Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Несоответствия законодательству Проспекта эмиссии дополнительных акций АО “Шахта “Воргашорская””




Решением № 07-1-383 от 18 апреля 1996 г. Министерство финансов Республики Коми произвело регистрацию Проспекта эмиссии АО “Шахта “Воргашорская”” (второй выпуск), что предусматривает выпуск 3 569 702 штук обыкновенных именных акций, номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая.

Рассматривая правомерность данной регистрации, можно установить следующее.

В соответствии с Инструкцией о правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации Министерства финансов Российской Федерации от 3 марта 1992 г. №2 (в редакции от 15 ноября 1993 г. №7) регистрация ценных бумаг производится в министерствах финансов республик в составе Российской Федерации в случае, если объем выпуска эмитентом ценных бумаг одного вида (по номиналу) составляет менее 50 млрд рублей, а также при последующих, при которых общая сумма выпущенных эмитентом ценных бумаг одного вида (по номиналу) составляет менее 50 млрд рублей.

Пунктом 6 названной инструкции устанавливается, что решение о выпуске ценных бумаг принимается органом управления эмитента, который имеет на то полномочия согласно действующему законодательству и уставу эмитента. Данным решением должен быть также утвержден проспект эмиссии ценных бумаг и определены порядок и сроки осуществления мероприятий, связанных с выпуском. Нотариально заверенные копии учредительных документов и проспект эмиссии о выпуске ценных бумаг представляются вместе с заявлением на проведение регистрации в соответствующие регистрирующие органы. Документы рассматриваются в срок, не превышающий 45 дней.

В соответствии с п.8 данной инструкции основаниями для отказа в регистрации ценных бумаг могут быть: наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий выпуска ценных бумаг действующему законодательству, неполнота или несоответствие сведений, содержащихся в проспекте эмиссии (информации), требованиям настоящей инструкции.

Инструкцией установлено, что регистрирующие органы отвечают за полноту сведений, представленных в эмиссионном проспекте, осуществляют контроль за соблюдением правил выпуска ценных бумаг.

Регистрирующий орган должен проанализировать полноту представленных в проспекте эмиссии сведений, наличие в этих документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий выпуска ценных бумаг действующему законодательству, соответствие текстовой части проспекта эмиссии и данных учредительных документов, балансов и отчетов. При наличии претензий к содержанию и оформлению представленные документы возвращаются эмитенту на доработку с указанием конкретных недостатков и неточностей в письменной форме.

Регистрирующие органы вправе признать выпуск не состоявшимся (т.е. аннулировать государственную регистрацию) по следующим основаниям: в случае, если выпуск осуществлен с нарушением действующего законодательства, в случае нарушения порядка выпуска, установленного данной инструкцией, если информация, полученная ими самостоятельно, а также от третьих лиц и подтвержденная проверкой, указывает на недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

Проспект эмиссии обыкновенных именных акций (бездокументарной формы) АО “Шахта “Воргашорская”” (второй выпуск) зарегистрирован Министерством финансов Республики Коми 18 апреля 1996 г. с нарушением требований законодательства. Так, на титульном листе проспекта эмиссии, содержится информация о том, что он утвержден Советом директоров АО “Шахта “Bopгашорская”” (протокол №7 от 17 апреля 1996 г.) на основании решения общего собрания акционеров от 16 апреля 1996 г. (протокол №2).

На самом же деле, ни общим собранием акционеров АО “Шахта “Воргашорская”” 16 апреля 1996 г., ни решениями совета директоров общества проспект эмиссии дополнительных акций не утверждался. В нарушение требований указанной выше инструкции не определены порядок и сроки осуществления мероприятий, связанных с выпуском.

Кроме того, устав и проспект содержат противоречивые сведения.

Пункт 6.1 устава предусматривает, что уставный капитал состоит из 230 498 штук акций, из них обыкновенных – 172 828 штук, привилегированных акций типа “А” – 57 610 штук, тогда как в проспекте – 230 498 штук акций, из них обыкновенных – 161 348 штук, привилегированных типа “А” – 57 625 штук, привилегированных типа “Б” – 11 525 штук. Наличествует разница в общем количестве акций 172 828 + 57 610 = 230 438 по уставу и по проспекту 230 498, что на 60 акций менее, чем в уставе. Так- же в уставе не предусмотрено наличие привилегированных акций типа “Б”.

Пункт 16.4 устава предусматривает фиксированный дивиденд по привилегированным акциям типа “А” в размере 10% от чистой прибыли, полученной обществом по итогам года и деленной на количество акций, а п.20 проспекта предусматривает фиксированный дивиденд в сумме 1 000 рублей в год на одну такую акцию.

Кроме того, ни устав, ни проспект не содержат размера фиксированного дивиденда по привилегированным акциям типа “Б”.

В п.28 проспекта эмиссии указано, что средства, полученные путем выпуска ценных бумаг, использованы на приобретение основных фондов для организации нового производства. Тогда как никаких средств общество в результате эмиссии не получило, акции были распределены безвозмездно еще до регистрации проспекта эмиссии.

В п.21 проспекта эмиссии указано, что “...по решению общего собрания акционеров от 16 апреля за 1996 г. решено выплатить 10 процентов от чистой прибыли за год, деленную на количество акций”. Как следует из протокола общего собрания акционеров АО “Шахта “Воргашорская”” от 16 апреля 1996 г., решение о выплате дивидендов ни по привилегированным акциям типа “А”, ни по привилегированным акциям типа “Б” не рассматривалось и не принималось.

В проспекте эмиссии АО “Шахта “Воргашорская”” уставный капитал общества составляет 3 800 200 000, разделенный на 3 800 200 штук акций, номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая, в т.ч. обыкновенные акции – 3 731 051 штука, привилегированных акций типа “А” – 57 624 штуки, типа “Б” – 11 525 штук, что не соответствовало представленным в Министерство финансов Республики Коми документам.

Государственная регистрация выпуска акций не может быть осуществлена до регистрации отчетов об итогах всех предыдущих выпусков акций.

К проспекту эмиссии был приложен отчет об итогах выпуска ценных бумаг, который утвержден советом директоров 10 апреля 1996 г., протокол №6.

За данным номером состоялось заседание совета директоров 4 марта 1996 г., но вопрос об итогах выпуска не рассматривался. 16 марта 1996 г. состоялось очередное заседание совета директоров (протокол №7). Указанный вопрос не рассматривался. Следующее заседание совета директоров проводилось 16 апреля 1996 г., протокол №7, где также отчет не утверждался. Из анализа всех заседаний совета директоров за 1996 г. следует, что отчет об итогах выпуска предыдущего выпуска ценных бумаг не утверждался.

Оснований для государственной регистрации второго выпуска ценных бумаг при указанном обстоятельстве не имелось.

Кроме того, в нарушение требований вышеупомянутой инструкции Министерство финансов Республики Коми приняло и зарегистрировало проспект эмиссии без обязательной оплаты эмитентом налога на операцию с ценными бумагами.

Таким образом, эмитент ввел в заблуждение регистрирующий орган, представив недостоверные данные, а регистрирующий орган, не убедившись в достоверности представленных документов на регистрацию проспекта эмиссии, принял 18 апреля 1996 г. решение о регистрации проспекта эмиссии. При изложенных нарушениях Министерство финансов Республики Коми не имело права производить регистрацию второй эмиссии дополнительных акций ОАО “Шахта “Воргашорская””.

Все вышеперечисленные обстоятельства позволяют говорить о том, что проспект дополнительной эмиссии акций АО “Шахта “Воргашорская”” зарегистрирован с нарушением требований законодательства.

V. Нарушения законодательства при приобретении акций АО “Шахта “Воргашорская”” иностранными инвесторами.

Полагаем, что иностранные юридические лица на момент судебного разбирательства фактически не являлись собственниками акций АО “Шахта “Воргашорская””, исходя из следующих соображений.

В соответствии с п.1 ст.165 Гражданского кодекса Российской Федерации несоблюдение в случаях, предусмотренных законом, требований о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.

Государственная регистрация сделок с ценными бумагами, совершенных иностранными инвесторами, предусмотрена ст.35 Закона РСФСР “Об иностранных инвестициях” (в ред. от 19 июня 1995 г.), в которой указывается, что приобретение иностранными инвесторами долей участия, паев, акций и иных ценных бумаг подлежит регистрации в Министерстве финансов РСФСР или иных уполномоченных на то органах. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 г. № 1034 регистрация приобретения иностранными инвесторами акций возложена на Регистрационную палату при Министерстве юстиции Российской Федерации.

Из ответа, полученного комиссией из Регистрационной палаты при Министерстве юстиции Российской Федерации, следует, что на момент судебного разбирательства иностранные юридические лица фактически не являлись собственниками акций дополнительного выпуска АО “Шахта “Воргашорская””.

По рассмотрению дела федеральным судом декабре 2001 г. было принято решение о признании недействительной дополнительной эмиссии акций АО “Шахта “Воргашорская”” и отмене государственной регистрации проспекта эмиссии дополнительных акций.

В результате увеличения уставного капитала в ОАО «Шахта «Воргашорская» появились следующие корпоративные конфликты:

 

§Между управленцами компании и совладельцами компании (акционерами).

§Между владельцами обыкновенных акций и владельцами привилегированных акций.

§Между акционерами крупных пакетов акций и миноритарными акционерами.

§Между акционерным обществом и государством в целом.

 

 

Пути предотвращения корпоративных конфликтов в Акционерных обществах.

Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 г.:

Необходимо реализовывать требования, направленные на обеспечение исключения или предотвращение конфликта интересов:

1. Член совета директоров не может голосовать на любом заседании по любому вопросу, в котором данное лицо либо лицо, с которым данное лицо связано, имеет материальную заинтересованность или обязанность, которая противоречит или может привести к возникновению конфликта с интересами компании.

2. Ограничение на предоставление компанией займов лицам, входящим в постоянные органы управления компании.

3. Требование о предварительном утверждении акционерами значимых сделок между компанией и органами управления компании.

4. Ограничение на осуществление сделок при наличии доступа к инсайдерской информации.

5. Ограничение на осуществление сделок в течение определенных периодов.

Информация о владении членами совета директоров акциями компании должна раскрываться не только в ежеквартальных отчетах, и не только применительно к открытым обществам, а по требованию определенного количества акционеров и любых заинтересованных лиц.

Кодекс корпоративного поведения:

1. Необходимо максимально полное и скорейшее выявление корпоративных конфликтов и четкая координация действий всех органов общества.

2. Учет корпоративных конфликтов рекомендуется возложить на секретаря общества, а в филиалах и представительствах – на лица, их возглавляющие.

3. Позиция общества в корпоративном конфликте должна основываться на положениях законодательства.

4. Предупреждению и урегулированию корпоративных конфликтов способствует своевременное доведение до сведения акционера четкой и обоснованной позиции общества в конфликте.

5. Компетенцию органов общества по рассмотрению и урегулированию корпоративных конфликтов рекомендуется четко разграничивать.

6. Основная задача органов общества по урегулированию конфликтов – поиск законного и обоснованного решения, которое отвечало бы интересам общества.

 

Важным моментов для предотвращения корпоративных конфликтов является Внедрение в состав Совета директоров независимых директоров.

Определение независимого директора.

Удовлетворяет следующим критериям независимости Кодекса корпоративного поведения, предложенного ФКЦБ России:

ü не являлся в течение последних 3 лет и не является должностным лицом (управляющим) или работником общества, а также должностным лицом или работником управляющей организации общества;

ü не является должностным лицом другого общества, в котором любое из должностных лиц общества является членом комитета совета директоров по кадрам и вознаграждениям;

ü не является аффилированным лицом должностного лица (управляющего) общества (должностного лица управляющей организации общества);

ü не является аффилированным лицом общества, а также аффилированным лицом таких аффилированных лиц;

ü не является представителем государства.

Дополнения:

ü не владеет личным, а также через аффилированных лиц, долей собственности в компании, достаточной для самостоятельного номинирования в Совет директоров;

ü не получает вознаграждения за консультационные и иные услуги, оказываемые им компании, кроме вознаграждения за деятельность в Совете директоров;

ü не представляет интересы консультантов и контрагентов, работающих с компанией;

ü имеет хорошую деловую репутацию, придерживается высоких этических норм и обладает необходимыми лидерскими качествами и предпринимательским опытом;

публично заявил о своем статусе независимого директора до избрания в Совет директоров.

Роль независимых директоров:

• Управление доверия акционеров к компании

• Улучшение отношений с инвесторами

• Принятие скоординированных стратегических решений

• Создание эффективных механизмов внедренного контроля

• Разрешение конфликтов

• Повышение прозрачности управления

• Повышение стоимости компании

Приложение 2 Система корпоративного управления в АО «Энрон» США

 

Компания «Энрон» была образована в 1985 г. путем слияния фирмы «Хьюстон Нечрал Гэс» (Houston Natural Gas) с газовой компанией «Интернорс» (Inter North) и занимались поставкой природного газа коммунальным компаниям в пределах отдельных штатов и между штатами по собственным системам газопроводов. Позднее, когда правительство отказалось от жесткого регулирования газовой отрасли, «Энрон» создает собственную торговую сеть и начинает торговлю природным газом. Благодаря гибкой системе торговли, квалифицированному персоналу и связям в политических кругах, «Энрон» к середине 90 гг. захватила контроль над 20% рынка природного газа в Северной Америке и до последнего времени оставалась доминирующей компанией на этом рынке. Темпы роста прибыли приблизились к 30% в год, и объемы торговли постоянно возрастали.

Своего расцвета компания достигла, когда начала торговать электроэнергией. Этот вид бизнеса считался более прибыльным, чем поставки природного газа.

Интенсивно расширяя сферу деятельности, «Энрон» помимо электричества, стала оказывать услуги в обеспечении высокоскоростного доступа в Интернет, продавать телеэфирное время и др. Ее акции, которые в середине 90 гг. стоили около 15 $, к осени 2000 г. достигли своего максимума на уровне 90 $ за акцию.

В общем в конце 90 гг. «Энрон» контролировала 25% рынка продаж энергоресурсов США.

По итогам 2000 г. «Энрон» заняла 7 место в списке «Форчун 500» по величине доходов, которые составили 101 млрд. долл., а объем сделок только у ее Интернет – компании «Энрон Он Лайн», торговавшей более 2000 продуктами – 336 млрд. долл. (Рыночная стоимость «Энрон» в лучшие периоды превышала 100 млрд.долл.)

2 декабря 2001 г. техасская компания «Энрон» объявила о крупнейшем в истории страны корпоративном банкротстве. Следом за этим Минюст США возбудил уголовное дело для выяснения, не было ли состава преступления в действиях руководства компании, т.е. не вводила ли она в заблуждение своих инвесторов, сознательно предоставляя им недостоверную информацию.

Параллельно с Минюстом собственные расследования обстоятельств банкротства компании начали 4 комитета конгресса США, Федеральная комиссия по контролю над операциями с ценными бумагами и Министерство труда.

Отдельные иски были предъявлены и аудитору «Энрон» - известной фирме «Артур Андерсен» (совершение ряда ошибок данной аудиторской компанией при оценке состояния дел в «Энрон», что не позволило инвесторам и акционерам в полной мере оценить ситуацию в корпорации накануне ее краха).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.