Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура норм антимонопольного законодательства, адресованных органам, осуществляющим публичные полномочия




Общая характеристика и виды норм антимонопольного законодательства, адресованных органам государственной власти, органам местного самоуправления, иным органам и организациям

Регулирование антимонопольным законодательством деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций

 

 

Специфика российского антимонопольного законодательства состоит в том, что оно включает в свой состав широкий круг норм, адресованных носителям властных полномочий. В антимонопольном законодательстве большинства зарубежных стран аналогичные нормы отсутствуют либо представлены в меньшем объеме.

Предметом Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) является, в частности, предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (далее – органы, осуществляющие публичные полномочия) (и. 2 ч. 1 ст. 1 Закона о защите конкуренции).

Отечественное антимонопольное законодательство изначально выделяло особый вид монополистической деятельности – ограничивающие конкуренцию действия и соглашения органов, осуществляющих властные полномочия[253]. Позднее указанные действия и соглашения были выделены в отдельную группу антимонопольных запретов, адресованных органам, осуществляющим публичные полномочия, утратив статус одного из видов монополистической деятельности[254].

Современные тенденции в развитии антимонопольного законодательства свидетельствуют о появлении самостоятельной группы обязывающих норм, адресованных органам, осуществляющим публичные полномочия. Данные нормы определяют порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества и предоставления государственной или муниципальной преференции.

Значительное число рассматриваемых дел о нарушениях антимонопольного законодательства связано именно с нарушениями и несоблюдением органами, осуществляющими публичные полномочия, запрещающих и обязывающих норм антимонопольного законодательства. Причем число таких дел неуклонно растет за счет расширяющихся полномочий антимонопольного органа при осуществлении контроля именно за соблюдением указанными лицами обязывающих норм.

 

 

Исходя из видовой принадлежности, Закон о защите конкуренции выделяет две группы норм, адресованных органам, осуществляющим публичные полномочия.

Запрещающие нормы (нормы‑запреты) содержатся в ст. 15 и 16 Закона о защите конкуренции. В конструкции этих норм содержится общий запрет на соглашения, принятие актов и совершение органами, осуществляющими публичные полномочия, действий, негативно влияющих на конкуренцию. В числе этих норм есть несколько безусловных запретов, которые в силу закона являются негативными для конкуренции (запреты per se).

Так, ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещает:

• органам, осуществляющим публичные полномочия, принимать акты и (или) совершать действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (ч. 1);

• наделять органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (ч. 2);

• совмещение функций органов, осуществляющих публичные полномочия, и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов (ч. 3).

Статья 16 Закона о защите конкуренции запрещает:

• соглашения между органами, осуществляющими публичные полномочия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;

• соглашения между органами, осуществляющими властные полномочия, и хозяйствующими субъектами;

• органам, осуществляющим публичные полномочия, совершать согласованные действия, если они приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Обязывающие нормы (ст. 17.1, 18, 19, 20, 21) возлагают на органы, осуществляющие публичные полномочия, обязанность совершать действия определенного содержания. В Законе о защите конкуренции такие обязательные для исполнения нормы поведенческого характера касаются трех сфер деятельности органов, осуществляющих публичные полномочия.

В сфере распоряжения государственным и муниципальным имуществом ст. 17.1 Закона о защите конкуренции:

• устанавливает особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества;

• определяет виды такого имущества;

• очерчивает круг лиц, которые обязаны заключать гражданско‑правовые договоры о переходе прав пользования и (или) владения государственного или муниципального имущества исключительно на торгах;

• устанавливает перечень изъятий из нормы об обязательном заключении договоров на торгах (в зависимости от целей предоставления таких прав, основания их предоставления и адресата).

В сфере заключения договоров с финансовыми организациями ст. 18 Закона о защите конкуренции:

• регламентирует особенности отбора финансовых организаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами;

• определяет конкретный перечень финансовых услуг, для оказания которых обязательно проведение открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд[255].

В сфере предоставления государственных и муниципальных преференций ст. 19, 20, 21 Закона о защите конкуренции:

• содержат закрытый перечень целей, в соответствии с которыми органы, осуществляющие публичные полномочия, могут предоставить государственные и муниципальные преференции;

• устанавливают порядок предоставления таких преференций;

• оговаривают случаи изъятия из этих норм;

• определяют последствия нарушения требований о предоставлении преференций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.