КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Служебный контроль
20.4.1. О роли стратегического и функционального служебного контроля
Здесь используются и увязываются понятия на первый взгляд противоположные: стратегический контроль и функциональный контроль. Сущность концепции автора сострит в следующем: чтобы полностью ориентироваться в том, что делается в контролируемом структурном подразделении, все ли функции осуществляются должным образом, не нужно контролировать каждую функцию или каждого работника. Достаточно охватить контролем определенные стратегические пункты. Если лесник хочет узнать, сколько и каких зверей находится в его районе, ему не нужно заглядывать под каждый куст и каждое дерево. Если он знает, что все животные района пьют из одного водоема, достаточно проследить за этим местом. Подобным образом ведет себя опытный и мыслящий руководитель: планируя проведение контроля, вместо традиционной сетки всех функций он составляет сетку стратегических пунктов. Их контроль должен дать картину всей деятельности и выявить возможные недостатки. В качестве примера приведем отдел территориального управления. Стратегическими пунктами в нем (помимо других) могут быть следующие: 1) состояние задолженности; 2) процент отмененных решений в целом; 3) процент решений, отмененных вышестоящими инстанциями; 4) процент решений, оспоренных прокурорским надзором; 5) процент просроченных дел. Совершенно ясно, что для каждого отдела или других административных единиц сетка стратегических пунктов контроля будет иной. Контроль этих пунктов позволяет ориентироваться комплексно и значительно быстрее, чем контроль каждого отдельного вопроса. Контроль всех функций более трудоемок, не оставляет свободного времени для самоконтроля, позволяет контролируемым давать неточные данные и т. п. Практический вывод может быть следующим: везде, где это возможно и где руководитель может разработать стратегическую сетку, традиционный контроль всех функций должен быть заменен стратегическим контролем. Другой важной проблемой общего значения является перенос упора в контроле с прошлого на будущее, ибо лучше с 75%-ной уверенностью предвидеть ошибку, которая может случиться в будущем, если не предпринять определенные шаги, чем иметь 100%-ное знание о происхождении ошибки, которая. уже произошла. Невозможно, разумеется, дать общие рецепты по организации контроля, направленного в будущее, так как это можно сделать только для конкретных руководящих постов. Поэтому ограничимся попыткой убедить читателя, что подобный контроль возможен. Зная работника, уровень его квалификации, практический опыт и добросовестность, а также ориентируясь в степени и характере трудностей поручаемых ему заданий, можно заблаговременно предположить (конечно, с определенной степенью вероятности) характер и степень ошибок, какие он может допустить. Следовательно, можно предпринять соответствующие предупредительные меры, пока эти ошибки еще не совершены. В конечном счете нас интересует устранение потерь. Несравненно полезнее контроль факторов, чреватых потенциальными ошибками, нежели контроль, ориентированный исключительно на вскрытие совершенных ошибок. Широко распространенной ошибкой в практике руководителей является то, что им зачастую недостаточно факта хорошо выполненной подчиненным работы. У руководителя нередко создается впечатление, что задание можно было бы выполнить значительно лучше и он выбрал бы иной вариант исполнения. Такая оценка означает, что подчиненный, желая получить одобрение, должен как бы воплотиться в личность начальника, что невыполнимо да и не требуется. В результате у подчиненного возникает чувство беспомощности и незаслуженной обиды, неприязнь к работе, потеря веры в свою работоспособность, одним словом, целая гамма оттенков фрустрации. Руководитель, столкнувшийся с непредвиденным поведением подчиненного (способом решения проблемы), должен подавить в себе психологически понятную неприязнь к чему-то неизвестному и задаться вопросом: содержит ли представленная ему работа ошибки, поддающиеся интерсубъективной проверке, иными словами, такие ошибки, наличие которых может установить специалист, эмоционально равнодушный по отношению к обеим сторонам? Если таких ошибок нет, то руководитель обязан без всяких колебаний одобрить работу подчиненного. Требование, чтобы работа была выполнена не только правильно с любой точки зрения, но и в соответствии с индивидуальными способностями руководителя, противоречит духу нашего времени, грешит пережитками прошлого в сфере человеческих отношений. Кроме того, работа «под руководителя» подавляет самостоятельность и тормозит прогресс. Оценка работника должна касаться степени выполнения им своих заданий. Субъективный подход усложняет взаимопонимание начальника и подчиненного. Ведь трудно найти человека, который согласится с оценкой, что он «недостаточно энергичен», «не слишком достоин доверия» или «малоинициативен». Если же принять за исходный пункт порученные задания и результаты, полученные при их осуществлении, то это может дать большую вероятность взаимопонимания. Исследования в ряде государственных учреждений показали, что в организациях после вынесения оценок в период аттестации, основанных на результатах работы, производительность труда увеличилась более чем в 2 раза, а те работники, которые оказались неспособными трудиться добросовестно, предпочли найти такое место работы, где оценки проводились не по результатам работы, а по личным качествам. 20.4.2. Периодические аттестации работников
Кадровая политика во всех областях общественной жизни — проблема весьма актуальная. Ее обсуждению посвящены многочисленные научные конференции. Проблема приобретает все большее значение вследствие объективных условий. Среди них в первую очередь следует отметить развертывание информационной революции и возрастание требований к управленческим кадрам и прежде всего к тому, чтобы соответствующим образом подготовленные люди находились на соответствующих местах. Одним из важнейших инструментов реализации этого требования могут и должны быть периодические аттестации работников. Если, с одной стороны, среди практиков и теоретиков царит единодушное мнение о том, что периодические аттестации работников необходимы, то, с другой стороны, существуют серьезные разногласия относительно того, что должно быть предметом оценки; личные качества работников или результаты их труда? Анализ определенного количества аттестационных листов оценок работы показал, что по ним трудно разделить работников на плохих и хороших, так как судить по записям, занесенным в аттестации, можно только в общем плане: все работники хорошие или очень хорошие. Известно, что периодические аттестации отличаются от экзаменов. Хорошие и отличные оценки, полученные в учебных заведениях, свидетельствуют о достижении педагогической цели. При аттестации речь идет о другом: о подчеркивании различий между людьми, так как именно на этих различиях основывается кадровая политика. Следовательно, если_ таких характеристик в записях не имеется, то аттестация не достигла своей цели, и об этом надо сказать прямо. Ряд руководителей отделов убедительно объяснили, на чем основывается механизм выравнивания оценок при анкетировании. Объяснение выглядит так: личные качества работников почти не поддаются измерению. Различные люди по-разному оценивают отдельные человеческие качества. Например, в описании оценок имеется графа «отношение к подчиненным работникам». Поведение данного руководителя по отношению к подчиненным можно назвать суровым, полностью правильным или, наконец, мягким и вследствие этого деморализующим. Подобные рассуждения можно вести также относительно других качеств, следовательно, и тех, которые фигурируют в обязательном перечне оценок. Например, «старательность в выполнении заданий». Кто, когда и как установил границу, выше которой задание выполнено со старанием, а ниже — нет? Каждый руководитель (и в отношении любой категории заданий) имеет об этом собственное представление. А если это так, если любую личную черту можно рассматривать по-разному, то получается, что случайно кому-то приписывают плохую черту или отсутствие хорошей. В каждом коллективе есть работники, считающие своей обязанностью защищать трудящихся от несправедливости. Они убеждены, что имеют не только право, но и моральную обязанность спросить, на каком основании тому или иному работнику снижается оценка. Ее снижение убедительно обосновать невозможно, так как группа людей, проводящих оценку, не располагает объективными измерителями личных качеств. Поэтому оспариваемая оценка выравнивается до общепринятого уровня. Так объясняют механизм выравнивания опрошенные руководители. Лица, проводившие исследования, указывали на то, что определенная человеческая черта может дать о себе знать только в определенных обстоятельствах. Если их нет, то и эта черта не проявится. В качестве примера можно привести следующий факт. Один работник согласно проведенным оценкам характеризовался хорошими организаторскими способностями, а в последующих оценках это уже не отмечалось. Данной черты этот работник не утратил, а был переведен на другую должность, где его организаторские способности не могли проявиться. Самый весомый упрек в адрес аттестаций состоит в следующем: личные черты находятся в зависимости от особенностей выполняемой работы; государственная администрация представляет собой такую организацию, где выполняется самая разнородная работа, поэтому руководство не может оценивать и квалифицировать своих работников по схематичным перечням оценок.
20.4.3. Оценки руководителя, основанные на результатах работы
Прежде всего остановимся на широко распространенном мнении о неизмеримости умственного труда по сравнению с физическим, где легко применить технические нормы. Мнение о принципиальной разнице между умственным и физическим трудом не выдерживает научной критики, так как в любой физической работе присутствует элемент умственного труда, а деятельность, которая внешне выглядит как чисто умственная работа, содержит определенное количество физических усилий. В связи с быстрым переводом простых работ на машинную технологию процесс стирания различий между этими двумя типами труда прогрессирует все быстрее. Кроме того, здравому смыслу противоречит практика деления людей на таких, которых оценивают по их личным качествам (инициативность, дружелюбие, добросовестность и т. д.), и на таких, которых просто спрашивают, сколько и что они произвели и соответствует ли их продукция установленным техническим нормам. Единственным критерием ценности человека являются конкретные результаты его труда, поддающиеся общественной оценке. Суждение о неизмеримости так называемой умственной^ работы администратора, экономиста, бухгалтера и т. п. является неверным, ибо нет такой общественно полезной работы, которую не удалось бы представить в определенном масштабе этой полезности. Неизмеримы и не поддаются сравнению только те работы, которые не имеют этой полезности. Разработка показателей отдельных элементов административной работы, сосредоточенной на индивидуальных рабочих местах, дело, несомненно, возможное, хотя (следует это признать) трудное. Разработка таких показателей требует знания теории организации и специфики данного участка труда. Самую большую опасность представляет заблуждение, что вопрос этот простой. Практика колеблется между двумя крайностями: убеждением, что умственная работа вообще не поддается измерению, и убеждением, что короткого размышления руководителя высшего ранга совершенно достаточно, чтобы определить показатели работы для различных подчиненных ему постов. Разработка правильных показателей работы для административного труда возможна. Так, мерилом определенных элементов ценности труда руководителя может быть процент принятых «наверху» или отклоненных «сверху» решений, подготовленных им (его коллективом). Можно говорить и о таком показателе организационных способностей руководителя, как степень необоснованного дробления на структурные единицы подчиненного ему учреждения. Еще одним показателем является текучесть кадров, непосредственно подчиненных руководителю, конечно, за исключением тех случаев, которые связаны с объективными причинами и не зависят от руководителя. К указанным показателям можно добавить следующие: а) достижения в обучении и повышении квалификации подчиненных, результатом чего является фактически предоставленная им определенная самостоятельность, выражающаяся в праве подписывать некоторые документы (по вопросам, решенным ими); б) в качестве показателя рациональности руководства можно принять степень использования знания подчиненных, которая выражается в приближении характера выполняемой работы к уровню их теоретической и профессиональной подготовки; в) в качестве особо важного показателя рациональности руководства можно назвать способность так организовать работу подчиненного коллектива и создать в нем такой климат, чтобы весь потенциал знаний всех членов коллектива оказался в распоряжении руководителя. Однако полный набор показателей управленческой работы можно • подготовить только для конкретного поста с учетом его специфики. Трудность установления показателей состоит главным образом в том, что они должны быть проверяемы интерсубъективно, должны равномерно охватывать все аспекты оцениваемой работы и ее совокупность в целом. Ибо если они будут касаться только избранных фрагментов работы или отдельных ее аспектов, это даст искаженную картину и искривление пропорций умственных усилий (концентрация на том, что измеримо). Необходимость обосновывать оценку на измеримых результатах, а не на личных качествах вытекает также из того, что оценка личных черт не отражает связь между оценками работников и оценкой учреждения. Часто создается неприемлемое положение, когда все работники оцениваются как хорошие или очень хорошие, а учреждение оценивается по-разному. В системе, где совокупность всей работы рассредоточена по отдельным постам, оценивается по результатам, достигнутым на них, и итоги оказываются хорошими, общая оценка всей деятельности не может в значительной степени отличаться от этих итогов. Кроме того, показатели, основанные на выполнении заданий, представляют собой в руках руководства эффективный инструмент поддержания работы всего коллектива на желаемом высоком уровне в соответствии со стратегией этой организации как целого. И последнее замечание. Много говорят и пишут об управлении посредством постановки целей и об управлении посредством вмешательства в исключительных случаях. Как один, так и другой метод предполагает измерение результатов работы. Иначе они были бы невозможны. 20.4.4. Взыскания и поощрения
Умение пользоваться поощрениями и взысканиями издавна рассматривалось как основной мотивационный элемент поведения подчиненных. Эти проблемы имеют большое значение и заслуживают внимания. В данной области накопилось много предрассудков, много различных архаичных «принципов», согласно которым вышестоящее лицо должно реагировать на все недостатки и «не замечать» того, что подчиненные выполняют работу хорошо. Еще академик И. П. Павлов обращал внимание на то, как влияет хорошее настроение на организм человека. Он подчеркивал, что под влиянием многих факторов, и особенно доброго слова, у человека создается хорошее настроение, что, в свою очередь, стимулирует организм, улучшает работу сердца и нервной системы, уменьшает усталость и повышает работоспособность. Поощрение за правильное поведение усиливает желание продолжать, отмеченный способ поведения, следовательно, действует позитивно. Ясно, что поощрение усиливает позитивное отношение к тому учреждению, которое поощрило работника. Мало кто не сможет припомнить случая из собственной жизни, когда слова одобрения и должная оценка стали поворотным пунктом в направлении больших достижений. Иногда может показаться странным, почему кто-то является таким недобросовестным работником в то время, когда кто-то другой работает прекрасно. Полное объяснение этого представляется сложной проблемой, и мы не собираемся ее упрощать. Тем не менее мы убеждены, что у прекрасного работника мы найдем высокую степень самоуважения, являющегося, несомненно, результатом уважения, которое он получает со стороны других. А как действует взыскание? Предположим (хотя это бывает и не всегда), что взыскание удерживает от поведения, которое влечет за собой наказание, но одновременно наказание вызывает негативную позицию к наказывающим. Поэтому механизм взысканий должен действовать наподобие закона горячей печи. Эту аналогию использовал английский исследователь Бейси, автор трудов по администрированию 70-х годов XX в. 1.Горячая печь излучает жар, т. е. предупреждает всех, что прикосновение к ней вызывает ожог. Никто не может утверждать, что ожог был для него неожиданным, что он не мог этого предвидеть. 2. Горячая печь обжигает сразу же в случае прикосновения к ней Никто не подвергает сомнению связь между прикосновением к горячей печи и ощущением боли. Аналогичным образом должен быстро действовать механизм взысканий, чтобы не оставлять ни малейшего сомнения в логической связи между нарушением и взысканием. 3. Горячая печь обжигает каждого, не обращая внимания на его отношение, позицию, протекцию и т. п. Так же должна действовать система взысканий. 4. Горячая печь обжигает всегда, при любом прикосновении, нет такого положения, чтобы «ожог был в отпуске». Таким же должен быть и механизм взысканий — он должен функционировать без перерыва. 5. В заключение этих аналогий можно спросить: на кого обижается обжегшийся человек? Вероятно, на печь, но несильно и недолго. В принципе он злится на себя за неосторожность. И вот здесь возникает последняя аналогия: если механизм взысканий является системой, то он действует последовательно и объективно, исключая влияние личных связей, ясно показывая причинную связь, и подобно горячей печи не вызывает к себе ненависти. Что же касается техники поощрений, необходимо сделать следующие замечания: если мы поощряем работника (и делаем это в целях усиления индивидуальной мотивации), то должны избегать, неопределенных похвал. Похвала должна конкретно указывать на работу или ту ее часть, которая заслуживает быть отмеченной. Любое поощрение действует тем результативнее, чем короче, разрыв во времени между отмечаемым поступком и вынесением поощрения (один из принципов «горячей печи» в применении к поощрениям). Необходимо отметить, что применяемая иногда в органах администрации практика распределения премий, выдаваемых по случаю государственных праздников, пропорционально окладам работников или по иному принципу, не имеющему никакой связи с работой, перечеркивает все мотивационные воздействия этого вида поощрений. Резюмируя, следует сказать, что в настоящее время необходимо решительно отдать предпочтение поощрениям, а не взысканиям. Однако обстановка еще не созрела, чтобы можно было полностью отказаться от использования взысканий. Тем не менее воздействие этого типа мотивации (основанной на страхе) не вселяет больших надежд, особенно если иметь в виду будущее.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |