![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вместо предисловия
Учебный курс «История государственного управления в России» является одним из обязательных в цикле общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». Его основная цель — ввести студентов в сложный мир науки и искусства государственной политики и государственного управления, познакомить будущих специалистов в этой сфере с основами теории и истории государственного управления в России, развить творческое отношение к освоению исторического опыта, умение использовать его в современных условиях. Изучение истории государственного управления в России представляется особенно актуальным на этапе становления новой российской государственности, формирования адекватных современному уровню развития общества цивилизованных институтов государственного управления и местного самоуправления. Управление обществом, происходящими в нем постоянными изменениями требует от государственной власти не только наличия политической воли, но и, главное, политического реализма. Важно знать, не только как управлять, но и чем управлять. Иными словами, управление, а тем более эффективное управление общественными процессами, невозможно без знания самого общества, без критического осмысления и учета исторических особенностей и условий его развития. Опыт модернизаций, реформ в России показал, к каким отрицательным последствиям может привести игнорирование этой очевидной истины Не следует забывать, что большинство проводимых в нашей стране реформ государственного строя, ставивших целью сделать Россию либерально-европейским государством, заканчивались глубоким кризисом и даже крушением национальной государственности, а восстановление последней происходило путем отказа от реформ, сопровождалось усилением авторитарных тенденций в обществе. Как свидетельствуют новейшие исследования, даже ограниченные по своему содержанию реформы второй половины XIX — Вместо предисловия
начала XX в., не предусматривавшие каких-либо изменений в характере политического строя, весьма негативно повлияли на общественную стабильность и дееспособность государства, вызвали острейший кризис самоидентификации основных сословий российского общества — дворянства и крестьянства, не нашедших себя в посткрепостнической России. Такое положение нельзя объяснить лишь отсутствием у правящей элиты России последовательной стратегии реформ. Очевидно, что в расчет должны быть приняты и другие факторы, в том числе общекультурного, цивилизационного порядка, связанные с национальной традицией, особенностями национальной истории и культуры. Видимо, для того чтобы проводить преобразования в стране с такими историческими особенностями, очень важно уметь разграничивать область политической мечты и область практически осуществимых мероприятий, знать и понимать, кто мы, откуда мы и, главное, куда идем. Но именно здесь у нас пока что нет полной ясности. Как показали события последних лет, предметом разногласий и острой борьбы в современном российском обществе являются не только и часто не столько вопросы текущей политики, сколько более серьезная проблема поиска Россией своей новой идентичности. По мере осознания обществом той очевидной истины, что механическое заимствование демократических лозунгов и моделей, взятых «напрокат» из опыта развития других стран, очень мало способствует уяснению собственных путей преобразования России, возрождаются традиционные идеи и споры, происходит новая встреча «западников» и «почвенников», сторонников и противников демократии. По мнению ряда ученых, в идейно-политическом спектре современного российского общества отчетливо выделяются несколько влиятельных направлений и соответствующих им концепций будущей России: европейско -атлантическая, сторонники которой видят будущее страны в превращении ее в современное европейское государство и стремятся посредством демократизации, деидеологизации, дег-лобализации и демилитаризации связать Россию с Западом как равноправного партнера и «союзника»; евразийская, представляющая собой модернизированную версию «классического» евразийства (при этом выделяется умеренная, стремящаяся найти некий синтез между западной и восточной ориентацией, и жесткая разновидность евразийства, активно не приемлющая демократию, плюрализм, рыночную экономику как ключевые элементы западной цивилизации и рассматривающая современный мир как арену борьбы двух глобальных политико-культурных сил: морских атлантиков, представленных анг- Вместо предисловия
великорусско-имперская, защитники которой рассчитывают на основе сильной государственной власти вернуть России утраченный статус мировой державы, ее специфическую «миссию» по отношению к другим народам. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, как непросто и подчас противоречиво развивается процесс вхождения России в «семью современных цивилизованных государств», насколько важным является научное и непредвзятое осмысление вопросов, связанных с традициями российской государственности, особенностями функционирования государственной власти в России, национальным менталитетом и политической культурой общества. История не раз доказывала: любое пренебрежение власти в России к специфике национального менталитета и состоянию духа русского человека, равно как и некритическое, доктринерское отношение к западным идеям и институтам никогда ничем хорошим не заканчивалось. В лучшем случае они могли привести к «псевдозападничеству», основанному на неверии национальной культуры в свои собственные силы, на отношении к Западу как чудодейственному и единственному источнику, откуда можно взять «готовый результат», в худшем — к утрате обществом собственной идеи, что уже не раз в нашей истории заставляло его, как заметил еще П. Я. Чаадаев, двигаться вперед по линии, не приводящей к цели. Ретроспективный анализ политико-административного управления России становится особенно необходимым, если учесть, что современное неустойчивое состояние российского общества, равно как и та «цивилизационная сумятица», которыми характеризуется общественно-политическая жизнь современной России, пока что рождают больше вопросов, чем ответов, неизбежно ведут к возникновению многих стереотипов и мифов, часто конъюнктурно используемых в политической полемике. Одним из таких мифов, на наш взгляд, является миф о том, Что практически на всех этапах развития для России было свой- ственно наличие сильного государства. Во-первых, сразу отметим, что основная проблема русской истории, по нашему мнению, заключается как раз в отсутствии в России сильного государства. Вернее будет сказать, что у нас государство не стремилось быть сильным, оно старалось, чаще всего безуспешно, стать всеобъемлющим. Попытка же всё подчинить — скорее признак не силы, а слабости. Государство, стремящееся все охватить и все контролировать, не умеющее себя ограничить, не может быть сильным. Оно занимается больше самосохранением, нежели интересами развития общества. С этой точки зрения и большинство реформ,
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |