КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и функции процесса управления
Ключевые понятия и термины УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ КИЕВ 2005
Глава 3. Управление предприятиями................................ 68 3.1. Сущность и функции процесса управления................... 68 3.2. Методы управления деятельностью предприятий......... 73 3.3. Организационные структуры управления предприятиями 75 3.4. Высшие органы государственного управления предприятиями и организациями 80
Управление предприятием; функции управления; принципы управления; методы управления; организационные структуры управления; высшие органы государственного управления. Необходимость управления. В соответствии с основными положениями теории систем любой субъект, явление или процесс (включая предприятие) можно рассматривать как систему. Под системой понимают совокупность взаимосвязанных в одно целое элементов. Элемент системы — это часть целого, которая в процессе анализа не подлежит разделению на составляющие. Следовательно, любая система: во-первых, состоит из двух или большего количества элементов; во-вторых, каждый элемент системы имеет присущие только ему качественные характеристики; в-третьих, между элементами системы существуют связи, с помощью которых они влияют друг на друга; в-четвертых, система не может существовать вне времени и пространства. Система имеет временную сущность (ее состав может быть определен в каждый данный момент), а также свои пределы и внешнюю среду. Первая особенность предприятия как системы состоит в его открытости, т. е. предприятие может существовать только при условии активного взаимодействия с внешней средой (рис. 3.1). Оно «выбирает» из промежуточной и общей внешней среды основные факторы производства, а затем, преобразовывая их в продукцию (товары, услуги, информацию) и отходы, направляет их во внешнюю среду. Условием жизнеспособности системы является полезный (выгодный) обмен между «входом» и «выходом». Другая особенность предприятия как системы: оно является искусственной системой, созданной человеком ради своих собственных интересов, прежде всего совместного труда. Поэтому очевидной характеристикой любого предприятия является разделение труда. Раздел I Глава 3 Различают две формы разделения труда: горизонтальную и вертикальную. Первая — это разделение трудовых операций на отдельные задания. Результатом горизонтального разделения труда является формирование подразделений предприятия, выполняющих отдельные части общего трансформационного процесса. Поскольку работу на предприятии делят между подразделениями и отдельными исполнителями, кто-то должен координировать их действия, чтобы достичь общей цели деятельности. Поэтому объективно возникает потребность в отделении управленческого труда от исполнительского. Таким образом, необходимость управления связана с процессами разделения труда на предприятии. Управление, которое (в широком понимании) является деятельностью, обеспечивающей координацию работы других людей (трудовых коллективов), также является сложной системой. Дифференциация и координация управленческого труда, формирование уровней управления осуществляются с помощью вертикального разделения труда. Функции управления. Предприятия различаются между собой по размерам, сферам деятельности, технологическим и другим параметрам, однако все они как системы имеют и определенные общие черты (характеристики), среди которых, в первую очередь, нужно назвать функции управления — объективно обусловленные общие направления или сферы деятельности, совокупность которых обеспечивает эффективное кооперирование совместного труда. Для выяснения природы и сущности каждой из них необходимо рассмотреть механизм функционирования простейшей искусственной системы (рис. 3.2). Структура этой модели содержит два элемента: элемент U — управляющий; элемент Е — исполнительный. Управляющий элемент воспринимает: через входной канал импульс из внешней среды (Y\); через канал обратной связи импульсы, касающиеся его собственного состояния (Х\) и состояния структуры системы (ХЇ). На основе воспринятых импульсов управляющий элемент начинает функционировать. Сначала он определяет конкретное (количественное) значение выходного параметра Уг, т. е. формулирует цель деятельности системы. Затем он вырабатывает импульс Хз и посылает его исполнительному элементу (эффектору). Этот импульс имеет характер команды. На блок-схеме показано, что эффектор воспринимает также импульсы Z из внешней сферы. Это так называемые препятствия, мешающие достижению цели управления.
Рис. 3.2. Блок-схема функционирования простейшей искусственной системы Под влиянием команды управляющего элемента и внешних препятствий эффектор начинает функционировать. Результат его деятельности — выходной импульс Yi- Но прежде чем послать его во внешнюю среду, эффектор информирует управляющий элемент о выполнении полученной команды Х2 через канал обратной связи. Согласовывая принятую от эффектора информацию с ранее определенной целью деятельности системы, управляющий элемент снова начинает функционировать. Если результаты деятельности эффектора совпадают с целью, то эффектор получает команду послать выходной импульс Yj во внешнюю среду. В случае несовпадения управляющий элемент вырабатывает новые команды, которыми направляет действия эффектора. Следовательно, в структуре системы управляющий элемент выполняет вполне конкретные функции. Во-первых, он определяет цель функционирования. По- Во-вторых, каждая операция трансформационного процесса должна иметь своего носителя, т. е. выполняться определенным элементом данной системы. Таким образом, реализация трансформационного процесса предусматривает также и определение того, кто именно должен выполнять ту или иную конкретную операцию и как исполнители должны взаимодействовать между собой. Эти процессы характеризуют сущность организации как функции управления. Организация — это процесс формирования структуры системы, распределение заданий, полномочий и ответственности между работниками предприятия для достижения общей цели его деятельности. В-третьих, эффектор в системе занимает подчиненное положение, причем, во время протекания трансформационного процесса он может отказаться выполнять свои обязанности, определенные планом. Поэтому для достижения поставленной цели руководитель любого уровня должен не только спланировать и организовать работу, но и заставить людей ее выполнять. Для этого необходимо создать условия, при которых исполнители понимали бы, что они могут удовлетворить свои личные потребности только тогда, когда будет обеспечено достижение целей предприятия. Это означает, что управляющий элемент должен выполнять надлежащим образом функцию мотивации. Мотивация — это, собственно, и есть процесс побуждения членов трудового коллектива к совместным согласованным действиям для достижения поставленной цели. В-четвертых, для того, чтобы предупредить появление внешнего препятствия и возможные отклонения от ожидаемых результатов деятельности системы, управляющий элемент должен устанавливать параметры деятельности эффектора, измерять достигнутые результаты работы, сравнивать их с запланированными, при необходимости — корректировать деятельность, накапливать опыт для совершенствования планирования. Именно этим можно объяснить необходимость выполнения управляющим элементом контролирующих функций. Эти четыре основные функции тесно связаны между собой в едином процессе управления. Плохое планирование или несовершенная организация так же, как и слабая мотивация труда или неудовлетворительный контроль, отрицательно влияют на результаты деятельности предприятия в целом. С учетом этого важно подчеркнуть, что управление предприятием отражает совокупность взаимосвязанных процессов планирования, организации, мотивации и контроля, обеспечивающих формирование и достижение целей предприятия. 72 Раздел 1 3.2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ Понятие и классификация методов управления. Практическая реализация функций управления осуществляется с помощью системы методов управления. Привести в действие организованную систему, чтобы получить необходимый результат, можно только через влияние на нее управляющего органа или лица. При этом необходимы определенные инструменты согласованного воздействия, которые и обеспечивают достижение поставленных целей. Такие инструменты принято называть методами управления. Методы управления — это способы влияния на отдельных работников и трудовые коллективы в целом, которые необходимы для достижения цели фирмы (предприятия, организации). Управление фирмой (предприятием, организацией) направлено на людей, круг их интересов, прежде всего материальных. Поэтому основой классификации методов управления является внутреннее содержание мотивов, которое положено в основу производственной или любой другой деятельности человека. По своему содержанию мотивы деятельности можно разделить на материальные, социальные и мотивы принудительного характера. В соответствии с этим различают экономические, социально-психологические и организационные методы управления. Содержательная характеристика методов управления. Все названные методы управления органически взаимосвязаны и используются не изолированно, а комплексно. Однако ведущими нужно считать именно экономические методы. Организационные методы создают предпосылки для использования экономических методов. Социально-психологические методы дополняют организационные и экономические и создают в совокупности необходимый арсенал средств управления деятельностью предприятия. 1. Экономические методы управления — это такие методы, которые реализуют материальные интересы человека, связанные с его участием в производственных процессах (любой другой деятельности), путем использования товарно-денежных отношений. Эти методы имеют два аспекта реализации. Первый аспект характеризует процесс управления, ориентированный на использование созданного на общегосударственном уровне экономического сегмента внешней среды. Сущность этого аспекта: • формирование системы налогообложения субъектов хозяй- Глава 3 • определение действенной амортизационной политики, обеспечивающей обновление (воспроизводство) материальных и нематериальных активов предприятия; • установление государством минимального уровня заработной платы и пенсий и т. п. Второй аспект экономических методов управления связан с управленческим процессом, ориентированным на использование разнообразных экономических рычагов, таких как финансирование, кредитование, ценообразование, штрафные санкции и т. п. 2. Социально-психологические методы управления реализуют Все большую значимость приобретают такие факторы, как содержательность и творческий характер труда, возможности проявления инициативы, общественное признание, моральное поощрение и т. п. Поэтому понимание закономерностей социальной психологии и индивидуальной психики работника является необходимым условием эффективного управления производством или любым другим видом деятельности. Практическая реализация социально-психологических методов управления осуществляется с помощью различных способов социального ориентирования и регулирования, групповой динамики, решения конфликтных ситуаций, гуманизации труда и т. п. 3. Организационные методы управления базируются на мо Содержание регламентных методов состоит в формировании структуры и иерархии управления, делегировании полномочий и ответственности определенным категориям работников фирмы, определении ориентиров деятельности подчиненных, предоставлении методической, инструктивной и другой помощи исполнителям. Распорядительные методы управления охватывают текущую (оперативную) организационную работу и базируются, как правило, на 74 приказах руководителей предприятий (организаций). Они преду- Раздел 1 сматривают определение конкретных заданий для исполнителей, распределение этих заданий между ними, контроль выполнения, проведение совещаний по вопросам текущей деятельности фирмы (предприятия, организации). Профессионально умелое применение экономических, социально-психологических и организационных методов управления в большинстве случаев обеспечивает достаточно эффективное хозяйствование. 3.3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ Общая характеристика организационной структуры управления. В теории управления организационная структура определяется как абстрактная категория, характеризующаяся тремя такими параметрами: степень сложности, степень формализации и степень централизации. Под сложностью понимается то, как много отличительных признаков имеет организация. Чем глубже разделение труда, чем больше вертикальных уровней в иерархии управления, чем больше структурных подразделений, тем сложнее координировать деятельность людей в организации. Объем разработанных правил и процедур, руководствуясь которыми организация направляет поведение своих сотрудников, и представляет собой формализацию. Чем больше правил и регуляторов, определяющих то, что можно и что запрещено делать работникам организации, тем более формализованной является структура организации. Централизация определяет место, где сосредоточено право принятия решений. Если все решения (или их большинство) принимаются высшими руководителями, тогда организация является централизованной. Децентрализация означает, что право принятия решений передается (делегируется) с высших уровней управления на низшие. В процессе реализации функции организации задача менеджмента заключается в том, чтобы придать всем компонентам организации такую форму и так «состыковать» их друг с другом, чтобы предприятие представляло собой единое целое и функционировало максимально эффективно. Поэтому на любом предприятии имеет место соподчиненность его составных частей, уровней управления, четкое разделение власти, прав и ответственности. Для изображения структурных взаимосвязей основных уровней и подразделений предприятия, их соподчиненности на практике используются схемы организационной структуры управления. Эти схемы являются только «скелетом» системы управления, поскольку не раскрывают состава и содержания функций, прав и обязанностей подразделений и должностных лиц. Глава 3 Типы организационных структур управления. В практике хозяйствования может применяться несколько типов организационных структур в зависимости от масштабов деятельности, производственно-технологических особенностей, стратегических и текущих задач предприятия (фирмы). 1. Линейная организационная структура управления — это такая структура, между элементами которой существует только одноканальное взаимодействие (рис. 3.3, а). При такой организационной структуре управления каждый подчиненный имеет лишь одного руководителя, который и выполняет все административные и специальные функции в соответствующем структурном подразделении. Преимуществами организационной структуры управления линейного типа являются: четкость взаимоотношений, однозначность команд, оперативность подготовки и реализации управленческих решений, надежный контроль. Но руководитель при этом должен быть высококвалифицированным универсалом, способным решать любые стратегические и текущие вопросы деятельности подчиненных ему подразделений (звеньев). 2. Основой функциональной организационной структуры управления является разделение функций управления между отдельными подразделениями аппарата управления (рис. 3.3, б). Это значит, что каждое производственное подразделение получает распоряжения одновременно от нескольких руководителей функциональных отделов. Такая организационная структура обеспечивает компетентное руководство каждой управленческой функцией. Однако этот тип оргструктуры имеет определенные недостатки: нарушается принцип единоначалия, возможны противоречивость распоряжений, сложность координации деятельности управленческих служб, снижение оперативности работы органов управления. 3. Линейно-функциональная организационная структура управления опирается на распределение полномочий и ответственности по функциям управления и порядок принятия решений по вертикали (рис. 3.3, в). Она позволяет организовать управление по линейной схеме (директор — начальник цеха — мастер), а функциональные отделы аппарата управления предприятия лишь помогают линейным руководителям решать управленческие задачи. При этом линейные руководители не подчинены руководителям функциональных отделов аппарата управления. Такая структура управления благодаря своей иерархичности обеспечивает быструю реализацию управленческих решений, способствует специализации и повышению эффективности работы функциональных служб, делает возможным необходимый маневр ресурсами. Она является наиболее целесообразной при массовом Раздел I производстве с устоявшимся ассортиментом продукции и незначительными эволюционными изменениями технологии ее изготовления. Однако в условиях частых технологических изменений, обновления номенклатуры продукции использование этой оргструктуры замедляет сроки подготовки и принятия управленческих решений, не обеспечивает надлежащей согласованности в работе функциональных отделов (подразделений). Рис. 3.3. Организационные структуры управления предприятиями: а — линейная; б — функциональная; в — линейно-функциональная; Г.Р — генеральный руководитель; Л.Р — линейный руководитель; Ф.Р — функциональный руководитель; И — исполнитель 4. Дивизиональная организационная структура управления (рис. 3.4) базируется на углублении разделения управленческого труда. При ее применении происходят процессы децентрализации оперативных функций управления, осуществляемых производственными структурными звеньями, и централизации общекорпоративных функций (стратегические решения, маркетинговые исследования, финансовая деятельность и т. п.), которые концентрируются в высших звеньях администрации интегрированных предпринимательских структур. Следовательно, при дивизиональной структуре каждое производственное подразделение корпорации (концерна) имеет собственную достаточно разветвленную структуру управления, обес-печивающую автономное его функционирование. Лишь стратеги-
Глава 3 ческие функции управления централизованы на корпоративном уровне. При дивизиональной структуре управления группирование видов деятельности субъекта хозяйствования осуществляется с применением принципа разделения труда по целям. Это означает, что вокруг определенного производства формируется автономная организационная общность. При этом возможны три способа группирования производственных подразделений: 1) продуктовый (изготовление определенного продукта); 2) по группам потребителей (удовлетворение потребностей определенной группы потребителей); 3) по месту нахождения (размещение в определенном географическом районе). Рис. 3.4. Модель дивизиональной организационной структуры управления предприятием Преимуществами дивизиональной организационной структуры управления являются: гибкое реагирование на изменения во внешней среде, более быстрое принятие управленческих решений и улучшение их качества. Но в то же время она требует увеличения численности аппарата управления и затрат на его содержание. 5. При матричной организационной структуре управления наряду с линейными руководителями предприятия и функциональным аппаратом управления формируют еще и временные специализированные звенья — проектные группы 78 (рис. 3.5). Раздел 1 Глава 3 Проектные группы создаются из специалистов постоянных функциональных отделов и лишь временно подчиняются руководителю проекта. После завершения работ над проектом они возвращаются в свои функциональные подразделения. Руководитель проекта выполняет роль линейного руководителя в отношении специалистов проектной группы. Главная особенность матричных организационных структур — это их исключительно высокая гибкость и ориентация на нововведения. Однако матричные структуры управления имеют и определенные недостатки: увеличение численности управленческого персонала и количества информационных связей между работниками подразделений, возможные конфликтные ситуации между ними. 3.4. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ Система государственного управления субъектами хозяйствования. Кроме внутренних органов управления предприятиями и организациями, существуют высшие органы общегосударственного управления всеми субъектами хозяйствования. Формирование и функционирование таких органов управления является объективно необходимым и целесообразным ввиду потребности в таких управленческих решениях, принятие и практическая реализация которых находятся вне возможностей и компетенции предприятий и организаций. Действующая в Украине система общегосударственного управления предприятиями, организациями и другими первичными звеньями (образованиями) национальной экономики показана на рис. 3.6. Президент Украины как глава государства в рамках своих полномочий, определенных Конституцией Украины, руководит всеми сферами деятельности общества, включая экономику. С этой целью он издает соответствующие указы и распоряжения, проводит деловые встречи и совещания с должностными лицами соответствующего уровня, осуществляет рабочие поездки в регионы (области, города), посещает те или другие предприятия (организации). Определенные управленческие решения принимает также глава Администрации Президента. Верховная Рада (парламент) Украины участвует в управлении экономикой, отдельными ее сферами и отраслями опосредованно, через формирование необхо-80 димой законодательной базы. Раздел 1 Рис. 3.6. Система общегосударственного управления предприятиями и организациями в Украине Центральную исполнительную власть государства представляет Кабинет Министров Украины, который и реализует социально-экономическую политику страны, координирует и направляет деятельность конкретных звеньев национальной экономики через соответствующие центральные органы исполнительной власти — министерства, государственные комитеты, комиссии, другие учреждения. Центральными органами исполнительной власти, руководители которых входят в состав Кабинета Министров непосредственно и которые образуют систему государственного управления субъектами хозяйствования (деятельности), являются конкретные министерства, комитеты и другие центральные ведомства. Основными составляющими действующей системы общегосударственного управления сферой экономики служат отраслевые и функциональные министерства. Любое министерство возглавляет министр, который имеет не Глава 3 В состав органов управления министерства входят департаменты (управления) и отделы, которые руководят предприятиями (организациями) по определенным вопросам в пределах своей компетенции. Важным рабочим органом министерства является коллегия, членами которой состоят министр, заместители министра, начальники (руководители) основных департаментов и отделов. В составе каждого министерства существуют необходимые функциональные департаменты: планово-экономический, технический, маркетинга, по связям с зарубежными странами, финансовый, труда и заработной платы, производственно-диспетчерский, центральная бухгалтерия и др. Организация и взаимодействие центральных органов исполнительной власти. Производственно-хозяйственную и прочую деятельность отдельных предприятий (организаций) или их интеграционных образований координируют функциональные и отраслевые министерства, комитеты и другие центральные органы исполнительной власти. Существует определенная схема организации и взаимодействия центральных органов исполнительной власти. Прежде всего нужно назвать министерства, руководители которых входят в состав Кабинета Министров Украины: • Министерство аграрной политики; • Министерство внутренних дел; • Министерство экологии и природных ресурсов; • Министерство экономики и по вопросам европейской Интеграции; • Министерство иностранных дел; • Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы; • Министерство культуры и искусств; • Министерство обороны;
• Министерство образования и науки;» Министерство здравоохранения; • Министерство топлива и энергетики; • Министерство труда и социальной политики; • Министерство промышленной политики; • Министерство транспорта; • Министерство финансов; • Министерство юстиции; К высшим органам государственного управления предприятиями (организациями) принадлежат также государственные комитеты и другие центральные органы исполнительной власти, статус которых приравнивается к статусу Государственного ко- митета- Украины: 82 Раздел 1 • Государственный комитет по строительству и архитектуре; • Государственный комитет по вопросам жилищно-коммунального хозяйства; • Государственный комитет по водному хозяйству; • Государственный комитет по земельным ресурсам; • Государственный комитет связи и информатизации; • Государственный комитет по энергосбережению; • Государственный комитет информационной политики, телевидения и радиовещания; • Государственный комитет лесного хозяйства; • Государственный комитет стандартизации, метрологии и сертификации; • Государственный комитет статистики; • Национальное космическое агентство; • Главное контрольно-ревизионное управление; • Государственное казначейство. Кроме того, функционируют центральные органы исполнительной власти со специальным статусом. Такими являются: • Антимонопольный комитет; • Государственная налоговая администрация; • Государственная таможенная служба; • Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства; • Государственный комитет ядерного регулирования; • Национальная комиссия регулирования электроэнергетики; • Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку; • Фонд государственного имущества. Конкретные функции, выполняемые центральными органами государственного управления, определяются в большинстве случаев уже самим названием этих органов. Пояснения осуществляемых ими функций требуют лишь некоторые центральные органы управления, в частности: Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции — определяет главные направления экономической политики государства, направляет внешнеэкономическую деятельность и торговлю; Фонд государственного имущества — проектирует и реализует ежегодные программы приватизации государственных предприятий (организаций); Государственное казначейство — разрабатывает и реализует Глава 3 Нужно знать также те центральные органы исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через соответствующих министров: через министра экономики и по вопросам европейской интеграции: Госкомитет Украины по энергосбережению; Госкомитет стандартизации, метрологии и сертификации Украины; через министра финансов: Главное контрольно-ревизионное управление и Государственное казначейство Украины. Другие центральные органы и учреждения: • Счетная палата; • Национальный банк; • Генеральная прокуратура.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |