Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разъяснение понятия коллизии организационных механизмов




 

Рассмотрим понятие коллизии организационных механизмов через призму конкретного примера, т.к. это обеспечит наиболее простой путь для понимания этой концепции.

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 октября 2008 г. N 32-ВПР08-10

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Еременко Т.И.,

судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании представление в порядке надзора заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. на решение Пугачевского городского суда Саратовской области от 19 июля 2007 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 17 октября 2007 года по делу по иску Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц - жителей Пугачевского муниципального района к администрации Рахмановского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области об организации в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбора и вывоза твердых бытовых отходов, к администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что судебные постановления подлежат отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Саратовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации Рахмановского муниципального образования об организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора в населенных пунктах Рахмановского муниципального образования; к администрации Пугачевского муниципального района - об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Рахмановского муниципального образования.

Требование мотивировано тем, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования, а утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов - на муниципальный район.

Проведенной проверкой установлено, что на территории Рахмановского муниципального образования не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не оборудованы контейнерные площадки, не имеется специальной техники, не отведены земельные участки под размещение твердых бытовых отходов, складирование их ведется беспорядочно.

Администрацией Пугачевского муниципального района не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов.

Прокурор полагал, что бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Решением Пугачевского городского суда Саратовской области от 19 июля 2007 года в удовлетворении требований прокурора отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 17 октября 2007 года решение Пугачевского городского суда от 19 июля 2007 года оставлено без изменения.

Определением судьи Саратовского областного суда от 15 января 2008 года в истребовании дела по иску Саратовского межрайонного природоохранного прокурора отказано.

В представлении в порядке надзора заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Кехлеров С.Г. просит об отмене названных выше судебных постановлений.

21 мая 2008 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 13 августа 2008 года передано для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления прокурора в порядке надзора, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит представление подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

В представлении в порядке надзора заместитель Генерального прокурора Российской Федерации указывает, что судом допущены существенные нарушения норм материального права, приведшие к неправильному разрешению дела.

Судом установлено, что на территории Рахмановского муниципального образования в нарушение требований СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" и СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий" свалки не имеют санитарно-эпидемиологического заключения, не организован производственный контроль за эксплуатацией свалок, отсутствуют подъездные пути с твердым покрытием, вывоз бытовых отходов производится необорудованным транспортом, отсутствуют ограждения вокруг свалки, не осуществляется послойная засыпка и утрамбовка отходов вследствие отсутствия специализированного транспорта.

В нарушение природоохранного законодательства не организован сбор отходов, имеются факты захламления частных подворий и прилегающих к ним территорий навозом и бытовыми отходами, не решен вопрос об отводе земельных участков для размещения твердых бытовых отходов.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.

Разрешая спор и отказывая прокурору в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в бюджете Рахмановского муниципального образования на 2007 год, утвержденном решением Совета Рахмановского муниципального образования от 22 декабря 2006 года N 46, денежные средства на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не предусмотрены.

Бюджет Пугачевского муниципального района на 2007 год, утвержденный решением Собрания Пугачевского муниципального района от 20 декабря 2006 года N 108, является дотационным, сформирован с дефицитом, в смете доходов и расходов по поселениям на 2007 год не выделены средства на сбор и удаление твердых отходов.

Указанные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о том, что финансовые ресурсы органов местного самоуправления не соразмерны полномочиям по решению вопросов местного значения, в связи с чем отсутствует возможность их реализации.

Согласиться с выводом суда не представляется возможным, поскольку он не основан на законе. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное, у суда не было оснований полагать, что отсутствие в бюджете Рахмановского муниципального образования и Пугачевского муниципального района денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизацию и переработку бытовых отходов освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Пугачевского муниципального района на благоприятную окружающую среду.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Поскольку судом первой и кассационной инстанций допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и вынести новое решение об удовлетворении требований прокурора.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Пугачевского городского суда Саратовской области от 19 июля 2007 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 17 октября 2007 года отменить и принять новое решение, которым заявление Саратовского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Рахмановского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Обязать администрацию Пугачевского муниципального района Саратовской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории Рахмановского муниципального образования.

 

Это справедливое и законное определение суда может столкнуться с непобедимой российской действительностью: нестыковкой работы организационных механизмов. Ответчик по этому делу не имеет полномочий распорядиться бюджетными средствами на организацию утилизации и переработки бытовых отходов, т.к. для таких случаев существует статья 285.1. Уголовного кодекса РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств» для его должностных лиц. Ответчик не принимает бюджета и не имеет полномочий заложить в бюджет такие расходы. Судебный пристав-исполнитель не сможет обеспечить исполнение этого судебного определения, т.к. он не может обязать должностных лиц совершить преступление ради его исполнения, а лица принимающие бюджет не являются ответчиками по делу и к ним судебный пристав никаких требований предъявить не может. Сам Верховный Суд РФ разъяснить это определение в порядке части 4 статьи 1 и статьи 202 Гражданского процессуального кодекса РФ не сможет, но в случае необходимости способен ограничится какой-нибудь формальной отпиской, за содержание которой в рамках функционирования сегодняшней судебной системы никто не будет нести ответственности.

Организовать на соответствующей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями могут предприниматели, но они это далеко не всегда делают из-за созданных законодателем экономических условий осуществления их деятельности, и по этому делу они тоже не являются ответчиками, к которым судебный пристав может предъявить какие-либо требования.

Нам не известно, чем закончилась история с этим судебным определением на практике, но если ответчик и выполнил требования суда, то обоснованно полагаем, что фундаментальную роль здесь сыграли не действия судебного пристава-исполнителя в рамках Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а негласныйадминистративный ресурс, действие которого устранило социально-негативные последствия дестабилизирующих факторов на практике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.