КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основополагающая концепция
Вопросы для размышления и самоконтроля
1.Раскройте содержание и соотношение терминов: коммуникация — коммуникативный процесс, информация — информационный процесс, взаимодействие — управленческие отношения. 2. Опишите используемые в органах управления различные модели коммуникативных сетей. 3. Какова роль руководителя в коммуникационном процессе? 4. Назовите основные причины неэффективных коммуникаций в системе управления. 5. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю управленческую информацию, их подвиды. 6. Как сформировать систему информации в конкретной организации? 7. Что такое управленческая информация? Каким требованиям она должна отвечать?
Тема 10. Организация труда и управленческой деятельности в государственных учреждениях
• Основополагающая концепция • Организация управленческого труда как система организационно-технических мер • Разделение труда в государственном органе • Основные направления совершенствования организации труда аппарата государственных учреждений • Организация управленческой деятельности в масштабе всей системы государственного управления • Организация труда в группах структурных подразделений
Рассмотрим базовые понятия темы и их соотношение. Труд в толковом словаре В. И. Даля объясняется как «работа, занятие, упражнение, дело — все, что требует усилий, стараний, заботы; всякое напряжение телесных или умственных сил; все, что утомляет»[52]. Подобное толкование подкрепляется длинным рядом народных поговорок и пословиц. Очевидно, что труд — это вечная среда человека, способ существования и удовлетворения естественных материальных потребностей («Богу молись, а сам трудись», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Труд кормит и одевает»). Труд — это необходимо вечный ресурс развития человека («Труд человека кормит, а лень портит», «Терпенье и труд все перетрут»). К таким же вечным, естественным свойствам труда относится его целесообразность, обращенность его ко благу собственно трудящегося человека и близких («Бесполезный труд не послуга», «Без труда нет добра», «Для родимого и труд не в труд»). Труд извечно был мерой оценки человека, его общественного признания («О добре трудиться, есть чем похвалиться»). Для современного развитого человека труд — естественная потребность самоактуализации бытия, и это многими признается как критерий зрелости человека. Итак, труд можно определить следующим образом: целесообразная, целенаправленная работа (занятие, дело), требующая напряжения физических и умственных сил и удовлетворяющая различного рода и уровня потребности и интересы человека. Понятие «труд» часто объясняется через «деятельность»1. В связи этим необходимо уточнить содержание дефиниции «деятельность» — однопорядковой, близкой, но не синонимичной «труду». Современный философский словарь определяет деятельность как специфическую форму активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование [53] (выделено мною. — Н. Г.). Деятельность предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности. Понятие деятельности как мировоззренческого и миропреобразуюшего принципа утверждалось начиная с немецкой классической философии, когда в европейской культуре восторжествовала новая концепция личности, характеризуемой рациональностью, многообразными направлениями активности и инициативы (Кант, Фихте). В ранг всеобщего основания культуры впервые деятельность возвел Фихте, рассматривая субъект («Я») как чистую самодеятельность, как свободную активность, которая созидает мир («Не-Я») и ориентируется на этический идеал. Если труд — движущая сила, ресурс развития каждого человека (и не только человека, но любого живого существа), то деятельность как форма активного созидающего взаимодействия личности с социальной средой является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества. Существуют многообразные классификации деятельности — разделение ее на духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т. д. С точки зрения творческой роли деятельности в социальном развитии особое значение имеет деление ее на репродуктивную, т. е. направленную на получение уже известного результата известными же способами, и продуктивную или творческую, связанную с выработкой новых целей и соответствующих им средств, или с достижением известных целей с помощью новых средств.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |