КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Курсовая работа 1 страница. I. Теоретические основы структуры управления
Стр Введение…………………………………………………………………… I. Теоретические основы структуры управления………………………………. 1.1 Понятие и основные типы структуры управления………………… 1.2 Требования к структуре управления и определяющие ее факторы………. 1.3 Пути совершенствования структур управления……………………………. II. Анализ современного состояния хозяйственной деятельности СПК «Угра»…………………………………………………………… 2.1. Организационно-экономическая характеристика организации…… 2.2. Анализ организации маркетинговой деятельности СПК «Угра»…. III. Пути совершенствования организации маркетинговой деятельности в СПК «Угра»…………………………………………………………… 3.1. Организация специализированной маркетинговой службы в СПК «Угра»………………………………………………………….. 3.2. Оценка экономической эффективности создания маркетинговой службы в СПК «Угра»…………………………………………………………. Выводы и предложения…………………………………………………… Список использованной литературы……………………………………..
Введение
Важную роль в эффективной работе предприятия играет структура управления. На ее формирование влияют многие факторы, изменения, происходящие в развитии производственных сил и производственных отношений. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечивает ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. Расширение самостоятельности предприятий, разнообразие их экономических и организационных форм требует большей конкретизации в поиске прогрессивных организационных решений с учетом специфики каждого предприятия. Такой подход позволяет повысить эффективность управленческого труда, удешевить аппарат управления и, следовательно, увеличить прибыль предприятия и повысить его конкурентоспособность. Поэтому анализ производственной и финансовой деятельности, а также структур управления предприятием в настоящее время очень актуален. Цель курсовой работы - произвести анализ и дать рекомендации по совершенствованию структуры управления в СПК «Угра» Юхновского района Калужской области. В связи с поставленной целью основными задачами работы являются: - изучение типов, видов структур управления и требований, к ним предъявляемых; - анализ организационной структуры хозяйства, структуры управления и факторов на них влияющих; - изучение основных направлений совершенствования структур управления в сельскохозяйственных предприятиях; - проектирование организационной структуры и структуры управления. Объектом исследования является СПК «Угра» Юхновского района Калужской области. Предметом исследования является анализ структуры управления на предприятии. Цель данной исследовательской работы достигается при помощи использования монографического, аналитического, статистического и других методов. При написании работы использовались следующие источники информации: литература отечественных и зарубежных авторов, годовые отчеты СПК «Угра».
Глава 1. Теоретические основы структуры управления
1.1 Понятие и основные типы структуры управления
При характеристике любой системы возникает необходимость рассматривать ее элементы. Важнейшим элементом социальных систем является структура управления, с помощью которой согласуются различные стороны (техническая, экономическая, производственная, социальная) деятельности предприятий, регламентируются внутрипроизводственные связи, достигается относительно устойчивый порядок служебных взаимоотношений между структурными подразделениями и работниками аппарата управления. Структура – это расположение элементов и подсистем внутри системы. Все системы в той или иной мере обладают структурой. (Пиличев с 60) Под структурой управления (по Королеву Ю.Б.) понимают совокупность управленческих звеньев и отдельных работников, порядок их соподчиненности и взаимосвязи по вертикали и горизонтали. (Королев с 40) По мнению Пиличева Н.А., структура управления – совокупность служб и отдельных работников управления, определенный порядок их соподчиненности и взаимосвязи. Однако Пошатаев А.В. дает другое определение: «структура управления – это устойчивая упорядоченная система, определяющая и фиксирующая соподчиненность и полномочия работников аппарата управления на подготовку, принятие и реализацию решений.» (Пошатаев с 16) Конкретное выражение структура управления находит в схеме управления: составе кадров, взаимосвязи и соподчиненности единиц (отделы, секторы, службы); штатных расписаниях; функциях и задачах управления, разграничении их между звеньями и работниками; составе работников по отдельным секторам; положении о подразделениях и службах, должностных инструкциях, которые и определяют деятельность коллектива. В схемах управления отражается состав структурных звеньев, их подчиненность и внутренняя связь. В штатных расписаниях регистрируется численный и профессиональный состав работников по каждому структурному звену управления с указанием должностного оклада. Структура управления по вертикали делится на ступени, а по горизонтали – на звенья. Звено (орган) управления – это самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенную функцию или несколько функций управления. В качестве звеньев управления на сельскохозяйственных предприятиях выступают отделы (агрономический, зоотехнический, планово-учетный и др.), службы главного механизма, энергетика и т. д. Под ступенью управления понимают совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии, отражающей последовательность их подчинения снизу доверху.(Королев с 41) В хозяйствах к низшей ступени в основных отраслях производства относится бригада, к высшей – хозяйства в целом и аппарат управления во главе с его руководителем. Промежуточное положение занимают отделения, производственные участки, цехи и др. Число ступеней в структуре управления всегда соответствует числу ступеней в организационной структуре предприятия. (Пиличев с 61) Каждое внутрихозяйственное подразделение на предприятии выполняет определенную задачу и занимает свое положение в организационной структуре. Совокупность подразделений, находящихся на одном уровне, образуют ступень производства: совокупность бригад, отрядов, звеньев – отделение (цех, производственный участок, внутрихозяйственный кооператив), являющееся промежуточной ступенью производства; совокупность отделений (внутрихозяйственных кооперативов, цехов) – предприятие; совокупность предприятий – объединение, ассоциацию, консорциум, союз и т.д. В результате образуется строгая иерархическая структура, каждой ступени производства которой соответствует своя ступень управления. Между подразделениями и управленческими должностями существуют связи. Связи по вертикали принято называть линейными (прямыми). Они возникают между различными ступенями управления и характеризуются отношениями соподчиненности, в соответствии с чем идущие сверху вниз указания являются обязательными к исполнению. Эти связи отражают иерархичность построения системы и отвечают на вопрос: кто, кому и в какой мере подчинен. Связи по горизонтали возникают между различными звеньями управления (отделами, службами), расположенными на одном уровне, группами или работниками внутри них. С развитием функциональных служб (ростом числа работников) связи становятся более разнообразными: возникают и развиваются, кроме линейных и функциональных, связи координации, регулирования, согласования, консультационные, инспекции и контроля, методические и др., что усложняет процесс принятия решений. Сущность их состоит в том, что тот или иной работник или звено управления обязаны согласовывать определенные вопросы с другими звеньями или работниками управления, прежде чем принять решение. Порядок согласования целесообразно устанавливать заранее в документах, регламентирующих деятельность аппарата, что упрощает процесс управления, вносит в него стабильность. Структуры управления классифицируют в зависимости от характера и целей исследования, выделяя на основе разных признаков типичные. Наиболее распространена классификация структур по ступеням. Все структуры имеют определенное количество ступеней. В соответствии с данной классификацией выделяют двух-, трех- и более ступенчатые и комбинированные структуры. Характеристика структуры с этой стороны исключительно важна при разработке мероприятий по рационализации системы управления, поскольку необходимость в координации становится особенно насущной, когда разделение труда происходит как по горизонтали, так и по вертикали. Без соответствующей координации различные уровни, функциональные зоны и отдельные лица не смогут выполнять работу вместе. В небольших и средних по размеру предприятиях структуры целесообразно строить по двухступенчатой схеме: предприятие – бригада, руководитель хозяйства - бригадир. Это повышает оперативность, качество и надежность функционирования аппарата управления. В крупных сельскохозяйственных предприятиях неизбежно выделение промежуточных подразделений (отделений участков цехов, кооперативов и др.), через которые осуществляется руководство первичными производственными: предприятие — отделение — бригада, колхоз — цех — бригада (ферма). Соответственно и структура управления трехступенчатая. Это обусловлено, с одной стороны, увеличением размеров производства, с другой — рассредоточенностью населенных пунктов, уровнем специализации и концентрации производства. В таких условиях формирование трехступенчатой структуры управления целесообразно. Там, где процесс углубления специализации производства осуществляется неодновременно, целесообразно вводить смешанную структуру, при которой часть подразделений подчиняется руководителю предприятия непосредственно, часть — через руководителей промежуточных подразделений. Четырехступенчатая структура управления используется в агропромышленных объединениях (ассоциациях), в которых предприятия по производству, переработке продукции и др. подчиняются генеральному директору и его заместителям, представляющим высшее звено управления. Рассмотренная выше классификация не раскрывает ряда качественных параметров структуры управления сельскохозяйственным предприятием, имеющих важное практическое значение. В этой связи разработана типизация структур управления, отражающая особенности построения и принципы управления производством. В соответствии с этой классификацией выделяются отделенческая (территориально-производственная), цеховая (отраслевая), кооперативная, бригадная и комбинированная структуры управления. Отделенческую структуру управления характеризует производственно-территориальный принцип организации производства и управления, при котором на определенной обособленной территории (отделении) обеспечивается производство продукции. Руководство первичными производственными подразделениями (бригадами) осуществляют управляющие с соответствующими отраслевыми специалистами. Многообразие условий вызывают различные модификации данной структуры управления. Отделенческая структура управления типична для крупных хозяйств с многоотраслевой структурой и значительной территориальной разобщенностью производства. В условиях углубления специализации происходит усиление внутриотраслевых связей при ослаблении связей между отраслями. В результате получает развитие отраслевая структура управления, при которой одинаковые по специализации внутрихозяйственные подразделения, выполняющие работы по производству однородного продукта или части его, независимо от территориального расположения объединяются в одном подразделении — цехе. Степень однородности производимого продукта в цехе складывается в зависимости от размеров производства, глубины его специализации и концентрации. Цехи могут объединять отрасли растениеводства и животноводства в целом или быть узкоспециализированными (овощеводства, свиноводства, скотоводства и т д.). Бригадная структура управления — наиболее простая, находит применение в небольших и средних по размеру хозяйствах. В ее основе могут быть как территориальные принципы (комплексные бригады), так и отраслевые. Комбинированная структура управления применяется в хозяйствах, где имеются многоотраслевые подразделения с организацией производства на территориальных принципах и специализированные (бригады, цехи, кооперативы), в основе которых лежат отраслевые принципы. Имеется множество их комбинаций, ибо данный тип достаточно распространен. Указанные типы структур управления применимы в различных хозяйственных формированиях. Однако в них по-разному формируются органы общего руководства: в обществах, товариществах и кооперативах они избираются, а в государственных предприятиях, например совхозах, назначаются вышестоящим органом. Типизация структур управления имеет важное значение для разработки штатных нормативов и определения численности работников позволяет шире использовать стандартизацию и унификацию отдельных элементов и процессов, разрабатывать рекомендации по совершенствованию структур управления. Практика показывает, что формы управления исключительно многообразны и в пределах каждого типа имеется много модификаций, отражающих местные условия и различия в уровне развития и сочетании факторов производства. Цели и задачи стоят перед предприятиями, различны, отличаются и профессионализмом, отношением к делу и т. д. В этой связи типовые структуры не следует рассматривать как стандартное решение для конкретных условий хозяйства.
1.2 Требования к структуре управления и определяющие ее факторы
На современном этапе формируются структуры, наиболее полно отвечающие сложившимся принципам и функциям управления. Наилучшая структура - та, которая позволяет предприятию эффективно взаимодействовать с внешней средой, целесообразно и продуктивно распределять усилия работников аппарата управления и, удовлетворяя потребности клиентов, достигать намеченных целей. Рациональная структура обеспечивает наилучшие условия для коммуникации, то есть обмена информацией, в объеме, необходимом для своевременного принятия решений, способствует скоординированности работ функциональных служб и линейного персонала, улучшает горизонтальное и вертикальное разделение труда, распределение полномочий на всех уровнях, сокращает вмешательство вышестоящих работников в текущие процессы, облегчает связь между руководителями и подчиненными, создает предпосылки для механизации и автоматизации управления, внедрение АСУ. Чем совершеннее структура, тем эффективнее воздействие управления на процесс производства, лучше его результаты. При формировании структуры управления производством необходимо руководствоваться организационными принципами (правилами), выработанными многолетней отечественной и зарубежной практикой. Структура управления характеризуется многими качественными свойствами, которые трудно формализуются (полномочия работников, их ответственность, адаптивность, гибкость и т.д.), поэтому следует умело сочетать анализ влияющих на Принцип соответствия. Полномочия должны соответствовать целям, функциям и уровню ответственности. Если на лицо возлагаются определенные обязанности, то его необходимо наделить и соответствующими полномочиями, необходимыми для выполнения этих обязанностей. Принцип оптимальной звенности. Число ступеней (уровней) управления должно быть объективно необходимым для оперативного управления. В звеньях системы следует соблюдать соразмерность по трудоемкости, объему деятельности, что способствует равномерной загрузке, которая, в свою очередь, определяет ритмичность работы, хороший социально-психологический климат, дисциплину, рациональность взаимодействия. Системе управления должна быть присуща иерархическая рациональность, то есть оптимальная соподчиненность. Принцип распространенности (объема) контроля означает, что в подчинении руководителей не должно быть числа работников, превышающего норму управляемости. Принцип разграничения полномочий. Руководитель не должен выполнять работы, которые могут успешно выполнить его подчиненные. Систему управления следует ориентировать на определенный уровень компетентности персонала и информационного обеспечения. Нельзя построить ее без учета объемов необходимой информации. Принцип четкого разграничения линейного и функционального руководства. Каждое звено должно выполнять определенные функции, однако управление не может быть абсолютно формализованным. Система должна допускать и стимулировать неформальное управление, лидерство. Принцип гибкости и надежности функционирования. Структура должна своевременно реагировать на изменения внутренней и внешней среды, приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, потребностям своевременной реконструкции или модернизации, обладать гибкостью связей и максимально возможной простотой. Всеми своими характеристиками она должна соответствовать механизму и процессу управления. На структуру управления решающее влияние оказывают внешние и внутренние факторы и условия. К внешним факторам относятся цели, принципы и методы управления, которые определяются социально-экономическими факторами, а также территориальное размещение (объем и характер внешних связей, национальные, исторические и климатические условия), кооперация, трудовые ресурсы, законы, потребители, конкуренты, поставщики. Кроме прямого существует и косвенное воздействие – состояние экономики, научно-технический прогресс политические изменения, международное положение. Внешние факторы влияют на управляемую систему, последняя определяет структуру управления. Так, осуществление хозяйственной реформы и переход к рыночной экономике привели к выделению службы маркетинга в самостоятельное звено управления с достаточно широкими полномочиями; при этом возрастает и численность специалистов выполняющих эту функцию. Внутренние факторы, влияющие на структуру, — это основные факторы производства как объекта управления: организационное устройство; размер и тип производства; уровень его специализации и концентрации; техническая оснащенность, трудовые ресурсы и их квалификация; природные и экономические условия (расположение, рельеф, размещение населенных пунктов, наличие средств связи и транспорта). Кроме того, на структуру влияют факторы непосредственно управленческого (организационного) характера: степень соответствия организационному устройству, трудоемкость функций и полномочий, степень их централизации и децентрализации, информация, техника, объем контроля, соотношение между территориальными и отраслевыми формами управления, формы собственности, компетентность работников и эффективность их труда. Поскольку цель управления состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед предприятием задач, проектирование его структуры должно базироваться на стратегических планах. Поэтому прежде чем выполнить работу по проектированию структуры управления надо разделить организацию по горизонтали на сферы, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии; установить состав, содержание и объем работ по каждой функции; объективно необходимой для достижения целей предприятия, соотношение полномочий различных должностей; определить должностные обязанности как совокупность задач и функций, также ответственность за их удовлетворительное выполнение. Опыт показывает, что эффективнее работают не те организации, которые раз и навсегда приняли оптимальную систему управления, а те, в которых эта система постоянно совершенствуется на основе достижений науки и под влиянием внешних условий. Решающее воздействие на формирование структуры управления оказывает структура производства, в которой выделяют две подструктуры: производственную и организационную, характеризующие с разных сторон строение объекта. Под производственной структурой понимают сочетание отраслей на предприятии. Совокупность отраслей и их долю в общем объеме производства отражает структура товарной продукции предприятия. Организационная структура представляет собой совокупность производственных, обслуживающих и вспомогательных подразделений предприятия. Организационная структура определяет построение структуры управления. Их принципиальное сходство и отличие легко заметить, сравнив данную структуру со структурой управления. Организационное устройство предприятия оказывает решающее влияние на число ступеней в управлении, характер взаимоотношений общехозяйственных и нижестоящих его звеньев. Структура управления должна отражать организационное устройство объекта, его иерархический строй. Таким образом, они взаимосвязаны и взаимодействуют, в результате обеспечивается четкое функционирование всего хозяйственного механизма предприятия.
1.3 Пути совершенствования структур управления
Освоение рыночных механизмов хозяйствования в России потребовало серьезных изменений в системе управления производственными и коммерческими организациями. Необходимость совершенствования структур управления на предприятиях АПК обусловлена внутренними и внешними факторами, которые оказывают большое влияние на содержание управленческой деятельности. Анализ опыта сельскохозяйственных предприятий показывает, что структуры управления в них отличаются большим разнообразием. Это обусловлено различием природно-экономических и других условий, в которых осуществляется их производственно-хозяйственная и коммерческая деятельность. Разработка конкретных рекомендаций всегда должна учитывать эти условия. К внутренним факторам относятся специализация хозяйства и его подразделений, размеры производства и его концентрация, техническая оснащенность производства и управленческого труда, технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции, цели подразделений, масштабы контроля, обеспеченность кадрами и уровень их квалификации, наличие средств связи и транспорта, природные и экономические условия (территориальное размещение производства и населенных пунктов, дорожная сеть, характер землепользования, размеры населенных пунктов и наличие в них трудоспособных работников) и т. д. Например, с увеличением размеров производства на предприятиях появляется возможность создавать крупные отраслевые (специализированные) бригады и фермы. Улучшение средств связи, транспортного сообщения позволяет руководителям более эффективно управлять крупными подразделениями. Механизация и автоматизация производственных процессов требует увеличения численности инженерно-технических работников, организации специализированных подразделений по обслуживанию машин и оборудования. Централизация в управлении подстегивается внедрением новых технических средств управления, диспетчеризацией и компьютеризацией. При значительной территориальной рассредоточенности подразделений в хозяйствах сохраняется отделенческая структура, что объективно приводит к децентрализации в управлении, особенно при решении оперативных вопросов. Несмотря на предоставленную предприятиям самостоятельность в производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, на систему управления по-прежнему сильно влияют внешние факторы. Более того, это влияние только усилилось. Внешнее воздействие может быть прямым и косвенным. Прямое влияние оказывают поставщики (материальных ресурсов, капитала), потребители продукции и услуг, законодательные акты, государственные органы управления, конкуренты, профсоюзы. Значительное косвенное воздействие оказывают общее состояние экономики страны, международные события, научно-технический прогресс, политические и социокультурные факторы. Например, рост объемов производства и реализации продукции вызывает необходимость организации специальной службы снабжения и сбыта. Сложности в реализации продукции, которые испытывают предприятия, можно преодолеть путем создания службы маркетинга, подразделений по переработке, хранению и торговле. Наличие на территории сельскохозяйственного предприятия предприятий и организаций по производственно-техническому, торговому, медицинскому и культурно-бытовому обслуживанию населения дает возможность не создавать аналогичные подразделения в предприятии. Законы РФ «Об акционерных обществах» и «О сельскохозяйственной кооперации» предписывают иметь в структуре управления акционерного общества или сельскохозяйственного кооператива наблюдательные советы и т д Значение факторов, оказывающих влияние на структуру управления, не дает еще достаточных оснований для решения проблемы ее рационального построения. Наилучшая организационная структура та, которая позволяет предприятию эффективно взаимодействовать с внешней и внутренней средой, продуктивно и целесообразно использовать усилия работников управления для достижения поставленных целей. Проектирование или реорганизация структуры управления должна базироваться на стратегических планах предприятия. В частности, структура должна соответствовать: технологии производства товаров и услуг; отношениям собственности на предприятии; внешнему окружению предприятия; качественному составу персонала; коммуникационным возможностям и т.д. При формировании структуры управления необходимо выдержать ряд требований, перечислим важнейшие из них. 1. Структура управления должна обеспечивать оперативность в работе аппарата управления. Она должна быть настолько гибкой и простой, чтобы за время от принятия решения до его осуществления в управляемой системе не успели произойти необратимые изменения, делающие ненужными его реализацию. 2. Оперативность управления должна сочетаться с надежностью функционирования. Это означает, что структура управления должна гарантировать достоверность передачи информации, препятствовать искажению управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойные связи в системе управления. 3. В любой структуре должны соблюдаться ограничения по нормам управляемости. 4. Необходимо создать благоприятные условия для быстрого внедрения достижений науки и передового опыта, четкой работы вспомогательных и обслуживающих подразделений, бесперебойного материально-технического снабжения и реализации продукции, высокого уровня экономической работы. 5. Структура управления должна обеспечивать его экономичность, то есть нужный эффект должен достигаться при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием в данном случае может служить соотношение между затратой ресурсов и полезным результатом. 6. Нужно создать условия для подготовки руководителей и их профессионального роста. Важнейшее значение при построении аппарата управления имеет правильное соотношение между централизацией и децентрализацией, линейным и функциональным персоналом. Чем выше уровень структуры, тем большую роль играют функциональные службы. Если при управлении бригадой они практически не нужны, то в масштабе предприятия роль функциональных (штабных) органов управления может быть весьма значительной. Ими осуществляется вся техническая подготовка и обоснование вариантов решения вопросов в сфере производства, реализации, финансов. Еще более возрастает роль функциональных органов (службы маркетинга, внешнеэкономических связей, материально-технического снабжения и др.) в региональных и отраслевых органах управления АПК. Специализация оказывает двойственное влияние на процесс На численность аппарата и структуру управления производством оказывает влияние зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителей. Эта зависимость известна под названием принципа распространенности контроля. В связи с этим большинство отечественных и зарубежных специалистов в области управления считают оптимальным числом подчиненных для руководителя в пределах 5-8 а на уровне бригадиров - до 30 человек в зависимости от типа выполняемых работ В настоящее время ни одно предприятие АПК независимо от их размеров не может позволить себе ограничиться жесткой организационной структурой управления, хотя она и должна иметь определенную стабильность. Это повышает чувство уверенности, развивает самостоятельность и ответственность у руководящих работников и их подчиненных Работу по совершенствованию структуры управления на предприятии обычно проводят в следующем порядке:
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |