КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процедуры контрольной деятельности
Тема 3.5. Административный и служебный контроль Вопросы для размышления и самоконтроля 1. Аргументируйте свою концепцию управленческого решения. 2. Есть ли основания (и какие, если вы их осмыслили) рассматривать административно-управленческие решения как специфический вид решений? 3. Что означает оптимизация управленческих решений? 4. Охарактеризуйте последовательные стадии процесса разработки, принятия и осуществления решений.
Сущность контроля заключается в том, чтобы установить: • соответствует ли деятельность государственных (муниципальных) органов управления, учреждений, организаций, предприятий поставленным, взятым задачам; • выполняются ли и как именно возложенные на них обязанности; • каковы практические социально значимые результаты проделанной работы; • имеются ли отклонения от поставленных целей; • и если да, то каковы причины, что мешает работе, какими способами можно повысить ее эффективность, оптимизировать управляющее воздействие. Проблема огромного значения состоит в том, что наше будущее и будущее наших учреждений зависит от темпа, в котором они способны модернизироваться, изменяться, адаптируясь к новым условиям рыночной экономики и не утрачивая при этом свои качественные параметры. Этой проблемы не было ни в XIX в., ни в первой половине XX в. Но ведь «контрольный факт» не оказывает стимулирующего воздействия на темп модернизации, в отдельных случаях он сдерживает регресс, а в других случаях (из-за слепого следования предписаниям) может стать фактором застоя и консерватизма, т. е. регресса. Административный контроль может обнаруживать и разрабатывать позитивные «контрольные факты», поскольку для выявления как негативных, так и позитивных «контрольных фактов» требуется тот же самый объем знаний. Если административный контроль настолько изучил учреждение, что собрал основательно документированный негативный материал, то он обычно располагает и позитивными фактами в таком объеме, что составление акта проверки со всесторонним освещением фактов не потребует слишком большого дополнительного усилия. Оно рентабельно и оправданно как с точки зрения принципов науки об администрировании, так и с позиций задач контроля как информационного органа, поскольку дополнение негативных фактов положительными заменяет дезинформацию целостной информацией. Соблюдение при контрольной деятельности таких принципов, как систематичность, достоверность, объективность, гласность, действенность контроля, обеспечивает достижение цели контроля: укрепление порядка, законности и организованности в сфере управления, да и во всех сферах жизни. Процесс контроля складывается из следующих друг за другом стадий: 1) планирование проверки и организационных мероприятий по ее проведению; 2) подготовка к проверке; 3) проведение проверки; 4) составление, обсуждение и принятие контролирующим органом (лицом) акта проверки, принятие решения по ней и ознакомление с ними заинтересованных органов, организаций, лиц; 5) реализация принятого по материалам проверки решения; 6) рассмотрение возможных жалоб на принятое контрольным органом (должностным лицом) или по его материалам решение; 7) контроль за фактическим исполнением решений, а также предложений и рекомендаций, содержащихся в акте проверки. 1. Любая проверка планируется. Невозможно охватить контролем одновременно всю деятельность объекта управления, весь управленческий персонал (и ни к чему). Важно сконцентрировать внимание на наиболее актуальных вопросах: • правильно их сформулировать; • определить профиль и объем информации, которую желательно получить в результате проверки; • интервалы, в течение которых она должна поступать. На первом плане стоят вопросы, диктуемые базовыми общегосударственными публичными интересами. Каждая проверка должна служить интересам дела, а не быть средством «сведения счетов». Неоправданны проверки по формальным соображениям («для галочки»), по мелким вопросам. Нужно помнить, что любая проверка отвлекает людей от работы, создает обстановку нервозности. • Вот почему обязателен план проверок, предусматривающий, кто, кого, по каким вопросам, в каких целях, в какие сроки будет контролировать. • Определение наиболее важных законодательных и иных актов, исполнение которых необходимо проверить. В практике известны два вида планирования контроля — перспективное и текущее, причем они тесно связаны. Перспективное планирование контроля предусматривает основные направления контроля и наиболее важные проверки на сравнительно продолжительный период (год и более). Текущее планирование контроля позволяет концентрировать темы проверок, предусмотренных перспективным планом, их задачи, объекты, сроки проведения, органы и лиц, которым они поручаются, т. е. обеспечивается практическая реализация контрольных мероприятий, намеченных перспективным планом. Составление перспективного и текущего плана — творческий процесс. Он требует от составителя знания фактического положения дел в подведомственной области, объекте управления, состояния государственной дисциплины и законности, общественного порядка. Учитываются не только директивы вышестоящих звеньев управления, но предложения общественных организаций, сигналы СМИ, предложения и рекомендации, содержащиеся в обращениях граждан. Наряду с тематикой проверок и их объектами в планах предусматриваются организационные мероприятия, обеспечивающие своевременное проведение проверок. 2. Подготовка проверки начинается с принятия решения о ее проведении. Обязательные элементы этой стадии: • ставится в известность руководитель проверяемого объекта (исключением могут быть внезапные проверки); • разрабатывается детальная программа, предусматривающая цель проверки, основные задачи и объекты, подбор участников проверки, сроки проведения; • проводится инструктаж участников проверки, где определяются основные приемы, методы анализа ожидаемых материалов, распределяются по участкам проверочной работы проверяющие; • составляются рабочие планы и памятки для проверочных бригад, комиссий, а также задания, которые они должны выполнить. В решении о проверке и заданиях экспертам (проверяющим) предусматривается характер проверки, они бывают: тематические и документальные, комплексные или выборочные, разовые и повторные и т.д. 3. Проверка начинается с предъявления контрольным органом соответствующих документов, подтверждающих право проверки, руководителю проверяемого объекта. Это делается в тех случаях, если лица, осуществляющие контроль, не работают на проверяемом объекте. Детально порядок проведения ревизий, проверок финансово-хозяйственной деятельности, выполнения бюджета органами управления и т. п. определяется инструкциями соответствующих компетентных органов. Четкое, организованное проведение проверок зависит не только от квалификации экспертов, но и от подготовленности лиц, которые по их требованию готовят нужную документацию и другие материалы. Этому помогает право контрольных органов привлекать к проверкам специалистов и общественность, включая их в состав проверяющих комиссий. Положениями нормативных актов предусматривается право контролирующего на истребование документов, обязанность проверяемого их представить. 4. Обсуждение и принятие контролирующим органом (лицом) акта проверки и решения по ее итогам. В акте, кроме констатации фактов, выражаются обязательные и рекомендательные предложения в адрес проверенного объекта, его руководителей, в адрес иных органов, уполномоченных принимать те или иные меры по акту проверки. Эта стадия связана с рядом действий процедурного характера: порядком составления и подписания акта проверки, характером отношений между участниками проверки и должностными лицами проверяемых органов. • Каждый участник проверки имеет право выразить свою волю (мнение) при голосовании за или против принимаемого акта проверки и каждого его положения. • Что касается проверяемых лиц, то им обеспечивается право ознакомления с собранными в результате проверки материалами, принятыми по ним выводам и решениями, с тем, чтобы при необходимости они имели возможность оправдать свои действия (бездействия), пояснить причины недостатков и правонарушений. • Важную роль играют процедуры доказывания. Подконтрольные объекты вправе представлять доказательства и иные материалы по проверяемому вопросу, даже если они были не затребованы экспертом, участвовать в их анализе, высказывать свое мнение об анализируемых обстоятельствах. Доказательные документы, письменные объяснения соответствующим образом оформляются. Контрольные акты — это документы, которые должны отвечать требованиям законности, обоснованности, объективности. В зависимости от их назначения акты-документы подразделяются на исходные, промежуточные и завершающие. Существует большое многообразие форм документов, отражающих итоги проверки: акты проверки, справки, заключение экспертизы, обзор, информация, отчет эксперта и т. д. Но при любом названии итоговый документ по проверке содержит определенные реквизиты: — указания на то, что и где проверялось; — самые значительные успехи, положительные моменты, достижения в проверяемой сфере деятельности объекта; — недостатки и нарушения, вскрытые в ходе проверки, их сущность, видимые проявления, срок их существования; если это правонарушения — указание на то, какие именно требования, каких именно правовых актов нарушены; — данные о том, чем вызваны недостатки или нарушения, каковы причины; — сведения о последствиях нарушений, в том числе размерах причиненного материального и иного ущерба; — фамилии конкретных виновников недостатков и нарушений; — указания на меры, принятые контролирующим органом (должностным лицом) в рамках его компетенции для пресечения выявленных злоупотреблений, грубых нарушений законности; — рекомендации и предложения, направленные на устранение вскрытых недостатков и нарушений, их причин, на возмещение причиненного материального и морального ущерба, привлечение к ответственности виновных лиц. В ряде случаев в актах проверок указывается срок, в течение которого руководители обязаны устранить выявленные недостатки. Важное значение имеет процессуальное правило, устанавливающее, что если руководитель или главный бухгалтер проверяемой организации имеет возражения или замечания по акту ревизии или проверки, то он должен подписать акт и одновременно приложить к нему свои письменные возражения или замечания. Выполнение этого правила направлено на обеспечение объективности, достоверности проводимой проверки, предотвращение ее трансформации в полицейскую меру. Каждая контрольная экспертиза должна осуществлять на деле помощь, хоть в маленьком размере, но реальную. 5. Реализация принятого по результатам проверки решения, только фактическое выполнение рекомендаций, указаний экспертов нормализует ситуацию и создает меры недопущения впредь выявленных недостатков, правонарушений. Решение может реализовать как сам контролируемый орган, так и вышестоящий компетентный орган управления, иные органы, куда могут быть переданы материалы проверки. • Руководитель организации, назначивший проверку (ревизию), Решения по итогам проверки, правовые акты, в форму которых они облекаются, могут выноситься не только при установлении недостатков и нарушений, но и в случаях выявления положительного опыта, т. е. служат способом его распространения. • Немаловажное значение имеет соблюдение процедур, связанных с привлечением ответственности лиц, виновных в выявленных Материалы проверок могут передаваться в прокуратуру для расследования и привлечения виновных к уголовной ответственности. 6. Предусмотрена процедура обжалования таких решений. Законодательством установлен административно-инстанционный и судебный порядки обжалования решений, принимаемых по материалам проверок. В инстанционном порядке — по линии вышестоящих органов могут быть обжалованы решения об ответственности руководителей должностных лиц проверяемых органов управления. Как показывает практика, незаконные решения такого рода — явление чрезвычайно редкое. Обжалование, как правило, связано с просьбой о смягчении взыскания, а не с их незаконностью, несправедливостью. Законодательством предусмотрены определенные сроки, в течение которых решения могут быть обжалованы (чаще — 10-дневный со дня вынесения). Инстанционный порядок обжалования не исключает возможности прокурорского надзора, который распространяется на решение по результатам проверок (с учетом исключений, предусмотренных законом). • Порядок снятия взыскании обычно такой же, какой установлен трудовым правом для снятия дисциплинарных взысканий. Он сводится к тому, что если лицо в течение года после получения взыскания не совершило нового проступка, то в дальнейшем считается, что оно взысканию не подвергалось. По заявлениям лиц, имеющих взыскания, или по ходатайству вынесших их органов такие взыскания могут быть сняты и до истечения года (т. е. досрочно) специальными решениями и только после рассмотрения вопроса о действительном устранении недостатков, отмеченных в актах проверок, за которые взыскания были наложены. Поскольку использование права на обжалование целиком зависит от проверяемой стороны, то это право можно определить как имеющее факультативный характер, т. е. оно не является обязанностью, а потому может и не использоваться. 7. Неотъемлемой частью контролируемой деятельности является последующий контроль за исполнением решений, рекомендаций, указаний, содержащихся в акте проверки, в изданных на его основе правовых актах, приказах, распоряжениях, т. е. умение провести практический контроль за тем, чтобы слово превращалось в дело. Формы такого контроля: ознакомление с результатами выполнения решений на месте; заслушивание и обсуждение докладов и сообщений руководителей, должностных лиц о реализации предложений; собрание коллектива организации по данному вопросу; получение письменной информации о выполнении решений.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |