Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Электролиты сильные и слабые




Вопросы по теме для самостоятельного изучения их студентами.

1. Информационно-структурная память воды. Дисбаланс ионов и воды в клетке при ее повреждении.

2. Диализ - практическое применение явления диффузии в медицинских исследованиях.

5. Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия. Студент должен владеть навыками:

- вычисление осмотического давления и изменения температуры кристаллизации и кипения растворов для прогнозирования и интерпретации явления, которые наблюдаются с живой клеткой;

- умения работать с учебной, научной и справочной литературой, а также с сетью Интернет для постоянного усовершенствования своих знаний, с целью анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий.

 

Тема: Протолитические равновесия и процессы. Водородный показатель. Гидролиз

Актуальность темы. Электролиты входят в состав всех клеток и тканей организма, составляя при этом более 4% их массы. Они играют очень важную роль в поддержании осмотического и онкотического давления в биожидкостях, тем самым, влияя на распределение в клетках воды и растворенных веществ (ионный гомеостаз), обеспечивая, таким образом, целый ряд жизненных функций, например, форму и тургор клеток, эластичность тканей, транспорт веществ и др.

Слюна также является раствором электролитов, причем, регуляция электролитного состава слюны зависит от концентрации ионов в крови, например, концентрация ионов в 1,5- 4 раза больше в слюне, чем в плазме, а концентрация ионов зависит от скорости слюноотделения и колеблется в пределах от 1 ммоль/дм3 до 100 ммоль/дм3. С возрастом концентрация ионов уменьшается. Регуляция электролитного состава слюны определяется действием осморецепторов мозга и минералокортикоидов.

Кислотность биологических жидкостей, количественной характеристикой которой является рН – представляет собой одной из основных физико-химических характеристик жидкостных сред организма. Таким образом, важным этапом в понимании многих физиологических и патологических явлений является рассмотрение свойств растворов электролитов и рН биологических жидкостей, которые позволяют объяснить механизм поддержания водно-электролитного баланса и определить нарушения работы различных систем организма на стадии диагностики заболевания.

Гидролиз белков, жиров, полисахаридов в полости рта – это необходимое условие для усвоения их организмом. Как известно, что слюна содержит несколько ферментов:α амилазу, α – глюкозидазу и гидролиз, например углеводов, осуществляемый с помощью этих ферментов, из-за кратковременности пребывания пищи в полости рта происходит в основном внутри пищевого комка уже в желудке. Действие карбогидраз слюны прекращается под влиянием кислой реакции желудочного сока (рН=1, а показатель рН слюны рН=5,4-7,4). Активность протеолитических ферментов значительно ниже, а их роль в пищеварении взрослого человека невелика, однако эти ферменты имеют значение в санации полости рта. Так, мурамидаза (лизоцим) слюны обладает высокой бактерицидностью.

В практике приготовления и хранения лекарств часто возникает необходимость предотвращения гидролиза лекарственных веществ. С этой целью подкисляют (растворы солей сильных кислот и слабых оснований) или подщелачивают (растворы солей слабых кислот и сильных оснований). Такие операции сводятся к добавлению одного из продуктов реакции, в связи, с чем реакция гидролиза смещается влево. В целом, гидролиз необходимо учитывать во всех случаях, когда в системе необходимо сохранять постоянное значение рН.

Цель темы: 1. Приобретение системных знаний о механизмах электролитической диссоциации в зависимости от природы химической связи и растворителя, о степени и константе диссоциации, об ионном произведении воды и водородном показателе (рН) и умение применять эти знания к конкретным системам, встречающиеся в биологических объектах. 2. Экспериментального выявления причины и следствия гидролиза, основные случаи гидролиза солей и на основе приобретенных знаний прогнозирования значения гидролиза в биологических процессах (гидролиз белков, полипептидов, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот и гидролиз АТФ как универсальный источник энергии в организме).

Исходный уровень. Студент должен знать из довузовского курса химии: «Строение молекулы воды, ее физико-химические свойства. Теорию электролитической диссоциации Аррениуса (ТЭД). Гидролиз солей, факторы, усиливающие иослабляющие гидролиз» и из курса биологии: «Физические свойства воды и их значение для биологических процессов различных уровней. Химическая организация клетки (роль электролитов на клеточном и организменном уровне организации)».

Основные учебно-целевые вопросы:

1.1.Степень и константа диссоциации (ионизации) слабых электролитов. Закон разведения Оствальда.

1.2.Свойства растворов сильных электролитов. Суть теории Дебая и Хюккеля. Ионная сила растворов (I или μ), активность (α), коэффициент активности ионов (γ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.