КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оптимального управления 1 страница
Вычислительные методы решения задач При синтезе систем управления, прежде всего возникает вопрос о нахождении наилучшего в том или ином смысле или оптимального управления объектом или процессом. Речь может идти, например, об оптимальности в смысле быстродействия, т. е. достижении цели за кратчайшее время или, например, о достижении цели с минимальной ошибкой и т. д. Впервые математически сформулированные эти вопросы являлись задачами вариационного исчисления, которое и обязано им своим возникновением [12]. В классическом вариационном исчислении нет, однако, решения целого ряда вариационных задач, важных для современной техники. Поэтому стали появляться другие методы, например, объединенные одним общим математическим приемом, который называется принципом максимума [13]. В настоящее время, в связи с бурным развитием средств вычислительной техники, наиболее популярны различные вычислительные методы оптимизации, например, методы динамического программирования [14], математического программирования [8, 15] или так называемые генетические алгоритмы [16]. Наибольшее число методов оптимального управления рассматривает такие процессы управления, каждый из которых мажет быть описан системой обыкновенных дифференциальных уравнений: dxi/dt = fi(x1 х2 ,..хn, i = 1, 2, … n, (1.33) где x1 х2 ,..хn — величины, характеризующие процесс, т.е. фазовые координаты объекта управления, определяющие его состояние в каждый момент времени t, а, — параметры управления (в том числе и настраиваемые параметры регуляторов), определяющие ход процесса. Для того чтобы ход управляемого процесса был определен на некотором отрезке времени достаточно, чтобы на этом отрезке времени были заданы как функции времени параметры управления: (1.34) Тогда при заданных начальных условиях
(1.35) решение системы (1.33) определяется однозначно. Подлежащая решению вариационная задача, связанная с управляемым процессом (1.33), заключается в следующем. Рассматривается интегральный функционал:
где — заданная функция.
Для каждого управления (1.34), заданного на некотором отрезке времени t0 < t < tt однозначно определяется ход управляемого процесса, и интеграл (1.36) принимает определенное значение. Допустим, что существует управление (1.34), переводящее объект управления из заданного начального фазового состояния (1.35) в предписанное конечное фазовое состояние: xi(t1)= хi1, i = 1, 2,..., п. (1.37) Требуется отыскать управление uj(t), j = 1, 2,..., т, (1.38) которое осуществит перевод объекта управления из состояния (1.35) в состояние (1.37) таким образом, чтобы функционал (1.36) имел минимальное значение. При этом моменты времени t0, t1 не фиксируются, а требуется только, чтобы в начальный момент времени объект находился в состоянии (1.35), а в конечный — в состоянии (1.37) и чтобы функционал (1.36) достигал минимума (возможен случай, когда t0, не фиксированы). В технических задачах параметры управления не могут принимать любые произвольные значения. Поэтому для любой точки, характеризующей текущее значение управления, должно выполняться условие (u1..., um) U. Причем выбор множества U должен отражать специфику объекта управления. Во многих технических задачах это множество замкнуто. Введение подобных ограничений приводит к неклассическим задачам вариационного исчисления, которые лучше решать вычислительными методами. Часто встречаются задачи об оптимальном переходе объекта управления из некоторого начального многообразия Ма точек фазового пространства на некоторое конечное многообразие Mv причем размерности этих многообразий могут быть произвольными. В частности, когда оба многообразия равны нулю, то мы приходим к исходной задаче. Совершенно очевидно, что в технических системах не только параметры управления, но и фазовые координаты объекта управления должны подчиняться некоторым физическим ограничениям. Например, высота полета самолета не может быть отрицательной. Следовательно, в общем случае должно выполняться условие () X, где множество X отражает специфику объекта управления и среды его функционирования. Другой задачей оптимального управления может быть задача об оптимальном попадании в движущуюся точку фазового пространства. Допустим, что в фазовом пространстве имеется движущая точка (1.39) Тогда возникает задача об оптимальном приведении объекта (1.33) в совпадение с движущейся точкой (1.39). Эта задача легко сводится к первой, если ввести новые переменные, положив: i= 1, 2... п. (1.40) В результате этого преобразования система (1.33) превращается в новую, правда уже не автономную, а целью управления становится приведение объекта у{ у2,..., уп в неподвижную точку (0, 0,..., 0) фазового пространства. Совершенно новый и практически важный вопрос возникает, когда движение преследуемого объекта не известно заранее, а сведения о нем поступают только с течением времени. Для решения такой задачи нужно иметь некоторые данные о поведении преследуемого объекта. Весьма важным представляется случай, когда преследуемый объект является управляемым и его движение описывается системой дифференциальных уравнений: d /dt = (z1, z2,.., zn,u1 и2,..., um ) (1.41) Задача управления заключается в том, чтобы, зная технические возможности преследуемого объекта, т. е. систему уравнения (1.41) и его положение в каждый данный момент времени, определить управление преследующего объекта в тот же момент времени так, чтобы преследование осуществлялось оптимальным образом. В такой постановке задача рассматривается в теории дифференциальных игр [17, 18]. При этом предполагается, что в начальный момент времени положение преследуемого объекта известно, а дальнейшее его поведение описывается вероятностным образом и процесс его движения считается марковским. В этих предположениях ищется такое управление преследующим объектом (1.33), при котором встреча некоторой малой окрестности объекта (1.33) с преследуемым объектом (1.41) или его малой окрестностью являлась наиболее вероятной. Указанная задача может быть обратной, т. е. ищется управление для преследуемого объекта (1.41), такое, чтобы встреча некоторой малой окрестности объекта (1.41) с преследующим объектом (1.33) или его малой окрестностью являлась наименее вероятной. Более того, может быть задача, когда преследующих объектов несколько. Все эти задачи относятся к теории дифференциальных игр, а оптимальное решение ищется в условиях неполной определенности. Наконец, в сложных интеллектуальных системах, обладающих целесообразным поведением, управление может заключаться в выборе наилучшего решения из множества альтернативных при нечетком и не обязательно вероятностном или статистическом описании динамики объекта управления и окружающей среды, а также при нескалярном показателе качества системы управления. Такие задачи относятся к теории принятия решений [19]. Таким образом, при синтезе сложных систем управления обычно необходимо решать задачи принятия решения (ЗПР) об оптимальности системы. Для случаев, когда удается указать шкалу — целевую функцию, значение которой определяет решение, известны и хорошо развиты теория и методы математического программирования [19], позволяющие проводить качественный и численный анализ возникающих при этом четких задач оптимизации решения. Учет неопределенностей, которые могут возникать при решении задач принятия решения при управлении сложными объектами, функционирующими в плохо формализуемой среде, позволяет применять указанные методы математического программирования с большим или меньшим успехом и в этих случаях. Рассмотрим наиболее популярные вычислительные методы принятия решений. • Математическое программирование (МП). В простейшей ситуации принятия решения лицо, принимающее решение (ЛПР), — разработчик — преследует единственную цель, и эта цель может быть формально задана в виде скалярной функции, т. е. критерия качества выбора. При этом значения критерия качества могут быть получены для любого допустимого набора значений аргументов. Предполагается также, что известна область определения параметров управления (выбора), т. е. компонент выбираемого вектора или, во всяком случае, для любой заданной точки может быть установлено, является ли она допустимым выбором, т. е. принадлежит ли она области определения критерия качества решения. В такой ситуации задача выбора решения может быть формализована и описана моделью математического программирования. В задаче МП требуется вычислить n-мерный вектор X, оптимизирующий (обращающий в максимум или минимум в зависимости от содержательной постановки задачи) критерий качества решения (x) при соблюдении ограничений (x) где f— известные скалярные функционалы, и — заданные числа, G — заранее заданное множество п- мерного пространства. Таким образом, задача МП имеет вид: (1.42) В зависимости от свойств функции f = < /0, /,, •••, /„ > и множества G будет тот или иной класс задач оптимизации. Если все функции f— линейные, a G- многогранное множество, то это задачи линейного программирования (ЛМП). Если среди функций f встречаются нелинейные, то это задачи нелинейного программирования (НМГ1). Среди нелинейных экстремальных задач выделяют выпуклые задачи (ВЗНМП), в которых максимизации подлежат вогнутые функции fn(x) при вогнутых функционалах ограничений f(x) и выпуклой области G. Задачи, в которых G имеет конечное или счетное число точек, выделены в специальный раздел математического программирования — целочисленное или дискретное программирование (ДМП). Если функционал f0 квадратичный, а все остальные функции f линейные и G многогранное множество, то это задачи квадратичного программирования (КМП), которые можно привести к задачам (ЛМП) при использовании теоремы Куна-Таккера [8]. В процессе решения задач большинства оптимального управления, в том числе и управления системами логико-вероятностного типа, можно прийти к задачам МП при выборе оптимального решения, когда имеется возможность построения скалярного критерия качества, в том числе и из атрибутов логических переменных. • Математическое программирование в порядковых шкалах (МППШ). Традиционная схема МП, требующая задания целевой функции, т. е. критерия качества, и функционалов ограничений, может не использоваться в механизме принятия решения. Так как решения во многих случаях принимают люди, то для них часто понятие последовательного предпочтения одного из сравниваемых вариантов другому — более естественный путь выбора рациональной альтернативы, чем формулировка цели и приближение к ней. В этом случае допустимое множество альтернатив целесообразно задавать не неравенствами, а некоторыми условиями предпочтения выбираемых вариантов. Такие ситуации встречаются, в частности, при проектировании, когда выбор должен обеспечивать достижение ряда целей, а его допустимость определяют разные люди, ведающие различными ресурсами, ограничивающими выбор. Для решения таких задач можно обобщить схему математического программирования, переходя от количественных шкал к порядковым, т. е. переходя от моделей, требующих задания функционалов, определяющих цели и ограничения задачи, к моделям, учитывающим предпочтения лиц, участвующих в выборе решения. Это расширяет диапазон приложений теории экстремальных задач и может оказаться полезным в целом ряде ситуаций выбора. В частности, к задачам МППШ можно прийти в процессе решения задач оптимального управления системами логико-лингвистического типа при выборе оптимального решения системы логических уравнений, когда часть атрибутов логических переменных является лингвистическими или нечеткими, но имеется принципиальная возможность упорядочивания предпочтений, формируемых на основании анализа атрибутов и мнения лиц, принимающих решения. Рассмотрим простейший переход от условий экстремальной задачи в количественных шкалах к условиям задачи в порядковых шкалах. Пусть G — некоторое фиксированное компактное множество в — рефлексивные, транзитивные и полные бинарные отношения в шаре, содержащем G предпочтения, g0— предпочтение лица, принимающего решение. При этом —могут интерпретироваться как предпочтения лиц, ограничивающих, каждый по-своему, множество допустимых планов. Некоторые из отношений gj могут определяться обычными функциональными неравенствами, ограничивающими диапазоны изменения различных компонент решения. Обозначим через иi, j = 1, 2,..., r — заданные априори точки G и будем считать, что план х G допустим по j-му ограничению, если xgj иj. т. е. если пара (х, uj) gjСоответственно назовем точку х G допустимым решением, если х gj иj, j = 1, 2,..., r. Задача МППШ представляет собой задачу выбора "наилучшего" (в смысле бинарного отношения gQ) среди допустимых решений. В ней требуется найти одно из решений х* — такое, что:
методы МП. Однако точное вычисление P(CQQ) даже при небольшом числе логических переменных qj представляет собой весьма трудоемкого задачи, которую целесообразно решать приближенно [1]. Кроме того, иногда вместо вероятностных оценок решений уравнений типа: C0Q = 0 используют минимаксные оценки достоверности V(С0 Q), которые вычисляют, используя правила: V() = max{V(), V()} и = min{V(), V()}. Большинство нелинейных задач МППШ не имеет процедуры решения приемлемой трудоемкости. Однако для задач выпуклого МППШ, т. е. для задач, в которых множество G выпукло, а предпочтения g, j = 0, 1, 2,..., r — вогнуты, разработан диалоговый метод решения. Такая процедура позволяет по последовательно предъявляемым альтернативам и получаемой локальной информации о предпочтениях g на соответствующих парах вариантов получить е приближенное решение задачи. При расширении понятия "оптимизация по бинарному отношению" и расширении понятия " оптимальное по g0 решение", удается обобщить метод решения выпуклой задачи МППШ на случай произвольных (нерефлексивных, неполных и нетранзитивных) бинарных отношений [19]. Ожидается, что значительного прогресса в решении задач МППШ удастся достичь за счет применения нейронных сетей. * Обобщенное математическое программирование (ОМП). Обобщенное математическое программирование — это методология, которая распространяет принципы и методы традиционного математического программирования на случай векторных критериев и векторных ограничений. В отличие от традиционной теории оптимизации схемы ОМП не оценивают допустимость и качество каждой альтернативы, а приближаются к решению в процессе сравнения пар альтернатив. Оптимизация и ограничения в ОМП трактуются в терминах отношений предпочтения. Во многих случаях ОМП представляет собой естественный подход к численному решению многокритериальных задач, к принятию групповых решений и к анализу конфликтных ситуаций. Используемый в ОМП подход к выбору решений учитывает предпочтения лиц, принимающих решения. При этом предполагается, что каждый участник процесса принятия решения индуцирует на множестве альтернатив некоторые бинарные отношения и сохраняет их в процессе решения задачи. Формально запись модели ОМП имеет вид:
где f(x), j = 0, 1, 2,..., r— вектор-функции в Rmj, и, — фиксированный вектор в Rm, g.,j =0, 1,2,..., r— бинарные отношения на G с R". Модель ОМП соответствует выбору объектов, основанному на сравнении его характеристик, тогда как МППШ соответствует выбору объектов, производимому при непосредственном сравнении пар объектов. Поэтому структура модели ОМП значительно сложнее. К модели ОМП можно прийти в задачах оптимального управления системами логико-лингвистического типа, если при выборе оптимального решения системы логических уравнений требуется анализировать сложные лингвистические выражения, являющиеся атрибутами (w*, w) или формируемые из атрибутов (w*, w) логических переменных q и q*, характеризующих решения (х*, х). При этом, если указанные лингвистические выражения могут быть сведены к логическим выражениям вида f. = C.Y, где С — идентификационная строка из 0 и 1, Y— вектор, компонентами которого являются конъюнкции логических переменных, характеризующих решения (х*, х), то решение может быть автоматизировано программными средствами искусственного интеллекта [20]. Кроме того, к модели ОМП можно прийти и в процессе решения задач оптимизации управления эволюционно-генетического типа, если в процессе эволюции сохранять неизменными предпочтения ЛПР. Однако для получения приемлемой трудоемкости решения задач ОМП необходимо, чтобы характеристики вектор-функции , области определения решения G и используемые бинарные отношения удовлетворяли некоторым специальным требованиям. Так, конструктивные методы анализа задач ОМП построены для случаев, когда составляющие вектор-функции f(x) — линейные или вогнутые функции, G— выпуклое множество, а бинарные отношения g — непрерывные, вогнутые, монотонные и регулярные предпочтения. Такие модели ОМП называют моделями обобщенного выпуклого программирования (ОВП). Решение задач ОМ П в настоящее время связывают с использованием нейронных сетей и сред типа A- life. • Многошаговые задачи обобщенного математического программирования (МнОМП). В предыдущем случае функция выбора (ФВ), определяемая предпочтениями ЛПР, была постоянна. Многошаговая схема обобщенного математического программирования может реализовывать произвольную ФВ на конечном множестве вариантов. Схема МнОМП предполагает некоторое расширение понятия "задача ОМП". Это расширение сводится к тому, что допустимое множество решений разрешается получать из множеств решений, выделяемых отдельными ограничениями задачи (xguj), не только их пересечением (уничтожение плохих особей в системе A-life), но и их объединением (скрещивание особей в системе A-life). К МнОМП можно прийти в задаче оптимизации управления эволюционно-генетического типа при изменяющихся предпочтениях ЛПР. Схема МнОМП представляет собой множество задач ОМП, каждая из которых отвечает фиксированному предъявлению X. При этом решение исходной задачи ОМП может быть принято в качестве входа (предъявления) для другой задачи ОМГ1 и т. д. Таким образом, приходим к последовательной многошаговой схеме ОМП. Однако последовательная схема не реализует все ФВ. В частности, в рамках последовательной схемы не могут быть сформированы некоторые экстремальные задачи, например задача о минимаксе. Недостаток последовательной схемы можно устранить, если разрешить использование на шаге t результатов предыдущих шагов. Для построения схемы МнОМП с большим числом шагов изменения ФВ с заданной точностью требуется чрезмерно много наблюдений за реализациями ФВ. Кроме того, вычислительная сложность решения задач МнОМП быстро растет с увеличением числа шагов. Поэтому возникает проблема аппроксимации ФВ функциями, реализуемыми более простыми механизмами, такими, например, как схема безусловной оптимизации по би- нарному отношению (уничтожение худшей из двух особей после скрещивания), одно-, двух- и т. д. шаговые схемы ОМГ1 (уничтожение худших после первого, второго и т. д. шагов эволюции). Однако использование современных систем типа A-life позволяет достичь определенного прогресса в решении задач МнОМП. Таким образом, при формализации задач управления сложными динамическими системами последние целесообразно разбить на подсистемы, описываемые моделями разного уровня сложности и соответственно всю задачу разбить на ряд вложенных друг в друга подзадач, для решения каждой из которых могут быть использованы предназначенные для них методы и средства. При этом нечеткие задачи являются наиболее сложными, особенно в случае управления в человеко-машинных системах. В настоящее время имеется определенное количество вычислительных методов принятия решения, применение которых в задачах оптимизации нечетких систем в совокупности с современными программными средствами искусственного интеллекта открывает новые возможности существенного повышения уровня автоматизации управления в сложных системах. Рассмотренные вычислительные методы не исчерпывают все возможные методы решения задач оптимизации управления. Однако они являются наиболее продвинутыми в теоретическом плане и в части реализации с помощью интеллектуальных программных систем [1, 20]. Поэтому изложенные методы могут рассматриваться как конструктивная основа рационального выбора решений подобных задач. Кроме того, в зависимости от решаемого типа задачи можно с большим или меньшим успехом использовать готовые вычислительные алгоритмы и соответствующие инструментальные программные средства, среди которых в настоящее время широко применяются нейронные сети и программные системы A-life с генетическими алгоритмами. Следует ожидать, что некоторое обобщение механизмов выбора позволит существенно расширить приложения теории принятия решений в области инженерии знаний, а точнее — методах синтеза знаний. По-видимому, целесообразно уточнить определение "база знаний", установив общие и гибкие структуры фиксации и накопления знаний на основе формализации обобщенной функции выбора.
УПРАВЛЯЮЩИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 2.1 Обобщенное описание Структура ЭВМ, получившая имя Дж. фон Неймана, была описана им в "Первом наброске отчета по ЭДВАКу" (First Draft jf a Report on the ED VAC, 1945 г.). В нем приводится, ставшее впоследствии классическим, деление компьютера на арифметическо-логическое устройство, устройство управления и память. Здесь же высказана идея программы, хранимой в памяти. Существенным недостатком машин фон Неймана является принципиально низкая производительность, обусловленная последовательным характером организации вычислительного процесса. Наличие одного процессора обусловливает и другой недостаток этих машин — низкую эффективность использования памяти. В самом деле, память однопроцессорных ЭВМ можно представить как длинную последовательность ячеек. Центральный процессор выбирает содержимое одной из них, дешифрирует, исполняет команду и, при необходимости, возвращает результат памяти в заранее обусловленную ячейку. Затем обращается к очередной ячейке для считывания следующей команды, и процесс повторяется до тех пор, пока не будет выбрана последняя команда исполняемой программы. Нетрудно заметить, что подавляющее большинство ячеек памяти бездействуют. Если ввести понятие коэффициента использования аппаратуры как отношение числа одновременно работающих элементов ЭВМ к общему числу этих элементов, то для машин фон Неймана этот коэффициент будет очень низким. Почти все современные компьютеры основаны на этих идеях. Они содержат большую память и процессор, снабженный локальной памятью, ячейки которой называются регистрам»;. Процессор может загружать данные из памяти в регистры, выполнять арифметические и логические операции над содержимым регистров и отсылать значения регистров в память. Каждое устройство этой машины реализуется комплексом устройств, объединенных в вычислительную систему каналами связи и дисциплиной использования ресурсов ввода-вывода, памяти и времени, дисциплиной выполнения вычислений, дисциплиной управления выполнением программы и управления потоком программ. Программа такой машины представляет собой последовательность команд выполнения перечисленных операций вместе с дополнительным множеством команд управления, влияющих на выбор очередной команды. Хотя компьютеры предназначены для использования людьми, возникающие при их создании трудности были столь значительны, что язык описания проблемы и инструкций для их решения на компьютере разрабатывался применительно к инженерным решениям, заложенным в конструкцию компьютера. По мере преодоления технических проблем построения компьютеров накапливались проблемы, связанные с их использованием. Трудности сместились из области выполнения программ компьютера в область создания программ для компьютера. Начались поиски языков программирования, пригодных для человека. Начиная с языка, воспринимаемого компьютером (машинного языка), стали появляться более удобные формализмы и системы обозначений. И хотя степень абстракции языков возрастала, начиная с языка ассемблера и далее к Фортрану, Алголу, Паскалю, Аде и т.д., все они несут печать машины с архитектурой фон Неймана. Например, в однопроцессорной машине имеются процессор, оперативная память, внутренние часы (таймер), внешние часы, внешние устройства и шины: адресная, данных и управления. Таймер вырабатывает сигналы одинаковой временной протяженности, которые используются при управлении внутренним потоком информации. Внешние часы используются для измерения работы пользователя и измерения времени, которое занимает выполнение тех или иных операций. Через определенные промежутки времени таймер генерирует прерывание и процессор опрашивает все активные устройства, вырабатывающие запросы на обслуживание процессором (прерывания). Устройства обслуживаются в соответствии с установленными приоритетами прерываний, и после обслуживания процессор удаляет выставленное устройством прерывание. Приоритеты могут изменяться программно, и тогда изменяется порядок обслуживания. Таймер используется процессором и для разделения времени между программами (задачами). Дисциплина обслуживания может учитывать структуру оперативной памяти, количество поступивших на обслуживание программ и назначенные им приоритеты. Дисциплина разделения времени может изменяться, если при выполнении программ определяются характеристики, которые учитываются при их дальнейшем выполнении. В тех случаях, когда память организована постранично и программы, поступившие на обслуживание, могут быть все загружены в оперативную память, программам могут отводиться разные страницы, и прерывание выполнения текущей программы и переход к выполнению следующей программы происходят без выгрузки программы из оперативной памяти, иначе текущая программа выгружается из оперативной памяти и загружается следующая. Порядок выполнения программ определяется выбранным алгоритмом в соответствии с приоритетами и временем, уже затраченным на ее выполнение. Рассматривая сложные многопроцессорные машины для высокоскоростных вычислений, можно увидеть, что, несмотря на различную архитектуру, все управляющие вычислительные машины (УВМ) описываются с помощью обобщенной машины фон Неймана, в основе которой лежат различные автоматические системы дискретного действия для переработки информации и которые в кибернетике обычно называют "автоматами" или "конечными автоматами". Поэтому анализ и синтез указанных устройств основывается на теории систем дискретного действия, которая охватывает широкий круг вопросов, связанных с исследованием возможности автоматизации тех или иных процессов переработки информации, повышением производительности и надежности обработки информации и созданием эффективных методов их анализа и синтеза новой элементной базы.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |