Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стресс и другие расстройства




Позаботьтесь о своем окружении

Знаете ли вы людей, у которых наблюдается одно или несколько расстройств, рассматриваемых в настоящей главе? Может быть, кто-либо из ваших родственников страдает от головных болей, возникающих в результате напряжения мышц, ваш сосед по комнате страдает от аллергии, а для кого-то характерен височно-нижнечелюстной синдром. Укажите имя этого человека и расстройство, которым он страдает. Имя_______________________________________________________________

Расстройство____________________________________________________________

Этот человек должен обратиться за помощью к врачу (например, к терапевту или стоматологу}, но, поскольку мы знаем, что стресс может усугубить это состояние, полезно рассказать ему также о методах борьбы со стрессом. Перечислите способы ослабления стрессовой составляющей данного состояния.

1. ________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

5._________________________________________________________________

ПТСР имеет гораздо большее распространение, чем можно себе представить. По докладам эпидемиологов, большинство людей испытали в своей жизни травматические переживания, и у 25% из них появляется ПТСР [81]. Некоторые ученые уверены в том, что ПТСР распространено так же, как и любое другое психическое заболевание, однако лечение требуется далеко не всем [82]. Наличие подобных заболеваний в семье увеличивает подверженность отдельных людей. Предрасположенность к сердечным приступам и/или депрессиям также увеличивает вероятность возникновения ПТСР [83]. Более того, если вы ожидаете травматическое событие, вы таким образом увеличиваете вероятность приобретения ПТСР [84]. Это было доказано в результате изучения 106 британских солдат Миротворческих Сил в бывшей Югославии [85]. В условиях ожидания травматических событий эти солдаты проходили оперативный тренинг по управлению стрессом. В результате им удалось снизить показатели уровня ПТСР. Исследователи заключили, что «высокая вероятность психиатрических расстройств не связана напрямую с перенесенным военным конфликтом».

Те, кто успешно справился с посттравматическим стрессом, обычно поддерживают нормальные отношения с членами семьи и друзьями, они не зацикливаются на пережитой травме, доверяют людям, религиозны, оптимистичны и обладают чувством юмора [86]. Следующие разделы этой книги подтвердят нашу точку зрения, касающуюся того, что все это позволяет эффективно бороться со стрессом.

Установлено, что стресс отрицательно сказывается и на других составляющих здоровья. Например, он может вызвать выкидыш у беременных женщин. Согласно одному исследованию, 70% женщин, имевших выкидыш, испытали по крайней

мере одну стрессовую ситуацию за 4-5 месяцев до выкидыша, в то время как соответствующая доля женщин, не имевших выкидыша, составляет 52% [87]. В значительной степени это характерно для женщин более старшего возраста или вынашивающих первого ребенка [88]. Стресс также вызывает преждевременные роды [89].

Даже спортивные травмы могут быть вызваны стрессом [90]. Некоторое время назад было установлено, что травмы чаще случаются у спортсменов, недавно испытавших воздействие стресс-факторов и не сумевших мобилизовать свои душевные силы и опыт на преодоление стресса. Модель получения травмы в результате стресса впервые была описана Андерсоном и Уильямсом [91]. Согласно этой модели, во время спортивных мероприятий, которые сами по себе являются источником стресса, ранее пережитые спортсменом стрессовые ситуации, а также особенности личности и способность преодолевать трудности определяют реакцию спортсмена на стресс. При высоком уровне стресса и низкой способности преодолевать трудности возникает мышечное напряжение, и с участия в мероприятии внимание спортсмена переключается на стресс. Андерсон и Уильяме высказали гипотезу, что повышенное напряжение мышц, сужение поля зрения и снижение стойкости к воздействию отвлекающих факторов — основные причины спортивных травм. Эту гипотезу также подтверждают работы Смита, Смола и Птацека, которые определили, что спортсмены, имеющие низкий рейтинг с точки зрения способности устанавливать дружеские связи и психологических навыков преодоления трудностей, получают больше травм [92, 93]. Логично предположить, что стресс также играет определенную роль в дорожно-транспортных происшествиях, поскольку вызывает сужение поля зрения и снижение стойкости к воздействию отвлекающих факторов.

Стресс также вызывает простуду, замедляет процесс выздоровления и приводит к посттравматическим расстройствам.

Выводы

• Психосоматическая болезнь затрагивает психику и тело. Это настоящая болезнь, а не просто состояние духа.

• Психосоматическая болезнь психогенного происхождения — это физическая болезнь, вызванная эмоциональным стрессом. Болезнь не вызывается проникновением болезнетворных микроорганизмов; это сознание меняет физиологию таким образом, что происходит нарушение нормального функционирования организма.

• Психосоматическая болезнь соматогенного происхождения возникает тогда, когда психика снижает устойчивость организма к болезнетворным микробам или естественному дегенеративному процессу.

• Стресс сопутствует таким болезням, как гипертония, инсульт, ишемическая болезнь сердца, язвы, мигрень, головные боли в результате напряжения мышц, рак, аллергии, астма, сенная лихорадка, ревматоидный артрит, боль в спине и височно-нижнечелюстной синдром.

• Поскольку стресс повышает артериальное давление и содержание холестерина в сыворотке крови, неудивительно, что в результате научных исследований установлена его связь с гипертонией, инсультом и ишемической болезнью сердца.

• Стресс снижает эффективность работы иммунной системы путем уменьшения числа Т-лимфоцитов. В результате становятся более вероятными аллергические реакции, приступы астмы и даже рак.

• Стресс усиливает мышечное напряжение и иммобилизацию мышц. Эти явления считают причиной головных болей в результате напряжения мышц, болей в спине, шее и плечах.

 

 

ГЛАВА 4 Изменение восприятия

Маленький мальчик спросил своего старшего брата, откуда берутся дети. Старший брат ответил ему, что детей приносит аист. В поисках подтверждения этого поразительного открытия маленький мальчик задал тот же вопрос своему отцу. Отец также сказал ему, что детей приносит аист. Не желая быть невежливым, но все еще не совсем удовлетворенный, мальчик обратился к всезнающему мудрецу — своему дедушке и задал ему тот же вопрос: «Откуда же берутся дети?*. Дедушка, следуя общей линии, ответил, что детей приносит аист. Придя на следующий день в школу, мальчик обсудил услышанное дома с учителем и одноклассниками и пришел к выводу, что в его семье, по крайней мере на протяжении трех поколений, не было нормальных сексуальных отношений.

Дома мальчика явно вводили в заблуждение. Поэтому, чтобы у вас не сложилось ошибочных представлений о методах борьбы со стрессом, в части I этой книги мы рассказали вам о природе стресса, привели примеры стресс-факторов, описали, как реагирует на них организм, назвали болезни и расстройства, возникающие под действием стресса. Теперь вам будет легче воспринимать борьбу со стрессом как комплекс мер, а не просто действия, выполняемые в соответствии с указаниями какого-нибудь гуру. Не существует простых решений задачи борьбы со стрессом. В этой главе предлагается модель, описывающая стресс и его связь с болезнью, причем действия по борьбе со стрессом рассматриваются в рамках модели как вмешательство. Вмешательство осуществляется для того, чтобы предотвратить негативные последствия, которые могут вызвать стресс-факторы: психологический дискомфорт, чувство беспокойства, недомогание и болезнь. Вскоре вы увидите, что комплексный контроль над стрессом имеет смысл, логически обоснован и может быть осуществим и что в ваших силах справиться со своим стрессом.

Первая часть этой книги обеспечила нас информацией о природе стресса, примерах стрессоров, способе, которым тело реагирует на стрессоры, и недомоганиях и болезнях, связанных со стрессом. Вы уже поняли, что умение справляться со стрессом — это скорее комплекс мероприятий, нежели следование указаниям какого-либо узкого специалиста. Нет готового ответа на вопрос: как справиться со стрессом. Однако существует система управления стрессом, которую вы можете использовать, чтобы контролировать стресс и уровень напряжения организма. Эта глава представляет модель стресса, его связи с болезнью и техники управления стрессом. Вмешательства позволяют блокировать стрессор и препятствуют его выражению в негативных последствиях, таких как психологический дискомфорт, тревога, недомогание и болезни. Вы скоро убедитесь в том, что со стрессом можно справиться, его можно взять под контроль, и в том, что вы можете управлять своим собственным стрессом.

Модель стресса

Вы начинаете испытывать стресс, попадая в жизненную ситуацию, которая (постепенно или внезапно) выводит вас из состояния равновесия. Некий фактор мягко или энергично лишает вас устойчивости, и вам нужно исправить возникший дисбаланс. Данное дестабилизирующее воздействие может представлять собой изменение температуры, угрозу, исходящую от другого человека, смерть любимого человека или какое-либо иное изменение в вашей жизни, к которому вы должны адаптироваться.

Однако все мы знаем, что на одну и ту же ситуацию разные люди реагируют по-разному, поскольку интерпретируют ее неодинаково. Данная интерпретация называется когнитивной оценкой и, как мы увидим позднее, ею можно управлять.

Для многих людей смерть любимого человека — ужасное событие, и они зацикливаются на этой потере. Другие также могут рассматривать смерть любимого как нечто трагическое, но при этом думать о прекрасном времени, пережитом вместе с тем, кого уже нет. Поэтому жизненная ситуация, к которой вы должны адаптироваться, представляет собой необходимый, но не единственный компонент стресса. Важно, чтобы вы воспринимали эту жизненную ситуацию как стрессовую.

Перед нами — ситуация, воспринятая нами как стрессовая (внушающая беспокойство). Это представлено на рис. 4.1. За восприятием следует эмоциональная реакция на причинившее страдание событие жизни. Восприятие жизненной ситуации как стрессовой может вызвать страх, гнев, чувство опасности или ощущение, что вы стали объектом внезапной атаки, состояние потрясения, фрустрации и беспомощности.

Рис. 4.1. Восприятие жизненной ситуации

Эти чувства приводят к физиологическому возбуждению. Как уже говорилось в главе 2, стрессовая реактивность включает повышение уровня холестерина в сыворотке крови, учащения дыхательных и сердечных ритмов, повышения мышечного напряжения, артериального давления и уровня глюкозы в крови вместе со снижением эффективности иммунной системы, пищеварения, силы сердечной мышцы и гистаминной эффективности. Если физиологическое возбуждение хроническое или длительное, оно может вылиться в недомогание или болезнь. Вместе с тем стресс может привести и к другим последствиям: низкой работоспособности, межличностным конфликтам или другим негативным эффектам. На этом построение модели стресса завершено. Сама модель представлена на рис. 4.2.

Чтобы понять, как работает эта модель, кратко остановимся на каждом ее этапе, вплоть до последствий длительного стресса. Предположим, что вы работаете в автомобильной индустрии и относительно хорошо устроены. Ваша работа доставляет вам удовольствие. Вы работаете на одном и том же месте уже восемь лет,

чувствуете себя достаточно комфортно, находитесь в хороших отношениях с сотрудниками, знаете время перерывов на кофе, разработали лучшие маршруты для поездок на работу и с работы и знаете, с кем следует быть особенно деликатным. К несчастью, ситуация в экономике изменяется в худшую сторону. Получать кредиты становится труднее, растут процентные ставки.

Рис. 4.2. Модель стресса

Люди перестают покупать машины, и ваша компания решает уволить несколько сотен работников. В конверте с зарплатой — уведомление об увольнении. Таким образом, перед вами возникает ситуация, к которой вы должны адаптироваться.

Вы считаете эту ситуацию концом света! Как вы будете платить за квартиру, на что покупать еду и оплачивать медицинские счета? Как вы будете проводить время? Что люди подумают о вас? Сможете ли вы получить другую работу? С чего начать ее поиски? Вопросы, заботы, проблемы. Таким образом, вы сейчас перешли ко второму этапу модели: восприняли увольнение как стрессовую ситуацию. Признайте, однако, что не все воспримут это же событие как внушающее серьезное беспокойство. Некоторые из ваших коллег могут сказать:

1. Увольнение не самое лучшее, что могло произойти со мной, но на самом деле я нуждаюсь в отдыхе. В последнее время я работал слишком много.

2. Я использую представившуюся возможность для того, чтобы проводить больше времени с моими детьми.

3. Я воспользуюсь этой ситуацией, чтобы навестить своих друзей. Я всегда хотел иметь время, чтобы сделать это.

Люди, воспринявшие ситуацию таким образом, установили барьер между нею и своим восприятием ситуации. Они изменили свою когнитивную оценку увольнения. Они не восприняли событие как глобальную катастрофу, и поэтому оно не стало катастрофой для них.

Вы, однако, восприняли увольнение как травматическое событие, и это вызвало эмоциональное возбуждение, Вы испытываете страх перед будущим, сомневаетесь в своей состоятельности. Вы обозлены на начальника за то, что попали в число уволенных. Вы расстроены сложившейся ситуацией и не знаете, что делать дальше. Эти чувства выражаются в физиологическом возбуждении. У вас увеличивается содержание жира в крови, усиливается потоотделение, вы по-другому дышите, напрягаете свои мышцы, выделяете больше соляной кислоты, у вас сни-

жается количество лимфоцитов в крови, призванных противодействовать носителям инфекции

Если вы не сумеете каким-либо образом преодолеть эти нарастающие последствия стресса, если ситуация и ваша реакция на нее останутся неизменными, у вас высок риск развития какой-либо связанной со стрессом болезни.

Рис. 4.3. Представьте себе, что модель стресса - это карта дороги, которая проходит через несколько городов. Как и на любой другой дороге, на этом пути вы можете

поставить барьеры




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.