Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и задачи курса




Вместо предисловия

при изучении исторических явлений и фактов личную ответст­венность и морально-политическую оценку человеческого пове­дения.

Признавая наличие многих объективных факторов в историче­ском развитии, ни в коем случае не следует забывать об альтерна­тивности, поливариантности исторического процесса. История, ко­нечно, инвариантна, она не терпит сослагательного наклонения (что было бы, если бы?). Однако в самом историческом развитии всегда заложены различные возможности, альтернативы. Если реа­лизовалась одна из них, это еще не говорит о неизбежности имен­но такого варианта развития и о том, что все другие комбинации были невозможны. Как однажды написал А. И. Герцен, «история пользуется всякой нечаянностью, стучится разом в тысячу дверей». Поэтому очень важно изучать как реализованные, так и не реали­зовавшиеся возможности исторического развития. Это необходимо не только в целях правильной исторической перспективы, но и для того, чтобы учиться на уроках прошлого, делая из них необходи­мые выводы для сегодняшней политической практики.

Предметом изучения в предлагаемом учебном курсе являются основные закономерности и особенности возникновения, разви­тия и преобразования российского государства и его институтов, всех элементов государственного механизма и соответствующих им учреждений и органов.

К основным задачам учебного курса автор относит:

— изучение исторических (социально-экономических и поли­
тических) предпосылок возникновения российского государства,
системы его учреждений (государственного аппарата), их функ­
ций и полномочий, направлений их деятельности;

— раскрытие общего и особенного в формировании и разви­
тии российской государственности;

— объективный анализ административных реформ и контрре­
форм на всем протяжении истории России;

— изучение традиционных основ и исторических особенностей
формирования и развития государственной службы в России;

— изучение особенностей исторического развития местного
самоуправления в условиях бюрократического государства.

Наиболее сложной и наименее изученной в истории государ­ственного управления в России остается ключевая для российской государственности проблема взаимодействия общества и власти. По мнению ученых, наметившееся в последнее время возраста­ние исследовательского интереса к этому вопросу во многом объясняется все тем же кризисным состоянием отношений обще­ства и власти и их неупорядоченностью на протяжении всей ис­тории России. Хотя сама эта проблема была сформулирована


Вместо предисловия 15

в российской политической мысли достаточно верно почти два столетия назад (в первую очередь в политических программах де­кабристов), «удовлетворительных путей решения вопроса взаимо­действия общества и власти ни в российской политической тео­рии, ни в российской практике к началу XXI века так и не най­дено»1.

Актуальными задачами изучения истории государственного управления в России, по мнению автора, являются:

Объективная оценка роли государства в жизни российского об­
щества и отношения к нему населения.
Это необходимо потому, что
в последнее время на волне антиэтатистских и антитоталитарных
настроений в нашей научной литературе и публицистике, как мы
отметили выше, получили широкое распространение исключитель­
но отрицательные оценки роли государства в жизни российского
общества, что является, конечно, явным упрощением.

Преодоление клишированных, ложных мифов о том, что рус­
ский народ не способен к гражданской самоорганизации.

Осмысление особенностей и объективного содержания форми­
рования российской империи
в сравнении с двумя другими типами
империй — римской и британской. Необходимость объективного
изучения этой проблемы объясняется отсутствием в историче­
ской и политической науке адекватного научно-категориального
аппарата для описания этой нетривиальной формы государствен­
ности.

В основу учебного курса положена концепция исторической преемственности национальных исторических типов государст­венного управления: древнерусского (IX—XIII вв.), сословного (XV— XVII вв.), военно-бюрократического (XVIII в.), администра­тивно-бюрократического (XIX — начало XX в.), советского (1917-1991 гг.).

Учебный курс построен проблемно-хронологически и ориен­тирует студентов и слушателей на осмысление отечественной ретроспективы с позиций не только конкретно-исторического ана­лиза, но и историко-социологического и политологического подхо­дов. В исторической ретроспективе рассматриваются такие акту­альные вопросы, как становление и развитие российской госу­дарственности с учетом особенностей политической культуры общества и национальных моделей власти и управления, дина­мика социальной модернизации общества и рационализации го­сударственного управления (центрального и местного), взаимоот­ношения в системе «власть — общество — человек».

При выделении основных проблем учебного курса автор ис­ходил из необходимости: 1) объективного анализа процесса фор-

1 Буренко В. И. и др. Власть и предпринимательство в контексте политической культуры российского общества. М., 2003. С. 5.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.