммы задолженности 3-й очереди и причитающихся процентов. Налоги и иные обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, обязанности по уплате которых возникли после открытия конкурсного производства, относятся к текущим расходам, связанным с продолжением функционирования организации-должника, которые покрываются из конкурсной массы вне очереди. Продажа имущества организации-должника проводится, как правило, на открытых торгах, если собранием кредиторов не ус- таноален иной порядок. Если имущество должника относится к ограниченно оборотоспособному, то проводятся закрытые торги. На открытые торги может быть выставлено не только имущество, но и права требования должника. Продажа (уступка) прав требования должника на открытых торгах осуществляется с согласия комитета кредиторов или собрания кредиторов. Согласно ст. 140 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», продажа прав требования должника осуществляется конкурсным управляющим и на условиях, которые установлены п. 3 и 5 ст. 111 этого же Закона. Бухгалтерский учет операций по уступке прав требований организации осуществляется следующим образом: Дебет счета 76 — Кредит счета 91 — отражается продажная стоимость права требования долга; Дебет счета 91 — Кредит счета 62 — отражается стоимость дебиторской задолженности (долга). Если долг продается по цене, отличной от его балансовой стоимости, то на счете 99 «Прибыли и убытки» сформируется финансовый результат (прибыль или убыток). Продажа предприятия как имущественного комплекса регулируется ст. 559—566 ГК РФ. При продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности должника, включая землю, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги, другие исключительные права, принадлежащие должнику, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам. В случае если основной вид деятельности должника осуществляется только на основании разрешения (лицензии), то покупатель предприятия приобретает преимущественное право на получение указанного разрешения. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Состав и стоимость продаваемого предприятия определяется договором продажи на основе полной инвентаризации предприятия, проводимой в соответствии с правилами, установленными методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49. Необходимость определения состава оцениваемого имущества для целей налогообложения не в целом по организации, подлежащей ликвидации и реализации по конкурсу или на аукционе, а по каждому виду активов подтверждается ст. 158 части второй НК РФ, согласно которой налоговая база при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса определяется отдельно по каждому виду активов предприятия. Цена каждого вида имущества принимается равной произведению его балансовой стоимости с учетом поправочного коэффициента. По каждому виду имущества, реализация которого облагается налогом на добавленную стоимость, в графах «Ставка НДС» и «Сумма НДС» указываются соответственно расчетная налоговая ставка в размере 16,67% и сумма НДС, определяемая как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67% процентная доля налоговой базы. После завершения расчетов с кредиторами и исключения в соответствующих случаях — при ликвидации в связи с несостоятельностью (банкротством) из конкурсной массы имущества, изъятого из оборота, а также проведения других необходимых процедур, установленных законодательством РФ, ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс. Отличие двух видов балансов заключается в различии их задач. Так, задача промежуточного ликвидационного баланса — дать достоверную информацию о том, чем располагает ликвидируемое юридическое лицо и какие требования кредиторов подлежат удовлетворению на момент истечения двухмесячного срока (ст. 63 ГК РФ). Эта информация позволяет дать оценку масштаба продажи имущества в целях полного удовлетворения требований кредиторов в порядке очередности. При полном погашении кредиторской задолженности еще на стадии составления промежуточного ликвидационного баланса за счет имеющихся денежных средств без продажи имущества ликвидируемой организации нет необходимости предусматривать эти операции в ликвидационном балансе, так как он составляется после того, как расчеты с кредиторами в основном завершены. Задача ликвидационного баланса состоит главным образом в отражении операций по продаже имущества для завершения расчетов с кредиторами за счет той выручки, которая будет получена. Существенная разница двух балансов состоит в том, что промежуточный ликвидационный баланс составляется на основании операций, отражаемых в учете в режиме методологии сферы деятельности хозяйствующего субъекта, а ликвидационный баланс — в сфере его ликвидации. Это означает, что при продаже имущества ликвидируемого юридического лица оно не проводится по счету реализации, как это делается при его функционировании, что следует из экономической сути ликвидации. Суть ликвидации состоит в том, что ликвидационный процесс, согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ, представляет собой одновременно закрытие всех статей актива и пассива баланса через взаимосвязанное исключение методом двойной записи по тем счетам бухгалтерского учета, которые затрагивают статьи ликвидационного баланса. Таким образом, завершающим этапом процесса ликвидации организации является составление ликвидационного баланса. Реорганизацию юридических лиц, о которой было сказано выше, рекомендуется приурочивать к концу определенного отчетного периода (года или квартала).
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |