Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедуры контрольной деятельности




Тема 3.5. Административный и служебный контроль

Вопросы для размышления и самоконтроля

1. Аргументируйте свою концепцию управленческого решения.

2. Есть ли основания (и какие, если вы их осмыслили) рассматри­вать административно-управленческие решения как специфический вид решений?

3. Что означает оптимизация управленческих решений?

4. Охарактеризуйте последовательные стадии процесса разработки, принятия и осуществления решений.

 

Сущность контроля заключается в том, чтобы установить:

• соответствует ли деятельность государственных (муниципаль­ных) органов управления, учреждений, организаций, предприятий поставленным, взятым задачам;

• выполняются ли и как именно возложенные на них обязанно­сти;

• каковы практические социально значимые результаты проде­ланной работы;

• имеются ли отклонения от поставленных целей;

• и если да, то каковы причины, что мешает работе, какими спо­собами можно повысить ее эффективность, оптимизировать управ­ляющее воздействие.

Проблема огромного значения состоит в том, что наше будущее и будущее наших учреждений зависит от темпа, в котором они спо­собны модернизироваться, изменяться, адаптируясь к новым услови­ям рыночной экономики и не утрачивая при этом свои качественные параметры. Этой проблемы не было ни в XIX в., ни в первой полови­не XX в. Но ведь «контрольный факт» не оказывает стимулирующего воздействия на темп модернизации, в отдельных случаях он сдержива­ет регресс, а в других случаях (из-за слепого следования предписани­ям) может стать фактором застоя и консерватизма, т. е. регресса.

Административный контроль может обнаруживать и разрабатывать позитивные «контрольные факты», поскольку для выявления как не­гативных, так и позитивных «контрольных фактов» требуется тот же самый объем знаний. Если административный контроль настолько изучил учреждение, что собрал основательно документированный не­гативный материал, то он обычно располагает и позитивными факта­ми в таком объеме, что составление акта проверки со всесторонним освещением фактов не потребует слишком большого дополнительного усилия. Оно рентабельно и оправданно как с точки зрения принци­пов науки об администрировании, так и с позиций задач контроля как информационного органа, поскольку дополнение негативных фактов положительными заменяет дезинформацию целостной инфор­мацией.

Соблюдение при контрольной деятельности таких принципов, как систематичность, достоверность, объективность, гласность, действен­ность контроля, обеспечивает достижение цели контроля: укрепление порядка, законности и организованности в сфере управления, да и во всех сферах жизни.

Процесс контроля складывается из следующих друг за другом ста­дий:

1) планирование проверки и организационных мероприятий по ее проведению;

2) подготовка к проверке;

3) проведение проверки;

4) составление, обсуждение и принятие контролирующим орга­ном (лицом) акта проверки, принятие решения по ней и ознакомле­ние с ними заинтересованных органов, организаций, лиц;

5) реализация принятого по материалам проверки решения;

6) рассмотрение возможных жалоб на принятое контрольным ор­ганом (должностным лицом) или по его материалам решение;

7) контроль за фактическим исполнением решений, а также пред­ложений и рекомендаций, содержащихся в акте проверки.

1. Любая проверка планируется. Невозможно охватить контролем одновременно всю деятельность объекта управления, весь управленческий персонал (и ни к чему). Важно сконцентрировать внимание на наиболее актуальных вопросах:

• правильно их сформулировать;

• определить профиль и объем информации, которую желательно получить в результате проверки;

• интервалы, в течение которых она должна поступать.

На первом плане стоят вопросы, диктуемые базовыми общегосударственными публичными интересами.

Каждая проверка должна служить интересам дела, а не быть сред­ством «сведения счетов».

Неоправданны проверки по формальным соображениям («для га­лочки»), по мелким вопросам.

Нужно помнить, что любая проверка отвлекает людей от работы, создает обстановку нервозности.

• Вот почему обязателен план проверок, предусматривающий, кто, кого, по каким вопросам, в каких целях, в какие сроки будет кон­тролировать.

• Определение наиболее важных законодательных и иных актов, исполнение которых необходимо проверить.

В практике известны два вида планирования контроля — перспек­тивное и текущее, причем они тесно связаны.

Перспективное планирование контроля предусматривает основные направления контроля и наиболее важные проверки на сравнительно продолжительный период (год и более).

Текущее планирование контроля позволяет концентрировать темы проверок, предусмотренных перспективным планом, их задачи, объек­ты, сроки проведения, органы и лиц, которым они поручаются, т. е. обеспечивается практическая реализация контрольных мероприятий, намеченных перспективным планом.

Составление перспективного и текущего плана — творческий про­цесс. Он требует от составителя знания фактического положения дел в подведомственной области, объекте управления, состояния государ­ственной дисциплины и законности, общественного порядка. Учиты­ваются не только директивы вышестоящих звеньев управления, но предложения общественных организаций, сигналы СМИ, предложе­ния и рекомендации, содержащиеся в обращениях граждан.

Наряду с тематикой проверок и их объектами в планах преду­сматриваются организационные мероприятия, обеспечивающие свое­временное проведение проверок.

2. Подготовка проверки начинается с принятия решения о ее про­ведении. Обязательные элементы этой стадии:

• ставится в известность руководитель проверяемого объекта (ис­ключением могут быть внезапные проверки);

• разрабатывается детальная программа, предусматривающая цель проверки, основные задачи и объекты, подбор участников проверки, сроки проведения;

• проводится инструктаж участников проверки, где определяются основные приемы, методы анализа ожидаемых материалов, распреде­ляются по участкам проверочной работы проверяющие;

• составляются рабочие планы и памятки для проверочных бри­гад, комиссий, а также задания, которые они должны выполнить.

В решении о проверке и заданиях экспертам (проверяющим) пре­дусматривается характер проверки, они бывают: тематические и доку­ментальные, комплексные или выборочные, разовые и повторные и т.д.

3. Проверка начинается с предъявления контрольным органом со­ответствующих документов, подтверждающих право проверки, руково­дителю проверяемого объекта. Это делается в тех случаях, если лица, осуществляющие контроль, не работают на проверяемом объекте.

Детально порядок проведения ревизий, проверок финансово-хо­зяйственной деятельности, выполнения бюджета органами управления и т. п. определяется инструкциями соответствующих компетентных органов.

Четкое, организованное проведение проверок зависит не только от квалификации экспертов, но и от подготовленности лиц, которые по их требованию готовят нужную документацию и другие материалы. Этому помогает право контрольных органов привлекать к проверкам специалистов и общественность, включая их в состав проверяющих комиссий.

Положениями нормативных актов предусматривается право кон­тролирующего на истребование документов, обязанность проверяемо­го их представить.

4. Обсуждение и принятие контролирующим органом (лицом) акта проверки и решения по ее итогам.

В акте, кроме констатации фактов, выражаются обязательные и рекомендательные предложения в адрес проверенного объекта, его руководителей, в адрес иных органов, уполномоченных принимать те или иные меры по акту проверки.

Эта стадия связана с рядом действий процедурного характера: по­рядком составления и подписания акта проверки, характером отноше­ний между участниками проверки и должностными лицами проверяе­мых органов.

• Каждый участник проверки имеет право выразить свою волю (мнение) при голосовании за или против принимаемого акта провер­ки и каждого его положения.

• Что касается проверяемых лиц, то им обеспечивается право оз­накомления с собранными в результате проверки материалами, при­нятыми по ним выводам и решениями, с тем, чтобы при необходимо­сти они имели возможность оправдать свои действия (бездействия), пояснить причины недостатков и правонарушений.

• Важную роль играют процедуры доказывания. Подконтрольные объекты вправе представлять доказательства и иные материалы по проверяемому вопросу, даже если они были не затребованы экспер­том, участвовать в их анализе, высказывать свое мнение об анализи­руемых обстоятельствах. Доказательные документы, письменные объ­яснения соответствующим образом оформляются.

Контрольные акты — это документы, которые должны отвечать требованиям законности, обоснованности, объективности. В зависи­мости от их назначения акты-документы подразделяются на исходные, промежуточные и завершающие. Существует большое многообразие форм документов, отражающих итоги проверки: акты проверки, справки, заключение экспертизы, обзор, информация, отчет эксперта и т. д. Но при любом названии итоговый документ по проверке со­держит определенные реквизиты:

— указания на то, что и где проверялось;

— самые значительные успехи, положительные моменты, дости­жения в проверяемой сфере деятельности объекта;

— недостатки и нарушения, вскрытые в ходе проверки, их сущ­ность, видимые проявления, срок их существования; если это право­нарушения — указание на то, какие именно требования, каких имен­но правовых актов нарушены;

— данные о том, чем вызваны недостатки или нарушения, како­вы причины;

— сведения о последствиях нарушений, в том числе размерах причиненного материального и иного ущерба;

— фамилии конкретных виновников недостатков и нарушений;

— указания на меры, принятые контролирующим органом (долж­ностным лицом) в рамках его компетенции для пресечения выявлен­ных злоупотреблений, грубых нарушений законности;

— рекомендации и предложения, направленные на устранение вскрытых недостатков и нарушений, их причин, на возмещение при­чиненного материального и морального ущерба, привлечение к ответ­ственности виновных лиц.

В ряде случаев в актах проверок указывается срок, в течение кото­рого руководители обязаны устранить выявленные недостатки.

Важное значение имеет процессуальное правило, устанавливаю­щее, что если руководитель или главный бухгалтер проверяемой орга­низации имеет возражения или замечания по акту ревизии или про­верки, то он должен подписать акт и одновременно приложить к нему свои письменные возражения или замечания. Выполнение этого правила направлено на обеспечение объективности, достоверности проводимой проверки, предотвращение ее трансформации в полицей­скую меру. Каждая контрольная экспертиза должна осуществлять на деле помощь, хоть в маленьком размере, но реальную.

5. Реализация принятого по результатам проверки решения, только фактиче­ское выполнение рекомендаций, указаний экспертов нормализует си­туацию и создает меры недопущения впредь выявлен­ных недостатков, правонарушений.

Решение может реализовать как сам контролируемый орган, так и вышестоящий компетентный орган управления, иные органы, куда могут быть переданы материалы проверки.

• Руководитель организации, назначивший проверку (ревизию),
обязан не позднее чем в 2-недельный срок рассмотреть ее результаты
и принять необходимое решение по возмещению материального
ущерба, привлечению к ответственности виновных, устранению при­чин и условий, способствующих нарушению законности и государст­венной дисциплины, разработке необходимых предложений по их предупреждению, а также обеспечить контроль за выполнением ре­шений, принятых по результатам проверки.

Решения по итогам проверки, правовые акты, в форму которых они облекаются, могут выноситься не только при установлении не­достатков и нарушений, но и в случаях выявления положительного опыта, т. е. служат способом его распространения.

• Немаловажное значение имеет соблюдение процедур, связан­ных с привлечением ответственности лиц, виновных в выявленных
при проверках недостатках и нарушениях. Характер таких процедур зависит от того, кем и за что эти лица привлекаются к ответственно­сти, а также и от того, какой вид ответственности, и какая ее мера применяется.

Материалы проверок могут передаваться в прокуратуру для рас­следования и привлечения виновных к уголовной ответственности.

6. Предусмотрена процедура обжалования таких решений.

Законодательством установлен административно-инстанционный и судебный порядки обжалования решений, принимаемых по мате­риалам проверок.

В инстанционном порядке — по линии вышестоящих органов мо­гут быть обжалованы решения об ответственности руководителей должностных лиц проверяемых органов управления. Как показывает практика, незаконные решения такого рода — явление чрезвычайно редкое. Обжалование, как правило, связано с просьбой о смягчении взыскания, а не с их незаконностью, несправед­ливостью.

Законодательством предусмотрены определенные сроки, в течение которых решения могут быть обжалованы (чаще — 10-дневный со дня вынесения).

Инстанционный порядок обжалования не исключает возможности прокурорского надзора, который распространяется на решение по ре­зультатам проверок (с учетом исключений, предусмотренных зако­ном).

Порядок снятия взыскании обычно такой же, какой установлен трудовым правом для снятия дисциплинарных взысканий. Он сво­дится к тому, что если лицо в течение года после получения взыска­ния не совершило нового проступка, то в дальнейшем считается, что оно взысканию не подвергалось.

По заявлениям лиц, имеющих взыскания, или по ходатайству вы­несших их органов такие взыскания могут быть сняты и до истечения года (т. е. досрочно) специальными решениями и только после рассмотрения вопроса о действительном устранении недостатков, отме­ченных в актах проверок, за которые взыскания были наложены.

Поскольку использование права на обжалование целиком зависит от проверяемой стороны, то это право можно определить как имею­щее факультативный характер, т. е. оно не является обязанностью, а потому может и не использоваться.

7. Неотъемлемой частью контролируемой деятельности является последующий контроль за исполнением решений, рекомендаций, указа­ний, содержащихся в акте проверки, в изданных на его основе право­вых актах, приказах, распоряжениях, т. е. умение провести практиче­ский контроль за тем, чтобы слово превращалось в дело.

Формы такого контроля: ознакомление с результатами выполне­ния решений на месте; заслушивание и обсуждение докладов и сооб­щений руководителей, должностных лиц о реализации предложений; собрание коллектива организации по данному вопросу; получение письменной информации о выполнении решений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.