Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы недобросовестной конкуренции 2 страница




Закон о защите конкуренции определяет товар как объект гражданских прав (в том числе работу, услугу, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Экономическая наука определяла товар как внешний предмет, вещь, которая благодаря своим свойствам удовлетворяет какие‑либо человеческие потребности[272].

Поэтому важным элементом характеристики товара выступают его потребительские свойства. Именно потребительские свойства в большинстве случаев характеризуют товар, и информация о потребительских свойствах наиболее существенна для потребителя. В связи с этим потребительские свойства являются основой для формирования спроса на те или иные товары.

Вместе с тем однородные группы товаров обладают одинаковыми потребительскими свойствами. Так, например, все ножницы режут или стригут, все кисточки можно использовать для нанесения краски, все телевизоры предназначены для приема и просмотра телевизионного сигнала и т. д. Поэтому продвижение товара отдельного производителя на рынке невозможно без выделения такого товара из числа однородных товаров, обладающих сходными потребительскими свойствами.

В условиях конкуренции, когда на товарном рынке действуют несколько соперничающих между собой производителей однородных товаров, продвижение товара на рынке и формирование на него спроса практически невозможно без индивидуализации товара с привязкой такой индивидуализации к конкретному производителю. Для выделения товара из числа однородных товаров производители используют средства индивидуализации, к которым относятся товарные знаки (знаки обслуживания), а также иные оригинальные обозначения (упаковка, стилизованная этикетка и т. п.) товара данного производителя.

В соответствии со ст. 1477 ГК РФ товарным знаком является обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Знаком обслуживания признается обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. При этом необходимо отметить, что правила, регламентирующие порядок реализации исключительных прав в отношении товарных знаков и знаков обслуживания, являются идентичными, поэтому далее мы будем говорить только о товарных знаках, подразумевая, что эти же выводы относятся и к знакам обслуживания (товарный знак индивидуализирует товары, а знак обслуживания – работы и услуги).

Товарный знак выполняет следующие функции:

• идентификационная (позволяет отнести маркированный знаком товар к конкретному производителю и таким образом выделить его из числа однородных товаров);

• информационная (сообщает потребителю об отдельных потребительских свойствах группы товаров, для которых он зарегистрирован);

• гарантийная (гарантирует потребителю определенный уровень качества товара исходя из известной на рынке репутации производителя данного товара);

• ограничительная (запрещает использование товарного знака другими лицами без разрешения правообладателя).

Товарные знаки, обозначая товары, помогают стимулировать и сохранять спрос на них со стороны потребителей, а также обеспечивать товару широкую известность и позитивную репутацию у потребителя.

Товарный знак, используемый производителем для индивидуализации своих товаров, подлежит правовой охране в случае его регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Основанием для предоставления товарному знаку правовой охраны является факт регистрации товарного знака, которая осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатентом) в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.

Порядок государственной регистрации товарного знака урегулирован и. 3 § 2 гл. 76 части четвертой ГК РФ и предусматривает: подачу заявки, установление приоритета товарного знака (по дате подачи заявки), экспертизу заявки на товарный знак, принятие решения о государственной регистрации, государственную регистрацию товарного знака. При этом российские юридические лица и граждане Российской Федерации вправе зарегистрировать товарный знак в иностранных государствах или осуществить его международную регистрацию.

Регистрация товарного знака осуществляется для той группы однородных товаров, для индивидуализации которых этот товарный знак будет использоваться.

Группировка товаров по отдельным классам осуществляется на основе Международной классификации товаров и услуг.

Международная классификация товаров и услуг (МКТУ), предназначенная для целей регистрации знаков, была официально признана Соглашением, заключенным 15 июня 1957 г. странами – участницами Ниццкой дипломатической конференции, и пересмотрена в 1967 г. в Стокгольме и в 1977 г. в Женеве.

Российская Федерация как страна – участница Ниццкого соглашения обязана при регистрации знаков следовать МКТУ и в официальных публикациях о регистрации знаков указывать номера классов МКТУ в перечне товаров или услуг, в отношении которых зарегистрированы знаки.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, не обладающие различительной способностью или состоящие только из элементов:

1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

2) являющихся общепринятыми символами и терминами;

3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;

4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Исключительное право на товарный знак принадлежит юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, зарегистрировавшему товарный знак (правообладатель).

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.

Правообладатель может уступить исключительные права на товарный знак другому лицу по договору об отчуждении исключительного права на товарный знак, а также предоставить право на использование товарного знака на основании лицензионного договора.

Важным аспектом вопроса о правомерности использования исключительных прав на товарный знак является прекращение и исчерпание прав владельца товарного знака.

Исчерпание прав владельца товарного знака наступает в отношении товаров, которые были введены им в гражданский оборот. Факт регистрации товарного знака не дает права его владельцу запретить использование этого знака другим лицам в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия (ст. 1487 ГК РФ). Так, не будет противоречить закону использование в рекламе товарного знака на товаре, который был нанесен на товар самим владельцем товарного знака или с его согласия другим лицом.

По смыслу приведенной нормы владельцы товарных знаков не могут препятствовать их использованию третьими лицами применительно к тем товарам, которые были изготовлены последними и через сеть дилеров введены в хозяйственный оборот на территории Российской Федерации.

Исчерпание прав не позволяет владельцам товарных знаков запрещать их использование не только на самих товарах, но и в рекламе этих конкретных товаров.

Предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным в случае нарушения установленного гражданским законодательством порядка регистрации товарного знака, а также в случае, если связанные с государственной регистрацией товарного знака действия правообладателя признаны в установленном порядке злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. В этом и состоит исключительное право, т. е. монопольное право его владельца пользоваться и распоряжаться результатом интеллектуальной деятельности и корреспондирующая обязанность остальных лиц воздержаться от использования такого объекта без согласия правообладателя.

В отличие от нарушения исключительного права (являющегося самостоятельным видом правонарушения, за которое законодательством Российской Федерации установлена ответственность), недобросовестная конкуренция выражается в продаже, обмене или ином введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, в связи с чем нарушитель получает конкурентные преимущества, а владелец исключительных прав терпит убытки.

При этом, помимо причинения вреда владельцу товарного знака (конкуренту), неблагоприятные последствия касаются и потребителей. В ряде случаев это связано с введением потребителя в заблуждение относительно качества и потребительских свойств товара, поскольку поддельный товар, как правило, не оправдывает ожиданий потребителя, знакомого с «оригинальной» продукцией.

Важно помнить, что факт введения товара в оборот является обязательным условием квалификации данной формы недобросовестной конкуренции.

В качестве иллюстрации можно привести следующие примеры дел, рассмотренных антимонопольным органом.

В ФАС России поступило заявление ЗАО «УВЗ» (далее – Заявитель) о недобросовестной конкуренции со стороны ООО «СМК». Нарушение выразилось в реализации лекарственного препарата «КАНТЕНАТ» с незаконным использованием товарного знака.

На основании свидетельства на товарный знак владельцем товарного знака «КАНТЕНАТ» является ЗАО «Лекарь‑М». В соответствии с лицензионным договором исключительное право на использование указанного товарного знака предоставлено ЗАО «УВЗ», которое размещает его на упаковке лекарственного средства.

ООО «СМК» осуществляет производство и реализацию лекарственного препарата, на упаковке которого используется словесное обозначение «КАНТЕНАТ».

Использование ООО «СМК» словесного обозначения «КАНТЕНАТ» противоречит положениям гражданского законодательства и является незаконным.

С учетом изложенного действия ООО «СМК» по введению в оборот лекарственного средства с незаконным использованием товарного знака «КАНТЕНАТ» признаны антимонопольным органом актом недобросовестной конкуренции.

Другой пример.

В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление Кооператива «Кондитерское объединение» (далее – Заявитель) о недобросовестной конкуренции со стороны ООО «МПК» (далее – Общество).

По мнению Заявителя, нарушение выразилось в производстве и реализации Обществом печенья «Экстра М», сходного с товарным знаком, принадлежащим Заявителю.

Как было установлено антимонопольным органом, Заявителю принадлежат исключительные права на словесный товарный знак «Экстра», зарегистрированный для товаров 5 класса МКТУ «детское питание» и 30 класса МКТУ «кондитерские изделия».

Общество производит и реализует детское печенье со словесным обозначением «Экстра М». В качестве доказательства присутствия на российском рынке указанного товара Заявитель представил упаковку печенья «Экстра М». При этом кооператив «Кондитерское объединение» не предоставлял ООО «МПК» право на использование упомянутого товарного знака.

Учитывая, что используемое обозначение «Экстра М» является не идентичным товарному знаку «Экстра», антимонопольный орган направил официальный запрос в Роспатент с просьбой дать письменную консультацию о степени сходства упаковки печенья «Экстра М» и словесного товарного знака, принадлежащего Заявителю. Сравнительный анализ, представленный Роспатентом, показал, что упомянутые обозначения могут рассматриваться как сходные до степени смешения.

Таким образом, продажа Обществом детского печенья со словесными обозначениями «Экстра М» нарушает исключительное право Заявителя на соответствующий товарный знак и является незаконной.

В связи с изложенным действия ООО «МПК» по введению в оборот детского печенья с незаконным обозначением, сходным до степени смешения с товарным знаком, принадлежащим кооперативу «Кондитерское объединение», признаны антимонопольным органом актом недобросовестной конкуренции.

Пятой формой недобросовестной конкуренции, выделяемой Законом о защите конкуренции является незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Объектом правонарушения в данном случае является информация хозяйствующего субъекта, составляющая коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

К информации, составляющей коммерческую тайну, Закон относит сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно‑технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно‑эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об

оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом.

Коммерческая ценность информации может быть обусловлена тем, что ее использование способно увеличить доходы лица, в том числе путем снижения издержек на производство. Исходя из характера и содержания информации, составляющей коммерческую тайну, ее разглашение способно причинить хозяйствующему субъекту убытки, а лицу, незаконно получившему, использовавшему или разгласившему такие сведения, – конкурентные преимущества. Сказанное относится и к иным видам конфиденциальной информации (служебной тайне).

При квалификации нарушения следует учитывать, что информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на то законного основания.

Закон выделяет три действия, совершение которых без разрешения владельца информации может рассматриваться в качестве недобросовестной конкуренции: получение, использование и разглашение конфиденциальной информации. При этом актом недобросовестной конкуренции может быть признано любое из этих действий.

Следует отметить, что любое из указанных действий приводит к обесцениванию конфиденциальной информации, что способно причинить убытки ее обладателю. Однако для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимо установить, что нарушитель получил преимущества в предпринимательской деятельности, действуя с обладателем информации на одном товарном рынке (являясь его конкурентом).

В качестве примера данной формы недобросовестной конкуренции можно привести следующее дело.

В антимонопольный орган поступило заявление СП «Медицинский центр» (далее – Компания СПМЦ) о недобросовестной конкуренции со стороны Компании «П».

Компания СПМЦ занималась оказанием медицинских услуг российским и иностранным клиентам. Компания «П» занималась изготовлением и реализацией в России безалкогольных напитков и приняла решение о создании в Российской Федерации медицинского учреждения высокого класса.

Для оценки рынка медицинских услуг вице‑президент одного из подразделений Компании «П» направил сотрудника Р. Джонса в Москву. Р. Джонс посетил Компанию СПМЦ, заявив при этом, что его интересует возможность Компании «П» стать клиентом Компании СПМЦ, и попросил предоставить информацию о ее деятельности. Сотрудница Компании СПМЦ под влиянием заблуждения относительно цели визита Р. Джонса предоставила часть реестра клиентов для ознакомления в ее присутствии, однако документ не был возвращен. Реестр клиентов Компании СПМЦ, как было установлено антимонопольным органом, составлял коммерческую тайну и должным образом охранялся. Завладев данным документом, Р. Джонс предоставил его в распоряжение Компании «П».

После обнаружения исчезновения копии реестра и установления обстоятельств, связанных с этим, президент Компании СПМЦ известил руководство компании «П» о том, что реестр клиентов Компании СПМЦ является ее конфиденциальной информацией. Упомянутый реестр использовался Компанией «П» при создании медицинского учреждения. В частности, Компания «П» направила клиентам Компании СПМЦ приглашение на презентацию медицинского учреждения Компании «П». Аналогичным образом реестр использовался и в других случаях.

После начала деятельности медицинского учреждения Компании «П» было обнаружено, что около 15 % его клиентов ранее обслуживались Компанией СПМЦ. С момента своего открытия и до начала разбирательства в антимонопольном органе указанное учреждение оказало медицинские услуги около 2500 пациентам.

В результате рассмотрения данного дела Комиссия решила, что действия Компании «П», выразившиеся в получении и использовании реестра клиентов Компании СПМЦ без его согласия, противоречат требованиям Закона о защите конкуренции в части, не допускающей получение и использование конфиденциальной информации без согласия ее владельца.

Отдельно следует остановиться на недобросовестной конкуренции, связанной с незаконным использованием олимпийской (паралимпийской) символики, а также с созданием ложного представления о причастности производителя товаров к Олимпийским и (или) Паралимпийским играм.

Особая форма недобросовестной конкуренции появилась в связи с подготовкой Российской Федерацией XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.12.2007 № 310‑ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 310‑ФЗ) признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:

1) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) паралимпийская символика;

2) введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским играм и (или) Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора.

При этом, как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 19.07.2011 № 3255/11, указанная норма Закона № 310‑ФЗ является специальной по отношению к Закону о защите конкуренции и предусмотренные ею действия признаются недобросовестной конкуренцией и в том случае, если они не приводят или не могут привести к последствиям, указанным в и. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции, в том числе связанным с причинением убытков другим хозяйствующим субъектам‑конкурентам или нанесением вреда их деловой репутации.

Это означает, что в случаях выявления фактов продажи, обмена или иного введения в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) паралимпийская символика, а также фактов введения в заблуждение, в том числе создания ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским играм и (или) Паралимпийским играм, в частности в качестве спонсора, указанные факты признаются недобросовестной конкуренцией независимо от того, к каким последствиям для конкуренции они привели.

При этом стоит отметить, что предусмотренные ч. 1 ст. 8 Закона № 310‑ФЗ формы недобросовестной конкуренции являются во многом сходными с формами недобросовестной конкуренции, предусмотренными и. 2и4 ч. 1ст. 14 Закона о защите конкуренции.

Мы рассмотрели формы недобросовестной конкуренции, которые прямо закреплены в ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции и некоторых иных федеральных законах. Однако необходимо помнить, что перечень форм недобросовестной конкуренции, перечисленных в указанном Законе, является открытым. Это означает, что недобросовестной конкуренцией могут быть признаны и иные формы поведения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, отвечающие всем признакам недобросовестной конкуренции, о которых мы говорили в предыдущем параграфе. Поэтому в рамках анализа практики применения антимонопольного законодательства антимонопольными органами и судами можно выделить и иные формы недобросовестной конкуренции, встречающиеся в практике экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Анализ такой практики может стать основанием для расширения форм недобросовестной конкуренции непосредственно в Законе о защите конкуренции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.