КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стадии организационно-управленческой работы по реализации правовых актов управления
Реализация управленческого акта не сводится к его разовому пользованию, это процесс перманентного решения типичных, повторяющихся задач и новых, поддающихся регулированию принятыми нормами. Обеспечение процесса реализации правовых актов достигается целенаправленной организационной, регулирующей, координирующей деятельностью аппарата. Эта деятельность включает несколько стадий: 1) информирование, познание акта; 2) принятие решений «во исполнение»; 3) конкретные оперативно-управленческие действия, поступки или осознанное воздержание. от них; 4) контроль, оценка эффективности мер, коррекция правового поведения. Названные стадии нельзя игнорировать или нарушать их последовательность. 1. Использование правовой информации — это первое и обязательное условие реализации закона (иного нормативно-правового акта), начальная стадия организационной работы. В любом государственном учреждении необходимо иметь подразделение или выделить участок работы, поручив его одному или нескольким сотрудникам, — по накоплению и обработке правовой информации. Наиболее распространенной является правовая информация на бумажных носителях. Ее трудно обрабатывать, но она и наиболее доступна. Существуют официальные издания нормативных актов, которые публикуются также во многих периодических изданиях и в специальной юридической литературе, К ним относятся Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств, Сборники нормативных актов краевых, областных и иных органов, Собрание законодательства Российской Федерации и др. В связи с расширением применения компьютеров получили распространение информационные базы на машиночитаемых носителях. Такие базы позволяют быстро получить необходимую правовую информацию. С помощью компьютерной техники можно обеспечить достоверность правовой информации, ее исчерпывающий характер и актуальность, означающую, что конкретный документ не отменен и обязателен к исполнению. Полезны периодические «выборки» норм из различных нормативных актов, регулирующих конкретные действия (отношения). Органы государственного управления должны быть заинтересованы в том, чтобы правовую информацию получали все организации и граждане — субъекты правоотношений. Для этого целесообразно" регулярно публиковать в местной прессе тексты принятых правовых актов (полностью или частично), вести радио- и телепередачи о наиболее важных актах (рубрика «Закон действует», к примеру), делать экспресс-информацию о законодательстве в той или иной сфере. Успешная реализация правовых актов невозможна без выработки навыков их изучения и применения. Такими навыками должны владеть и сотрудники государственных органов, и граждане. Формы обучения могут быть различны. Не всегда эффективно индивидуальное изучение закона или иного нормативного акта, ибо не у каждого есть достаточная юридическая подготовка. Наиболее полезны юридические консультации, лекции, семинары, обсуждения, имитационные игры, а также занятия на постоянно действующих курсах повышения квалификации. Полезны изучение комментариев правовых норм, сравнительный анализ законов, обзор практики их применения. В общем, цель этой стадии сводится к овладению навыками решения трех задач: найти в опубликованных источниках необходимые нормативные акты; юридически правильно понять смысл, содержание акта (его статей, параграфов, глав); юридически грамотно применять его на практике. В современных условиях владение этими навыками может быть показателем профессиональной пригодности руководителя, иного должностного лица, профессиональной квалификации любого управленца в рамках его служебных обязанностей. Это целесообразно зафиксировать в должностных характеристиках, должностных инструкциях, положениях о должностях. 2. Принятие решений в соответствии с нормативным актом ~ вторая стадия процесса его реализации, самостоятельный участок организационной работы. На каждом уровне управления нужны акты «во исполнение» закона, но без его дублирования. Это могут быть общерегламентирующие акты, акты местного значения, конкретные решения по реализации закона, относящегося к сфере деятельности министерства, администрации, учреждения. В числе мер могут быть, к примеру, экспресс-информация о законе, внесение изменений в положения о структурных подразделениях, новые должностные инструкции, издание приказа с выработкой мероприятий по линии всех или многих служб, конкретные поручения, инструктивные совещания и т. д. Для обеспечения системной реализации законов используются целевые программы по реализации однородных или взаимосвязанных норм базовых законов, в которых предусматриваются общие меры по их выполнению. Такие целевые программы утверждаются, как правило, решением компетентного органа — это повышает их значимость и ответственность за выполнение планируемых мероприятий. Планируемые мероприятия следует формулировать конкретно: что предполагается сделать, какими должны быть результаты, кто является исполнителем или ответственным за мероприятие и когда оно должно быть выполнено. В число мероприятий должно быть включено: — перечень актов, которые надлежит принять во исполнение и развитие законов, с соблюдением при этом духа и буквы законов; — расчеты материально-финансовых средств, необходимых для реализации целевой программы; — перечень организационно-управленческих мероприятий, которые необходимо провести в соответствии с базовыми законами; — перечень мероприятий по совершенствованию правозащитных процедур и деятельности правоохранительных органов; — контроль за результатами действия законов и подготовка предложений по их совершенствованию; — сбор и оценка информации о реальных изменениях в регулируемой сфере. 3. Организационно-управленческие действия — третья центральная стадия процесса реализации правовых актов. На этой стадии вносятся необходимые изменения в «набор» функций, полномочий органа, службы, структурных подразделений. Уточняется содержание Положений об органах, службах, должностных инструкций, методов управляющего воздействия (с акцентом на прогнозные оценки, стимулирование предпринимательства, самоорганизации в управляемых объектах и др.). Важное значение имеет изменение и совершенствование отношений между органами, службами, учреждениями. Речь идет о знании прав и обязанностей партнеров по «вертикали» и «горизонтали», их возможностей, способов взаимодействия, выбора правильных форм сотрудничества, соблюдении своих обязанностей перед партнерами. Серьезное внимание следует уделить кадрам — их рациональной расстановке, переквалификации и ориентации на новый объем и характер функций, полномочий, на умение инициативно и своевременно принимать обоснованные решения, предвидеть развитие процессов в сфере, регулируемой законом. Целесообразно предусмотреть в контактах с руководителями, специалистами по исполнению законов показатели их деятельности, основания и виды поощрений и ответственности, рамки возможного предела действий «по усмотрению». В полной мере нужно использовать арбитражные и судебные процедуры для разрешения споров по делам в сфере управления, а также для защиты интересов организаций и граждан -подведомственной территории или отрасли. Эффективность арбитражных и судебных процедур, в которых участвуют государственные учреждения, напрямую зависит от юридической подготовки сотрудников, знании ими процедур, способов защиты прав и порядка предъявления исков. 4. Оценка эффективности реализации правовых актов — эта стадия организационной работы аппарата государственного органа как бы завершает цикл действия акта. Здесь необходимо: — сопоставить нормы и закон в целом с фактическими результатами в регулируемой сфере на основе статистической и тематической информации; — выявить типичные нарушения закона. Таковыми могут быть: принятие решения вопреки норме закона; неверное толкование норм; — установить причины нарушений закона. Таковыми могут оказаться: экономические факторы, политическая нестабильность, слабая работа государственных органов, неприменение мер ответственности, низкое качество норм закона, бессистемное принятие закона, недостаточная правовая культура граждан; — охарактеризовать непредусмотренные негативные, побочные последствия реализации закона. Сопоставив нормативные цели и фактические результаты, вычленив влияние неправомерных факторов, оценив правовые результаты, — целесообразно разработать меры по устранению отклонений от закона (нормативного иного акта), совершенствованию правоприменительной деятельности (путем перестройки управления, четкой локальной регламентации, изменения режима использования материально-финансовых средств, улучшения арбитражно-судебной практики, способствования улучшению правовой культуры граждан, квалификации государственных служащих и т. д.), а также внести предложения по изменению, дополнению закона, отмены отдельных его положений в соответствующую инстанцию. В заключение подчеркнем, что выполнение закона или иного правового акта не допускает использование какого-либо одного средства. Напротив, механизм реализации акта включает комплекс необходимых средств: юридических, социально-политических, экономических, психологических, организационных. Системность реализации акта означает осуществление всех его элементов, с одной стороны, всех взаимосвязанных актрв — с другой. В реализации акта должны участвовать все субъекты, предусмотренные его нормами: исполнительные органы, местное самоуправление, предприятия и учреждения, общественные объединения, СМИ, судебно-прокурорские органы, наконец, все должностные лица и граждане. Нужно учитывать специфику реализации разных правовых актов и умело применять набор тех или иных средств, методов, приемов. Иначе разрыв «правовой цепи» будет пагубным, а акты останутся на поверхности событий.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |