Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. Основным результатом изучения курса системного анализа как научной дисциплины признается вовсе не заучивание определений или запоминание методов




Основным результатом изучения курса системного анализа как научной дисциплины признается вовсе не заучивание определений или запоминание методов, а воспитание системного характера мышления обучающегося, формирование у него системной мировоззренческой базы и концептуального восприятия самых различных управленческих проблем.

ПРОСПЕКТ ПРОГРАММЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
(общий объем – 36 часов)

 

 

ТЕМА 1. Место системного анализа в системе научных знаний

(2 часа)

Системный анализ как методология структурирования и канонизации проблем управления и способов их разрешения. Основные цели, задачи и потребительские продукты системного анализа. История развития системного анализа. Место системного анализа в системе экономических и управленческих теорий. Основные теоретические направления системного анализа.

 

ТЕМА 2. Базовая аксиоматика системного анализа

(3 часа)

Объект. Действительность. Внешняя среда. Субъект. Внешняя среда. Подобъект. Элемент. Декомпозирование. Концептуальная интерпретация объекта («черный», «серый» и «белый» ящики). Надобъект. Интеграция. Состояние. Процесс. Классификация. Воздействие. Основные виды воздействий. Взаимодействие. Связь. Виды связей. Подсвязь. Увязываемость объектов. Система. Подсистема и способы ее выделения из системы. Элементарная подсистема. Потеря системности. Наблюдаемость и управляемость объекта. Объект исследований. Объект управления. Виды объектов управления. Оперирующая сторона. Субъект управления. Управление. Целевая ориентация управления. Характер целей. Цели. Цели управления. Причины и содержание целевого конфликтования. Дерево целей. Результаты функционирования и развития объекта управления. Характеристики состояния объекта управления. Показатели состояния объекта управления. Правила и их виды. Управленческие воздействия как система мер и мероприятий и их формы. Управленческие решения. Входы и выходы объекта. Параметры управления.

 

ТЕМА 3. Общая структура системы управления

(4 часа)

Система управления. Прямой и обратный контуры управления. Управляющая система. Разомкнутый и замкнутый контуры управления. Обратная связь (отрицательная, положительная и смешанная). Процессор (оператор) объекта. Процессор объекта управления. Процессор управляющей системы. Процессор замкнутой системы управления. Процессная интерпретация управления. Объекты с конечной, бесконечной и нулевой памятью. Характер выходных переменных и их связь с входными. Разграничение систем управления по характеру времени. Непрерывные системы управления. Дискретные системы управления. Дискретность управления. Временной цикл управления. Иерархические системы управления. Особенный характер управленческих воздействий в иерархических системах управления. Адаптивные системы управления. Методологические схемы синтеза систем управления. Анализ и синтез системы управления.

 

ТЕМА 4. Управленческие особенности сложных экономических объектов и концептуальные схемы управления ими

(2 часа)

Экономический объект управления. Классификация экономических объектов управления. Понятие сложного объекта управления. Концептуальные методы (схемы) подготовки и принятия управленческих решений. Фатумное управление. Трансляционное управление. Стохастическое управление. Безальтернативное управление. Интуитивно-эвристическое принятие решений. Принятие стереотипных решений. Ситуационное управление. Управление на основе технико-экономического обоснования. Составляющие создания и функционирования управляющей системы.

 

ТЕМА 5. Содержательная постановка управленческой задачи

(3 часа)

Выбор объектной и предметной областей. Управленческая среда. Основные виды управленческих сред. Принципы эмулирования управленческих сред. Общие предположения и допущения. Формирование состава оперирующих сторон. Выбор субъекта управления. Выбор целей. Выбор целей управления. Выбор состава управленческих воздействий. Выбор состава воздействий внешней среды. Идентификация недопустимых состояний объекта управления и недопустимых управленческих воздействий.

 

ТЕМА 6. Формализация управленческой задачи

(7 часов)

Основные этапы формализации управленческой задачи. Формализационные предположения и допущения. Формирование множества показателей состояния. Представительность показателей состояния. Детерминизация показателей состояния. Формирование состава управленческих решений. Формирование состава внешних воздействий. Формирование системы ограничений. Критерий эффективности (оптимизации). Понятие Парето-оптимальности. Скаляризация векторного критерия (понятие и основные методы). Правило предпочтения, правило отсеивания, правило сравнения, правило останова. Формирование вариантов управленческих решений. Целевая функция. Общая и частные управленческие задачи. Пустое управленческое решение. Некорректность управленческой задачи.

 

ТЕМА 7. Основные виды обеспечения, характеристики и типы управляющих систем

(2 часа)

Понятие и множественность видов обеспечения управляющей системы. Конечнопользовательские характеристики управляющей системы. Управленческая технология. Информационный характер управленческих технологий. Открытые управляющие системы. Поколенческие типы информационных управленческих технологий. Выбор типа информационной управленческой технологии.

 

ТЕМА 8. Функциональная структуризация управляющей системы

(7 часов)

Кибернетический принцип управления. Функции управления. Вариантность множества функций управления. Состав и взаимодействие функциональных блоков. Модельное ядро системы. Основные режимы функционирования управляющей системы. Включение ЛПР в контур управления. Обязательность согласования функционирования управляющих систем. Жесткое управление. Локализованное (автономное) управление. Координированное управление. Сквозная интеграция. Горизонтальная интеграция. Вертикальная интеграция.

 

ТЕМА 9. Топология математического инструментария

(4 часа)

Модель и алгоритм. Виды моделей. Требования к математическому инструментарию. Общие принципы математической идентификации. Концепции математической идентификации. Методы оценки текущего состояния. Методы прогнозирования. Методы сравнения. Методы анализа. Методы оптимизации. Отличие аналитического и имитационного моделирования. Этапы создания аналитической модели. Методы аналитического моделирования. Этапы создания имитационной модели. Методы имитационного моделирования. Системы программирования. Верификация математического инструментария.

 

ТЕМА 10. Специальные виды системного анализа

(1 час)

Структурный анализ. Функционально-стоимостной анализ. Структурно-функциональный анализ. Информационный анализ. Системный анализ программных сред.

 

ТЕМА 11. Системные принципы и методы риск-менеджмента

(1 час)

Понятия риска. Виды рисков. Представление риска. Обособленный и комплексированный риск-менеджмент. Методы управления рисками.

 

Тема 1 (Введение)

1.1. Правомерно ли системный анализ толковать как общую управленческую методологию?

1.2. Чем отличается системный анализ от теории автоматического управления и исследования операций?

1.3. Можно ли считать, что системный анализ является задающей (первичной) методологией при проектировании и исследовании систем управления?

1.4.Является ли системный анализ объектно- и предметно-ориентированной теорией или же он является универсальной теорией?

1.5. Какие отправные гипотезы выдвигаются в рамках системного анализа?

 

Тема 2 (Глава 1, раздел 1.1)

2.1. Можно ли выделить несколько действительностей?

2.2. Является ли локализация объекта объективной, субъективной или смешанной процедурой?

2.3. Могут ли быть признаны субъектом несколько абсолютно обособленных индивидуумов?

2.4. Зависит ли количество способов декомпозиции объекта от его характера (природы)?

2.5. Могут ли процедурно совпадать классификация и декомпозиция одного объекта?

2.6. Может ли воздействие изменять свой характер и параметры с течением времени?

2.7. Может ли осознание наличия связи вызвать изменение воздействия, обуславливающего эту связь?

2.8. Является ли ранжирование целей субъективной, объективной или смешанной процедурой?

 

 

Тема 3 (Глава 1, раздел 1.2)

3.1. Может ли иметь место ситуация, когда в системе управления выделяется несколько контуров обратной связи?

3.2. Является ли реализуемой ситуация, когда при некоторых условиях прямой и обратный контуры управления меняются местами в смысловом аспекте (объект управления становится управляющей системой и наоборот)?

3.3. Правомерно ли введение понятия элементарного процессора?

3.4. Является ли процессор замкнутой системы управления сложнее процессора объекта управления или управляющей системы?

3.5. Может ли быть детерминированная переменная сведена к недетерминированной?

3.6. Может ли изменяться характер обратной связи с течением времени?

 

Тема 4 (Глава 1, разделы 1.4 - 1.5)

4.1. Может ли с течением времени объект приобретать и терять экономический характер?

4.2. Достаточно ли наличия хотя бы одного из введенных признаков сложности объекта для признания его таковым?

4.3. Является ли множество концептуальных схем управления открытым или же оно замкнуто?

4.4. Каким образом можно было бы классифицировать множество концептуальных схем управления?

4.5. Может ли быть оптимизировано безальтернативное управление?

 

Тема 5 (Глава 1, раздел 1.6)

5.1. Допустимо ли сначала определиться с предметной, а затем – объектной локализацией объекта управления?

5.2. Является ли предметная область уникальной или же она вариантна?

5.3. Может ли эмулированная управленческая среда использоваться для осуществления фактического управления?

5.4. В каких случаях предположения трансформируются в допущения?

5.5. Является ли процедура выбора целей формально строгой или же она содержит субъективную компоненту?

5.6. Имеет ли смысл ранжировать управленческие воздействия на этапе содержательной постановки управленческой задачи?

5.7. Может ли быть сформирован динамический перечень недопустимых состояний объекта управления?

5.8. При каких условиях приемлемо включать воздействия на внешнюю среду в качестве управленческих воздействий?

 

Тема 6 (Глава 1, раздел 1.7)

6.1. Могут ли формализационные допущения и предположения ослаблять предположения и допущения, сформулированные при содержательной постановке управленческой задачи?

6.2. В каких случаях дискретные показатели состояния предпочтительнее непрерывных?

6.3. Почему нельзя отказаться от детерминизации показателей состояния?

6.4. Почему нельзя перенести детерминизацию на этап формирования критериев эффективности?

6.5. Могут ли быть ограничения взаимоисключающими?

6.6. Является ли процедура скаляризации критерия эффективности для конкретной управленческой ситуации однозначной?

6.7. Каковы позитивные и негативные последствия аналитического представления целевой функции?

 

Тема 7 (Глава 1, раздел 1.8)

7.1. В чем состоит мотивация выделения видов обеспечения управляющей системы?

7.2. Какова приоритетность конечнопользовательских характеристик управляющей системы?

7.3. Взаимосвязаны ли конечнопользовательские характеристики и показатели качества управляющей системы?

7.4. В чем состоят позитивные и негативные последствия изменения реактивности управляющей системы?

7.5. В чем состоят позитивные и негативные последствия обеспечения открытости управляющей системы?

Тема 8 (Глава 1, разделы 1.10 - 1.11)

8.1. Какова мотивация функциональной структуризации управляющей системы?

8.2. Каковы были бы последствия добавления какой-либо функции управления к числу типовых?

8.3. Какая из функций управления является наиболее важной?

8.4. В чем заключаются сравнительные преимущества и недостатки режимов функционирования управляющей системы?

8.5. Какие позитивные и негативные последствия можно усмотреть во включении ЛПР в работу по подготовке управленческого решения?

8.6. Может ли быть получено комплексное оптимальное решение из группы частных оптимальных?

 

Тема 9 (Глава 2, разделы 2.1–2.9)

9.1. При каких условиях модель может быть трансформирована в алгоритм?

9.2. В чем состоят позитивные и негативные последствия применения полунатурных моделей в экономическом управлении?

9.3. В чем состоят сравнительные преимущества и недостатки расширения ретроспективного горизонта при оценивании текущего состояния объекта управления?

9.4. Может ли быть сформирован пролонгационный метод прогнозирования на базе метода структурного прогнозирования?

9.5. В чем заключаются неблагоприятные управленческие последствия совершения ошибок первого и второго рода?

9.6. Почему совокупность методов регулярной оптимизации является заведомо открытым множеством?

9.7. Может ли являться аналитическая модель подмоделью имитационной и наоборот?

9.8. Какие позитивные последствия могут проявиться в условиях применения заведомо неадекватной математической модели объекта управления?

 

Тема 10 (Дополнительная литература)

10.1. В чем состоит конечная ценность проведения структурного анализа вообще?

10.2. Могут ли результаты структурного анализа быть параметрированы значениями характеристик структурных компонент объекта исследований?

10.3. В чем имеется общность и различность функционально-стоимостного и структурно-функционального анализа?

10.4. Правомерно ли введение понятия информационной структуры объекта?

10.5. Необходимо ли выделение схем программирования в условиях применения креативных CASE-сред?

 

Тема 11 (Глава 4, разделы 4.1 – 4.3)

11.1. Правомерно ли введение понятия риска, связанного непосредственно не с ущербом, а с выгодополучением?

11.2. Правомерно ли распространение классификации и декомпозиции по отношению к рискам?

11.3. В чем состоят сильные и слабые стороны различных схем антирискового управления?

11.4. Каким образом правомерно истолковывать эффективность антирискового управления?

11.5. Каковы сравнительные преимущества и недостатки встроенного и обособленного антирискового управления?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.