Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды управленческих решений. Для типологии и классификации управленческих решений выби­раются различные признаки, критерии




Для типологии и классификации управленческих решений выби­раются различные признаки, критерии.

1. По своей сущности — т. е. целенаправленности, социальной зна­чимости, по масштабу управляющего воздействия на общество, его раз­личных сфер, решения можно охарактеризовать как политические (политико-управленческие) и административные (административ­но-управленческие).

Политические — определяющие развитие основных сфер общест­венной жизни, имеющие общую социальную значимость. Политиче­ские решения имеют следующие признаки: они общезначимы, каса­ются судеб, интересов многих людей; в процессе их подготовки участвуют не всегда единомышленники, но и оппоненты, имеющие несхожие цели, исповедующие различные ценности, обладающие раз­ной силой влияния; они всегда коллективны; направлены на гармо­низацию (сближение) ценностей, задач, целей и средств; основывают­ся на обсуждении различных альтернатив, с которыми отождествляю себя конкурирующие группы; в итоге свидетельствуют о реальном распределении власти, влияния и силы групп, участвующих в приня­тии политических решений.

К общеполитическим правовым решениям относятся Конституция и законы, принимаемые законодательным органом государственной власти и имеющие первичное и общеобязательное значение для всех иных решений и действий; программные документы Президента, Правительства, решения высших органов государственной власти, со­держащие концепции общественно-политического развития, поста­новку общих целей и концентрированные оценки ситуации. Особую политическую значимость имеют федеральный бюджет, принимаемые правительственными структурами решения о распределении нацио­нальных ресурсов: они оказывают существенное влияние на общена­циональный уровень экономики, как в государственном, так и в част­ном секторе.

Разновидностью политических решений являются акты федераль­ных и региональных отраслевых и функциональных органов управле­ния. Выполнение содержащихся в них требований обязательно для организаций и лиц, относящихся к сфере полномочий органов, при­нимающих данные решения: их можно характеризовать как админист­ративно-политические.

Политические решения можно различать по методу (модели) при­нятия решения, характеру процесса выбора альтернативных вариантов (проектов): демократические, когда выбор осуществляется согласно мнению большинства, при этом в процесс подготовки решения вовле­каются различные социально-политические силы; консенсусные, когда выбор делается на основе достигнутого согласия; компромиссные, ко­гда выбор осуществляется с учетом определенного сочетания интересов отдельных социальных слоев, включая группы интересов и давле­ния (лобби).

Административно-управленческие решения целесообразно разде­лить на две группы. К первой относятся те, что связаны только с ор­ганизацией работы непосредственно в аппаратах органов государст­венного управления. Это так называемые внутриорганизационные ре­шения. Они могут быть направлены на улучшение планирования, контроля, профессиональной подготовки кадров и т. д. Вторую группу составляют управленческие решения, обеспечивающие взаимодейст­вие с внешней средой, определяющие основные направления госуправленческой деятельности. Такие решения условно можно назвать внешними, лучше — публичными, именно они чаще всего дополняют политическое содержание, принимаются во имя их исполнения.

По основаниям принятия административно-управленческие реше­ния также подразделяются на две группы. Одна группа включает в себя решения, принимаемые во исполнение установлений вышестоя­щих субъектов управления, — исполнительные решения; другая — со­держит решения, принимаемые по собственной инициативе субъекта Управления на основе выявленных им проблем и самостоятельной по­становки задач по их преодолению.

2. Критерием для классификации управленческих решений является масштабность выполняемых посредством этих решений задач. Решения могут быть подразделены на стратегические (ориентирующие, установочные), тактические (частные, оперативные) ситуационные.

Стратегическое решение соответствует значимым социальным по­требностям и регламентирует деятельность социальных субъектов в течение длительного периода. Их подготовка и принятие — дело высшего руководства. Это, в частности, нормативные директивы, пер­спективные планы работы государственных органов и т. д. Самый существенный момент стратегии (как науки и искусства руко­водить развитием общества, общественными отношениями и процес­сами) — способствовать достижению более высокого уровня качества жизни людей.

Развитие социальных систем имеет вероятностный характер. Даже самый совершенный прогноз не в состоянии однозначно предвидеть конкретный ход событий. Именно это обстоятельство обусловливает необходимость тактических решений, принимаемых в русле единой стратегии. Оперативные решения направлены на выполнение неот­ложных задач повседневного управления силами и средствами управ­ляющей системы. В эту группу входят, например, решения, связанные с организацией выполнения комплексных программ, других решений вышестоящих органов или собственной организации, с регламентиро­ванием управленческих процессов предварительно заданными пара­метрами, коррекцией управленческого процесса в случае необходимо­сти (в соответствии с изменениями в ситуации, достигнутым уровнем решения вопроса, а также с учетом ресурсов).

В условиях риска и в условиях неопределенности акцент делается на конкретное ситуационное реше­ние — это, как правило, способ управления непрограммируемой, не­структурированной, непредсказуемой средой, когда требуется быстрое реагирование. При этом может использоваться так называемый «метод ветвей», когда предпринимаются конкретные шаги, рассчитанные более на разумную достаточность, чем на максимальный эффект Сложную проблему стараются разделить на этапы ее решения, кон­кретные задачи, и это позволяет последовательно приближаться к решению главной проблемы. Постепенные, «малые» шаги позволяют при осложнениях или возникновении препятствии возвращаться на старые позиции и пытаться найти новые пути, средства решения проблемы, избегая при этом излишне рискованных вариантов.

Вид и содержание управленческих решений зависят от иерархического уровня. Чем ниже уровень, тем больше места зани­мает ситуационное управление, чем выше — тем более упор делается на стратегическое планирование.

3. По степени уникальности управленческие решения можно разде­лить на: творческие, незапрограммированные, новаторские; стандарт­ные, запрограммированные; простые, бинарные (да или нет), повсе­дневно-рутинные.

Решение незапрограммированное связано с ситуацией, когда у ЛПР нет приемлемых альтернатив, когда приходится предпринимать дейст­вия в новой или неопределенной проблемной ситуации или в про­блемной ситуации с неизвестными факторами воздействия и нет воз­можности положиться на готовое решение. В этом случае для приня­тия решения рекомендуется использовать структурированный подход к принятию решений, разнообразные вспомогательные наглядные.

Решение запрограммированное — то, что неоднократно принима­лось ЛПР в подобных проблемных ситуациях, когда можно сказать, что есть программа решения проблемы и ЛПР знает, что надо делать, имеет готовый рецепт решения проблемы. Стандартные решения ха­рактерны для стабильной ситуации, если организация из года в год решает повторяющиеся задачи, имеет относительно устойчивую среду, простые информационные и производственные связи.

4. По способу принятия управленческие решения различаются как коллективные (коллегиальные) и индивидуальные.

В современных условиях управление социальными системами все больше развивается в сторону коллегиальности. Это соответствует тре­бованиям усложняющихся условий социально-политической ситуа­ции, с одной стороны, и внутренней логике развития форм управления — с другой.

Степень важности решения может определяться уровнем, на котором оно принимается. Решение может подписываться на самом высоком уровне, тогда как реальный выбор производится в действительности лицом, стоящим значительно ниже на иерархической лестнице. Бывают явления обратного порядка. При рискованных ситуациях должностные лица, обладая правом подписи, стараются прикрыться вышестоящей инстанцией.

Коллективные решения имеют несомненные достоинства, ибо уве­личивают управленческий потенциал. Не­достатки: группа затрачивает на принятие решения больше времени, чем одно лицо; отдельные члены коллектива в силу занятости иного рода, по другим причинам недос­таточно активны; группа может принять решение, которое не сообра­зуется с целями организации, ибо люди зачастую руководствуются личными интересами или интересами представляемых ими партий, групп лобби, которые приходят в столкновение с комплексными це­лями организации, группа может недостаточно знать стратегические цели организации; когда на определенном уровне складываются тра­диции коллективного принятия решений, отступать от них бывает не­легко, а ситуация может диктовать последнее; справедливо и обрат­ное. реальных и формальных.

5. В основе классификации управленческих решений могут быть ме­тоды выбора, позволяющие отличать рациональные решения от ин­туитивных.

Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса, на основе, как знаний, так и опыта ЛПР, выводится из анализа совокупности аксиом, результирующих его ут­верждений и предпочтений ЛПР. Такой подход предполагает наличие определенных постулатов рациональности. Следуя им, а также требо­ваниям логики, ЛПР ведет поиск наилучшего решения. Выбор страте­гии основан на максимизации ожидаемой полезности, причем вероят­ности исходов могут «вычисляться» как объективно, так и субъектив­но. Тип рационального решения основывается на точном соблюдении всех установленных процедур принятия решений, стандартов и нор­мативных документов, использовании количественных (математиче­ских, статистических) методов, разработке альтернативных вариантов и выборе наиболее приемлемого решения в конкретной ситуации. Однако, в реальной управленческой прак­тике рациональная модель принятия решения не всегда осуществима, имеются границы рациональности, связанные с природой человеческо­го мышления, социальными нормами и объективными обстоятель­ствами.

В процессе принятия управленческих решений нельзя принижать роль интуиции. Порой она бывает просто необходима в условиях не­определенности проблемной ситуации или при принятии быстрых адекватных решений, ибо даже выверенное рациональное решение Может обернуться потерей, если принято слишком поздно. К тому же не всегда формально математический инструментарий помогает ос­мыслить проблемную ситуацию.

Интуиция (позднелат. intuitio — пристально смотрю) — способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Интуитивное мышление — «шестое чувство», «озарение ума»-вовсе не мистично, оно воспроизводит годы опыта, опирается на прежние знания, на зафиксированную мозгом информацию. Не всег­да эта информация становится достоянием сознания и может быть описана точными словами или другими логическими формами, т.е. речь идет о сигналах, воспринимаемых подсознанием. Здесь важен сам акт существования информации, ее наличия в мозге человека, принимающего решение, ибо только в этом случае возможен акт при­нятия решения на интуитивном уровне.

Но в управлении мало найти интуитивное решение. Нужно еще убедить в его оптимальности (допустимости) тех, кому предстоит его принять или одобрить выбор. Вообще, интуиция в управлении без интеллекта и ответственности сулит много бед.

А потому интуицию следует не противопоставлять логике, а до­полнять, сохранять «равновесие» между интуитивными ощущениями и ясными доводами, не отвергать «с порога» первые, но подвергать их трезвому анализу, логическому, математическому доказательству.

Классификация управленческих решений носит во многом услов­ный характер. Каждое решение в комплексной характеристике может быть отнесено к целому ряду групп, типов решений так же, как каж­дый из критериев, имеющий самостоятельное прикладное значение, обеспечивает охват всей совокупности групповых управленческих ре­шений, дает возможность, в конечном счете, определить специфику процесса выработки каждой группы решений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.