Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное управление. в Московской Руси (XIV-XVII вв.)




в Московской Руси (XIV-XVII вв.)

Московское государство (XIV-XV вв.): система управления.

В начале XIV века в Северо-Восточной и Северо-Западной Руси имелось несколько крупных образований: Тверское, Московское, Рязанское княжества, Новгородская и Псковская боярские республики. На территорию этих земель распространялась формальная власть великого князя владимирского. Получая ханский ярлык, он являлся наместником Золотой Орды в русских землях и отвечал за своевременную выплату податей, исполнение повинностей и поддержание дипломатических контактов с ханом. Однако великий князь владимирский не мог вмешиваться во внутренние дела других княжеств. Единственным исключением было право назначать своего наместника в Новгород. Внутренние отношения между княжествами и республиками регулировались договорами, однако князья ожесточенно боролись за политическое лидерство, символом которого являлся ярлык на великое княжение. Одним из наиболее энергичных и удачливых участников этой борьбы было Московское княжество.

Причины образования единого русского государства. В русских землях продолжалось развитие феодальных отношений, по мере которого возрастало стремление знати увеличивать свою земельную собственность, чему мешали малые размеры самостоятельных княжеств и границы; действовал внешний фактор (необходимость объединения сил для борьбы за независимость).

Причины возвышения Москвы были как объективны, так и субъективны. Город объективно имел выгодное географическое положение (удаленность от набегов, близость к торговым путям). Важную роль играло удачное стечение обстоятельств, постепенно превращавшее московских князей из рядовых участников усобиц в политических лидеров борьбы русских земель за независимость. Отличительной чертой московских князей было стремление любой ценой завоевать расположение хана Золотой Орды, чтобы использовать его в борьбе за ярлык на великое княжение. Росту силы и влияния княжества помогали и другие факторы: оседание в казне части средств, собранных для уплаты «выхода» в Орду, прекращение ордынских набегов в московские земли; перемещение митрополичьей кафедры из Владимира в Москву в 1328 году; близость к бывшему центру русских земель – Владимиру.

Система управления русскими землями в XIV-XV веках. Система управления русскими землями в XIV-XV веках во многом была унаследована из предыдущего периода. Высшей административной и судебной властью обладал князь, который являлся верховным собственником всех земель княжества. Особенностью политической системы русских княжеств являлось соединение государственного управления с вотчинным. Власть князя не была безграничной. Все важные дела велись с участием совещательного органа – Боярской Думы. Ее члены, ведающие решением отдельных вопросов в хозяйственной жизни княжеского дома – путей, назывались путными боярами. В зависимости от конкретной специализации они имели конкретные чины: конюший, стольник, чашник. Позднее название чина могло и не соответствовать содержанию обязанностей, а означало лишь ранг в придворной иерархии.

Главной тенденцией XV века становится усиление власти великого князя. Возвышения личной власти московские князья добивались различными путями. К идеологическим средствам укрепления престола можно отнести: опору мирской власти на церковь, через митрополита; женитьбу Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, что увеличило авторитет московского князя и привело к учреждению в качестве российского герба позднеримского двуглавого орла, к установлению византийского стиля при дворе; оформление теории «Третьего Рима». Существовали и другие методы великокняжеской власти: правовые (учреждение присяги на верность – подписание феодалами «клятвенных грамот»); материальные (пожалование земель за службу, выделение территорий в кормление); репрессивные (казни, заточение, ссылки, пострижение в монашество).

К числу высших государственных органов относились:

1. Боярская Дума (10-15 человек по выбору великого князя), сочетавшая функции совещательно-законодательного и судебно-апелляционного учреждения;

2. Государев Дворец во главе с дворецким, первоначально управлявшим дворцовыми (личными) землями великого князя, затем и вновь присоединяемыми к Московскому княжеству землями (при этом создавались особые дворцы по территориям);

3. Государева Казна – хранилище ценностей и великокняжеской печати и архива (во главе с казначеем), кроме того, имевшая функции государственной канцелярии и руководящего внешнеполитического ведомства.

Важную роль в государственных делах играли митрополит и Священный Собор (собрание высшего духовенства). В системе государственного управления постепенно появлялась прослойка дьяков и подьячих, администраторов-профессионалов из дворян, которым поручалось выполнение конкретных задач. Основным принципом административного управления являлось кормление – система вознаграждения феодалов за административную службу. Главы уездов и волостей наделялись правом присвоения части натуральных и денежных налогов, судебных пошлин, собираемых с населения подвластных территорий.

Важную роль в государственном устройстве играло местничество – система подбора лиц на должности на основании служебного положения предков. Главным критерием являлся исторический прецедент – факт назначения человека на должность, на основании которого его потомкам следовало добиваться соблюдения своего места в иерархии чинов. Данная система была направлена на стимуляцию служебного рвения (особенно в молодом едином русском государстве). Заслуги давали возможность занять высокий пост независимо от знатности рода и передать новый статус потомкам. Однако эффективность местничества была недолговечной – высокая поначалу социальная мобильность довольно быстро исчезла. Служилое сословие приняло вид негибкой фиксированной иерархической структуры. Местничество порождало изнурительные споры, вызываемые необходимостью бороться за сохранение ранее достигнутого положения. Сведения о ежегодных назначениях заносились в разрядные книги – источники для местнических назначений.

Основу вооруженных сил составляло поместное войско – дворянское конное ополчение. Оно комплектовалось за счет призыва феодалов, обязанных служить князю, пожаловавшему земельный надел, независимо от текущего статуса этого владения (вотчина или поместье). Так постепенно складывалась поместная система. Судебно-правовая система базировалась на положениях общерусского кодекса законов (Судебник Ивана III), который определял виды преступлений (против политического строя, имущества и личности), устанавливал единые формы судопроизводства (низшая инстанция – наместники и волостели, вторая инстанция и апелляция – Боярская Дума, высшая инстанция – великий князь) и виды наказаний.

Государственное управление в XVI веке.

Период Избранной рады. В январе 1547 года достигший 16-ти летнего возраста наследник престола был венчан на царство с титулом «царь и великий князь всея Руси». Вводя новый титул, государство стремилось еще выше поднять авторитет монарха. Формула «всея Руси» отражала претензии Москвы на наследование всех земель, входивших в состав древнерусского государства в IX-XI веках. В 1549 году при дворе Ивана IV была образована узкая, но влиятельная политическая группировка (позднее она получила название – Избранная рада). Ее лидерами стали Алексей Адашев (богатый, но не знатный дворянин) и священник домашней царской церкви Сильвестр. В состав рады также входили: московский митрополит Макарий, князья Д. Курлятев и М. Воротынский, дьяк И. Висковатый. Избранная рада, являясь, по сути, правительственным органом, стремилась к проведению неторопливых, основательных структурных реформ, объективно направленных на образование сословно-представительной монархии.

Реформа системы центральных органов государственного управления. Отправной точкой реформ стал созыв Земского собора (1549) – совещательного органа, состоящего из членов Боярской Думы, представителей феодального слоя и церкви. Земский Собор как представительный орган был двухпалатным. В верхнюю палату входили царь, Боярская Дума и Освященный собор, которые не избирались, а участвовали в нем в соответствии с занимаемым положением. Члены нижней палаты были выборными. Однако выборы проводились не всегда, бывали случаи, когда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах. Регулярность и продолжительность заседаний Земских соборов не были заранее регламентированы и зависели от обстоятельств и важности обсуждавшихся вопросов.

Реформа системы центральных органов власти привела к созданию более специализированных по роду деятельности ведомств – приказов. Приказы – это учреждения ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Каждый приказ обычно возглавлял боярин или дьяк. А. Адашев возглавил Челобитный приказ (жалобы и высший контроль), И. Висковатый – Посольский приказ (иностранные дела). Были созданы и другие приказы: Большой приход (финансы), Поместный (распределение земли за службу), Разрядный (организация дворянского ополчения), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (стрельцы), Разбойный (охрана правопорядка), Холопий (дела о холопах). Впоследствии с усилением ведомственной специализации число приказов значительно выросло. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной, но в тоже время создало значительный бюрократический аппарат. Была проведена реформа законодательства, которая привела к созданию Судебника 1550 года. Он подтверждал основные положения Судебника 1497 года, но имел улучшенную систематизированную структуру. Многие статьи были отредактированы заново, устанавливалась ответственность за взяточничество.

Реформы системы местного управления. Они привели к изменениям в порядке вознаграждения за службу на местах. В 1556 году был отменен принцип кормления. Теперь служилые люди получали вознаграждение виде помоги, которую выделял централизованный фонд, накапливаемый путем сбора особого налога (кормленичий откуп). Властные и судебные функции в частновладельческих районах возлагались на губных старост (избирались местными дворянами из своей среды), в черносошных городах – на земских старост (избирались чернотягловыми крестьянами и горожанами). Губным и земским старостам должны были помогать: целовальники, губные и земские дьячки (своего рода секретари).

Военные реформы. В 1550 году в Москве было создано постоянное Стрелецкое войско, полностью вооруженное огнестрельным оружием. Для этого было учреждено особое привилегированное служилое сословие – стрельцы (получали годовое жалование, освобождались от налогов). Стрельцами комплектовались пешие и конные части. Стрелецкое войско делилось на московское и городовые приказы, их численность постепенно увеличивалась. Они были обязаны участвовать в боевых действиях, а в мирное время заниматься военной подготовкой, нести караульную службу. В свободное время им разрешалось заниматься ремеслами и торговлей. Стрельцы, а также пушкари и городовые казаки составили поселенное войско постоянную армию милиционного типа, размещенную в городах. Для тыловой службы привлекалось ополчение, составленное из посадских людей, чернотяглового и монастырского крестьянства. Укреплению вооруженных сил способствовала реформа поместного войска. В 1550 году было ограничено местничество. В 1555-1556 годах было подготовлено и принято Уложение о службе, точно регламентирующее ее порядок: установлены возрастные рамки – с 15 лет; введены требования к качеству призываемых – конно, людно и оружно; регламентирована зависимость количества приводимых с собой военных холопов от размеров земли; введена денежная компенсация за превышение необходимого количества холопов.

Церковная реформа. Изменения общественно-политической ситуации отразили церковные реформы. Стоглавый Собор русской церкви, состоявшийся в 1551 году, поддержал реформы Избранной рады; провел унификацию святых, религиозных обрядов, канонов церковной архитектуры и иконописи; установил царский контроль за ростом монастырского землевладения.

В целом реформы Избранной рады были направлены на централизацию и укрепление русского государства. Однако завершению централизации в середине XVI века мешала незрелось социально-экономических предпосылок политического объединения русских земель. И все же реформы принесли положительные результаты. Их наиболее заметным проявлением стала удачная внешнеполитическая деятельность. С падением Избранной рады в 1560 году в стране были свернуты размеренные и неторопливые структурные реформы по созданию централизованного государственного аппарата.

Опричнина. В результате опричнины территория русского государства была поделена на опричнину и земщину. Обе части имели органы власти. В состав опричного войска вошли представители как знатных родов, так и рядовых служилых людей. Опричники являлись личными слугами царя, фактически им была гарантирована полная безнаказанность. Опираясь на опричное войско и помощников, Иван Грозный приступил к укреплению личной власти и развернул жесточайший террор. Жертвами опричников становились как представители верхушки господствующего слоя, так и мелкие или средние служилые землевладельцы.

Оценка роли опричнины в истории государственного управления до сих пор является дискуссионным вопросом. Долгое время господствовала точка зрения, согласно которой опричнина была борьбой сторонников централизованного государства (дворян и, прежде всего, самого Ивана Грозного) против сторонников сохранения раздробленности (княжеско-боярской аристократии). Приверженцы этой концепции (основанной С. Ф. Платоновым) полагали, что значение опричнины заключалось в победе «прогрессивного» дворянства над «реакционными» боярами-сепаратистами, которая привела к изменению структуры феодального землевладения русского государства. В настоящее время большей популярностью пользуется концепция (разработанная в трудах С. Б. Веселовского, А. А. Зимина, В. Б. Кобрина), согласно которой опричнина была попыткой Ивана Грозного усилить режим личной власти и ускорить централизацию государства.

Государственное управление в XVII веке.

Основным направлением государственной политики этого периода является укрепление самодержавия. С целью упрочения его социальной основы широко практиковалась передача крупных угодий и городов во владение светским и церковным феодалам. Дворянство также получало в награду за службу земли и привилегии (наследственные права на владение). Социальный состав Боярской Думы начал расширяться в сторону увеличения представительства в ней дворян за счет пожалований им чинов думных дворян и дьяков. В то же время круг лиц, имевших реальные властные полномочия, сужался. Он был ограничен Ближней Думой, состоявшей из родственников царя. Внутри Боярской Думы в 1581 году была образована Расправная палата (постоянная комиссия – высшая инстанция по гражданскому судопроизводству).

Происходил рост числа приказов, постепенно складывалась практика подчинения каждому из влиятельных представителей сразу нескольких приказов. По инициативе Алексея Михайловича были созданы приказ Тайных дел (лично подчиненный царю и управляемый его приближенными верховный орган по отношению ко всем государственным учреждениям и служащим) и Счетный приказ (осуществлял финансовое управление страной).

Делу укрепления самодержавия служили и церковные реформы. В 1619-1633 годах патриарх Филарет проводил политику восстановления пошатнувшегося положения церкви и повышения ее самостоятельности: расширял монастырское землевладение, учредил патриарший двор с судебно-административными приказами, передал в ведение патриарха судебную власть над духовенством и монастырскими крестьянами. Однако в 1640-х годах на смену этой политике вернулся традиционный для российского самодержавия курс, направленный на повышение роли монарха в церковных делах, на ограничение экономического и политического могущества духовенства. Уже Соборное Уложение 1649 года запретило церкви приобретение новых земель и сократило часть ее привилегий. Управление церковными землями передавалось в ведение специально учреждаемого Монастырского приказа. Ограничению могущества церкви должны были служить исправление богослужебных книг и церковных обрядов. Возглавил эти реформы сторонник восстановления греческих православных канонов патриарх Никон. Перемены были одобрены церковным Собором и царем. Здесь сказались политические интересы – проведение религиозной унификации на греческой основе было способно облегчить объединение русской и украинской православных церквей. Однако усиление политического влияния и рост властных амбиций Никона не устроили царя и привели к падению всесильного патриарха. Сначала Никона вынудили отречься от патриаршества и уйти в монастырь, а затем лишили духовного сана. Реформа вызвала раскол, разделив русское общество на ее сторонников, лагерь которых возглавлял царь, и противников (называемых старообрядцами) во главе с протопопом Аввакумом.

Усилению централизации государства служили изменения в системе местного управления – постепенная передача власти на местах (в уездах) в руки воевод. Поражение русских войск под Смоленском в 1634 году вызвало военную реформу. Началось формирование пехотных и кавалерийских подразделений по западноевропейскому образцу. Эти части («Полки нового строя») вооружались западным оружием, действовали по западным тактическим приемам. Первоначально командовали в них иностранцы, имевшие офицерские звания европейского типа. В 1642 году на базе стрелецкого войска путем отбора лучших стрельцов также был создан ряд более боеспособных частей.

Таким образом, на протяжении всего XVII века основной тенденцией государственного управления в России было формирование абсолютизма (формы правления, при которой верховная власть всецело принадлежит монарху, самостоятельно назначающему чиновников, собирающему и расходующему средства; участие общества в законотворчестве минимальны или отсутствуют). Признаками формирования российского абсолютизма являлись:

1. уменьшение роли и частоты созывов Земских Соборов. С 1620-х годов они начали играть второстепенную роль и созывались уже гораздо реже; в 1653 году состоялся последний Земский Собор, посвященный воссоединению Украины с Россией, после чего, в 1680-е годы произошло упразднение остатков самого института Земских Соборов, сохранявшихся в виде различных совещаний;

2. падение роли Боярской Думы – хотя увеличивалась ее численность и расширялась социальная база (в состав входили выходцы из дворянства и даже купечества), внутри этого органа выделялись малочисленные подразделения, наделенные реальными полномочиями (Ближняя Дума, Расправная палата);

3. интенсивный рост государственного аппарата и профессионального чиновничества; замена выборных земских органов – воеводами; в вооруженных силах – увеличение постоянной армии.

Эволюция Российского государства в XVII веке, его внутренней и внешней политики, проведение реформ позволили стране, ее правящим кругам вступить на исходе столетия на путь решительных преобразований. Россия вплотную подошла к установлению абсолютной монархии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.166 сек.