Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии организационно-управленческой работы по реализации правовых актов управления




 

Реализация управленческого акта не сводится к его разовому пользованию, это процесс перманентного решения типичных, повто­ряющихся задач и новых, поддающихся регулированию принятыми нормами.

Обеспечение процесса реализации правовых актов достигается це­ленаправленной организационной, регулирующей, координирующей деятельностью аппарата. Эта деятельность включает несколько стадий:

1) информирование, познание акта;

2) принятие решений «во исполнение»;

3) конкретные оперативно-управленческие действия, поступки или осознанное воздержание. от них;

4) контроль, оценка эффективности мер, коррекция правового поведения.

Названные стадии нельзя игнорировать или нарушать их последо­вательность.

1. Использование правовой информации — это первое и обязатель­ное условие реализации закона (иного нормативно-правового акта), начальная стадия организационной работы.

В любом государственном учреждении необходимо иметь подраз­деление или выделить участок работы, поручив его одному или не­скольким сотрудникам, — по накоплению и обработке правовой ин­формации.

Наиболее распространенной является правовая информация на бумажных носителях. Ее трудно обрабатывать, но она и наиболее дос­тупна. Существуют официальные издания нормативных актов, кото­рые публикуются также во многих периодических изданиях и в спе­циальной юридической литературе, К ним относятся Бюллетень нор­мативных актов министерств и ведомств, Сборники нормативных актов краевых, областных и иных органов, Собрание законодательства Российской Федерации и др.

В связи с расширением применения компьютеров получили рас­пространение информационные базы на машиночитаемых носителях. Такие базы позволяют быстро получить необходимую правовую ин­формацию. С помощью компьютерной техники можно обеспечить достоверность правовой информации, ее исчерпывающий характер и актуальность, означающую, что конкретный документ не отменен и обязателен к исполнению. Полезны периодические «выборки» норм из различных нормативных актов, регулирующих конкретные дейст­вия (отношения).

Органы государственного управления должны быть заинтересова­ны в том, чтобы правовую информацию получали все организации и граждане — субъекты правоотношений. Для этого целесообразно" регулярно публиковать в местной прессе тексты принятых правовых актов (полностью или частично), вести радио- и телепередачи о наи­более важных актах (рубрика «Закон действует», к примеру), делать экспресс-информацию о законодательстве в той или иной сфере.

Успешная реализация правовых актов невозможна без выработки навыков их изучения и применения. Такими навыками должны вла­деть и сотрудники государственных органов, и граждане. Формы обу­чения могут быть различны. Не всегда эффективно индивидуальное изучение закона или иного нормативного акта, ибо не у каждого есть достаточная юридическая подготовка. Наиболее полезны юридические консультации, лекции, семинары, обсуждения, имитационные игры, а также занятия на постоянно действующих курсах повышения квали­фикации. Полезны изучение комментариев правовых норм, сравни­тельный анализ законов, обзор практики их применения. В общем, цель этой стадии сводится к овладению навыками решения трех за­дач: найти в опубликованных источниках необходимые нормативные акты; юридически правильно понять смысл, содержание акта (его ста­тей, параграфов, глав); юридически грамотно применять его на прак­тике.

В современных условиях владение этими навыками может быть показателем профессиональной пригодности руководителя, иного должностного лица, профессиональной квалификации любого управ­ленца в рамках его служебных обязанностей. Это целесообразно за­фиксировать в должностных характеристиках, должностных инструк­циях, положениях о должностях.

2. Принятие решений в соответствии с нормативным актом ~ вторая стадия процесса его реализации, самостоятельный участок ор­ганизационной работы.

На каждом уровне управления нужны акты «во исполнение» зако­на, но без его дублирования. Это могут быть общерегламентирующие акты, акты местного значения, конкретные решения по реализации закона, относящегося к сфере деятельности министерства, админист­рации, учреждения. В числе мер могут быть, к примеру, экспресс-ин­формация о законе, внесение изменений в положения о структурных подразделениях, новые должностные инструкции, издание приказа с выработкой мероприятий по линии всех или многих служб, кон­кретные поручения, инструктивные совещания и т. д.

Для обеспечения системной реализации законов используются це­левые программы по реализации однородных или взаимосвязанных норм базовых законов, в которых предусматриваются общие меры по их выполнению. Такие целевые программы утверждаются, как прави­ло, решением компетентного органа — это повышает их значимость и ответственность за выполнение планируемых мероприятий.

Планируемые мероприятия следует формулировать конкретно: что предполагается сделать, какими должны быть результаты, кто являет­ся исполнителем или ответственным за мероприятие и когда оно должно быть выполнено. В число мероприятий должно быть включе­но:

— перечень актов, которые надлежит принять во исполнение и развитие законов, с соблюдением при этом духа и буквы законов;

— расчеты материально-финансовых средств, необходимых для реализации целевой программы;

— перечень организационно-управленческих мероприятий, кото­рые необходимо провести в соответствии с базовыми законами;

— перечень мероприятий по совершенствованию правозащитных процедур и деятельности правоохранительных органов;

— контроль за результатами действия законов и подготовка пред­ложений по их совершенствованию;

— сбор и оценка информации о реальных изменениях в регулируемой сфере.

3. Организационно-управленческие действия — третья центральная стадия процесса реализации правовых актов.

На этой стадии вносятся необходимые изменения в «набор» функ­ций, полномочий органа, службы, структурных подразделений. Уточня­ется содержание Положений об органах, службах, должностных инст­рукций, методов управляющего воздействия (с акцентом на прогноз­ные оценки, стимулирование предпринимательства, самоорганизации в управляемых объектах и др.).

Важное значение имеет изменение и совершенствование отноше­ний между органами, службами, учреждениями. Речь идет о знании прав и обязанностей партнеров по «вертикали» и «горизонтали», их возможностей, способов взаимодействия, выбора правильных форм сотрудничества, соблюдении своих обязанностей перед партнерами.

Серьезное внимание следует уделить кадрам — их рациональной расстановке, переквалификации и ориентации на новый объем и ха­рактер функций, полномочий, на умение инициативно и своевремен­но принимать обоснованные решения, предвидеть развитие процессов в сфере, регулируемой законом. Целесообразно предусмотреть в кон­тактах с руководителями, специалистами по исполнению законов по­казатели их деятельности, основания и виды поощрений и ответст­венности, рамки возможного предела действий «по усмотрению».

В полной мере нужно использовать арбитражные и судебные про­цедуры для разрешения споров по делам в сфере управления, а также для защиты интересов организаций и граждан -подведомственной тер­ритории или отрасли. Эффективность арбитражных и судебных про­цедур, в которых участвуют государственные учреждения, напрямую зависит от юридической подготовки сотрудников, знании ими про­цедур, способов защиты прав и порядка предъявления исков.

4. Оценка эффективности реализации правовых актов — эта стадия организационной работы аппарата государственного органа как бы за­вершает цикл действия акта.

Здесь необходимо:

сопоставить нормы и закон в целом с фактическими результа­тами в регулируемой сфере на основе статистической и тематической информации;

выявить типичные нарушения закона. Таковыми могут быть: принятие решения вопреки норме закона; неверное толкование норм;
применение части норм, а не целостности; вмешательство в компе­тенцию других органов, организаций; ограничения прав граждан; не­ использование норм закона; непринятие решений в соответствии
с законом; ошибочное применение норм;

установить причины нарушений закона. Таковыми могут ока­заться: экономические факторы, политическая нестабильность, слабая работа государственных органов, неприменение мер ответственности, низкое качество норм закона, бессистемное принятие закона, недос­таточная правовая культура граждан;

охарактеризовать непредусмотренные негативные, побочные по­следствия реализации закона.

Сопоставив нормативные цели и фактические результаты, вычле­нив влияние неправомерных факторов, оценив правовые результаты, — целесообразно разработать меры по устранению отклонений от за­кона (нормативного иного акта), совершенствованию правопримени­тельной деятельности (путем перестройки управления, четкой локаль­ной регламентации, изменения режима использования материаль­но-финансовых средств, улучшения арбитражно-судебной практики, способствования улучшению правовой культуры граждан, квалифика­ции государственных служащих и т. д.), а также внести предложения по изменению, дополнению закона, отмены отдельных его положений в соответствующую инстанцию.

В заключение подчеркнем, что выполнение закона или иного пра­вового акта не допускает использование какого-либо одного средства. Напротив, механизм реализации акта включает комплекс необходи­мых средств: юридических, социально-политических, экономических, психологических, организационных. Системность реализации акта оз­начает осуществление всех его элементов, с одной стороны, всех взаимосвязанных актрв — с другой. В реализации акта должны участ­вовать все субъекты, предусмотренные его нормами: исполнительные органы, местное самоуправление, предприятия и учреждения, общест­венные объединения, СМИ, судебно-прокурорские органы, наконец, все должностные лица и граждане. Нужно учитывать специфику реа­лизации разных правовых актов и умело применять набор тех или иных средств, методов, приемов. Иначе разрыв «правовой цепи» будет пагубным, а акты останутся на поверхности событий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.