Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение численности и квалификационного состава комплексной бригады




Докер-механизатор - это название профессии портового рабо­чего широкого профиля, специально обученного в учебно-курсовом комбинате порта, и аттестованного по четырехклассной квалифи­кационной сетке.

Становление этой профессии затрагивает довольно длительный период, названный в свое время коренной перестройкой организации, нормирования и оплаты труда рабочих, занятых в коллективном труде, характерном для портовых погpузочно-раз:rpузочных работ всех видов.

Присвоение класса квалификации производилось в Советский период в соответст­вии с Положением "О порядке присвоения класса квалификации механизатора (докера-механизатора) комплексных бригад на погрузочно-раз:rpузочных работах в морских портах Министерства морского флота СССР", угвержценного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.02.88г. NQ48/3-05, введенного в действие в первом квартале 1989 года. Первое Положение оприсвоении класса квалификации было введено в 1956 году.

Подобное Положение было введено и на речном транспорте.

Основные квалификационные характеристики того времени по классам квалификации приведены в таблице 6.9.

 

 

Таблица 6.9.

 

 

 

Численность и квалификационный состав комплексной бригады обусловлены:

· условиями функционирования на закрепленном перегрузоч­ном комплексе;

· номенклатурой и объемом перегружаемых грузов, технологией грузовых работ, составом обрабатываемых транспортных средств;

· обеспечением управляемости и надежности функционирования.

Необходимая производительность труда и интенсивность обработки транспортных средств достигаются при специализации перегрузочных комплексов и работающих на них УКБ и КБ.

Структурные различия укрупненной комплексной бригады и обычной комплексной бригады обусловливаются количеством звеньев. Обьгчная комплексная бригада считается однозвенной, а укрупненная - многозвенной. Численный состав бригады зависит от количества звеньев в бригаде и оптимального количества рабочих в каждом звене. Количество звеньев в УКБ должно соответствовать оптимальному количеству механизированных линий при обработке судна харак­терного типоразмера и обеспечивать установленную соответствующими нормативами интенсивность производства перегрузочного процесса.

Порядок решения данной задачи следующий:

а) определение технологической численности звена УКБ или КБ;

б) определение квалификационного состава звена УКБ или КБ;

в) определение списочной численности и квалификационного состава звена УКБ или КБ, обеспечивающих надежное функцио­нирование;

г) установление экономической эффективности списочной численности и структуры УКБ или КБ.

Технологическая численность определяется как средневзвешенная для всей совокупности применяемых в порту или производственном перегрузочном комплексе (ППК) технологических схем перегрузки грузов. Для сокращения объема вычислительных работ можно ограничигься рассмотрением характерных технологических схем производства судовых грузовых работ. Это допустимо, учитывая их насыщенность разнообразными машинами, преобладание судовых грузовых работ в общем объеме грузопереработки, а также тенденцию сокращения вагонных, автотранспортных и складских работ путем более широкого осуществления прямого варианта перевалки грузов.

Исходными для расчета являются данные плановой или отчетной вариантной таблицы и соответственно нормативная или фактическая трудоемкость перегрузки грузов по отдельным технологическим схемам.

Средневзвешенная технологическая численность расчетной бригады и рабочих по отдельным трудовым функциям определяется умножением их численности на коэффициент, учитывающий долю трудозатрат по каждому грузу, технологической схеме перегрузки этих грузов в общих трудозатратах по всем учтенным грузам и технологическим схемам.

Например, управлением портальным краном заняты трое рабочих, доля трудозатрат по каждому грузу составляет 0,278, тогда расчетная численность составит 3 * 0,278 = 0,83.

В зависимости от конкретных производственных условий стивидорной компании (количество, специализация, техническая оснащенность, террито­риальное расположение и взаимопомощь ППК в обработке судов, вагонов и др.) определится целесообразность выполнения соот­ветствующих расчетов в целом по компании или отдельным ППК.

Средневзвешенная технологическая численность рабочих харак­теризует состав комплексной бригады или звена УКБ по выполнению трудовых функций по узким специальностям и служит основанием для определения квалификационной структуры с учетом типоразмеров наличных машин и характеристики каждого класса квалификации докеров- механизаторов.

Распределение средневзвешенной технологической численности расчетной комплексной бригады или звена УКБ по классам квали­фикации докеров-механизаторов производится в соответствии с квалификационными требованиями следующим образом:

а) функция управления краном при наличии в стивидорной компании (ППК) кранов:

· трех групп и более - поровну между 1, II и ПI классами квалификации;

· двух групп - поровну между II и III классами квалификации;

· одной группы - относится к III классу квалификации;

б) функции управления автопогрузчиком и другими машинами с приводами от ДВС - поровну между II и III классом квалифи­кации;

в) функции управления всеми машинами с электроприводом, судовыми грузовыми устройствами - относятся к III классу квали­фикации;

г) функция сигнальщик - поровну между III и IV классами квалификации;

д) функция ручные операции при перегрузке:

· грузов тяжеловесных, длинномерных и металлоконструкций ­поровну между III и IV классами квалификации;

· остальных грузов для IV класса квалификации.

Распределение по классам квалификации состава расчетной комплексной бригады или звена УКБ при наличии кранов трех групп дано в табл. 6.10.

Таблица 6.10.

Приведенная в табл. 6.10 квалификационная структура расчет­ной комплексной бригады или звена УКБ соответствует средневзве­шенному технологическому распределению трудовых функций, но еще не удовлетворяет требованиям надежности и физиологически обоснованного чередования для обеспечения высокой работоспо­собности. Эти требования учитываются двояко, посредством:

· коэффициента резерва (Кр);

· коэффициента списочности (Ксп).

Коэффициент резерва отражает поправку к квалификационной структуре, учитывая неодинаковую классность трудовых функций, а коэффициент списочности корректирует численность бригады из-­за регламентированных (отпуск очередной, отпуск для выполнения государственных и общественных обязанностей и т.п.) и нерегла­ментированных (болезнь, без сохранения содержания и т. д.) затрат рабочего времени, уменьшающих номинальный фонд рабочего времени.

Коэффициент списочности принимается равным 1,34, т.е. каждый рабочий использует календарное время в среднем на 1/1.34*100 = 74%. Значение 0,74 можно интерпретировать как вероятность застать того или иного рабочего на работе. Для того чтобы эта вероятность практически равнялась единице, необходимо увеличить численность расчетной бригады, при этом квалификационная структура должна удовлетворять требованиям надежности и взаимозаменяемости.

Для отыскания значения коэффициента резерва применима задача о параллельном резервировании. Требуется найти Кr, из уравнений:

R =1-(Кr / П)* Qj =1,

Pj + Qj = 1,

где П - знак, обозначающий перемножение сомножителей (Q1 Q2,..... QjKr);

Rj - вероятность застать рабочего на работе;

Qj - вероятность отсутствия рабочего на работе.

В рассматриваемом случае Rcиcт = 1. при Кг = 3; Rj = 0.74; Qc = 0,26:

Rcиcт = 1 - 0,26* 0,26 * 0,26 = 0,982.

Следовательно, коэффициент резерва КГ = 3 обеспечивает надежность функционирования, достаточно близкую единице.

Зависимость надежного функционирования (Rcиcт) от коэф­фициента резерва (Кr) приведена ниже:

Кr 1 2 3 4

Rcиcт 0.740 0.932 0,982 0,995

Значение коэффициента резерва устанавливается в зависимости от местных условий исходя из соображений экономичности и производственной необходимости.

Определение квалификационной структуры расчетной ком­плексной бригады с учетом коэффициентов надежности и списочности приводится в табл. 6.11.

Таблица 6.11. Квалификационная структура расчетной комплексной бригады.

Расчет ведется, начиная с высшего класса квалификации, как показано цифрами в прямоугольниках.

Количество рабочих:

· 1 класса квалификации соответствует средневзвешенной технологической численности, увеличенной на коэффициент списочности и коэффициент резерва;

· 11 клacca составляет разность меду полной численностью (графа 4, см. табл. 4.11) и количеством рабочих 1 класса (графа 5); принимается, что рабочие 1 класса могyт выполнять функции рабочих 11 класса в порядке совмещения. При потребности рабочих 11 класса = 3,6 чел. вычитается 1,14 чел. (1 класса) и остается 2,46 чел.

· - III класса составляет разность между полной численностью (графа 4) и суммарным количеством рабочих 1 и 11 классов (обведено контуром в таблице 4.8), совмещающих функции рабочих III класса;

· IV класса представляет разность между полной численностью бригады (графа 3) и суммарной численностью рабочих 1, 11. III классов квалификации (графа 8, обведено контуром).

Численность рабочих IV класса не увеличивается на коэффициент резерва, так как выполняемые ими трудовые функции могут выполняться рабочими высших классов (1, 11. III) в порядке совмещения.

На основании данных табл. 6.12 определяется квалификационная структура комплексной бригады.

 

 

Таблица 6.12.

Установленная в указанном порядке квалификационная структура портовых рабочих (практически достаточно выполнять такие расчеты один раз в год) служит основой формирования комплексных бригад.

Из-за недостаточной квалификационной структуры (большой доли рабочих класса IV квалификации и без класса квалификации) ограничивается возможность надлежащего чередования членов бригады, более широкого использования различных средств меха­низации. Прямым следствием недостаточной по сравнению с требованиями технологии явочной численности является нерацио­нальное использование трудовых ресурсов ввиду наличия в каждом процессе рабочих мест с технологически постоянным числом рабочих.

Наиболее полное использование производственных возможнос­тей каждого рабочего места путем производства работ полностью укомплектованными звеньями рабочих, обеспеченных средствами малой механизации, имеет первостепенное значение для рациональ­ного использования трудовых ресурсов, средств производства, повышения производительности труда и снижения себестоимости перегрузки груза.

Взаимозаменяемость рабочих, достигаемая благодаря надлежащей квалификационной структуре УКБ, - важное условие сохранения длительной работоспособности, большей удовлетворенности работой. Вопросы определения количества КБ и УКБ необходимо решать с учетом специализации и взаимозаменяемости перегрузочных комп­лексов.

Дальнейшим этапом совершенствования работы УКБ является создание (суточных) УКБ, благодаря которым обеспечивается кругло­суточная обработка судов без остановки перегрузочного процесса. При такой форме организации перегрузочного процесса передача смен осуществляется без потерь рабочего времени на дополнительно ­заключительные операции, а при работе на единый наряд ликвиди­руется деление работы на "выгодные" и "невыгодные", повышается заинтересованность рабочих бригады в конечных результатах работы.

При выборе формы организации труда большое значение имеет управляемость бригадой и психологический микроклимат в бригаде. В настоящее время в портах работают УКБ, численность рабочих в которых превышает 100-200 чел. Эффективное руководство такими большими бригадами возможно при условии удовлетворения требо­ваний, объединенных общим понятием управляемости коллектива. Одним из этих требований является установление оптимальных соотношений численности (норм управляемости) между руководи­телем и подчиненными ему рабочими или руководителями меньшего ранга. В настоящее время сложились и подтверждены практикой следующие нормы управляемости: один мастер (руководитель) на 20-25 рабочих, один старший инженер (старший техник) на четыре инженера (техника), один руководитель на четыре-пять руководителей меньшего ранга.

Если интерпретировать эти нормы управляемости применительно к укрупненной комплексной бригаде, работающей "по вертикали", то соотношение 1:4 - 5 достаточно хорошо выдерживается: один бригадир на четыре сменные бригады и один сменный бригадир на четыре пять звеньевых и, следовательно, управляемость бригады соответствует сложившимся нормам.

Для обработки судна с генеральным грузом в три смены необходимая списочная численность рабочих может превышать 200 чел. Такая бригада, фактически распадаясь на четыре достаточно больших коллектива со сменными бригадирами и звеньевыми, объединена единой конечной целью - обработкой данного судна в планируемые сроки. Однако другие связи между рабочими значительно ослаблены, в том числе и фактор контроля трудового вклада в конечные результаты труда бригады в звеньях, работающих в разные смены. Этот контроль трудно осуществим бригадиром, работающим, как правило, в одну смену, и совсем невозможен рядовыми членами бригады. Естественно, что при такой организации труда вместе с рядом положитeльных моментов, а именно: подготовкой фронта работ для следующей смены, заключительным сокращением времени на подготовительно-заключительные работы на стыке смен, уменьше­нием влияния фактора "выгодных" и "невыгодных" работ и др., есть и отрицательные моменты. В этой связи, прежде всего, следует отметить разобщенность коллектива, ослабление стимулов работать на один наряд.

При высоком уровне механизации перегрузочных работ и при соответствующем ему квалификационном составе портовых рабочих повышается, как правило, производительность труда и в то же время снижаются затраты физического труда, сокращается общая числен­ность бригады и создаются условия для лучшего ее функциони­рования.

Особенно важным обстоятельством является то, что затраты физического труда во всех звеньях технологического процесса приблизительно одинаковы. Это создает ровный психологический микроклимат в бригадах, работающих как "по горизонтали", так и "по вертикали", поскольку отсутствует сама возможность появления в отдельных звеньях технологического процесса и в разных сменах по трудоемкости операций. Все это явилось одной из причин организации УКБ, работающих "по вертикали", в первую очередь на специализированных перегрузочных комплексах, контейнерных терминалах.

В конкретных производственных условиях стивидорных компаний и портов выбор наиболее целесообразных форм организации труда рабочих (УКБ, УКБС, и КБ) должен основываться на глубоком и всестороннем анализе условий производства работ, учете норм управляемости, социальных и психофизиологических факторов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.