КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вместо предисловия 19
России, характеризуемых автором через призму становления и смены систем нравственности — от вечевой, соборной и авторитарной, утилитарной и либеральной до ее гибридных форм, в частности «псевдосинкретической», положенной в основу советской государственности после 1917 г.; современную теорию бюрократии, в том числе активно разрабатываемую западной социологией, но еще не освоенную отечественной наукой такую форму управления, как патримониальное господство (патримониальная бюрократия), представлявшую собой один из типов традиционного господства, основанный на принципе личной преданности и личном характере власти,и предшествовавшую современной рациональной бюрократии.Этот тип господства и бюрократии занимал центральное местов политической социологии М. Вебера и, по мнению ряда ученых, может быть плодотворно применен к характеристике российской бюрократии практически на всех этапах развития российского государства; известную социологам и политологам четырехфакторную модель организационно-управленческих культур, или «управленческую матрицу» Г. Хофштеде — Д. Боллинже, выделивших четыре основных параметра управленческой культуры (уровень иерархии, или «дистанция власти», стремление избежать неопределенности, Особое внимание автор учебника уделяет осмыслению влияния мобилизационного («догоняющего») типа развития России, через призму которого рассматривается большинство проводимых реформ государственного управления и который, по мнению современных авторов, во многом предопределил развитие России в трех основных режимах: катастрофической эффективности, катастрофической неэффективности и застоя. С влиянием мобилизационного типа развития России непосредственно связана такая особенность исторической эволюции российской государственности, как дискретный (прерывистый) характер развития русского общества. Исходя из этой особенности, ряд авторов считает правильным выделять в истории России не какие-то отдельные исторические периоды (киевский, московский, петербургский), а особые субцивилизациии — принципиально различные этапы развития, которые отличались друг от друга не только характером власти и управления, но и всей системой ценностей, самим типом культуры. 20 Вместо предисловия Считается, например, что население Киевской Руси (древнерусская субцивилизация) внутренне осознавало себя, особенно после принятия христианства, принадлежащим к общеевропейской цивилизации, которая отождествлялась им с христианским миром. Древняя Русь еще не противопоставляла себя Европе (об этом, в частности, свидетельствует «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона). И напротив, в московский период (московская субцивилизация) в связи с активной борьбой Москвы с Великим княжеством Литовским и Польшей и особенно после превращения Москвы в результате падения Византии в центр православия («Москва — Третий Рим») постепенно происходит поворот России к «почвенничеству», к Востоку. Новая ситуация привела к изоляции России от Европы на долгое время, сопровождалась резким противостоянием России католическому Западу, европейским политическим ценностям и институтам. Точно так же, как московская субцивилизация по характеру основных ценностей и менталитету общества резко отличалась от древнерусской, становление Петербургской России (имперская субцивилизация) характеризовалось кардинальной сменой самого типа культуры, что в определяющей степени было связано с активно проводимой Петром I европеизацией России. Если для московской субцивилизации главными ценностями были религиозные ценности («святая Русь», «последнее православное царство»), то, напротив, в петербургский период сакральный (божественный) характер приписывается самому государству, которое выступает для власти предметом нового культа. Господствующей становится политика государственного патернализма, Россия в отличие от большинства европейских стран того времени, развивавшихся в сторону сословно-правового государства и гражданского общества, приобретает характер чисто политического общества^. Значительное место в учебном курсе отводится характеристике особенностей политической культуры России и их влиянию на характер и эволюцию государственного строя и государственного управления (этатизм, патернализм, персонификация властных отношений, вотчинная психология политической элиты, приверженность харизматическим лидерам и др.). Как качественная интегративная характеристика всей политической жизни общества, его политической системы, категория политической культуры общества позволяет проследить эволюцию государственной системы и государственного управления в России, особенности перехода от традиционной организации управления к рациональ ной, сравнить аналогичные процессы в России и Европе. 1 См.: Флиер А. Я. Об исторической типологии российской цивилизации / Цивилизации и культуры: Научный альманах. Вып. 1. Россия и Восток: цивилиза ционные отношения. М., 1994. С. 94—115.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |