КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация управленческой деятельности в масштабе всей системы государственного управления 2 страница
Не нуждается, казалось бы, в доказательстве тот факт, что этот вид управленческого труда по самой своей сути требует от человека высокого управленческого образования, профессионализма. Тем не менее требования к профессиональным способностям, управленческому образованию предъявлены законодателем (Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации») только к лицам, замещающим должности категории «Б» и «В». Тем же, кто может замещать государственные должности категории «А», нигде и никакие требования не определены. Что же из этого следует? А то, что должностное лицо действует так, как это понимает. Административный вид управленческого труда на государственной службе представлен в основном действиями по выполнению многочисленных функций планирования, организации, координации, мотивации, регулирования, анализа и контроля за состоянием дел в организации, за деятельностью государственной службы. Как правило, это руководители и специалисты, управленцы, замещающие должности категории «В» и входящие в группы должностей, начиная с ведущей. Операторный вид управленческого труда представлен разнообразием действий, направленных на техническое обеспечение управленческого труда, труда специалистов государственной службы, включает многочисленные виды деятельности по обработке документов, сбору, учету и хранению информационных баз данных, работы с ними, а также выполнение других видов труда исполнительного и обслуживающего характера. К этому виду можно отнести государственных служащих, замещающих должности категории «В» и входящих в группу старших (специалисты.1-й и 2-й категорий) и младших должностей государственной службы. В каждом государственном (муниципальном) учреждении существует горизонтальное разделение труда управленцев по функциям (подразделениям). Функциональная структура работ на каждом уровне Управления неодинакова. При движении от низового уровня к высшему увеличиваются число и сложность задач по составлению планов и организации всей деятельности органа власти, повышается" значение контрольной функции. На низовом и среднем уровнях управленцы заняты координацией совместной деятельности, поэтому эта функция становится наиболее важной. Более глубокое горизонтальное разделение труда служащих предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим этапы управленческого цикла. Это, в свою очередь, связано с технологическим разделением труда. Технологическое разделение труда учитывает виды выполняемых Работ, предполагает расчленение процесса управленческой деятельно сти на отдельные стадии с привлечением к ним различных групп управленцев и специалистов, обеспечивающих подготовку, принятие и реализацию управленческого решения. Профессионально-квалификационное разделение труда служащих учитывает сложность выполняемых работ, раскрывает предметную область деятельности и представлено содержанием профессионально-квалификационных требований в конкретной (предметной) сфере управления. По данному критерию в составе аппарата управления выделяются четыре категории работников: руководители, специалисты (и эксперты), ответственные исполнители (административно-должностные лица) и оперативные исполнители. Таким образом, специализация человека в сфере государственного управления представлена, с одной стороны, возможностью реализации им своих профессиональных способностей, а с другой — выполнением трудовых функций, должностных обязанностей, заданных конкретной должностью. В этом случае организация, государственный орган власти могут быть представлены двумя формальными структурами: профессионально-квалификационной структурой (совокупностью профессий, специальностей и квалификаций персонала), т. е. живым, субъективированным профессиональным опытом, а также должностной, организационной структурой — объективированным профессиональным опытом. Специализация как условие повышения профессионализации управленческого труда требует усиления координации управленческой деятельности. Кооперация (от лат. соорега1ю — сотрудничество) понимается наряду с разделением труда важнейшей необходимой формой организации труда, при которой много лиц совместно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но связанных между собой процессах труда. В управленческой деятельности выбор форм разделения труда и кооперации, определения пределов специализации является делом непростым и очевидным. Здесь не может быть единых рецептов для всех органов государственного управления, необходимо учитывать специфические аспекты труда в каждом учреждении: правовые, социальные, технологические, психологические. Иначе выгоды, достигаемые в отдельном частном случае, могут привести к ущербу в общем деле и наоборот. Специализация отдельных элементов управленческой системы может привести к снижению надежности всего механизма ее функционирования. Так, при специализации заместителей руководителя учреждения по определенным сферам деятельности обеспечивается эффективное функционирование вверенных им подразделений лишь при условии их одновременной работы. Как только один из заместителей убывает на какой-то период, функционирование руководимой им подсистемы иногда сразу же нарушается, поскольку оставшиеся заместители часто не в состоянии обеспечить одновременно разные виды деятельности. Следовательно, целесообразно предусмотреть и обеспечить взаимозаменяемость заместителей. Для избежание негативных моментов в организации труда аппарата необходимо изучать накопленный опыт, проводить соответствующие исследования и эксперименты. Только таким путем можно определить оптимальные формы специализации и кооперации и рекомендовать их практике.
Значительный эффект может дать правильное разделение труда между руководителем и подчиненным. В органах государственного управления руководители ряда служб и подразделений перегружены функциональными обязанностями. Особенно это относится к руководителям низового управленческого труда. Данное положение обусловлено не только тем обстоятельством, что многие функциональные обязанности руководителей.закреплены за ними соответствующими нормативными актами. Немало функций руководители выполняют и по сложившейся традиции, и потому, что не доверяют своим подчиненным или же предпочитают осуществлять как можно больше операций, чтобы быть в курсе всех дел. Это плохо для всего коллектива, ибо ведет к перегрузке руководителя и снижению инициативности исполнителей, понижается надежность функционирования организации в случае «выхода из строя» главного субъекта управления. По этим причинам руководителям всех уровней управления целесообразно прибегать к практике делегирования своих полномочий. Здесь необходимо сознавать следующие правила: — нельзя делегировать те функции, выполнение которых закреплено за руководителем нормативными актами, принятыми законодателем или вышестоящими органами управления; — вместе с обязанностями необходимо передавать и соответствующие права; — освобождаясь от ряда функций, руководитель должен усилить контроль за их исполнением; — делегировать полномочия можно не только подчиненным руководителям, но и рядовым исполнителям. Тем самым расширяется круг работников, участвующих в управлении, обогащается содержание их труда, появляется хорошая возможность для изучения их способности к выполнению разнохарактерных трудовых операций. Совершенствование нормирования труда. Известно, что характер труда работников органов власти и управления специфичен. Поэтому большинство имеющихся норм, применяемых для учета физического труда (и подходы к их разработке), не могут использоваться в указанной системе. Труд государственных (муниципальных) служащих, специалистов по социальному управлению имеет творческий интеллектуальный характер, на результативность их работы влияет много внешних факторов. Если установить им нормы, основывающиеся на среднестатистических показателях, и потребовать их выполнения, то это сразу же негативно отразится на качестве управления. Однако это не означает, что нет проблемы нормирования труда в органах управления. Необходимы научно обоснованные критерии оценки трудоемкости видов деятельности работников, новые подходы к нормированию, связанные с определением процедур управленческих процессов, составлением регламентов их осуществления, нормированных заданий и т. д. Наиболее перспективными направлениями нормирования труда в органах управления являются мероприятия, связанные с определением: штатной численности работников, оптимального уровня управляемости, обеспечения техническими средствами и т. д. Одновременно необходима разработка: — нормативных бюджетов времени для руководителей и специалистов различных служб; — норм загрузки специалистов и технических исполнителей; — регламентов трудовых процессов (режим рабочего дня); — процедур выполнения трудовых операций; — типовых положений об отделах, службах и типовых должностных инструкций; — процедур обоснования и принятия управленческого решения руководителями разного уровня; — унифицированных форм документов и рациональных документопотоков; — профессиограмм и типовых рабочих мест. Перечисленные направления и мероприятия по совершенствованию нормирования труда не исчерпывают всей их совокупности, но позволяют убедиться в сложности и многогранности этой работы. Улучшение условий труда. Эффективность работы персонала государственной (муниципальной) службы во многом зависит от условий, в которых она осуществляется: интерьера, температурного режима, освещения рабочего помещения, уровня шума в нем, бытового обеспечения (наличие столовой, комнаты отдыха). Вопросы оптимизации условий труда изучает наука эргономика. Эргономика использует данные технических наук, психологии, физиологии, гигиены, анатомии, биофизики и ряда других отраслей знаний. Эта наука изучает функциональные возможности человека процессе трудовой деятельности. Она имеет целью обоснование таких условий, которые, делая труд высокопроизводительным, обеспечивают работнику необходимые удобства и сохраняют его силы, здоровье и трудоспособность. Думается, в системе государственного управления эргономика приобретет должный приоритет. Сейчас важно создать благоприятные условия не только для труда, но и для отдыха работников, их физического и духовного здоровья. Строительство в государственной сфере спортивно-оздоровительных комплексов, медицинских профилакториев и центров социальной реабилитации, пунктов бытового обслуживания и возможности для государственных служащих пользоваться их услугами — все это, несомненно, повысит авторитет государственной службы, привлечет молодежь, сократит текучесть кадров, снизит заболеваемость работников и будет способствовать успешному решению задач в управлении. Рационализация трудового процесса и использования рабочего времени — немаловажные составляющие организации труда персонала государственной (муниципальной) службы. Продолжительность осуществляемых в органах управления процессов, как правило, не регламентирована, что ведет к большим временным издержкам. Это касается работников всех категорий, но особенно — руководителей. По указанной причине рекомендуется составлять личные (индивидуальные) планы на месяц, неделю, день. С помощью таких планов можно регламентировать трудовой процесс по времени и по содержанию. Поскольку трудовые процессы многих работников аппарата связаны между собой, то целесообразно индивидуальные планы-графики составлять на основе регламента деятельности государственного органа в целом. Для этого, разумеется, в каждом органе государственного (муниципального) управления должен быть Регламент. Регламент (от лат. regula — правило) — свод правил, устав, порядок работы учреждения. Модель такого документа может включать следующие основные разделы. 1.Общие положения. 2. Организация планирования работы государственного органа. 3. Организация работы по подготовке вопросов на рассмотрение государственного органа. 4. Организация и проведение заседаний коллегиальных органов, Центров принятия решений. 5. Организация работы по подготовке и принятию решений. 6. Организация деятельности государственного органа по руководству подведомственными органами управления и объектами управления. 7. Организация деятельности государственного органа по осуществлению контрольных полномочий. 8. Организация организационно-оперативной работы по решению текущих вопросов. 9. Организация деятельности постоянных комиссий, консультативных советов, экспертных центров и т. п. 10. Организация работы по подготовке вопросов на рассмотрение вышестоящих органов. 1.1. Организация работы по связям с общественностью. 12. Организация работы по рассмотрению предложений, заявлений и приему граждан. 1;3. Организация индивидуальной деятельности Руководителя государственного органа, его заместителей и Управляющего Делами, его заместителей. 14.Организация деятельности аппарата государственного органа. 15.Организация труда работников аппарата. 16.Организация работы кадровой службы. 17.Организация работы служб по документационному и информационному обеспечению государственного органа. 18.Основные направления, принципы деятельности взаимодействия взаимосвязанных служб, управленческих звеньев, должностных Возможно, такая модель регламента не охватывает все стороны деятельности государственных органов. Но и в таком, а тем более усовершенствованном, виде его внедрение в практику работы значительно повысило бы научную организацию управленческой деятельности. В современных, постоянно изменяющихся и усложняющихся условиях эффективнее работают сегодня и будут работать завтра те органы управления, где создана оптимальная организация труда и управленческой деятельности.
Решение вопроса в такой постановке предполагает учитывать закономерности и соответствующие им задачи: • осмыслить, а значит выразить в нормативных документах —регламентах, положениях, уставах, должностных инструкциях руководителей, специалистов, исполнителей — и добиться всеобщего пони адекватно решить организационно-экономические, социально-психологические, нормативно-правовые и технические вопросы, чтобы обеспечивать оптимальную регламентацию управленческой Стельности и необходимые условия для эффективного функционирования; . создать во всех государственных учреждениях условия для поддержания исполнительской дисциплины и проявления творческой инициативы, сочетания моральных и материальных стимулов к труду, повышение мотивационной культуры государственных (муниципальных) служащих; • создать нормальные санитарно-гигиенические условия не на отдельных рабочих местах, а в целом в организации; • совершенствовать работу по подбору, повышению качества подготовки, аттестации и продвижению управленческих кадров; • систематически изучать, отбирать, распространять инновационные технологии управленческой деятельности; • в плановом порядке (систематически) анализировать состояние управленческой деятельности, выявлять резервы, устранять недостатки, разрабатывать предложения, обеспечивающие эффективное функционирование собственного коллектива и всей системы государственного и муниципального управления в целом; • увязать во всех государственных органах проблему (меры) совершенствования организационных структур управления с функционально-технологической цепочкой принятия управленческих решений, движений потоков управленческой информации — таково еще одно направление совершенствования управленческой деятельности. Резервы и основные направления улучшения в перспективе организации управленческой деятельности. Важнейшим является согласование работы взаимосвязанных звеньев системы управления. Сегодняшняя ситуация в общественном развитии характеризуется не просто динамичностью, но противоречивостью действия различных факторов в экономике, национальных, духовных, социально-культурных отношениях. Профессионалам управления приходится приспосабливаться к постоянно меняющимся запросам и возможностям, принимать решения, учитывающие весь комплекс противоречивых факторов, и только взаимные связи управленцев, своевременный обмен информацией и совместные действия обеспечивают адекватную реакцию Управляющей системы на изменения внешней среды. И наоборот, Рассогласованность, замыкание лишь на своей информации, опора лишь на свой опыт снижают эффективность управленческой деятельности, хотя порой это оправдывается недостатком времени для согласования, деловых контактов, неверием в возможность других управленческих структур, ведомственной конкуренцией и пр. Необходимо выделить средства на проведение организационно-исследовательских работ, привлекая к ним как собственных специалистов, так и консалтинговые услуги разработчиков проектов организации управленческой деятельности в органах государственно-административного управления. Целесообразно, видимо, в структуре аппарата министерства, иного центрального ведомства создать структурное подразделение, занимающееся постоянно и компетентно (на научной основе) вопросами совершенствования управления и его организации Задача решать вопросы организации управленческой деятельности комплексно, на научной основе ставится постоянно, но на практике реализуются, особенно на уровне тех органов, которые сами принимают публично-управленческие решения, со значительным отставанием по сравнению с объектом управления. В результате управляющая система усваивает характер не опережающего, а запаздывающего развития, совершенствуется значительно медленнее, чем возникают перед ней новые цели и задачи, и превращается из активного управляющего звена, двигателя в тяжелую машину, которую нужно постоянно толкать с помощью другой силы сверху. Чтобы моделировать организацию управленческой деятельности, кроме перечисленных выше задач и направлений, должны быть предусмотрены: • фундаментальная разработка общетеоретических, методологических проблем организации управленческой деятельности и ее детализация в разрезе конкретных управленческих органов и сфер деятельности; • регулярное уточнение целей и задач управленческой деятельности применительно к каждому органу управления, его территориальных и структурных подразделений, а также должностных функций и полномочий (прав и обязанностей); • в строгом соответствии с выполняемыми задачами и функциями управленческих органов и должностных лиц внедрение конкретных оптимальных организационных структур, упорядочение штатов • обеспечение рационального разделения и кооперации труда в сфере управления; • разработка и внедрение рациональных технологий организации труда служащих, взаимодействия различных управленческих звеньев; • определение, обоснование показателей и способов оценки эффективности управленческой деятельности органа и его работников; • регламентация организации управленческой деятельности органа и каждого работника, внесение с учетом практического опыта соответствующих изменений и дополнений в действующие нормативные документы, регламенты по организации работы. Относительно последнего суждения хотелось бы особо заметить следующее. Практика свидетельствует, что в организационно-правовых положениях и должностных инструкциях. Определяются цели и задачи, но почти ничего не говорится о том, как организовать работы и осуществить их выполнение. Назрела необходимость в своеобразном конструировании моделей организации работы.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |