Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и признаки недобросовестной конкуренции




Недобросовестная конкуренция

Вопросы для обсуждения

Основные понятия

 

Запрещающие и обязывающие нормы антимонопольного законодательства, адресованные органам, осуществляющим публичные полномочия

Государственная и муниципальная преференция

Порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

 

 

1. Какие виды норм антимонопольного законодательства адресованы органам, осуществляющим публичные полномочия? В чем их отличие друг от друга?

2. Перечислите наименования норм антимонопольного законодательства, адресованных органам, осуществляющим публичные полномочия.

3. Назовите объект состава нарушений антимонопольного законодательства, адресованных органам, осуществляющим публичные полномочия.

4. В чем различия между объективной стороной составов нарушений антимонопольного законодательства, допущенных хозяйствующими субъектами, и нарушений со стороны органов, осуществляющих публичные полномочия, с точки зрения правовых последствий квалифицируемых действий?

5. Перечислите основные формальные составы ст. 15 Закона о защите конкуренции.

6. Возможно ли предоставление хозяйствующему субъекту государственной или муниципальной преференции без согласия антимонопольного органа?

7. Назовите субъекта, которому антимонопольный орган выдает согласие на получение государственной или муниципальной преференции.

8. Каковы последствия нарушения органом публичной власти порядка предоставления государственной или муниципальной преференции, установленного Законом о защите конкуренции?

9. Кому адресованы нормы ст. 17.1 Закона о защите конкуренции?

 

 

Глава 8

 

 

Рыночная экономика, основанная на принципах свободы предпринимательской деятельности, позволяет участникам экономических отношений действовать в рамках товарного рынка по своему усмотрению, исходя из собственных экономических и иных интересов.

Согласно ст. 8 Конституции Российской Федерации одной из основ конституционного строя нашей страны является единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данное конституционное положение гарантирует каждому участнику рыночных отношений возможность самостоятельного осуществления деятельности, вид и пределы осуществления которой будут определяться исключительно мнением такого лица. Вмешательство государства, необоснованно ограничивающее самостоятельность участника рыночных отношений, в силу указанного конституционного положения не допускается.

В целях реализации вышеизложенного принципа ст. 34 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Таким образом, в России сформирована правовая основа, гарантирующая свободу экономической деятельности и невмешательство государства в указанные отношения.

Вместе с тем, провозглашая экономическую и правовую свободу участников рыночных отношений, государство запрещает экономическую деятельность, направленную на недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции). Следовательно, свобода экономической деятельности хозяйствующих субъектов не должна приводить к недобросовестной конкуренции. Подобное регулирование – разрешено все, что не запрещено законом, – характерно для всех стран с рыночной экономикой.

Для правильного определения содержания правовых запретов (запрета недобросовестной конкуренции) необходимо определить сущность недобросовестной конкуренции.

Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой определяет слово «недобросовестный» как «нечестно и небрежно делающий что‑нибудь или плохо, небрежно сделанный»[269].

B. И. Даль толкует слово «добросовестность» как «добрая совесть, праводушие, честность, правдивость, строгая богобоязненность в поступках», а «добросовестный» – «правдивый, праводушный, честный».

Таким образом, термин «недобросовестная конкуренция» в обычном понимании означает «нечестная, небрежная конкуренция».

Основы правового определения понятия «недобросовестная конкуренция» были заложены в международном праве. В соответствии с и. 2 ст. 10‑bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. актом недобросовестной конкуренции признается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Российское законодательство развивает указанную дефиницию. Повторим приведенное выше легальное определение недобросовестной конкуренции, данное в Федеральном законе «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Легальное определение недобросовестной конкуренции акцентирует внимание на поведении хозяйствующих субъектов, из чего можно сделать вывод: в отличии от конкуренции[270], понимаемой как состояние рынка, недобросовестная конкуренция – это результат поведения конкретного хозяйствующего субъекта (или нескольких хозяйствующих субъектов) на товарном рынке. При этом, учитывая, что законодательство Российской Федерации запрещает недобросовестную конкуренцию и устанавливает за нее юридическую ответственность хозяйствующих субъектов и их должностных лиц, недобросовестная конкуренция является не чем иным как противоправным деянием конкретных участников рыночных отношений. Акт недобросовестной конкуренции всегда адресно направлен против конкурента и, как правило, не оказывает воздействия на состояние конкуренции в масштабах рынка в целом.

Признаки недобросовестной конкуренции – существенные элементы, позволяющие квалифицировать действие (бездействие) хозяйствующего субъекта в качестве акта недобросовестной конкуренции. Анализ легального определения недобросовестной конкуренции позволяет выделить следующие основные признаки, совокупность которых дает возможность квалифицировать поведение хозяйствующего субъекта на рынке в качестве недобросовестной конкуренции:

• действия хозяйствующего субъекта (его активное поведение);

• противоречие действий законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

• направленность действий на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;

• причинение либо способность причинения действиями убытков или ущерба деловой репутации.

Рассмотрим особенности каждого из приведенных признаков недобросовестной конкуренции.

Во‑первых, недобросовестная конкуренция заключается в поведении хозяйствующего субъекта, т. е. имеет внешнее проявление. Формально Закон о защите конкуренции указывает, что недобросовестной конкуренцией могут быть признаны лишь действия, т. е. активное поведение.

Вместе с тем на практике встречаются случаи, когда поведение хозяйствующего субъекта носит характер бездействия, хотя он обязан был совершить определенные действия. В частности, введение потребителя товара в заблуждение может осуществляться путем умалчивания об отдельных характеристиках товара, что приводит к формированию у потребителя искаженного представления о его потребительских свойствах.

Поэтому, несмотря на то что легальное определение недобросовестной конкуренции указывает лишь на действие, бездействие тоже следует рассматривать как форму выражения поведения, являющегося недобросовестной конкуренцией.

Кроме того, немаловажным следует считать указание на то, что действие (поведение) совершается хозяйствующим субъектом, т. е. индивидуальным предпринимателем, коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход. При этом такой хозяйствующий субъект состоит в конкурентных отношениях с другими хозяйствующими субъектами на товарном рынке, т. е. является продавцом товара, взаимозаменяемого по отношению к товарам, производимым иными хозяйствующими субъектами.

Во‑вторых, действия хозяйствующего субъекта признаются недобросовестной конкуренцией лишь в случае, если они противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Необходимо учитывать, что каждый из этих признаков может быть использован в отдельности. Иначе говоря, недобросовестной конкуренцией признаются как действия, противоречащие законодательству Российской Федерации, так и действия, противоречащие обычаям делового оборота, а также требованиям добропорядочности, разумности или справедливости. Это, в частности, означает, что действия, соответствующие законодательству Российской Федерации, но противоречащие обычаям делового оборота или требованиям добропорядочности, разумности, справедливости, могут быть признаны недобросовестной конкуренцией.

Согласно ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой‑либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком‑либо документе. При этом обычаи делового оборота применяются, если они не противоречат положениям законодательства Российской Федерации и гражданско‑правового договора.

Нужно также учитывать, что термины «добропорядочность», «разумность», «справедливость» действующим законодательством не определены, в связи с чем эти термины применяются в соответствии с их общим значением в русском языке. Например, термин «добропорядочный» толкуется как приличный, достойный одобрения, порядочный, а термин «порядочный», в свою очередь, как честный и соответствующий принятым правилам поведения[271].

Категории «разумность» и «справедливость» отражают различные моральные принципы, причем данные принципы должны распространяться на предпринимательскую деятельность, поскольку правила поведения (повседневного общения между людьми) могут расходиться с принятыми правилами осуществления предпринимательской деятельности.

Требования добропорядочности, разумности и справедливости отражают морально‑этическую оценку поведения хозяйствующего субъекта в процессе осуществления им предпринимательской деятельности. Эти требования в значительной мере зависят от представления общества о существе и характере экономических отношений в определенный исторический отрезок времени и могут изменяться в зависимости от изменения таких представлений.

Как правило, действия, противоречащие законодательству Российской Федерации, одновременно противоречат и требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, поскольку действия, нарушающие закон, идут вразрез с моральными принципами хозяйственной деятельности.

Однако на практике встречаются случаи, когда действие хозяйствующего субъекта, соответствующее законодательству Российской Федерации, может быть признано актом недобросовестной конкуренции. Так, недобросовестные действия по приобретению и использованию хозяйствующим субъектом исключительных прав на товарный знак могут быть признаны недобросовестной конкуренцией даже в случае, если приобретение прав на товарный знак осуществлено в полном соответствии с требованиями гражданского законодательства.

Действия, совершение которых для хозяйствующего субъекта является обязательным в силу требований Закона, не могут быть признаны противоречащими требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

В‑третьих, действия хозяйствующего субъекта могут быть признаны недобросовестной конкуренцией только в том случае, если они также направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности.

В условиях рыночной экономики само по себе приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности является допустимым и правомерным поведением – это проявление нормальной конкуренции. Получение в рамках состязательности обоснованных преимуществ – справедливая награда наиболее успешному хозяйствующему субъекту, который предложил покупателю лучший выбор.

Преимущества, получаемые при недобросовестной конкуренции, не имеют сущностных отличий от преимуществ, получаемых в результате нормальной конкурентной борьбы. Главное отличие состоит в том, что действия, приносящие такие преимущества, недобропорядочны и при отсутствии таких недобросовестных действий никаких преимуществ нарушитель (хозяйствующий субъект, осуществляющий недобросовестные действия) не получил бы.

Четвертым признаком недобросовестной конкуренции является причинение вреда другому хозяйствующему субъекту‑конкуренту.

Этот вред может выражаться в убытках, которые терпит хозяйствующий субъект‑конкурент, и в ущербе его деловой репутации.

Важно отметить, что закон не определяет понятия хозяйствующего субъекта‑конкурента, который из‑за недобросовестных действий терпит убытки или деловой репутации которого причиняется ущерб. Однако, как мы уже отмечали ранее, таким хозяйствующим субъектом является лицо, осуществляющее производство и (или) реализацию однородных с нарушителем товаров.

Статья 15 ГК РФ в качестве убытков рассматривает расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При недобросовестной конкуренции в большинстве случаев убытки у хозяйствующих субъектов‑конкурентов возникают в форме упущенной выгоды (неполученные доходы). Зачастую упущенная выгода выражается в оттоке потенциальных покупателей, которые отказываются от заключения договоров из‑за недобросовестной конкуренции. В результате хозяйствующий субъект не получает тех доходов, на которые он вправе рассчитывать в процессе нормального гражданского оборота.

В некоторых случаях убытки в результате недобросовестной конкуренции могут выражаться и в виде прямого действительного ущерба.

Помимо убытков недобросовестная конкуренция может причинить ущерб деловой репутации конкурента. Под деловой репутацией обычно понимается сложившееся общественное мнение о профессиональных достоинствах и недостатках лица. Ущербом деловой репутации будет являться отрицательное общественное мнение о хозяйствующем субъекте, сложившееся в силу недобросовестных действий его конкурента, ухудшение такого мнения, снижение доверия к лицу со стороны покупателей или контрагентов и т. д.

При этом в обоих случаях для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления последствий в виде убытков или ущерба деловой репутации и доказательств реального вреда не требуется.

Таким образом, недобросовестной конкуренцией могут быть признаны действия лица (хозяйствующего субъекта), в отношении которых подтверждены все четыре указанных признака. Отсутствие любого из них исключает возможность квалификации таких действий в качестве недобросовестной конкуренции.

В завершение данного параграфа сформулируем итоговое определение недобросовестной конкуренции.

Недобросовестная конкуренция – это любые действия лица (хозяйствующего субъекта), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим лицам (хозяйствующим субъектам‑конкурентам) либо нанесли или способны нанести вред их деловой репутации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.