КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вместо предисловия. проводимых в России, были, по справедливому замечанию одного из современных авторов, не столько попыткой удовлетворить потребности определенных социальных
I проводимых в России, были, по справедливому замечанию одного из современных авторов, не столько попыткой удовлетворить потребности определенных социальных групп общества, сколько ответом на рост дезорганизации общества1. Важнейшим фактором и единственно социально значимым субъектом политической системы в России была власть, а все крупнейшие события так или иначе связаны с переделами власти. Можно сказать, что история России — это история борьбы за власть и передел власти. Следует согласиться с теми современными авторами, кто считает, что и сегодня главную нашу проблему нужно искать не столько в отсутствии рыночного хозяйства и правового государства, сколько в типе управления и политики, в управленческой культуре. Этот тип управления сложился исторически в условиях догоняющего, «мобилизационного» развития России. Его основное содержание состоит в том, что власть реагирует на ситуацию не с точки зрения данной ситуации, а с точки зрения выживания социальных институтов, мобилизует усилия не на поиск рациональных выходов из ситуации, а на создание и укрепление социальных структур. В то же время совершенно неправильно придавать роли государства в жизни российского общества сугубо отрицательное значение, сводить ее лишь к господству принуждающего начала, к власти государства над обществом, к сформировавшемуся, начиная с реформ Петра I, патерналистскому характеру властных отношений, с одной стороны, и стремлению населения быть под патронажем государства — с другой. В стране с тысячелетними государствен-ническими традициями, при таких географических особенностях, неустойчивости геополитического пространства и слабости коммуникаций роль государства в организации и обустройстве общества не могла не быть определяющей. Более того, именно государство и государственная власть как инструмент управления обществом смогли превратить Россию в одну из могущественных держав в мире, явились создателями уникальной цивилизации. В известном смысле именно пафос государственной власти в течение веков способствовал установлению символической общности и целостности русского общества. Конечно, и сама целостность общества, в обеспечении которой, в сущности, и состоит главная функция большой политики, сегодня не должна трактоваться упрощенно в духе авторитарных и тоталитарных традиций русской истории. Не следует забывать, что за попытки с помощью только силы и страха обеспечить целостность социума как в дореволюционный, так и советский период (в одном случае на основе известной триады «Вера, царь, См.: Ахиезер Л. С. Россия: критика исторического опыта (социокультурный словарь). Т. III. M, 1991. С. 296. отечество», в другом — «Коммунизм, партия, интернационал») Россия платила слишком дорогую цену, а достигнутая целостность общества оказывалась недолговечной. Следует помнить, что одной из основополагающих идей в русской моральной традиции всегда была идея справедливости. С точки зрения отношения народа к власти это означало, что право властвовать должны получать не те, кто служит сильным, а те, кто защищает слабых. Являясь своеобразным ответом на конфликт между государством и народом, этот принцип имел в России мощную идеологическую базу, связанную с византийским влиянием (император — защитник православия и православных), и долгое время являлся основой большой политики государства. До тех пор, пока народ верил в верховную власть как высшего арбитра и защитника слабых, и сохранялась устойчивость общества. Проблемой отношения к государству и его роли в истории России не исчерпывается «мифотворчество» российского теоретического и массового сознания. Не менее распространенным мифом нашей истории является миф об особом «русском пути» развития, не имеющем якобы ничего общего с развитием других стран и изначально не приемлющем западные формы политики и культуры. Сразу заметим, что в этом распространенном заблуждении нет ничего нового. В нем легко угадывается, говоря словами П. Б. Струве, «гордыня русского мессианизма», враждебная западному миру и его культуре, отрицающая те исторически создавшиеся основы общественного строя, на которых «покоилась жизнь культурного человечества»1. Никто не станет спорить, что Россия исторически и геополитически сформировалась как самостоятельная цивилизация со своими особыми чертами культуры и государственности. Ее особенности были созданы историческим положением между Западом и Востоком (неважно, называть ли ее «Евразией» или «промежуточной цивилизацией») и развивались во взаимодействии и в противостоянии с Европой и с Азией. Однако возникает вопрос: так уж неприменим к России «общий аршин», с легкой руки поэта ставший расхожим «доказательством» нашей исторической «неизмеримости», «загадочности русской души»? Ибо если согласиться с мыслью об исключительной «непохожести» России на все другие европейские страны и народы, не очень понятным становится наше постоянное стремление найти себя в отрицаемой нами Европе, а не в мусульманском Востоке. И тогда более логичным окажется отнесение России если не к западноевропейским, то по крайней мере к европейским странам. А извечную тягу русской мысли к евро- Струве П. Б. Дневник политика // Россия и славянство. 1932. 21 мая. пейским ценностям и институтам, равно как и ностальгию массового сознания по «нормальной» жизни, вековую борьбу России за признание ее «европейской державой» следует считать (и на это уже указывалось в литературе) тягой к восстановлению «разорванного когда-то геополитическими противоречиями и варварскими нашествиями единства европейской культуры»1. Как отмечал в свое время в споре с «евразийцами» Г. В. Флоровский, географически не так уж трудно провести западные границы России, но вряд ли так легко и просто разделить Россию и Европу «в духовно-исторической динамике», в их принадлежности к единому «христианскому материку»2. На это же обстоятельство указывал Д. С. Лихачев, считавший, что в прямом смысле слова Россия никогда не была Востоком. По мнению ученого, евразийская теория, основанная исключительно на географическом положении России, не находит своего подтверждения ни в русской культуре, ни в русской литературе. В начале своего возникновения Русь была скорее «Скандовизан-тией», чем «Евразией» (Скандинавия привнесла в восточнославянское сообщество начала государственной организации, а Византия — духовность). Если быть до конца точным, то более справедливым представляется мнение, что основу стабильности православно-славянской цивилизации составляли, с одной стороны, «ориентация на идею общеевропейского христианского дома» (как пример обычно приводят попытку Александра I создать содружество европейских христианских государств после разгрома Наполеона), с другой стороны — «последовательное сохранение цивилизационной незападной идентичности, выразившееся в отторжении всех попыток вестернизации»3. Доказательством последнему является провал всех попыток ассимиляции западнорусских земель (в частности, в Великом княжестве Литовском в XIV — XV вв.), равно как и сохранение основ православно-славянской цивилизации, несмотря на неоднократные попытки вестернизации России в период правления Петра I, Екатерины II, Александра I и, в известном смысле, в эпоху большевистской диктатуры, которую сегодня можно уже рассматривать как один из ярких примеров «псевдозападничества». Есть еще одно обстоятельство, на которое автор данного учебника не может не обратить внимания. Долгое время как 1 Кантор В. Западничество как проблема «русского пути» // Россия и Запад: диалог или столкновение культур. М., 2000. Флоровский Г. В. Евразийский соблазн // Современные записки. 1928. Кн. XXXIV. С. 335. См.: Морозов С. А. Культура политического управления. Краснодар, 1999. С. 16. в западной, так и в отечественной литературе господствовали (и во многом сохраняются сегодня) утверждения об изначальном отсутствии в России демократических традиций, якобы присущих только европейскому сознанию, о неспособности русского народа к гражданской самоорганизации. На этот счет есть серьезные возражения. Во-первых, как уже не раз отмечалось научной общественностью, мягко говоря, некорректно оценивать опыт демократического развития незападных цивилизаций исключительно с позиций критериев западной политической науки. Не вдаваясь в подробности этой сложной темы, заметим, что подобный подход не только вынуждает признать универсальность и конечность мировой цивилизации1, но и неизЪежно ведет к мех'анйстиче'скКму и монистическому пониманию самого Запада как монолитного целого, без учета его исторической динамики. У Запада всегда был свой Восток, как и у Востока есть свой Запад. Так же как рационализм нельзя считать исключительной принадлежностью западного сознания (он был присущ и конфуцианству, и буддизму), демократию и рынок неверно отождествлять только с западным индивидуализмом. Исторический опыт свидетельствует, что все народы в самих себе черпают жизненные силы, конкурируя с другими в борьбе за самоидентификацию и выживание. И наоборот, попытки механического заимствования чужих институтов и ценностей всегда приводят к отчуждению власти от народа. В этом смысле правильнее говорить о присущей каждому народу своей национальной модели демократии и рынка. Во-вторых, и это главное, утверждения об отсутствии опыта демократических традиций в истории России могут быть опровергнуты историческими фактами. Более того, внимательный и непредвзятый анализ генезиса и развития российской государственности и, в частности, анализ общественно-политического развития средневековой Руси IX—XIV вв., не только позволяет говорить о формировании в этот период в русских землях национальной модели демократии, но и свидетельствует о более высокой степени демократизации древнерусского общества по сравнению с западноевропейскими государствами того времени. Известно, что задолго до объединения восточнославянских земель в единое Киевское государство у славян уже довольно сильно была развита предгосударственная общинная и вечевая форма устройства общественной жизни, которую принято называть «военной демократией» и которая по сути своей представляла первую соборную форму («ранний соборный нравственный идеал», по типологии А. С. Ахиезера) народоправства на Руси. Эта форма устройства общества строилась на широком развитии ' С\4.: Морозов С. А. Культура политического управления. Краснодар, 1999. С. 17. вечевых традиций, народных собраний, общинной демократии, особых отношениях между княжеской властью и населением, построенных на взаимных обязательствах и договоре. И последнее. История государственного управления в России насчитывает более тысячи лет. Это история сложного продвижения страны от авторитаризма к демократии, раскрывающая непрерывный процесс совершенствования (реформирования) системы высших, центральных и местных органов власти и учреждений в целях более эффективного управления обширной территорией России, преодоления периодически возникающих кризисов. И одновременно — это история, если перефразировать немецкого социолога М. Вебера, упущенных возможностей. Сможет ли нынешняя власть в России остаться на высоте положения и обеспечить стране и ее народу устойчивое развитие и процветание, покажет время. Пока что на этот счет нет полной уверенности. Как показала политическая практика последнего десятилетия, российский политический класс до сих пор не научился цивилизованным отношениям с обществом. Власть предержащие продолжают, как и прежде, видеть в обществе не своего потенциального и естественного партнера, а своего политического противника, покушающегося на «долю» власти, рассматривают общество лишь как объект воздействия и с недоверием относятся к любым общественным инициативам. Остается надеяться, что сама жизнь научит власть строить свои отношения с обществом в режиме конструктивного диалога, а политическая элита престанет смотреть на власть как на самоцель и свою собственность и примерять, образно говоря, государственный костюм как свой личный. Что ни говори, но даже русские монархи, несмотря на все недостатки их правления, в большинстве своем не всегда стремились к абсолютизации власти ради нее самой, а использовали ее во имя Отечества, отстаивали приоритет идеи государственного блага (в этом, на наш взгляд, состоит величие Петра I). Освещению и осмыслению этих непростых проблем и посвящен предлагаемый учебный курс, который читался автором на протяжении последних десяти лет в Государственном университете управления. Автор учебника надеется, что данная работа внесет определенный вклад в развитие науки государственного строительства и управления, будет полезным подспорьем к уже существующим учебным изданиям по истории государственного управления в России, поможет студентам и слушателям — всем, кому не безразлична судьба России, разобраться во многих проблемах прошлого и настоящего российской государственности, глубже осмыслить достижения и недостатки, позитивные и негативные уроки истории государственного управления в нашей стране.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |