![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процедура
16.2.3. Принципы нормотворческой управленческой деятельности Известно, что деятельность органов исполнительной власти и должностных лиц в силу ее общественной значимости должна быть регламентирована в гораздо большей степени, чем деятельность фирмы или частного лица. Известно также и то, что субъекты исполнительной власти, находясь в непосредственной близости к гражданам, потребителям государственных услуг, к практике правоприменения, в числе первых реагируют на недостатки системы действующего права, с которыми сталкиваются правоприменительные органы и которые препятствуют решению стоящих перед государством задач. Эти обстоятельства объясняют инициативную право(нормо)творческую деятельность органов государственного (муниципального) управления. От современной и качественной нормотворческой управленческой деятельности зависит, будут ли создаваемые в стране законы «живыми», сумеют ли юридические нормы соединиться с активными обще ценными отношениями, перекрыть дорогу правонарушениям, преодолеть пробельность права. Пробельность права — ситуация, когда обнаруживается недостаточность (отсутствие) праворегулирующих норм, «молчание» права там, где оно должно «говорить»[73]. Подчеркивая положительную сторону инициирования правотворчества органами административного управления, нельзя при этом не заметить, что отдельные министерства, территориальные органы власти чрезмерно увлекаются нормотворчеством и тогда неизбежно на-. ступает «инфляция» правовых норм, от которой страдают как государственные служащие, так и граждане. Какими принципами должны руководствоваться субъекты нормотворческой управленческой деятельности при подготовке административных актов, индивидуальных предписаний регулятивно-координирующего и разъясняющего характера? • Принцип приоритета закона выражает тот факт, что исполнительная власть не может принимать акты, противоречащие закону (можно делать только то, что разрешено законом). • Принцип системности правовых норм означает их взаимоувязанность, соподчиненность, непротиворечивость, беспробельность. • Принцип своевременности и социальной значимости. Правотворческая роль органов управления тем выше, чем больше административные предписания соответствуют объективным потребностям общества, представлениям граждан о справедливости. • Принцип оговорки в законе означает, что административный процесс происходит только на основе закона, но из формулировки закона вытекает право администрации на выбор: оно либо записано в законе, либо подразумевается (употребляется слово «может»). Если же в предписании говорится «должен», то это означает: администрация по типичным случаям должна принимать определенное решение. В нетипичных случаях у администрации есть право на выбор (свободное усмотрение — «милость победителя»), при этом администрация должна доказать, что случай нетипичен. Принцип оговорки в законе вступает в силу там и тогда, когда допускается вмешательство в права граждан. Вмешательство — это посягательство на права граждан, осуществляемое либо через правовой акт (прежде всего административный), либо через управленческую деятельность. • Принцип пропорциональности или соответствия означает, что каждая административная мера должна соответствовать следующим требованиям: 1) конкретности или правовой и фактической возможности; 2) пригодности; 3) необходимости; 4) соразмерности. Конкретность означает следующее: администрация не может отдать распоряжение, которое адресат не может и не должен выполнить (например, требовать от гражданина освободить дом, когда он сдал его в аренду, — это квалифицируется как правовая невозможность). Мера пригодна (надлежащая), если помогает достичь общественно значимой цели (например, требовать от фабрики надстроить трубу — дорого, а концентрация вредных веществ снизится минимально). Необходима административная мера (обязательна) тогда, когда нет других средств, в меньшей степени нарушающих интересы граждан и общества. Например, нельзя увозить автомашину с места запрещенной стоянки во двор буксировочной службы, если поблизости есть парковочная стоянка. Мера соразмерна — означает другими словами, что не следует из «пушек стрелять по воробьям». (Ресторан закрыли невовремя — нельзя же отбирать лицензию.) • Принцип открытости и гласности — это фундаментальная черта демократического правотворческого процесса, должна присутствовать в административно-управленческой деятельности, с тем чтобы обеспечить возможность гражданского общества установить над ней контроль, скорректировать ее течение. Говоря о гласности, следует 16.2.4. Правила юридической техники оформления правового акта Административное право регулирует значительный круг специализированных отношений, постоянно увеличивается количество информации, содержащейся в нормативных актах. Актуальным поэтому является вопрос о нормативном закреплении не только принципов правотворческого процесса, но также правил нормотворческой техники. Думаем, что в этих правилах должны четко оговариваться некоторые моменты. Например, преамбула должна содержать вводные положения, разъясняющие цели и мотивы издания акта, его основные задачи. • Нормативные правила в преамбулу не включаются. Нормативные положения правового акта следует излагать в виде статей, имеющих сквозную нумерацию арабскими цифрами. К статьям, как правило, должны даваться заголовки, в которых обозначается предмет регулирования соответствующей статьи. Желательна нумерация частей статьи, сформулированных в виде отдельных абзацев, арабскими цифрами с точкой. Крупные акты в зависимости от объема и характера нормативного материала могут содержать разделы и главы. • Следует полностью исключить из практики правотворчества тексты, содержащие указания на изменение правовых предписаний «в части», и вместо них формулировать нормы, содержащие новую редакцию акта. • Следует помнить, что употребление большого количества словделает любой документ уязвимым, ибо расширяет возможность раз личного истолкования его положений. В то же время необходимо вводить в юридический оборот, объяснять новые понятия, позволяющие адекватно отражать изменения, происходящие в социально-правовой сфере. • Общим правилом культурологического характера должна стать установка на то, чтобы «с русскими говорили по-русски» и каждый правовой акт был доступен «человеку со средним интеллектом». В данном контексте будет уместно привести мнение профессора конституционного права Леонского университета Мануэля Б. Гарсия Альвареса: «Современный русский язык буквально задыхается от варваризмов — слов, заимствованных из иностранных языков, прежде всего из романских и германских. Этот процесс стал набирать темпы с началом вашей перестройки...»[74] • Табличная форма изложения части нормативно-правового текста позволяет повысить точность, ясность, компактность изложения, усилить формальную определенность акта. Думаем, что использование Правил юридической техники как раз способствовало бы большему пониманию текстов нормативно-правовых актов как специалистами, так и гражданами России
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |