КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как работают экспертные системы?
Человеческие знания следует смоделировать или представить таким образом, чтобы компьютер мог их обработать. Используемая экспертными системами модель человеческих знаний называется базой знаний. Существуют два способа представить человеческие знания и экспертную оценку: правила и фреймы знаний. Стандартной конструкцией структурного программирования (гл. 14) является конструкция IF-THEN с вычисляемым условием. Если условие истинно, предпринимается некоторое действие. Например: IF INCOME > $45 000 (условие); THEN PRINT NAME AND ADDRESS (действие). Из серии таких правил можно составить базу знаний. Каждый читатель, создававший компьютерные программы, знает, что фактически все традиционные компьютерные программы содержат оператор IF—THEN. Различие между традиционной программой и программой экспертной системы на основе правил состоит в количестве и степени вложенности конструкций IF-THEN. Программа ИИ может включать от 200 до 10 тыс. правил, т. е. гораздо больше, чем традиционные программы, которые обычно имеют от 50 до 100 операторов IF-THEN. Кроме того, в программе ИИ правила связаны и вложены в большей степени, чем в традиционных программах (рис. 12.9). Следовательно, в экспертной системе на основе правил сложность этих правил весьма значительна. Можно ли таким образом представить знания, содержащиеся в Британской энциклопедии? Вероятно, нельзя, поскольку база правил была бы слишком большой, при этом не все содержащиеся в энциклопедии знания можно представить в виде правил IF-THEN. Вообще, экспертные системы эффективно используются Expert system (экспертная система) Обогащенная знаниями компьютерная программа, которая сохраняет и использует экспертные знания человека, соответствующие специализированной области. Knowledge base (база знаний) Модель человеческих знаний, используемая экспертными системами.! Rule-based expert system (экспертная система на основе правил) Программа ИИ, которая имеет большое число связанных и вложенных инструкций IF-THEN или правил, составляющих основу знаний в системе. Rule base (база правил) Набор знаний в системе ИИ, представленный в форме правил IF-THEN? только в тех ситуациях, когда область сильно ограничена (скажем, предоставление кредитов) и включает не более нескольких тысяч правил. Фреймы знаний можно использовать для представления знаний, организуя информацию в виде порций со взаимосвязанными характеристиками. Взаимосвязи основаны на общих характеристиках, а не на иерархии. Этот подход основан на представлении о том, что люди используют фреймы или понятия для быстрого извлечения смысла из восприятия. Например: «Ищите танк и стреляйте, когда его увидите» означает, что люди используют понятие или фрейм о том, что собой представляет этот танк. Игнорируется все, что не соответствует этому понятию танка. Подобным способом исследователи ИИ могут организовать в виде фреймов обширный массив информации. Тогда компьютер получает инструкцию на поиск в базе данных фреймов и перечисление связей с другими фреймами, представляющими интерес. Пользователь может следовать по указанным системой путям. Knowledge frames (фреймы знаний) Метод организации знаний экспертной системы в виде порций; отношения основаны на общих характеристиках, определяемых пользователем. _________м|-.................. а...... ui...... t__......... .ti...............i....._.................. ____________j Ai shell (оболочка ИИ) | Среда программирования экспертной системы. 1 Inference engine (логический механизм) Стратегия, используемая для поиска в базе правил экспертной системы; может строиться на прямом или обратном логическом выводе. На рис. 12.10 показаны части базы знаний, организованной на основе фреймов. «АВТОМОБИЛЬ» определяется характеристиками или слотами фрейма как транспортное средство с четырьмя колесами, бензиновым или дизельным двигателем и такими действиями, как качение или перемещение. Этот фрейм может зависеть от почти всех остальных объектов в базе данных, которые также используют любую из этих характеристик, например фрейм танка. Оболочка ИИ — это среда программирования экспертной системы. В первые годы появления экспертных систем программисты использовали такие специализированные языки ИИ, как язык обработки списков LISP или Prolog, способные эффективно обработать списки правил. В настоящее время все больше экспертных систем использует оболочки ИИ, являющиеся дружественными средами разработки. Оболочки ИИ могут быстро генерировать экраны пользовательского интерфейса, формировать базу знаний и управлять стратегиями поиска в базе правил. I Forward chaining (прямой логический вывод) Стратегия поиска в базе правил экспертной системы, которая начинается с введения пользователем информации и перебирает базу правил, пока не придет к заключению. Backward chaining (обратный логический вывод) Стратегия поиска в базе правил экспертной системы, которая действует как решатель задач, начиная с гипотезы и отыскивая больше информации до тех j пор, пока гипотеза не будет доказана или опровергнута. Стратегия, используемая для поиска в базе правил, называется логическим механизмом. Как правило, используются две стратегии: прямой логический вывод и обратный вывод (рис. 12.11). При прямом логическом выводе машина начинает обработку с информации, введенной пользователем, и продолжает поиск в базе правил, пока не придет к заключению. Применяемая стратегия состоит в том, чтобы запускать (или выполнять) действие правила, пока условие истинно. На рис. 12.11 видно, что, если пользователь введет клиента с доходом, превышающим $100 тыс., машина запустит все правила в последовательности слева направо. Если пользователь затем введет указание, что этот же клиент владеет недвижимым имуществом, произойдет другой проход по базе правил, в результате чего выполняется больше правил. Обработка продолжается, пока больше ни одно правило не может быть запущено. При обратном логическом выводе стратегия поиска в базе правил начинается с гипотезы и продолжается формулированием пользовательских вопросов о выбранных фактах, пока гипотеза не будет подтверждена или опровергнута. В рас- смотренном на рис. 12.11 примере задан вопрос: «Следует ли добавить этого человека в будущую базу данных?» Начните с правой стороны диаграммы и перемещайтесь влево. Можно заметить, что информацию о пользователе нужно добавить в базу данных, если посылается коммерческий представитель, предоставляется страхование на определенный срок или финансовый советник (FinAdv) посещает клиента.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |