Происходит рождение организации. Все держится на энтузиазме, новых идеях. Персонал набирается по семейному признаку. Создаются новые товары, большое внимание уделяется маркетингу. В самой фирме имеют место неформальные коммуникации, практически полностью отсутствует контроль.
По мере развития компании становится очевидной необходимость в человеке, который бы вел за собой организацию в нужном направлении, а также умело осуществлял все виды управленческого контроля. Возникают серьезные управленческие проблемы, т.е. кризис лидерства.
Директивное руководство
Организация наняла профессионального менеджера и наладила управленческие процессы (вводится система планирования, появляется четкое разделение труда). Исполнители вырабатывают навыки и культуру исполнительства, а управляющие – умение ставить конкретные задачи, т.е. организация становится «фирмой - конвейером».
Большая часть решений принимается администрацией, а менеджеры среднего и низшего звена принимают на себя минимум ответственности, что не устраивает последних. Пытаясь проявить инициативу, они наталкиваются на барьеры. В результате творческие люди покидают компанию, т.е. возникает кризис автономии.
Делегирование
Успешное использование децентрализованной организационной структуры. Развивается внутреннее предпринимательство, организация переходит на управление проектами, разрабатываются новые продукты, осваиваются новые рынки, открываются дочерние компании.
Автономные руководители все больше предпочитают управлять своими предприятиями без координации планов, финансовых ресурсов, т.е. высшее руководство теряет контроль на местах. Попытки восстановить контроль не приносят успеха, т.е. наступает кризис контроля.
Координация
Всеобщий контроль осуществляет штаб-квартира, что в первое время приносит результаты. Контроль осуществляется в основном в отношении ресурсов и распределения прибыли. Компания начинает более эффективно размещать свои материальные и трудовые ресурсы и вынуждает полевых менеджеров думать не только об удовлетворении собственных потребностей, но и о целях компании в целом.
Линейные менеджеры активно ищут возможности сокрытия недостатков, пытаясь показать несуществующие достоинства, вследствие чего между полевыми менеджерами и штаб - квартирой возникает недоверие. Начинаются конфликты, возникают взаимные упреки, вместо того, чтобы совместными усилиями решить возникшие проблемы, т.е. наступает кризис волокиты.
Сотрудничество
Происходит интеграция команды, всем членам организации прививаются общие ценности, ставятся цели и задачи, для достижения которых необходимо объединить усилия. Особое значение придается большей спонтанности управленческих действий путем создания команд и умелого использования межличностных различий. Штаб – квартира теперь выполняет консультационную функцию и особое место отводится инновационной деятельности.
Возможно, наступает «психологическая пресыщенность», усталость от командной работы и тогда опят возникает кризис - кризис чего?
Таким образом, согласно теории Лэрри Грейнера, любая организация проходит ряд запланированных изменений, вызванных кризисами, появляющимися на этих этапах.
Ицхак Адизес, американский профессор и консультант в области управления изменениями, в 1978 г. предложил модель «Теория жизненных циклов организации», которая является эволюционной моделью организационного развития, рассматривающая указанный процесс как некий аналог процессов в развитии биологического организма.
Определяющим фактором успеха организации является способность компании справляться с проблемами. Он выдвинул причинно- следственную связь, отраженную на рисунке 1.2.
Рис. 1.2. Взаимосвязь межу развитием организации и проблемами, возникающими в ней
В процессе роста любая компания сталкивается с определенными трудностями и проблемами. На каждом этапе развития организации их условно можно разбить на две категории:
- болезни роста, т.е. проблемы, обусловленные незрелостью компании и которых трудно избежать (как детские инфекционные болезни),
- организационные патологии или трудности, которые могут относиться на определенных этапах развития компании к болезням роста, но, будучи не преодоленными, превращаются в патологии, излечиться от которых компания самостоятельно не может.
При правильной стратегии и тактике развития организация может достигнуть расцвета и находиться в этом состоянии достаточно долго. В наличии этой принципиальной возможности – основное ограничение антологии между развитием деловой организации и живого организма.
На рисунке 1.3. представлена модель жизненного цикла И. Адизеса.
Поздний расцвет
Аристократизм
Салем Сити
Бюрократизация
Смерть
Упадок
Ранний расцвет
Юность
Давай – давай
Младенчество
Ухаживание
Рис. 1.3. Модель жизненного цикла организации И. Адизеса
В своей теории И. Адизес акцентирует внимание на том, что чем старше компания, тем жестче она контролируется и становится менее гибкой.
Обратимся к стадиям жизненного цикла, которые выделяет И. Адизес (табл. 1.5.).
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление